Главные направления современной экономической мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 12:23, реферат

Краткое описание

К числу современных принято относить экономические теории, сформировавшиеся в конце XIX и в начале XX вв. Они представлены широким разнообразием позиций, взглядов, концепций.
Выделим главные направления современной экономической мысли и охарактеризуем их в самых общих чер-тах. К ним относятся
1) неоклассическое;
2) кейнсианское;
3) институционально-социологическое.

Вложенные файлы: 1 файл

Главные направления современной экономической мысли.docx

— 644.55 Кб (Скачать файл)

 

45.

Развитие товарного производства

Появление и развитие товарного производства придают товару новые, специфические черты, знаменуют крупный шаг в развитии товарного обращения. Регулярное производство части продуктов труда непосредственно для нужд обмена, увеличение объема обмена и расширение его географических рамок повлекли за собой появление рыночных отношений. Рынок как экономическая категория выражает отношения обмена, которые регулярно складываются внутри совокупности хозяйств, заранее производящих по крайней мере часть своей продукции с целью продажи. 
 
Если на начальной стадии товарного обращения отношения товаровладельцев ограничиваются куплей-продажей в сфере обмена, то в дальнейшем общественные связи становятся глубже, охватывая непосредственно сферу производства. В этих условиях товаропроизводители не просто обменивают излишек своих продуктов на полезные для себя продукты, а заранее, непосредственно в процессе производства, стараются по возможности учесть потребности других товаропроизводителей. Частный труд каждого из них становится, таким образом, скрытообщественным трудом, необходимым звеном в совокупном общественном труде. 
 
Установление экономической связи между производителями, удовлетворение их личных и производственных потребностей происходят лишь при посредстве рынка. 
 
Таким образом, рынок появился вместе с возникновением товарного производства. В докапиталистических формациях продукты труда становились товарами лишь благодаря обмену, носившему случайный характер. С развитием производительных сил, разделением труда и обособлением производителей как собственников производство приобретало товарный характер, т. е. продукт труда уже создавался как для удовлетворения личных потребностей, так и для обмена на рынке. При капиталистическом способе производства товарное хозяйство стало господствующим. Все элементы, образующие производительный капитал (орудия и предметы труда, рабочая сила), поступают при капитализме с товарного рынка и при его посредстве непрерывно обновляются. 
 
Рынок стихийно уравновешивает производство товаров, услуг и объем, структуру общественных потребностей. 
 
Через рынок опосредствуются все экономические связи, кругооборот капитала, процесс воспроизводства. Рынок определяет уровень цен на товарную продукцию и тем самым регулирует объем и структуру производства. 
 
До последнего времени на социалистическом внутреннем рынке в планомерной форме развивались экономические отношения на основе распределения и перераспределения потребляемой части общественного продукта, его реализации путем обмена денежных доходов населения на товары. Поскольку эти отношения принимали товарно-денежную форму, то наличие денежного и товарного оборота представляло собой непременное условие функционирования внутреннего рынка. 
 
Рынок, как было отмечено выше, есть сфера проявления отношений между производителями и потребителями товаров, с одной стороны, и между стоимостью и потребительной стоимостью товаров — с другой. В отношениях между производителями и потребителями выражаются специфические экономические интересы каждого из них, которые характеризуются не только определенной согласованностью, но и противоречивостью. Аналогичным образом обстоит дело и с отношениями между стоимостью и потребительной стоимостью товаров. 
 
Разрешение этих неантагонистических противоречий находит свое выражение в акте купли-продажи товаров. Поэтому рынок выступает и в качестве своеобразного инструмента согласования интересов сферы производства и сферы потребления. 
 
Общественное воспроизводство в условиях рыночных отношений обслуживается рынками товаров и услуг, рабочей силы, капиталов, золота и ссудных капиталов.

Выделяют следующие типы рынка: неразвитый, свободный, регулируемый, деформированный. 
 
Каждому типу рынка соответствует особая модель товарного производства: 
 
1) товарное производство неразвитого рынка; 
 
2) товарное производство свободного рынка; 
 
3) товарное производство регулируемого рынка; 
 
4) товарное производство деформированного рынка. 
 
 
 
1. ТОВАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО НЕРАЗВИТОГО РЫНКА (ПРОСТОЕ ТОВАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО) основано на общественном разделении труда, частной собственности на средства производства, на личном труде товаропроизводителя. В условиях простого товарного производства на рынок поступала лишь часть созданного продукта. Поэтому оно не охватывало всю экономику, т. е, не являлось всеобщим. 
 
2. ТОВАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО СВОБОДНОГО РЫНКА (РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА) отмечено принципиально новой чертой: оно приобрело всеобщий характер. Это значит, что: 
 
1) товаром стала рабочая сила человека и на смену личному труду производителя пришел наемный труд; 
 
2) подавляющая часть продукта общества стала предназначаться не для личного потребления, а для рынка, для продажи. 
 
Товарное производство на этом этапе характеризуется свободной конкуренцией, поэтому его еще называют капитализмом эпохи свободной конкуренции, или «свободной экономики». Почти полное отсутствие вмешательства государства в хозяйственную жизнь дает возможность называть его «чистым» капитализмом — laisserfaire, что приблизительно означает «пусть идет как идет»  
 
Повсеместное использование системы рынков и цен для координации деятельности послужило основанием называть этот тип товарногопроизводства рыночной (капиталистической) экономикой.

Рыночная экономика сформировалась на стадии машинного производства. 
 
3. ТОВАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО РЕГУЛИРУЕМОГО РЫНКА отличается наличием в экономике двух секторов: государственного и частного с высокой долей каждого из них в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране. Государство активно вмешивается в рыночную экономику, но не сводит на нет регулирующую роль рынка, его «невидимую руку». Регулируемый рынок формируется в условиях монополизации экономики, когда перед правительством появляется задача — ограничить монополию. Главными формами государственного регулирования являются законодательная, налоговая, финансовая. 
 
4. ТОВАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО ДЕФОРМИРОВАННОГО РЫНКА характерно для командно-административной экономики и предполагает развитую систему общественного разделения труда, развитое машинное производство, постоянное регулирование национальной экономики, подавление свободных рыночных отношений. Административно-командная экономика имеет две модели: планово-директивную и нормативную.

 

46.

С древних времен рынок определяли как место, где осуществляется покупка или продажа товаров. Вот почему у многих слово «рынок» ассоциируется с базаром - местом обмена производимых благ. Это верно лишь отчасти. Рынок - понятие более широкое. Есть рынки, на которых продаются и покупаются ценные бумаги (акции, облигации) - это фондовые биржи. На товарных биржах, где предлагаются товары (зерно, сахар, цемент) по стандартным качественным показателям, покупатели и продавцы вступают в конкретные отношения. Участники берут на себя юридические обязательства, которыми определяются их действия и ответственность. Эти и прочие отношения между продавцами и покупателями по поводу существующих и потенциальных товаров образуют рынки.

Рынок - совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которого осуществляется реализация товарной продукции и окончательно признается общественный характер заключенного в ней труда. Рынок является формой связи между товаропроизводителями. В его основе лежат экономические отношения, порожденные разделением труда и формами собственности на средства производства. Основные элементы рыночного механизма - цена, спрос, предложение. С точки зрения территориальных границ и его масштабов, различают местный рынок, национальный (внутренний) и мировой (внешний).

Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов (товаропроизводителей и торговцев) и получению ими прибыли, а также удовлетворению платежеспособного спроса покупателей на основе свободного взаимного соглашения, эквивалентности и конкурентности. Материальная основа рыночных отношений - движение товара и денег. Сущность рынка - в главных его экономических функциях, выражающих основное назначение данной категории и отражающих ее суть.

Также, перечисленные ниже основные черты рынка образуют его характеристику:

1. Рынок предполагает свободный  доступ в него и свободный  выход из него, поэтому число  участников рынка ничем не  ограничивается;

2. Рынок предполагает полную  свободу в перемещении материальных, финансовых и людских ресурсов;

3. Рынок предполагает наличие  товарной массы. Нельзя говорить  о рынке, не имея товара. И напротив, чем больше товарная масса  количественно и качественно по ассортименту, тем более развит и рынок;

4. рынок предполагает наличие  развитой и устойчивой денежной  системы. Это бесконечная цепь  товарно-денежного обращения по схеме Т-Д-Т-Д и т.д. до бесконечности;

5. рынок предполагает самостоятельность  хозяйствующих субъектов и, соответственно, свободу договоров и сделок. На  рынке действует принцип, концепция  «laissez faire», которая предполагает, что отдельные люди и предприятия действуют свободно, без какого-либо вмешательства «третьей силы» - силы принуждения. Разумеется, эта самостоятельность агентов рынка относительна, ибо их действия предопределены правилами рыночной игры;

6. при всей его стихийности  рынок подчиняется действию законов, и прежде всего действию законов  конкуренции, стоимости, спроса и предложения;

7. в основе действий двух основных  агентов рынка - продавцов (товаропроизводителей) и покупателей (потребителей) лежит личный экономический интерес. В этом и проявляется стимулирующий эффект рынка;

8. рынок предполагает полную  материальную ответственность своих  участников за результаты своей  деятельности;

9. рынок предполагает вольные  цены или, как их называют чаще, - свободные рыночные цены равновесия;

10. рынок предполагает всеобщность  и универсальность товарных отношений, их проникновение во все сферы  жизни;

11. рынок предполагает наличие  развитой инфраструктуры, которая  повышает его эффективность;

12. рынок предполагает открытость  экономики перед мировым хозяйством, положение, при котором региональный рынок выступает, как часть национального рынка, а национальный - как часть мирового;

13. рынок формирует такой тип  человека, который в свои моральные  нормы включает также рыночную  этику и рыночную мораль;

14. рынок предполагает наличие  внешних факторов, благоприятствующих  его развитию, в частности, благосклонное отношение общества к самому рынку.

