Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 12:23, реферат
К числу современных принято относить экономические теории, сформировавшиеся в конце XIX и в начале XX вв. Они представлены широким разнообразием позиций, взглядов, концепций.
Выделим главные направления современной экономической мысли и охарактеризуем их в самых общих чер-тах. К ним относятся
1) неоклассическое;
2) кейнсианское;
3) институционально-социологическое.
Раз рыночное предложение формируется
как сумма индивидуальных предложений
отдельных фирм, то:
1) чем больше на рынке фирм и
чем они ближе по объемам продаж, тем меньшее
влияние каждая из них оказывает на формирование
общего рыночного предложения;
2) чем больше различия между
фирмами по объемам продаж и чем фирм меньше,
тем большее влияние на формирование рыночного
предложения оказывают наиболее крупные
производители.
Поскольку хозяйство любой страны
представляет собой совокупность рынков
всевозможных ресурсов и товаров, то в
конечном счете коммерческие стратегии
всех фирм-производителей сливаются на
рынке страны в совокупное предложение.
Однако переход от индивидуального к рыночному
и, наконец, к совокупному предложению
нельзя рассматривать просто как суммирование
индивидуальных предложений все более
широкого круга фирм.
Совокупное предложение — общее
количество конечных товаров и услуг,
которое фирмы страны могут и готовы в
течение определенного периода времени
предложить на рынок при: 1) сложившемся
в стране уровне цен; 2) существующей технологии;
3) имеющихся ресурсах всех видов.
Дело в том, что закономерности
формирования совокупного предложения
достаточно отличны от закономерностей
формирования предложения рыночного и
тем более индивидуального.
На уровне страны совершенно
по-особому начинает звучать проблема
ограниченности ресурсов. Отдельная фирма
может расширять масштабы использования
ресурсов в очень больших размерах — лишь
бы предельные затраты на производство
не превышали предельной выручки от продаж.
Предложение это — понятие,
отражающее поведение товаропроизводителя
на рынке, его готовность произвести (предложить)
какое-либо количество продукта за определенный
период времени при определенных условиях.
Величина предложения — количество
продукта, которое имеется в продаже при
определённой цене
Помимо цены товара на объем предложения оказывают влияние и неценовые факторы.
Во-первых, уровень технологии производства данных товаров, если под технологией, или «ноу-хау», понимать и пропорции, и качество применяемых факторов производства. Это квалификация применяемого труда, автоматизированная техника, качественное сырье, эффективная организация производства и труда и другие условия, которые в совокупности способствуют снижению издержек выпускаемой продукции.
Во-вторых, существенным условием изменения предложения выступает государственная налоговая политика (налоги), политика поддержки субсидиями предпринимательства (субсидии) и т. п. Перечисленные факторы способны существенно повлиять на уровень издержек производства, способствуя расширению или ограничению выпуска продукции данного вида. Как известно, налог во всем его размере полностью включается в цену готовой продукции. Потребитель может оплатить его, покупая товар, или не оплатить, отказавшись от покупки по данной, завышенной налогом цене. Непроданная продукция означает только одно: сокращение производства, т.е. предложения товаров. В противоположном направлении влияют на уровень издержек производства субсидии, льготные кредиты и иные формы поддержки выпускающих продукцию фирм и предпринимательства в целом. В этом случае предложение ими товаров на рынках будет возрастать.
В-третьих, предложение товаров во многом зависит от наличия или отсутствия на рынках взаимозаменяемых и взаимодополняемых ресурсов и факторов производства. Например, натуральные сырьевые ресурсы, виды энергии могут быть заменены искусственными, более дешевыми по цене и не снижающими стандарты качества продукции. Их применение в значительной степени способно снижать издержки производства, удешевлять выпускаемую продукцию. Взаимозамещением можно изменить пропорции труда работников и автоматики в производстве, что также обеспечит экономию издержек.
