Виды рынков и их характеристики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 23:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель объяснить существования рынков и найти причины, предопределяющие масштабы распространения рыночной системы в мире.
Задачи: проанализировать сущность рынка и дать его определение, систематизировать представление о функциях рынка, провести анализ структуры рынка, рассмотрение конкуренции и монополии в рыночном механизме, а также роль государства в формировании рыночной инфраструктуры, выявить особенности становления и формирования рыночной экономики в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ: ПРИНЦИПЫ И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ. 4
1.1. Понятие и сущность рынка. Его основные функции и роль в общественном производстве. 4
1.2. Структура и инфраструктура рынка. 6
2. МОДЕЛИ РЫНКА И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА. 9
2.1. Классификация видов рынков. 9
2.2. Рынок совершенной конкуренции. 10
2.3. Рынок несовершенной конкуренции. 13
3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ФИАСКО РЫНКА. 20
3.1. Эффективность рынка. 20
3.2. Фиаско рынка. 21
3.3. Роль государства в развитии рыночной инфраструктуры (на примере России). 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 214.00 Кб (Скачать файл)

Государственое  казенное образовательное учреждение                                     высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

Ростовский  филиал

 

 

Кафедра экономической  теории

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономическая теория»

на тему:

«ВИДЫ РЫНКОВ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ»

 

 

 

 

 

                                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

2012 

Оглавление

         ………………………………………………………………………………………...стр.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Практическая актуальность темы: рынок, его виды и их характеристики всегда привлекали внимание ученых-экономистов и сегодня остаются одной из центральных проблем экономики. А также современной экономической системой большинства государств нашего времени является рыночная система.

Научная разработанность  темы представляется недостаточно полной по отношению к её актуальности. Но изучением видов рынков и их характеристик занимались множество ученых (Н.Бухарин, О.Курно, А.Маршалл), которые формировали различные теоретические школы и другие важные аспекты, необходимые для существования различных рынков.

Основная проблема темы «Виды рынков и их характеристики» заключается в становлении и организации функционирования инфраструктуры рынка, анализ форм и методов его государственного регулирования в современных условиях.

Цель объяснить  существования рынков и найти причины, предопределяющие масштабы распространения рыночной системы в мире.

Задачи: проанализировать сущность рынка и дать его определение, систематизировать представление о функциях рынка, провести анализ структуры рынка, рассмотрение конкуренции и монополии в рыночном механизме, а также роль государства в формировании рыночной инфраструктуры, выявить особенности становления и формирования рыночной экономики в России.

Теоретико-методологической основой курсовой работы является содержание учебных материалов по экономике, в которых рассматривается исследуемая тема. А так же методы, используемые в данной курсовой работе (анализа и  синтеза, научной абстракции, системный подход).

Структура курсовой работы включает в себя введение, три главы (8 параграфов), заключение и список литературы из 11 источников. Объем курсовой работы – 29 страниц.

1. РЫНОЧНАЯ  СИСТЕМА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ: ПРИНЦИПЫ  И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ.

1.1. Понятие и сущность рынка. Его основные функции и роль в общественном производстве.

Рынок является экономической категорией, он тесно  связан с обменом, обращением, торговлей, торговыми услугами. Мы уже знаем  из анализа определений рынка, что  он стал результатом естественноисторического развития обмена и условий, породивших товарное хозяйство. Рынок возник 6-7 тыс. лет назад, развивался и продолжает развиваться в настоящее время. Он есть результат цивилизации.

Необходимо  различать обмен в широком  смысле — услугами, опытом, результатами, и обмен в узком смысле —  только результатами труда. Последний в условиях товарного хозяйства принимает форму товарного обмена (Т—Т).

Товарное обращение  является более развитой формой товарного  обмена, осуществляемая с помощью денег (Т—Д—Т) на основе взаимной возмездности и эквивалентности.

Торговля —  это деятельность людей по осуществлению товарного обмена.

