Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 17:11, курсовая работа
Возникшая проблема разгосударствления и приватизации (перехода от государственной к негосударственной форме собственности) большинства предприятий России, сложности, вытекающие из сложившейся ситуации, требует тщательного рассмотрения таких предметов, как:
- структура собственности и ее особенности;
- мировой опыт дифференциации форм собственности (национализация и денационализация, антимонопольная политика, приватизация и прочее);
- национальные особенности экономики России.1
Введение
Глава 1
Понятие собственности и ее изменение в историческом аспекте_______6
Виды и формы собственности в современной экономике____________12
Глава 2
2.1 Механизмы изменения форм собственности_______________________24
2.2 Процесс приватизации в России_________________________________25
2.3 Задачи и цели приватизации____________________________________ 30
2.4 Итоги и перспективы приватизации в России______________________34
Заключение_____________________________________________________37
Список литературы______________________________________________40
В июле 1991 года в России был принят Закон о приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1992-1994 годы. Все предприятия, подлежащие приватизации, были разделены на три группы: 1) мелкие предприятия (до 200 занятых с балансовой стоимостью основных фондов менее 1 млн. руб.), они подлежат продаже на аукционах (конкурсах); 2) крупные предприятия (занято более 1000 человек при балансовой стоимости основных фондов свыше 50 млн. руб.), они приватизируются путем преобразования в открытые акционерные общества; 3) остальные предприятия, они могут быть приватизированы любым из установленных способов в соответствии с требованиями принятой программы. Таким образом, акционерное общество становится основной организационной формой предприятий в России.
Второй этап приватизации начался (с осени 1994 г.), который назывался постваучерный или денежный, в его основе было акционирование предприятий, свободная купля-продажа акций. Указ Президента РФ «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в «акционерные общества» предусматривал несколько вариантов этой процедуры. Первый вариант предполагал, в частности, льготное приобретение акций своего предприятия рабочими и служащими. В условиях спада экономики особой выгоды в приобретении акций они не получили, так как дивиденды по ним были слишком малы или отсутствовали вовсе. По второму, рыночному варианту все акции могли свободно продаваться по биржевому курсу, и как следствием, является привлечение инвестиций в экономику. Но это вариант приватизации распространения не получил и лишь только 2% предприятий приватизировались по данному варианту.
По мнению некоторых экспертов при оценке процесса приватизации необходимо выделять ещё и третий этап приватизации, который ассоциируется с понятием «индивидуальный проект». В Постановлении Правительства РФ от 1 апреля 1997 г. N 363 "О порядке реализации индивидуальных проектов приватизации федерального имущества" (в редакции от 12 мая 1997 г.) была оформлена формальная заинтересованность правительства в "индивидуальных проектах", хотя этот термин и не был легализован в законе о приватизации 2001г. Согласно этому Постановлению, индивидуальным проектом приватизации федерального имущества является комплекс мероприятий, направленных на приватизацию особо важного для страны региона или отрасли федерального имущества и предусматривающих проведение предпродажной подготовки этого имущества с привлечением независимого финансового консультанта. Опыт крупнейших сделок и в целом практики приватизации 1997-2000 гг., тем не менее, не дает оснований для выводов о радикальных новациях. Темпы приватизации резко сократились. Мобилизация свободных денежных ресурсов с целью установления контроля над новыми объектами с октября 1997 г. становилась все более проблематичной, даже для крупнейших отечественных финансовых группировок.
Главной экономической задачей приватизации было повышение эффективности экономики за счет создания института частной собственности на средства производства. В то время как в определенных сферах экономики (обслуживание, торговля) эта задача была достаточно быстро решена, в промышленности и сельском хозяйстве нужный эффект достигался гораздо медленнее, во многом из-за того, что приватизированные предприятия переходили в собственность трудовых коллективов, то есть под контроль — а в перспективе и в собственность — их директоров.10
___________________________
10Книга: «Экономическая теория» Е.В Борисов 2000 г
2.3 Задачи и цели приватизации
Приватизация (от латинского privatus - частный) – процесс, который охватил за последние десятилетия десятки стран во всех концах земного шара, развитые, развивающиеся и те, которые ещё недавно признавали правомерность лишь государственной собственности.11 И хотя повсеместно сущность процесса заключается в изменении отношений собственности, приватизация в разных странах имеет множество отличий и прежде всего в исходных позициях.
