Виды рынков и их характеристики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 23:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель объяснить существования рынков и найти причины, предопределяющие масштабы распространения рыночной системы в мире.
Задачи: проанализировать сущность рынка и дать его определение, систематизировать представление о функциях рынка, провести анализ структуры рынка, рассмотрение конкуренции и монополии в рыночном механизме, а также роль государства в формировании рыночной инфраструктуры, выявить особенности становления и формирования рыночной экономики в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ: ПРИНЦИПЫ И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ. 4
1.1. Понятие и сущность рынка. Его основные функции и роль в общественном производстве. 4
1.2. Структура и инфраструктура рынка. 6
2. МОДЕЛИ РЫНКА И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА. 9
2.1. Классификация видов рынков. 9
2.2. Рынок совершенной конкуренции. 10
2.3. Рынок несовершенной конкуренции. 13
3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ФИАСКО РЫНКА. 20
3.1. Эффективность рынка. 20
3.2. Фиаско рынка. 21
3.3. Роль государства в развитии рыночной инфраструктуры (на примере России). 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 214.00 Кб (Скачать файл)

Кривая MR имеет  вертикальный разрыв А-В. Из-за разрыва в величинах MR объем выпуска не будет оказывать воздействия на цену товара при изменении предельных издержек (МС).

Ценообразование на рынке олигополии.

а) тайный сговор - форма поведения, ведущая к образованию картелей. Картель - группа фирм, согласующая решения по поводу объемов выпуска и цен так, как если бы они были единой монополией. Установление единой цены увеличивает выручку всех участников картеля, но рост цены сопровождается обязательным снижением объема продаж. При данном соглашении каждая фирма, стремясь максимизировать свою прибыль, часто нарушает договор, снижая цены втайне от других. Это разрушает картель.

б) лидерство в ценах (молчаливый сговор) - это соглашение о ценах на свою продукцию. Фирмы отрасли ориентируются на цены, установленные одной компанией-лидером, являющейся крупнейшей в рамках своей отрасли.

в) практика сдерживания цен. Это практика назначения самой низкой цены, которая препятствует входу на рынок других фирм. При этом фирмы временно отказываются от текущей прибыли, чтобы не допустить в отрасль конкурента.

г) ценообразование по принципу «издержки плюс» означает, что при определении цены олигополист сначала оценивает свой средний уровень издержек при некотором плановом уровне производства, а затем добавляет к ним «накидку» в размере определенного процента прибыли. Накидка должна быть достаточной, чтобы покрыть издержки и обеспечить нормальную прибыль.

 

3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ  И ФИАСКО РЫНКА.

3.1. Эффективность рынка.

Важнейшей особенностью рыночной экономики является конкуренция. Эффективность рыночной экономики тем выше, чем сильнее развита в ней конкурентная среда.

Еще А. Смит говорил, что каждый индивид стремится  к своей собственной выгоде, и  в этом, как и во многих других случаях, им движет невидимая рука, обеспечивающая результат, о котором он и не думал. "Невидимая рука" А. Смита - это и есть конкуренция. Конкуренция в понимании А. Смита характеризуется долговременными тенденциями, которые могут соблюдаться, несмотря на краткосрочные отклонения. Причем эти тенденции будут длительными, пока это необходимо для перемещения ресурсов из отраслей с низкими прибылями в отрасли с прибылями более высокими. Однако в данном анализе ситуации отсутствует реальная возможность существования барьеров для перемещения ресурсов.

Современная теория представляет собой попытку определить сферу применимости гипотезы, согласно которой "невидимая рука" рынков и цен вполне достаточна для того, чтобы направлять экономику в состояние эффективности.

Конкуренция определяет степень влияния отдельного продавца на рыночную цену (т. е. степень свободы ценообразования на рынке), и характеризует такое поведение индивидуальных производителей и потребителей, которое заставляет их соперничать друг с другом за более выгодные продажи и покупки.

Рыночная конкуренция — это экономическое соревнование между товаропроизводителями за более выгодные условия производства, позволяющие им максимизировать прибыль; между покупателями — за более выгодные условия потребления, позволяющие максимизировать полезность. В результате такого соревнования побеждают только те, кому удается наиболее эффективно организовать собственное производство (потребление), т.е. доказать свою конкурентоспособность.