Торговые услуги выступают отношениями посреднической деятельности людей, осуществляющих куплю-продажу  товаров. Торговые услуги можно разделить  на основные и дополнительные. К  основным торговым услугам относятся изучение покупательского спроса,  реклама, заключение договоров, разовых сделок, создание благоприятных условий для реализации товаров, учет и контроль за движением товарной массы и т.д. Вступление торгового капитала в процесс реализации товаров служит основанием для участия его в получении торговой прибыли (Д—Т—Д', где Д — деньги, Т — товар, а Д' — деньги с торговой прибылью). Торговая прибыль, являясь главным мотивом деятельности торговца, выступает как разница между покупной и продажной ценой.  

Для того чтобы рынок успешно  функционировал, необходимо три условия: наличие в экономике частной  собственности, свободных цен и  конкуренции.

Рынок — как экономическая категория есть совокупность экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда. Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов и получению ими прибыли, а также удовлетворению платежеспособного спроса покупателей на основе свободного взаимного соглашения, эквивалентности и конкурентности. Именно это и составляет сущностные черты рынка. Материальную основу рыночных отношений составляет движение товара и денег. Сущность рынка находит свое отражение в его экономических функциях:

  1. Регулирующая - рынок выступает регулятором производства через спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике.
  2. Стимулирующая - по средствам цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а также расширение ассортимента товаров и услуг.
  3. Информационная - дает объективную информацию об общественно-необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются.
  4. Посредническая - в рыночной экономике потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции.
  5. Санирующая - ранок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и поощряет развитие эффективных и перспективных фирм.
  6. Социальная -- рынок дифференцирует доходы участников рынка.

Из сущности рынка и его функций логически вытекает и его роль в процессе общественного воспроизводства, которая сводится к следующему:

1) выдавать сигнал  производству с помощью обратных  «первичных» связей: что, в каком  объеме и какой структуре следует  производить;

2) уравновешивать  спрос и предложение, сбалансировать экономику;

3) дифференцировать товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса;

4) «санитарная»  роль рынка сводится к вымыванию  неконкурентоспособных предприятий и свертыванию устаревших производств.

Рынок — это  не только общеэкономическая категория, присущая в той или иной степени  всем этапам развития цивилизации, но это одновременно сложное социально-философское  понятие. Как результат естественноисторического развития человеческого общества рынок включает исторические, национальные, культурные, особенности развития народов, вобравших в себя все богатства многовековых традиций совместного устройства культурной и экономической жизни. Это определяет особенности современной рыночной системы в различных странах.

1.2. Структура и инфраструктура рынка.

Рынок как развитая система отношений товарного  обмена представляет собой систему  отдельных взаимосвязанных рынков, а значит, имеет собственную структуру и инфраструктуру.

Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка. Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе самых разнообразных критериев, образует систему рынков (см. таблица 1).

Таблица 1 – Классификация структуры рынка

По степени  ограниченности конкуренции

  • свободный рынок;
  • монополистический рынок;
  • олигополистический рынок;
  • смешанный рынок.

По соответствию действующему законодательству

  • легальный рынок;
  • не легальный («черный») рынок.

По объектам купли-продажи

  • потребительский рынок;
  • рабочей силы;
  • средств производства;
  • ценных бумаг, валюты;
  • научно-технических разработок;
  • информации;
  • лицензий.

По субъектам

  • рынок покупателей;
  • рынок продавцов;
  • рынок государственных учреждений;
  • рынок посредников.

По характеру продаж

  • оптовый рынок;
  • розничный рынок.

По территориальному признаку

  • местный (локальный) рынок;
  • региональный рынок;
  • национальный рынок;

 

Некоторые из выделенных рынков также неоднородны и имеют собственную структуру. Так, финансовый рынок включает в себя рынок инвестиций (долгосрочных вложений капиталов), рынок кредитов и ссуд, рынка ценных бумаг (первичного, связанного с эмиссией ценных бумаг, и вторичного, предназначенного для их перераспределения), денежный (национальной денежной единицы) и валютный рынок. Развитый рынок требует и развитой инфраструктуры.

