Виды рынков и их характеристики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 23:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель объяснить существования рынков и найти причины, предопределяющие масштабы распространения рыночной системы в мире.
Задачи: проанализировать сущность рынка и дать его определение, систематизировать представление о функциях рынка, провести анализ структуры рынка, рассмотрение конкуренции и монополии в рыночном механизме, а также роль государства в формировании рыночной инфраструктуры, выявить особенности становления и формирования рыночной экономики в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ: ПРИНЦИПЫ И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ. 4
1.1. Понятие и сущность рынка. Его основные функции и роль в общественном производстве. 4
1.2. Структура и инфраструктура рынка. 6
2. МОДЕЛИ РЫНКА И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА. 9
2.1. Классификация видов рынков. 9
2.2. Рынок совершенной конкуренции. 10
2.3. Рынок несовершенной конкуренции. 13
3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ФИАСКО РЫНКА. 20
3.1. Эффективность рынка. 20
3.2. Фиаско рынка. 21
3.3. Роль государства в развитии рыночной инфраструктуры (на примере России). 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 214.00 Кб (Скачать файл)

Конкуренция – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Разные виды конкуренции зависят от определённых показателей состояния рынка.

 

Рис. 2.2.1. Классификация  рыночного соперничества

Совершенная конкуренция - рынок, где множество фирм продают  совершенно одинаковые товары, и ни одна фирма не обладает достаточно большой долей рынка, способной влиять на рыночную цену товара.

Рыночную структуру совершенной конкуренции определяют 6 основных характеристик:

  1. Множество фирм и их незначительные размеры в отрасли.
  2. Множество покупателей.
  3. Однотипная (стандартизированная) продукция.
  4. Легкие условия для входа в отрасль и выхода из нее других фирм.
  5. Отсутствие ценовой конкуренции между продавцами.
  6. Полная информированность участников рынка об изменения цен и свойств товаров.

График спроса на продукт конкурентной фирмы представляет собой горизонтальную линию, т.к. в условиях совершенной конкуренции имеется множество фирм, каждая из которых производит лишь небольшой объем производства продукции и поэтому каждая их них в отдельности не может влиять на установление цены на рынке.

Итак, фирма в условиях совершенной конкуренции: не способна оказать влияния на рыночную цену; принимает рыночную цену как данную; сталкивается с абсолютной эластичностью спроса на свою продукцию.

Средний доход  фирмы и ее предельный доход равны  рыночной цене продукта, а графики  среднего и предельного дохода совпадают с графиком спроса. Общий доход растет по мере увеличения объема продаж.

Максимизация  прибыли фирмой в краткосрочном  периоде. Существует два подхода к максимизации прибыли.

Первый основан  на сравнении средних и предельных величин (рис. 2.2.2.). В условиях совершенной конкуренции фирма максимизирует свою прибыль или минимизирует убытки, выбирая такой объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам (MR = МС) при условии, что цена (Р) превышает минимальное значение средних переменных издержек (Р > AVC). Точка e — точка оптимального выпуска.

       Рис. 2.2.2

 

 

Второй подход состоит в том, что фирма сравнивает получаемый ею валовой доход (TR) при  различных объемах выпуска с  валовыми издержками (ТС). Фирма выберет  вариант, когда разница между TR и  ТС будет максимальной, т.е. когда  будет достигнут максимальный объем прибыли.

До F1 и после F2 ТС > TR — производство убыточно и  нецелесообразно.

Но и в этой, казалось бы, идеальной модели существуют изъяны. Экономисты признают четыре возможных  фактора, препятствующих эффективности  распределения ресурсов в конкурентной экономике:

а) нет причины, по которой  конкурентная рыночная система приведет к оптимальному распределению доходов;

б) распределяя ресурсы, конкурентная модель не допускает побочных издержек и выгод или производства общественных благ;

в) отрасль с чистой конкуренцией может мешать применению лучшей из известных производственной техники и благоприятствовать медленному темпу технического прогресса;

г) конкурентная система  не обеспечивает ни широкого диапазона выбора продуктов, ни условий для разработки новых продуктов.

Строго говоря, совершенная  конкуренция в чистом виде никогда  и нигде не существовала. Ее можно рассматривать как своего рода научную абстракцию, анализ которой тем не менее необходим для понимания принципов функционирования рыночного механизма.

2.3. Рынок несовершенной конкуренции.