Конкурентоспособность для производителя означает возможность  продать как можно больше по цене ниже рыночной. Поэтому единственное условие получения прибыли для производителя, в условиях конкуренции, снижение издержек на производство товара. Снижение затрат становится возможным в результате применения новых технологий и более рациональной организации труда. Благодаря снижению затрат производитель может увеличивать масштабы производства и одновременно максимизировать экономический выигрыш до тех пор, пока другие производители не освоят новую технологию производства. Рыночная конкуренция способствует перераспределению общественных ресурсов в пользу наиболее эффективно работающих хозяйствующих субъектов. При этом на рынке достигается одновременный выигрыш обоих рыночных агентов: и производителя, реализующего товар по более высокой внутренней цене, и покупателя, приобретающего в итоге товар по более низкой рыночной цене.

Чем выше степень  конкурентности рынка, тем ближе  к равновесному уровню цены стремится  результат свободного взаимодействия спроса и предложения. Такой уровень  цены, который является приемлемым и для безубыточного функционирования предпринимательского сектора и для оптимального уровня удовлетворения потребностей потребительского сектора.

3.2. Фиаско рынка.

В экономической  литературе сбои в работе рыночного  механизма экономисты называют по-разному: несовершенством, провалами, фиаско, неэффективностью, ограниченностью, что не меняет сути. Фиаско рынка представляет собой ситуацию, при которой рынок оказывается не в состоянии координировать процессы экономического выбора таким образом, чтобы обеспечить эффективное использование ресурсов (внешние эффекты, общественные блага, неравенство в доходах, рыночная власть, асимметричность информации).

1. Внешние эффекты (экстерналии) — называют все факторы, которые не учитываются в рыночной цене, но влияют на благосостояние и качество жизни людей. К ним относятся выгоды, приносимые фирмами, повышающими квалификацию своих работников, выгоды фирм, получающих от потребителей бесплатно информацию о выявленных недостатках товаров и т.д. Внешние эффекты могут быть как положительными, так и отрицательными.

Отрицательные внешние эффекты возникают при  негативных последствиях воздействия  участников рыночной операции на третьих  лиц. "К примеру, целлюлозно-бумажный комбинат осуществляет сброс недостаточно хорошо очищенной воды в реку. Допустим, что сброс сточной воды пропорционален объему производства. Это означает, что по мере роста производства растет и объем загрязнения окружающей среды. Поскольку целлюлозно-бумажный комбинат не осуществляет полной очистки воды, его предельные частные издержки оказываются ниже предельных общественных издержек, так как не включают расходы на создание дополнительной системы очистных сооружений."

Положительные внешние эффекты возникают при позитивных последствиях воздействия участников рыночной операции на третьих лиц. Возникающий при этом выигрыш присваивается не владельцем ресурсов, а третьими лицами, притом бесплатно.

2. Общественное благо — это благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят люди за него или нет. Частное благо — это благо, каждая единица которого может быть продана за отдельную плату. В отличие от частного блага общественное благо не может быть разделено на единицы потребления (его нельзя выпускать "мелкими" партиями) и быть продано по частям. Невозможно так же определить цену на отдельные единицы общественного блага. Потребление общественных благ происходит коллективно, однако индивидуальная польза от этого потребления различна. Такая ситуация предполагает наличие точной информации о предельных выгодах каждого человека. Однако в реальной действительности наличие такой информации — большая редкость.

3. Неравенство в доходах. Рынок не способен распределять доходы среди различных слоев населения в соответствии с целями демократического общества. Рынки конкурирующих продавцов не гарантируют, что доход и потребление будут именно у тех, кто считается наиболее нуждающимся или достойным. Рыночный механизм может привести к массовому неравенству, к увековечиванию неравенства в доходах и богатстве из поколения в поколение.

4. Рыночная власть. Контрольный механизм рынка - конкуренция - с течением времени теряет первоначальную силу в результате слияний фирм, тайных сговоров компаний, образования монополий. Некоторые экономисты считают, что технический прогресс, который рыночная система поощряет, способствовал упадку конкуренции, так как новейшие технологии требуют использования огромных количеств реального капитала, крупных рынков, а также богатых и надежных источников сырья. Рынок не может самостоятельно устранить препятствия на пути к конкуренции, бороться с неэффективной конкуренцией. Конкурентная рыночная система не гарантирует полной занятости и стабильности уровня цен, проблемы безработицы, инфляции, экономического роста сами по себе, автоматически, разрешиться не могут. Особую опасность экономическому развитию представляет инфляция и циклическая безработица: это создает неблагоприятную экономическую среду для координации действий покупателя и продавцов отдельных товаров и факторов производства.