В несоциалистечиских странах ныне приватизируемый государственный сектор экономики создавался либо путём цивилизованного выкупа предприятий у бывших владельцев, либо путём создания совершенно новых хозяйственных объектов. В социалистических странах национализация осуществлялась путём экспроприации или фиктивного выкупа по цене, установленной самим покупателем. В странах с рыночной экономикой всегда существовал рынок труда, который плохо или хорошо, но всегда обеспечивал возможность свободного торга между работодателями и работниками и более или менее объективной оценки труда. При всём несовершенстве рыночного механизма работники в цивилизованных странах оказались неизмеримо в лучших условиях во многих отношениях. В странах с планово-централизованной экономикой плату за труд всегда в одностороннем порядке определял государственный работодатель, предпочитая силу принуждения работников их заинтересованности.
Разные исходные позиции обусловливают и разные по существу цели приватизации. В цивилизованных странах – это повышение эффективности экономики (другой вопрос – какими средствами). В странах бывшего
социалистического лагеря цель приватизации – это прежде всего возврат к
_________________________
11Книга: «Предпринимательство и Рынок». М.Н. Петров 2008 г
цивилизованным формам человеческого существования. И переход к рыночной экономики вообще, и приватизация в частности – это всего лишь инструменты для строительства нового общественного устройства.
В странах с рыночной экономикой, эффективным антимонопольным законодательством и недостижимой пока у нас социальной защитой, эффективно действующим механизмом демократии вопрос распределения приватизируемых предприятий носит чисто прагматический характер (кто больше заплатит или в каком случае долговременная выгода будет больше). У нас и в странах Восточной Европы этот же вопрос имеет прежде всего политический смысл. Ради одних политических целей осуществлялась национализация, ради других планируется приватизация.
Разные стартовые позиции обуславливают и различный подход к осущетвлению приватизации. В странах с нормально функционирующей экономикой естествен и оправдан процесс, растянутый на десятилетия. Нет проблемы с объективной оценкой собственности, нет вопроса «продавать или отдавать безвозмездно» (вопрос лишь «кому продать»). Нет многих трудностей, стоящих перед приватизаторами в бывшем СССР и восточно-европейских странах.
К числу основных из них относятся:
- незначительные накопления у населения и предприятий, что практически исключает массовую приватизацию путём выкупа;
- утрата
в массовом порядке навыков
свободного
- сложность
объективной оценки
- отсутствие эффективного контроля за процессом приватизации и предотвращения злоупотреблений номенклатуры;
- невозможность
принудительными мерами
Для вопроса больше всего привлекают к себе внимание: кому отдавать приватизируемую собственность (всем или только избранным) и как её делить (поровну или пропорционально чему-то). Говорится немало слов о том, что приватизация – не способ достижения социальной справедливости, а лишь средство повышения эффективности экономики. Поэтому отдавать государственную собственность надо лишь тем, кто умет с ней обращаться. Однако в цивилизованных странах, ждущих от приватизации в первую очередь экономического эффекта, наиболее надёжным способом его достижения считают именно социальную справедливость и формирование новых отрядов собственников, хотя людей, умеющих обращаться с собственностью, там и так вполне достаточно.
В наших же условиях рядом с важностью именно социальной задачи приватизации меркнет даже то обстоятельство, что «умеющими» на 99% у нас окажутся представители номенклатуры. Но если в этом вопросе уместно оглянуться на опыт приватизации в цивилизованных странах, то в вопросе «как делить» необходим поиск собственного решения, учитывая перечисленные выше обстоятельства. В наших специфических условиях напрашивается единственное не только справедливое, но и самое простое практически решение – делить надо поровну между всеми родившимися к определенной дате и делёж этот, естественно, должен быть единовременным. А поскольку имущество так поделить невозможно, то напрашивается вывод, что делить надо не его, а право на часть общенародной собственности, право, зафиксированное в соответствующих документах (купонах, бонах, специальных акциях и т. п.). Материализацию этого права при этом можно будет, а некоторое время отложить до объективной оценки.