Существуют  рынки, где в той или иной степени  возможно влияние на условия акта купли-продажи со стороны производителя. Факт такого влияния определяет степень  рыночной власти, характеризующей рынки несовершенной конкуренции. Отличительной особенностью несовершенных рынков являются ценовые формы борьбы между производителями. Потенциальная способность фирм устанавливать цены на свою продукцию определяет степень монополизации такого рынка. В зависимости от степени ограничения конкуренции выделяют несколько видов несовершенных рынков: монополия, олигополия и монополистическая конкуренции.

Монополия — исключительное право производства, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Рыночная власть — это способность продавца или покупателя воздействовать на цену товара. У монополии рыночная власть полная. Чистая монополия — это такой тип рыночной структуры, когда фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов. Характерные черты чистой монополии: понятия «фирма» и «отрасль» совпадают; покупатели не имеют возможности выбора; монополист, в состоянии управлять ценой; кривая спроса на продукцию имеет классический вид и совпадает с кривой рыночного спроса; чистая монополия ограждена от конкуренции высокими входными барьерами.

Барьеры для  входа в отрасль — это препятствия, которые выдвигаются на пути проникновения в отрасль новых фирм. Все барьеры делятся на 2 вида: естественные, которые возникают по экономическим причинам (экономия от масштаба производства, контроль над ключевыми ресурсами) и искусственные, создаваемые институциональным путем, например, вследствие действий правительства (патенты, лицензии или нечестные действия монополиста).

Источники монопольной  власти:

  1. Исключительные права (авторские права, патенты, лицензии).
  • Устойчивые предпочтения потребителей (низкая эластичность спроса).
  • Контроль над ресурсами (местонахождение, источники сырья).
  • Эффект масштаба (удовлетворении всего рыночного спроса).

Виды монополий:

  • Закрытая монополия носит долгосрочный характер, т.к. она защищена с помощью юридических ограничений (выпуск денег, оружия).
  • Открытая монополия носит временный характер, т.к. связана с исключительными правами, закрепляющими права собственности какого-нибудь уникального товара.

3) Естественная монополия носит долгосрочный характер, т.к. минимальный уровень средних общих издержек, может быть, достигнут при очень больших объемах производства (электроэнергетика, железные дороги и т.д.).

Общественные  издержки монопольной власти — это убытки или потери для общества в целом от монопольной власти. Предельные издержки – затраты на производство дополнительной единицы продукции. Показатель Лернера монопольной власти — L = (Р - МС)/Р, который показывает степень превышения цены товара над предельными издержками его производства. 0 < L < 1, чем больше L, тем больше монопольная власть фирмы.

Ценовая дискриминация — разница в ценах на одинаковый по качеству товар для разных покупателей, не связанная с затратами на его производство. Ценовая дискриминация подразделяется на следующие виды: первой степени — наличие особой цены для каждого покупателя; второй степени (по объему продаж) — назначение цены в зависимости от объема покупки; третьей степени (сегментированная) — назначение разных цен для разных групп покупателей.

Монополистическая конкуренция (см. рис. 2.3.1.) - тип рыночной структуры, где обладающие рыночной властью фирмы-продавцы дифференцированного товара конкурируют за объем продаж, при этом ни одна из них не обладает всей полнотой власти по контролю рыночной цены. Рыночная власть - способность производителя (или потребителя) оказывать влияние на рыночную цену экономических благ.

Рис. 2.3.1 Модель рынка монополистической конкуренции

Монополистическая конкуренция похожа на ситуацию «чистой  монополии» и в то же время на «совершенную конкуренцию». Американский экономист Эдуард Чемберлин в  книге «Теория монополистической  конкуренции» (1933) разъяснил, что реальные цены на рынке не тяготеют ни к чистой конкуренции, ни к чистой монополии, а стремятся к промежуточному положению, определяемому в каждом отдельном случае в соответствии с относительной силой обоих факторов.

Рынок монополистической конкуренции наиболее конкурентен и наименее монополизирован — это рынок взаимодействия продавцов, предлагающих дифференцированную продукцию (похожую, но не идентичную).

Особенности рынка монополистической  конкуренции:

  1. Дифференциация продукта; замещение благ высокое, но не абсолютное; лояльность к торговой марке; фирмы обладают ограниченной рыночной властью.
  2. Большое число продавцов; небольшая доля фирмы в рыночном предложении; фирма несёт определённые издержки привлечения покупателей.
  3. Относительно свободный вход на рынок и выход из него; издержки входа выше, чем при совершенной конкуренции; отсутствие отраслевых барьеров.
  4. Автономность поведения фирм приводит к отсутствию сговора; свобода принятия решений; отсутствие стратегического поведения.
  5. Убывающая кривая спроса.

