Государственная собственность и ее роль в современной экономической системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 16:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: дать общую характеристику государственной формы собственности, раскрыть её сущность и роль в современной экономической системе.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты государственной собственности;
Рассмотреть модели развития государственной собственности, а также функции государственной собственности;
Определить позиции государственной собственности в системе национального хозяйства;
Выявить основные проблемы управления государственной собственностью;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Понятие собственности и место отношения собственности в системе
правовых отношений………………………………………………………….………….4
Модели развития государственной собственности. Факторы трансформации государства в собственника……………………………………………………………….8
Функции управления государственной собственностью……………………………..12
ГЛАВА II. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
2.1 Объекты, составляющие основу национального богатства страны…………………15
2.2 Позиции государственной собственности в системе национального хозяйства……18
2.3 Основные проблемы управления государственной собственностью в России….….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..…………………………28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………29

Вложенные файлы: 1 файл

курсач готов.docx

— 66.44 Кб (Скачать файл)

Обычно  основные критерии народнохозяйственной и социальной эффективности функционирования государственного сектора формулируют  следующим образом: соответствие обеспеченности общественными благами национальным потребностям; 
вклад государственного сектора, в частности, в области инфраструктуры, научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, энергетики и экологии, в снижение издержек частного предпринимательства и повышение его конкурентоспособности; вклад в обеспечение его национальной безопасности. 

По  отношению к объектам государственной  собственности чисто производственного  назначения, объектам бизнеса с государственным  участием, государственному имуществу, сдаваемому в концессию, аренду, цели и задачи эффективного управления формулируются  по-иному. В этом случае управление государственной собственностью должно строиться таким образом, чтобы обеспечивалась наибольшая экономическая эффективность.

Согласно ст.8 Конституции РФ в «Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». А Гражданский кодекс РФ постулирует, что «Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на право собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации)» (ст.214). Согласно Гражданскому кодексу управление государственной собственностью от имени Российской Федерации и субъектов РФ осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане в случае и в порядке предусмотренных законодательством.

Важнейшая роль государственного сектора – аккумуляция и перераспределение  значительных денежных средств на социальные и экономические цели согласно концепции  определенной модели экономики.

 Государственный сектор  в рыночной экономике активно  используется как средство регулирования  для достижения многих государственных  социально-экономических целей.  Так, в условиях ухудшения конъюнктуры,  депрессии или кризиса, когда  частные капиталовложения сокращаются,  инвестиции в государственный  сектор, как правило, не сокращаются.  Правительственные органы стремятся  противодействовать спаду производства  и росту безработицы.

В России к регулирующим функциям можно отнести: совершенствование  структурной политики; создание новых  объектов или расширение и реконструкцию  старых в тех сферах деятельности, отраслях или регионах, куда частный  капитал поступает недостаточно; увеличение инвестиций в государственный сектор.

Государственный сектор оказывает  регулирующее воздействие на экономику  через воздействие на политику смешанных  компаний, в которых государству  принадлежит контрольный или  значительный пакет акций. Управляя пакетами акций компаний, государственные  органы имеют возможность регулировать инвестиции, а за счет управления пакетами акций банков можно направлять определенные ресурсы коммерческих банков с государственным  участием на кредитование инвестиционных проектов в соответствии с государственными программами.

 Государственный сектор  через Центральный банк РФ  выполняет регулирующие функции на финансовом рынке: определяет процентные ставки, осуществляет операции на рынке ценных бумаг, оказывает воздействие на валютный курс и т. п. Тем самым государственный сектор активно влияет через кредитно-денежную политику на экономический рост. Государство выступает в роли кредитора коммерческих банков, частных фирм и компаний, а нередко оно само становится заемщиком.

Финансовыми регулирующими  функциями государственного сектора  являются: извлечение предпринимательской прибыли с последующим перечислением ее части в бюджет, наполнение доходной части бюджета за счет налоговых и иных обязательных платежей предприятий с участием государственного капитала.

Законодательство Российской Федерации к хозяйствующим субъектам государственного сектора экономики относит: государственные унитарные предприятия, в том числе казенные; государственные учреждения; хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% акций (долей) находятся в государственной собственности; хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% акций (долей) находятся в собственности хозяйственных обществ, относящихся к государственному сектору экономики.

Масштабы государственной  собственности оцениваются рядом  следующих показателей: долей производства государственного сектора экономики в общем объеме производства; удельным весом продукции, производимой государственным сектором по отраслям; долей в объеме основных фондов; долей от общего объема инвестиций в основной капитал, приходящейся на государственный сектор; численностью работников на государственных предприятиях.

Управление государственной  собственностью преследует следующие цели: упорядочение осуществления государством полномочий собственника государственного имущества; увеличение доходов федерального бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью и оптимизация расходов государства в государственном секторе экономики; оптимизация структуры собственности в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста; использование государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики; вовлечение максимального количества объектов государственной собственности в процесс совершенствования управления.