В-четвертых, экономию издержек могут принести также снижающиеся цены ресурсов и факторов производства. Таким способом можно вызвать рост предложения товаров.
50.
Цена - экономическое понятие, существование и важность которого никому не надо объяснять и доказывать. Например, в Новой экономической энциклопедии дается такое определение цены: «Цена - денежная сумма, запрашиваемая, предлагаемая или уплаченная за какой-то товар или услугу. … Цена является результатом «голосования» за товары и услуги деньгами. Цена выступает также историческим фактом, т.е. относится к определенному моменту времени и месту, независимого от того, была ли она «объявлена открыто» или «осталась в тайне». Согласно Большой Советской энциклопедии «Цена - денежное выражение стоимости товара». В настоящее время это определение устарело, точнее оно не является полным и законченным. Цену можно считать формой проявления стоимости и ценности. В тоже время понятия «цены» и «стоимости» существуют обособленно.
Цена, являясь характеристикой товара, отражает его полезные свойства для потребителя. Общая величина полезности товара равна сумме родовой и добавленной полезности. По родовой полезности товары сопоставимы между собой. При этом потребитель может выбрать любой продукт или услуги, руководствуясь в основном собственными затратами. Если же предприятие придает своей продукции дополнительную инструментальную или эмоциональную полезность, то привлекательность ее существенно возрастает. Появляется возможность установить более высокую цену. Это связано с тем, что цена воспринимается также и как показатель качества. Потребители верят, что высокая цена есть оправдание высокого качества, и готовы заплатить еще больше, если качество будет еще выше. Обладание первоклассными товарами дает покупателю уверенность в правильности своего выбора и ощущение собственного благополучия. Как правило, высокая цена устанавливается на товары повышенного качества, уникальные, с повышенными потребительскими свойствами и т. п. [
Факторы рыночного ценообразования
Рыночная цена товара формируется под влиянием большого числа факторов. Для выбора цены на товар или услугу сначала нужно выявить и проанализировать ценообразующие факторы.
Основные ценообразующие факторы.
· спрос и предложение
Цена на рынке подвергается изменениям прежде всего под воздействием спроса и предложения. Этот фактор имеет едва ли не самую ключевую роль в рыночной экономике.
Спрос - это желание и возможность потребителя купить товар или услугу в определенное время и в определенное время.
Предложение - количество товаров, которое продавцы могут и желают предложить покупателю в определенное время и в определенном месте.
· эластичность спроса
При анализе спроса и предложения наибольший интерес, как правило, представляет не их абсолютное значение, а изменение в ответ на изменения цены товара или какого-либо другого параметра. Количественно измерить чувствительность спроса и предложения к изменению факторов, их определяющих, позволяет эластичность.
Эластичность - это мера реагирования одной переменной величины на изменение другой. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная в результате изменения другой на 1%.
· финансово-кредитная сфера
Большое влияние на уровень и динамику цен оказывает состояние финансово-кредитной сферы, когда на цены непосредственно влияют изменения покупательной способности денежной единицы. В нормально функционирующей экономике, когда существует достаточный золотовалютный резерв, соотношение между суммой цен товаров и количеством денег в обращении относительно стабильно
· потребители
· государственное регулирование цен
3.2 Рыночный механизм ценообразования
Как следует из названия, рыночным называют механизм ценообразования, действующий на рынке. Однако, как нам уже известно, существует множество видов рынков, поэтому, строго говоря, под рыночным механизмом ценообразования понимается множество рыночных механизмов. В то же время среди них есть ведущие, наиболее типичные механизмы, на которых и будет сосредоточено наше внимание. Рыночный механизм ценообразования обладает также той особенностью, что действие его "пружин и винтиков" скрыто от глаз. Недаром Адам Смит называл его "невидимой рукой". Даже в ситуации аукциона или элементарного взаимного торга между покупателем и продавцом слышим только реакцию продавцов и покупателей на предложения каждой стороны, участвующей в торге. О скрытых побудительных мотивах и движущих силах их действий можно только догадываться, а ведь именно они и представляют механизм ценообразования.