Дополнительные  расходы, связанные с дифференциацией  товара, могут стать барьером для  входа новых фирм в отрасль. Монопольно-конкурентная фирма производит на уровне меньшем, чем при эффективном масштабе производства.

Эффективный масштаб производства - это объем выпуска, минимизирующий АТС. Поскольку фирма могла бы увеличить Q и уменьшить АТС, говорят о наличии избыточной мощности (AQ). AQ = эффективный масштаб производства - Q* (фактический объем выпуска).

Наличие избыточной мощности говорит о том, что покупатели потребляют не максимально возможное количество товара и не по самой низкой цене (Р* > МС). Это означает, что монополистическая конкуренция — менее эффективная рыночная структура, чем совершенная конкуренция. Т.к. Р* > МС, то некоторые потребители воздерживаются от приобретения товара, таким образом возникают безвозвратные общественные потери монопольного ценообразования.

Рис. 2.3.2.

    

В краткосрочном  периоде каждая фирма на рынке  монополистической конкуренции  во многом подобна чистой монополии (см. рис. 2.3.2). Сначала она выбирает объем выпуска, исходя из равенства МС = MR, а затем использует кривую спроса, чтобы установить цену, соответствующую этому объему (Р*).Будет ли при этом фирма получать прибыль или нести убыток, зависит от соотношения цены и АТС. Однако в условиях монополистической конкуренции экономическая прибыль и убытки не могут существовать долго.

Источники получения  прибыли фирмой при монополистической конкуренции: вывод на рынок уникального товара; благоприятное расположение фирмы; маркетинговые барьеры; применение передовой технологии. В долгосрочном периоде прибыль притягивает конкурентов в отрасль, а убытки поощряют выход из нее. Процесс миграции фирм продолжается до тех пор, пока экономическая прибыль не достигнет нулевой отметки. Эта ситуация аналогична совершенной конкуренции: ни прибыли, ни убытков.

Характеристика  рыночного равновесия монополистической  конкуренции в долгосрочном периоде: а) цены выше минимальных средних долгосрочных издержек, что приводит к наличию излишних производственных мощностей; б) цены выше предельных издержек производства, т.к. фирмы реализуют рыночную власть. Все это приводит к потере эффективности, связанной с потерями, во-первых, из-за недоиспользования мощностей; во-вторых, из-за присвоения фирмами части излишков потребителя. Однако потери эффективности компенсируются расширением ассортимента благ.

Современная рыночная экономика — это экономика преимущественного господства рынков монополистической конкуренции, ибо совершенно конкурентные рынки, также, как и полностью монополизированные рынки, в чистом виде не существуют.

Олигополия - рыночная структура, в которой большая  часть продаж совершается несколькими крупными фирмами, каждая из которых способна влиять на рыночную цену. Как правило, на долю производителя-олигополиста приходится значительная часть рыночного предложения, что позволяет ему оказывать влияние на рыночную цену. Характерные черты олигополии:

  1. На рынке доминирует небольшое количество фирм.
  2. Фирмы обладают крупными рыночными долями и потому имеют значительную рыночную власть над ценой. Каждая фирма вынуждена считаться с возможной реакцией своих конкурентов при определении цены и объема выпуска.
  3. Ограниченный доступ в отрасль.
  4. Однородный продукт (чистая олигополия) или дифференциальный продукт (дифференциальная олигополия).
  5. Кривая спроса каждой такой фирмы имеет «падающий» характер.

Последствия всеобщей взаимосвязи олигополистов: нельзя точно оценить спрос; нельзя точно определить MR; нельзя определить Р* (равновесная цена) и Q* (равновесный объем продаж).

Рис. 2.3.3.

Модель "Ломаной кривой спроса" (см. рис. 2.3.3.) объясняет негибкость цен. Форма кривой спроса олигополиста зависит от реакции соперников на действия фирмы. Спрос на продукт фирмы будет эластичным, если она повысит цену, так как конкуренты не будут повышать свои цены в ответ (D2). Если же фирма понизит свои цены, то спрос станет неэластичным, так как конкуренты, скорее всего, тоже понизят цены (D1). Результат — ломаная кривая спроса у фирмы (D2PD1). Р — установленная цена. Если фирма повысит цену, то спрос уйдет к D2. Если фирма понизит цену, то спрос не изменится.

Информация о работе Виды рынков и их характеристики