Цели и задачи приватизации были определены в Государственной программе приватизации - это:
1. Повышение эффективности деятельности предприятий путем их приватизации.
2. Создание конкурсной среды и содействие демонополизации народного хозяйства.
3. Привлечение иностранных инвестиций.
4. Социальная защита народа и развитие инфраструктуры за счет приватизации.
5. Содействие процессу стабилизации финансового положения.
6. Создание условий и организационных структур для приватизации 93,
94 г.
7. Создание широкого слоя собственников.
Были созданы органы для проведения приватизации:
1. ГосКомИмущество.
2. Федеральный фонд имущества.12
Этапы приватизации государственных и муниципальных предприятий:
1. Определение адресности собственности и подведомственности.
2. Оформление заявки на приватизацию. (ГосКомИмущество).
3. Создание комиссии по приватизации.
4. Определение способа приватизации.
5. Инвентаризация, оценка имущества.
6. Информирование продавцов о приватизации предприятия.
7. Юридическое оформление результатов приватизации.
8. Заключение договора купли-продажи после приватизации.
__________________________
12Журнал: «Проблемы современной экономики»
2.4 Итоги и перспективы приватизации в России
По мнению многих специалистов, несмотря на политическое противостояние исполнительной и представительной ветвей власти в 1992—1998 гг., нанесшее огромный ущерб не только приватизации, но и всей экономической реформе в стране, и как следствие на невыполнение ранее намеченных проектировок темпов приватизации, именно в области приватизации в России произошли самые важные и серьезные перемены на пути от командной к рыночной экономике. По полному праву утверждается частная собственность, собственниками уже стали десятки миллионов людей, на некоторых приватизированных предприятиях уже начались структурные преобразования, осваиваются современные технологии, обновляется продукция.
Практика показала, что переход государственной собственности в руки трудовых коллективов — это лишь первый шаг, уход от государственной, но не создание частной собственности. Он не приводит к формированию частной собственности, реального собственника. В результате разгосударствления формируются не более чем предпосылки для последующего формирования такого собственника внутри предприятия через перераспределение и концентрацию акций у ограниченного числа акционеров. В условиях отсутствия зрелого рынка и мощного частного сектора в России, по существу, создавался на первом этапе приватизации сектор акционерных предприятий, которые не являются ни государственными, ни частными и работают по принципу группового эгоизма.
Хуже обстоит дело с приватизацией в отраслях тяжелой индустрии: в машиностроении, металлургии, химической и добывающей промышленности. Именно в этих отраслях в России работают особо крупные предприятия, приватизация которых порождает самые трудные проблемы и на деле, как правило, направляется в русло того же акционирования. Приватизация крупных предприятий, или большая приватизация, является делом более сложным и длительным.
Важным вопросом всего процесса приватизации в России является оценка капитала, подлежащего разгосударствлению и приватизации. Основные фонды в процессе приватизации оценивались по балансовой стоимости без учета фактически изменившейся их стоимости в связи с либерализацией цен с января 1992 г. Это означало занижение их реальной стоимости.
Реальная стоимость приватизационных чеков, выпущенных на сумму 'А старой балансовой стоимости основных фондов (1,5 трлн руб.), также была занижена, что не только умаляло доход их держателей, но и также создавало благоприятные условия наживы всевозможных криминальных структур. Установлены далеко не единичные факты, когда комитеты по управлению имуществом продавали государственное или муниципальное имущество частным предприятиям и лицам по чисто символической цене, а тысячи ваучеров за бесценок скупали богатые ловкачи, представители теневых или мафиозных структур. И в то же время продажа государственной собственности в частные руки, как правило, осуществлялась по рыночной цене. Если цена была низка, то это лишь чаше всего отражало низкий спрос потенциальных инвесторов на ее приобретение. Не следует забывать, что низкокачественные советские заводы и другие объекты приватизации в новых рыночных условиях не могли стоить дорого. Они требовали крупных вложений до приведения их состояния в соответствие новым требованиям рыночного спроса.