Как видим, рынок - это механизм координации разнообразной деятельности людей через систему цен. Возникают вопросы: как же действует рыночный механизм? Почему производители, которых тысячи и миллионы, производящие товары и услуги, воспроизводят экономический порядок, а не хаос? В современном развитом обществе, где, с одной стороны, неуклонно растет количество товаров, покупателей и продавцов, а с другой - развиваются средства связи, покупка-продажа может осуществляться по телефону, почтой и другими современными средствами связи. Для этого не нужен непосредственный контакт субъектов рыночных отношений.

Рынок способствует решению трех основных экономических задач: что, как и для кого производить. Что производить, какие товары, услуги, определяют покупатели и продавцы. Первые платят деньги за определенные товары, которые представлены на рынке, а вторые производят те товары, которые имеют сбыт и приносят прибыль. Ясно и то, что покупатель заплатит за определенный товар цену, которая его устраивает, а продавец отдаст свой товар за сумму, которая принесет ему выгоду. Следовательно, главная роль в решении вопроса, что производить, в рыночном механизме принадлежит цене.

Основные субъекты рынка - это люди (физические лица) и группы людей, специально созданные для совместного осуществления экономической деятельности. В современной экономике эти группы обычно принимают форму юридически оформленных организаций - фирм, корпораций и т.д. (юридических лиц). Субъектами рынка могут выступать и государственные предприятия, если государство установит для них такие правила, которые близки к условиям деятельности на рынке физических и юридических лиц.

Важным потребителем производства являются предприятия, фирмы. Если они получают значительные доходы, то покупают факторы производства (материалы, сырье, технику, информацию, рабочую силу), что способствует развитию производственного потребления. Но при значительных убытках предприятий спрос на факторы производства уменьшаться.

Заказчиками различных товаров могут быть и правительство, и иностранные фирмы, что также определяет направленность производства.

Рынок обеспечивает связь между производством и потреблением, пропорциональность процесса воспроизводства, его целостность. Здесь происходит общественное признание созданного продукта, общественного характера труда, что воплощается в нем. Происходит это благодаря достижению равновесия между спросом и предложением. На рынке количество товаров, которое хотят купить покупатели, должно соответствовать количеству товаров, которых хотят продать продавцы. В этом случае цены устанавливаются на уровне спроса и предложения, что и приводит к равновесию. Равновесие рыночных цен обеспечивает сбалансированность между различными отраслями производства, между платежеспособным спросом и предложением.

В современной экономической литературе указывают на следующие факторы, которые в совокупности и взаимодействии предопределили возникновение, а затем и развитие рынка:

  • ü потребности людей,

которые по своему характеру безграничны. Это обстоятельство побуждало и побуждает производство благ и услуг к бесконечному росту и развитию;

  • ü ограниченность всех ресурсов производства –

труда, земли и других материальных средств производства. Простой пример: на одном и том же участке земли нельзя одновременно заниматься двумя видами труда – станки производить и выращивать зерновые. Это обстоятельство побуждает искать пути повышения эффективности производства;

  • ü общественное разделение труда,

которое означает, что в любом более или менее многочисленном сообществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полного само обеспечения всеми производственными ресурсами, всеми экономическими благами. Общественное разделение труда повышает эффективность производства и создает материальную основу для товарного обмена. История человечества знает целый ряд этапов развития этого процесса: отделение земледелия от скотоводства, появление ремесла как особой отрасли хозяйства, выделение купечества, появление все новых и новых отраслей производства. Затем стали дробиться отрасли, углублялась специализация отдельных производств. Этот процесс бесконечен, он объективно связан с ростом производительности труда. Разделение труда неизбежно требует обмена, т.к. уже в древности скотоводы нуждались в продуктах земледелия, а земледельцы отнюдь не были вегетарианцами. Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи. Только тогда и смогло появиться товарное производство в подлинном смысле слова, т.е. производство таких изделий, которые нужны их производителю не для собственного потребления, а в качестве носителя стоимости, позволяющего получить взамен десятки других нужных для него предметов. Иными словами, появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других людей.

Информация о работе Главные направления современной экономической мысли