Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 16:05, курсовая работа
Цель работы: дать общую характеристику государственной формы собственности, раскрыть её сущность и роль в современной экономической системе.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты государственной собственности;
Рассмотреть модели развития государственной собственности, а также функции государственной собственности;
Определить позиции государственной собственности в системе национального хозяйства;
Выявить основные проблемы управления государственной собственностью;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Понятие собственности и место отношения собственности в системе
правовых отношений………………………………………………………….………….4
Модели развития государственной собственности. Факторы трансформации государства в собственника……………………………………………………………….8
Функции управления государственной собственностью……………………………..12
ГЛАВА II. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
2.1 Объекты, составляющие основу национального богатства страны…………………15
2.2 Позиции государственной собственности в системе национального хозяйства……18
2.3 Основные проблемы управления государственной собственностью в России….….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..…………………………28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………29
Безусловно, при переходе к смешанной экономике необходимо преодолеть тотальную монополию государственной собственности. Однако это не означает преуменьшения значения последней. Она и в данных условиях выполняет важнейшие функции, поэтому необходимо эффективное управление ею. Управление имеет две составляющие: с одной стороны, контроль за трансформацией государственной собственности в частную до рационального уровня, с другой, управление ее воспроизводством и использованием.
К сожалению,
в начале нынешних реформ ни один из
названных процессов не был главным,
решение целого комплекса социальных
проблем откладывалось на будущее.
Шло тотальное разрушение государственной
собственности, главным инструментом
чего была так называемая широкомасштабная
приватизация. Государство было объявлено
антиподом рынку, многие формы централизованного
регулирования экономики
Таким образом, вопросы управления государственной собственностью, улучшения ее отдачи потребуют большой работы, прежде всего со стороны государственных органов. Это длительный процесс, который должен быть увязан со всеми сторонами экономических и социальных преобразований. Государство должно стать эффективным собственником, соединяя в своей деятельности в этой сфере экономические и социальные компоненты.
Экономические отношения собственности не только характеризуют социальную сторону экономической жизни, но и определяют формы ее организации. Мы говорим, что основу рыночной экономики составляет частная собственность. Но рыночная экономика возникает лишь при условии, когда участники экономической жизни общества признают друг в друге обособленных равноправных собственников. Это равенство реализуется через обмен, где каждый участник и собственник экономического блага взаимодействуют с другими на эквивалентно-возмездной основе и личной независимости.
ГЛАВА II. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
2.1 Объекты, составляющие основу национального богатства страны
Национальное богатство-
Национальное богатство в широком смысле слова представляет собой все то, чем, так или иначе, обладает нация. В этом смысле к национальному богатству относятся не только материальные блага, но и все природные ресурсы, климат, произведения искусства и многое другое. В практике экономического анализа применяется показатель национального богатства в узком смысле слова.
К национальному богатству в узком смысле слова относится все то, что так или иначе опосредовано человеческим трудом и может быть воспроизведено. Другими словами, национальное богатство страны представляет собой совокупность материальных и культурных благ, накопленных данной страной на протяжении ее истории на данный момент времени. Это результат труда многих поколений - людей.
Объектом собственности
является организационно - обособленная
часть национального богатства,
юридически закрепленная за конкретным
собственником или группой
Национальное богатство страны - это то, что произведено человеческим трудом, это совокупность материальных и культурных благ, накопленных страной к данному моменту времени.
В структуре национального богатства выделяют следующие элементы:
Первым и наиболее важным
элементом национального
Кроме основных производственных фондов в состав национального богатства входят оборотные производственные фонды — предметы труда. Величина оборотных производственных фондов составляет примерно 25% величины основных производственных фондов (1).