Истина рождается в споре, в сопоставлении разных точек зрения и в стремлении сторон, представляющих разные интересы, прийти к согласию. Продавец, представляющий интересы производителя товаров и свои собственные, стремится повысить цену, руководствуясь затратным подходом и желанием получить весомую прибыль. Покупатель, потребитель, исходя из "полезностного" подхода и желания снизить свои расходы на единицу полезного эффекта, стремится к "своей" цене, которую можно назвать желаемой ценой покупки. Потребителю в его стремлениях помогает конкуренция между производителями (в предположении, что она существует, а существовать в нормальной экономике она должна заведомо). Производителю, продавцу помогают конкуренция между потребителями и непрерывное возвышение их потребностей.
В этой сложной многофакторной картине акт купли-продажи по взаимоприемлемым ценам может иметь место только в условиях, когда цена устанавливается на основе выравнивания спроса и предложения, на базе соглашения между двумя сторонами, интересы которых столкнулись на свободном рынке. Такая цена получила, как уже упоминалось, название рыночной, а в случае, когда она зафиксирована в договоре, - договорной.
Сколько бы ни ломали копья и ни изобретали новых методик и формул ценовики-теоретики, какими бы аргументами ни подкрепляли их политэкономы, какова бы ни была социальная реакция любителей "твердых" цен, нет никакой другой цены, кроме рыночной, которая наиболее объективно выражает истинную стоимость товара. Свободный рынок - это величайший и гениальный оценщик стоимости в ее денежном выражении. И в полной мере заменить его ничто не способно. Нет рынка - нет и объективной цены.
Обрисуем несколько детальней механизм рыночного ценообразования, исходя из предположения, что рассматривается рынок, в условиях которого действуют закон спроса и закон предложения. Такие условия имеют место на свободном конкурентном рынке.
На конкурентном рынке в условиях, когда спрос на товар фактически равен предложению товара и они зависят только от цены, устанавливается равновесная рыночная цена, соответствующая выравниванию спроса и предложения, то есть точке пересечения кривых спроса и предложения.
Согласно закону спроса, импульс поведению потребителя (покупателя) задает цена предложения, по которой производитель предлагает свой товар. Конечно, цена предложения - только исходная, начальная цена товара, которая затем сталкивается с ценой спроса, т. е. той ценой, которую в состоянии и намерен уплатить потребитель. Обычно достигается компромисс в виде рыночной цены товара, по которой он действительно продается и покупается. Рыночную цену называют еще "ценой равновесия", поскольку она находится на том уровне, когда продавец еще согласен продать (по более низкой цене продажа убыточна), а покупатель уже согласен купить (по более высокой цене покупка убыточна).
Уровень пересечения кривых спроса и предложения и определяет уровень рыночной цены (так называемой "цены равновесия"). Это действительно равновесная, уравновешивающая цена, ибо любое иное положение означает диспропорцию между платежеспособным спросом и соответствующим ему товарным предложением.
Возвращению цены к равновесному уровню могут препятствовать только два обстоятельства:
а) монополизм продавца (или покупателя), искусственно удерживающего цену в свою пользу;
б) административное регулирование цен (отсюда, в частности, видна ответственность государства за установление цен, приводящее к дефициту или перепроизводству).
В некоторых случаях государство может вмешиваться в объективный механизм ценообразования, это осуществляется путем фиксирования цен. Цена фиксируется на определенном уровне, выше или ниже которой она не может меняться. Государство может ставить две цели:
1. Обеспечить доступ большинству
потребителей к потреблению
Так например в России 3 августа 2010 года вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. N 530 г. Москва "Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения" , в котором установлен перечень предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости.
Информация о работе Главные направления современной экономической мысли