Инфраструктура рынка - это совокупность правовых форм, опосредствующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определённые функции по обеспечению нормального режима его функционирования. Инфраструктура включает: 1) сбор, обобщение и распространение экономической информации; 2) изучение рынка с целью увеличения продаж; 3) оценка отдельных хозяйствующих субъектов и инструментов их деятельности. Инфраструктура рынка выполняет определенные функции (см. схему 1).

Схема 1 – Функции  инфраструктуры рынка





 


 

Схема 2 - Инфраструктура современного рынка в общем виде



 

 


 

 


 

 


 

Развитие структуры  и инфраструктуры рынка отражается на его конъюнктуре. Конъюнктура рынка - совокупность условий, сложившихся на рынке в определенный момент.

Таким образом, рассмотрев в первой главе сущность рынка, то есть его родовые черты, функции и роль в общественном производстве, можно подчеркнуть, что рынок — это не только общеэкономическая категория, присущая всем этапам развития цивилизации, но это одновременно сложное социально-философское понятие. Оно вовсе не ограничивается экономической сферой. Также сочетание в экономике страны рыночных и государственных элементов является критерием организации последовательности совершения отдельных экономических действий. Кроме того, можно выделить большое количество видов рынков, которые можно классифицировать, как в таблице 1 «Классификация структуры рынка» на стр. 6, также можно рассмотреть инфраструктуру рынка на примере схемы 2 на стр. 8.

 

2. МОДЕЛИ РЫНКА И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА.

2.1. Классификация видов рынков.

Итак, по определению рынок – это организованная структура, в которой существуют производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей и предложения производителей устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. Существуют множество видов рынков, главные из которых можно рассмотреть на примере таблицы 1 «Классификация структуры рынка» на странице 6.

В качестве исходного  рыночного критерия целесообразно  признать деление рынков по признаку «факторы производства».

Каждый из рынков, в свою очередь, можно разделить  на составляющие элементы. Так, рынок  средств производства включает рынок  земли, станков, кормов, газа и т. д.; рынок информации - рынки научно-технических  разработок, ноу-хау, патентов и др.; финансовый рынок - рынки ценных бумаг, банковских ссуд и других кредитных ресурсов.

В условиях углубления и расширения хозяйственных связей товарные рынки утрачивают национальные и территориальные границы, превращаясь  в мировые товарные рынки. Вместе с тем пока продолжают существовать обособленные национальные рынки отдельных товаров в пределах государственных границ. Выделяются крупные рынки сырьевых, продовольственных товаров, машин и оборудования, рынки рекламных, строительных, туристских и иных услуг, а также валютный и кредитный рынки. Существуют особые виды рынков: товарные биржи, аукционы, торги, выставки, ярмарки.

Рыночная структура - набор технологических, рыночных и институ-циональных факторов, влияющих на поведение фирм. Виды рыночных структур определяются в зависимости от главных субъектов рынка – покупателей,  продавцов и количества субъектов.

При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей и количество потребителей, участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.

В микроэкономической теории исследуют 4 типа рыночных структур:

  1. совершенная (чистая) конкуренция;
  2. монополия;
  3. монополистическая конкуренция;
  4. олигополия.

В теории строения рынков исследуют следующие основные факторы, определяющие рыночную структуру: количество фирм в отрасли; контроль над рыночной ценой; характер продукции; условия вступления в отрасль; тип конкуренции (ценовая или неценовая); информированность продавцов и покупателей относительно изменения факторов спроса и предложения.

2.2. Рынок совершенной  конкуренции.

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции (лат. concurrere – сталкиваться, состязаться). Конкуренция "невидимая рука" - по А.Смиту - поведенческая категория, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, это стремление превзойти других. Конкурентная борьба – это динамический (ускоряющий движение) процесс.

Информация о работе Виды рынков и их характеристики