Кроме основных и оборотных
производственных фондов к национальному
богатству относятся
С функциональной точки зрения материальные резервы и запасы выполняют роль стабилизатора экономики при непредвиденных обстоятельствах. Они определяют устойчивость и непрерывность производства при конъюнктурных и природных катаклизмах. Но особо стоит вопрос о величине страховых резервов и запасов. Практика ведущих индустриальных государств свидетельствует о том, что они должны быть достаточно велики и составлять не менее 25% производственного потенциала.
Важным элементом
которое в статистике всех стран выделяется отдельной строкой в структуре
национального богатства. Кроме жилья к домашнему имуществу относятся предметы длительного пользования потребительского назначения (телевизоры, холодильники, мебель и т.д.).
И наконец, в структуре
национального богатства
Подход классической школы к национальному богатству в настоящее время требует
______________________________
дополнения. Дело в том, что меркантилисты, физиократы и классическая школа свои выводы о национальном богатстве базировали не на отвлеченных умозаключениях, а исходили из реальных потребностей жизни. Эти потребности диктовались периодом, который принято называть индустриальным. Постиндустриальное общество требует нового подхода к оценке национального богатства, ибо постиндустриальное общество характеризуют как минимум два принципиально важных момента: 1) высокая информатизация общества и 2) качественный рост его благосостояния.
С формальной стороны информация — это сведения, обладающие элементами новизны для их получателя и требующие принятия с его стороны решения. Информация — сырье для процесса принятия решения. Ее экономическая ценность также разнообразна. Для кого-то она стоит миллионы, для кого-то — не стоит ничего. Она — инструмент контроля и в экономике, и в политике, и в отдельной фирме. Но это сырье должно собираться, добываться и обрабатываться. Оно должно обогащаться в процессе обработки, и ему должны придавать ценность. Затем оно выбрасывается на рынок, распространяется и становится основой для принятия решений. По существу информация является основой управления, и только с помощью информации можно в полной мере реализовать потенциал современной экономики.
Сейчас совершенно очевидно, что общество, не ступившее на путь информатизации, развития и внедрения современных информационных технологий и радикальной трансформации на ее основе всей структуры национального богатства, обречено на деградацию. Бизнес без информации просто невозможен. Поэтому информация есть фундаментальное основание производств, торговой и технологической деятельности, обеспечивающей процветание и развитие любого современного общества.
После появления современной
информационной технологии, основанной
на компьютерах, стало ясно, что экономическая,
в том числе деловая, информация,
а также информация научно-техническая
становится не только решающим фактором
общественного и хозяйственного
развития, но и одним из основных
элементов национального
Национальное богатство связано с воспроизводством общественного продукта (выраженная в рыночных ценах совокупность товаров и услуг, произведенных в течение одного года). Следовательно, источником роста национального богатства является рост общественного продукта в результате расширенного воспроизводства. Увеличение национального богатства есть результат роста общественного производства и материальная основа его дальнейшего развития, повышения благосостояния народа.
2.2
Позиции государственной
Национальное хозяйство - исторически сложившаяся в определенных территориальных (национальных) границах система общественного воспроизводства.
Частный сектор экономики - часть экономики страны, не находящаяся под контролем государства.
Иностранный сектор - часть экономики, относящаяся к сделкам с зарубежными партнерами.
Государственный
сектор экономики существовал во
многих странах задолго до развития
рыночной экономики. К нему относились
принадлежащие государству
Усиление роли государства в регулировании экономики не следует понимать как политику наращивания массы объектов государственной собственности в экономическом пространстве страны. Государство определяет антимонопольную политику, устанавливает «правила игры» в экономике и т.д.
Государственный сектор экономики в отдельных странах в конкретных ситуациях играет специфическую роль защиты национальных экономических и политических интересов от иностранной экспансии. Если национальный капитал слаб и не справляется с этой задачей, то государственный сектор может играть заметную роль в первичной индустриализации, защите некоторых отраслей, видов производств, регионов от захвата их иностранным капиталом, просто включив их в государственный сектор.
Ключевыми
народнохозяйственными задачами
Информация о работе Государственная собственность и ее роль в современной экономической системе