Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 23:26, курсовая работа
Цель объяснить существования рынков и найти причины, предопределяющие масштабы распространения рыночной системы в мире.
Задачи: проанализировать сущность рынка и дать его определение, систематизировать представление о функциях рынка, провести анализ структуры рынка, рассмотрение конкуренции и монополии в рыночном механизме, а также роль государства в формировании рыночной инфраструктуры, выявить особенности становления и формирования рыночной экономики в России.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ: ПРИНЦИПЫ И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ. 4
1.1. Понятие и сущность рынка. Его основные функции и роль в общественном производстве. 4
1.2. Структура и инфраструктура рынка. 6
2. МОДЕЛИ РЫНКА И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА. 9
2.1. Классификация видов рынков. 9
2.2. Рынок совершенной конкуренции. 10
2.3. Рынок несовершенной конкуренции. 13
3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ФИАСКО РЫНКА. 20
3.1. Эффективность рынка. 20
3.2. Фиаско рынка. 21
3.3. Роль государства в развитии рыночной инфраструктуры (на примере России). 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
Государственое
казенное образовательное учреждение
«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
Ростовский филиал
Кафедра экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономическая теория»
на тему:
«ВИДЫ РЫНКОВ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ»
Ростов-на-Дону
2012
Оглавление
………………………………………………………………………………
Практическая актуальность темы: рынок, его виды и их характеристики всегда привлекали внимание ученых-экономистов и сегодня остаются одной из центральных проблем экономики. А также современной экономической системой большинства государств нашего времени является рыночная система.
Научная разработанность темы представляется недостаточно полной по отношению к её актуальности. Но изучением видов рынков и их характеристик занимались множество ученых (Н.Бухарин, О.Курно, А.Маршалл), которые формировали различные теоретические школы и другие важные аспекты, необходимые для существования различных рынков.
Основная проблема темы «Виды рынков и их характеристики» заключается в становлении и организации функционирования инфраструктуры рынка, анализ форм и методов его государственного регулирования в современных условиях.
Цель объяснить существования рынков и найти причины, предопределяющие масштабы распространения рыночной системы в мире.
Задачи: проанализировать сущность рынка и дать его определение, систематизировать представление о функциях рынка, провести анализ структуры рынка, рассмотрение конкуренции и монополии в рыночном механизме, а также роль государства в формировании рыночной инфраструктуры, выявить особенности становления и формирования рыночной экономики в России.
Теоретико-методологической основой курсовой работы является содержание учебных материалов по экономике, в которых рассматривается исследуемая тема. А так же методы, используемые в данной курсовой работе (анализа и синтеза, научной абстракции, системный подход).
Структура курсовой работы включает в себя введение, три главы (8 параграфов), заключение и список литературы из 11 источников. Объем курсовой работы – 29 страниц.
1.1. Понятие и сущность рынка. Его основные функции и роль в общественном производстве.
Рынок является
экономической категорией, он тесно
связан с обменом, обращением, торговлей,
торговыми услугами. Мы уже знаем
из анализа определений рынка, что
он стал результатом
Необходимо различать обмен в широком смысле — услугами, опытом, результатами, и обмен в узком смысле — только результатами труда. Последний в условиях товарного хозяйства принимает форму товарного обмена (Т—Т).
Товарное обращение является более развитой формой товарного обмена, осуществляемая с помощью денег (Т—Д—Т) на основе взаимной возмездности и эквивалентности.
Торговля — это деятельность людей по осуществлению товарного обмена.
Торговые услуги
выступают отношениями
Для того чтобы рынок успешно функционировал, необходимо три условия: наличие в экономике частной собственности, свободных цен и конкуренции.
Рынок — как экономическая категория есть совокупность экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда. Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов и получению ими прибыли, а также удовлетворению платежеспособного спроса покупателей на основе свободного взаимного соглашения, эквивалентности и конкурентности. Именно это и составляет сущностные черты рынка. Материальную основу рыночных отношений составляет движение товара и денег. Сущность рынка находит свое отражение в его экономических функциях:
Из сущности рынка и его функций логически вытекает и его роль в процессе общественного воспроизводства, которая сводится к следующему:
1) выдавать сигнал
производству с помощью
2) уравновешивать
спрос и предложение,
3) дифференцировать товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса;
4) «санитарная»
роль рынка сводится к
Рынок — это
не только общеэкономическая категория,
присущая в той или иной степени
всем этапам развития цивилизации, но
это одновременно сложное социально-философское
понятие. Как результат естественноистор
1.2. Структура и инфраструктура рынка.