5. Асимметричность информации — неравномерность распределения информации среди экономических субъектов, вызванная ее неполнотой. Асимметричность информации воздействует на: общее благосостояние (перераспределение излишков потребителя и производителя); условия рыночной конкуренции (является источником ценовой дискриминации); рыночную стратегию поведения фирм (способствует снижению эффективного использования производственных мощностей). Асимметричность информации ликвидировать невозможно, но ее можно значительно уменьшить при помощи рыночных сигналов.

Рыночные сигналы  — это механизмы, позволяющие  экономическим субъектам минимизировать асимметричность информации о качестве продукции и услугах. Концепция  рыночных сигналов была впервые разработана  американским экономистом, лауреатом Нобелевской премии по экономике 2001 г. М. Спенсом, который установил, что асимметричность информации уменьшается, когда покупателям поступают сигналы о качестве благ со стороны продавцов этих благ (реклама, репутация фирмы, квалификационные дипломы, сертификаты качества и т.д.). Так, на рынке труда рыночным сигналом для работодателей является образование работников, которое измеряется числом лет обучения, полученной степенью, престижностью заведения и т.д.

3.3. Роль государства в развитии рыночной инфраструктуры (на примере России).

Как правило, создание условий  для развития рыночной инфраструктуры, без которой рынок не может существовать, во-многом зависит от государства. Государство призвано корректировать те "несовершенства", которые присущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно.

Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей.

Участие государства  в экономической жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок.

Его – цель создать условия, выполнение которых обеспечило бы полную хозяйственную независимость предприятий, как в области производства, так и реализации, свободу заключения договоров с хозяйственными субъектами, выход на внешний рынок. К основным методам государственного регулирования рыночной экономики относятся:

  1. создание общественных благ (оборона, образование, здравоохранение, правоохранительная деятельность, охрана окружающей среды, поддержка научно-технического прогресса и т.д.);
  2. регулирование внешних эффектов;
  3. регулирование перераспределения доходов;
  4. проведение антимонопольной политики;
  5. поддержка малого бизнеса;
  6. макроэкономическая стабилизация;
  7. регулирование внешнеэкономической деятельности.

Государственное регулирование экономики осуществляется посредством комплекса мер административного, правового и экономического характера. К административным формам относятся: лицензирование, квотирование, контроль над ценами, доходами, валютным курсом, учетным процентом и др. Правовое регулирование осуществляется на основе законодательства через систему установления норм и правил, регулирующих деятельность экономических субъектов.

Многовековая  история рыночного развития позволила  не только выявить общие закономерности и сформировать общетеоретическую  рыночную модель, но и раскрыть специфику  использования рыночных принципов в каждой стране. Как и любая другая страна, Россия не только может, но и обязана использовать рыночные рычаги в развитии своей экономики и становлении демократического общества только при глубоко взвешенном и математически смоделированном учете всех своих специфических особенностей.

Формирование  рыночной инфраструктуры, представляет собой достаточно длительный процесс, состоящий из нескольких этапов. Процесс  развития рыночной инфраструктуры России можно разбить на три этапа:

1 этап: 1985-1992 гг. - его можно назвать этапом зарождения рыночной инфраструктуры. Появление устойчивого спроса на услуги определенных институтов рыночной инфраструктуры вызвало всплеск их создания. Особенно значительными темпами начинают развиваться банковские структуры, страховые компании, товарные и валютные биржи, инвестиционные институты.

2 этап: 1992-1998 гг.- характеризуется продолжением образования  наиболее важных элементов рыночной  инфраструктуры в экономике России  и установлением устойчивых, необходимых связей между ними. Инфраструктура отличается неравномерностью. Относительно высокого уровня развития достигли финансовые институты.

3 этап: 1999 - по  н.в. Данный этап характеризуется  функционированием рыночной инфраструктуры  с одновременным ее качественным совершенствованием. Основной чертой современного этапа становления рыночной инфраструктуры является тенденция к консолидации её однотипных институтов. Консолидационные процессы характерны для финансового, страхового и товарного рынков. Данные процессы получили развитие в 2002-2005 гг. Укрупнение предприятий торговли происходит посредством создания сетевых торговых альянсов или ассоциаций.

Информация о работе Виды рынков и их характеристики