Рынок как развитая
система отношений товарного
обмена представляет собой систему
отдельных взаимосвязанных
Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка. Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе самых разнообразных критериев, образует систему рынков (см. таблица 1).
Таблица 1 – Классификация структуры рынка
По степени ограниченности конкуренции |
|
По соответствию действующему законодательству |
|
По объектам купли-продажи |
|
По субъектам |
|
По характеру продаж |
|
По территориальному признаку |
|
Некоторые из выделенных рынков также неоднородны и имеют собственную структуру. Так, финансовый рынок включает в себя рынок инвестиций (долгосрочных вложений капиталов), рынок кредитов и ссуд, рынка ценных бумаг (первичного, связанного с эмиссией ценных бумаг, и вторичного, предназначенного для их перераспределения), денежный (национальной денежной единицы) и валютный рынок. Развитый рынок требует и развитой инфраструктуры.
Инфраструктура рынка - это совокупность правовых форм, опосредствующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определённые функции по обеспечению нормального режима его функционирования. Инфраструктура включает: 1) сбор, обобщение и распространение экономической информации; 2) изучение рынка с целью увеличения продаж; 3) оценка отдельных хозяйствующих субъектов и инструментов их деятельности. Инфраструктура рынка выполняет определенные функции (см. схему 1).
Схема 1 – Функции инфраструктуры рынка
Схема 2 - Инфраструктура современного рынка в общем виде
Развитие структуры и инфраструктуры рынка отражается на его конъюнктуре. Конъюнктура рынка - совокупность условий, сложившихся на рынке в определенный момент.
Таким образом, рассмотрев в первой главе сущность рынка, то есть его родовые черты, функции и роль в общественном производстве, можно подчеркнуть, что рынок — это не только общеэкономическая категория, присущая всем этапам развития цивилизации, но это одновременно сложное социально-философское понятие. Оно вовсе не ограничивается экономической сферой. Также сочетание в экономике страны рыночных и государственных элементов является критерием организации последовательности совершения отдельных экономических действий. Кроме того, можно выделить большое количество видов рынков, которые можно классифицировать, как в таблице 1 «Классификация структуры рынка» на стр. 6, также можно рассмотреть инфраструктуру рынка на примере схемы 2 на стр. 8.
2.1. Классификация видов рынков.
Итак, по определению рынок – это организованная структура, в которой существуют производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей и предложения производителей устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. Существуют множество видов рынков, главные из которых можно рассмотреть на примере таблицы 1 «Классификация структуры рынка» на странице 6.
В качестве исходного рыночного критерия целесообразно признать деление рынков по признаку «факторы производства».
Каждый из рынков, в свою очередь, можно разделить на составляющие элементы. Так, рынок средств производства включает рынок земли, станков, кормов, газа и т. д.; рынок информации - рынки научно-технических разработок, ноу-хау, патентов и др.; финансовый рынок - рынки ценных бумаг, банковских ссуд и других кредитных ресурсов.
В условиях углубления и расширения хозяйственных связей товарные рынки утрачивают национальные и территориальные границы, превращаясь в мировые товарные рынки. Вместе с тем пока продолжают существовать обособленные национальные рынки отдельных товаров в пределах государственных границ. Выделяются крупные рынки сырьевых, продовольственных товаров, машин и оборудования, рынки рекламных, строительных, туристских и иных услуг, а также валютный и кредитный рынки. Существуют особые виды рынков: товарные биржи, аукционы, торги, выставки, ярмарки.
Рыночная структура - набор технологических, рыночных и институ-циональных факторов, влияющих на поведение фирм. Виды рыночных структур определяются в зависимости от главных субъектов рынка – покупателей, продавцов и количества субъектов.
При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей и количество потребителей, участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.
В микроэкономической теории исследуют 4 типа рыночных структур:
В теории строения рынков исследуют следующие основные факторы, определяющие рыночную структуру: количество фирм в отрасли; контроль над рыночной ценой; характер продукции; условия вступления в отрасль; тип конкуренции (ценовая или неценовая); информированность продавцов и покупателей относительно изменения факторов спроса и предложения.
2.2. Рынок совершенной конкуренции.
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции (лат. concurrere – сталкиваться, состязаться). Конкуренция "невидимая рука" - по А.Смиту - поведенческая категория, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, это стремление превзойти других. Конкурентная борьба – это динамический (ускоряющий движение) процесс.