Для реализации указанных  целей федеральным органам исполнительной власти необходимо решить ряд задач, а именно:

– полная инвентаризация объектов государственной собственности, разработка и реализация системы учета этих объектов, оформление прав на них;

– повышение эффективности  управления государственным имуществом с использованием всех современных  методов и финансовых инструментов, детальная правовая регламентация  процессов управления;

– классификация объектов государственной собственности  по признакам, определяющим специфику  управления;

–    оптимизация количества объектов управления и переход к пообъектному управлению;

–    определение   цели   государственного   управления   по каждому объекту управления;

– обеспечение прав государства  как участника (акционера) коммерческих и некоммерческих организаций;

– обеспечение контроля за использованием и сохранностью государственного имущества, а также контроля за деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих;                         – обеспечение поступления дополнительных доходов в федеральный бюджет путем создания новых возобновляемых источников платежей и более эффективного использования имеющегося имущества.

2.3      Основные проблемы управления  государственной собственностью

 

Любое общество располагает некоторой  совокупностью материальных благ, которые  в рамках отдельного государства  формируют его национальное богатство. Присвоение в своем историческом развитии проходит различные формы, приобретая наиболее развитую - форму  собственности.

Собственность - это отношение между человеком и группой или сообществом субъектов с одной стороны, и любой субстанцией материального мира (объектом)

Реальным  проявлением присвоения является пользование. Реальное пользование предполагает его обязательное совмещение с другой формой присвоения - распоряжением, в контексте изменения характера пользования и (или) смены потребителя.

Распоряжение  представляет собой такую форму  присвоения, которая означает возможность  иных, помимо потребления, действий над  объектами собственности - продажи, безвозмездной или платной передачи в пользование, в том числе, ограниченное.

 Реальная область распоряжения может не совпадать с областью предоставленных прав, формируя его теневую составляющую.

Собственность как наиболее полная форма присвоения, соединяющая пользование и распоряжение, означает, что собственник выполняет  любые действия над принадлежащими ему благами, целиком присваивает  полезный результат и несет всю  полноту материальной ответственности  за свои действия.

Другие  формы присвоения ограничивают в  той или иной форме свободу  действий субъекта пользования и (или) владения на объект собственности.

Особой  формой присвоения можно считать владение, оно предполагает реализацию всей полноты прав пользования и лишь часть прав распоряжения, предоставленных владельцу собственником на определенных условиях.

Таким образом, право собственности означает возможность передачи объекта собственности  в пользование, распоряжение или  владение другим субъектам без утраты самого права собственности с  установлением правил, которые те обязаны соблюдать.

Именно  разделение субъекта собственности  и субъекта управления из-за неизбежной персонификации последнего создает  возможность развития теневых отношений  собственности.

Из-за неизбежной персонификации распорядительных и управленческих функций так  называемая государственная или  общенародная собственность в централизованной экономике, де-факто, представляла собой  собственность авторитарной бюрократии, и именно эти теневые отношения  мимикрировали в условия современного рынка.

Этим  обстоятельством определяется использование  теневых источников накопления в  ходе приватизации, значительный удельный вес теневого оборота, низкая собираемость налогов, коррумпированность государственной  власти и множество иных негативных моментов современной экономической  действительности.

Решение этих проблем состоит в идентификации  реальных отношений собственности  современного рынка и их адекватном управлении.

Для организации процессов управления необходимо выделить понятие (объект собственности, который следует рассматривать  как точку приложения различных  управляющих воздействий. Можно  сформулировать следующее определение:

Объектом  собственности является организационно - обособленная часть национального  богатства, юридически закрепленная за конкретным собственником или группой  собственников. В роли объекта собственности могут выступать: отдельная вещь; совокупность имущества; имущественный комплекс; земельный, водный или лесной участок; месторождение полезных ископаемых; зона воздушного пространства; частотный диапазон; обособленная доля в общей собственности и т.д.

Особая роль государства связана с целым рядом важных обстоятельств:

Во-первых, результаты процесса управления федеральной  собственностью влияют на судьбы многих людей, определяя уровень их жизни, социальную защищенность, состояние  здоровья, интеллектуальное развитие, безопасность и многие другие общепризнанные человеческие ценности.

Во-вторых, федеральная собственность охватывает огромное число объектов, расположенных  на всей территории страны и за ее пределами. Исключительной собственностью государства  являются также объекты воздушного пространства, эфира и ресурсов космических  систем в том понимании, в котором  они включаются в национальное богатство.

До  принятия Земельного кодекса вся  совокупность земельных, водных, лесных участков, а также все объекты, относящиеся к земным недрам, фактически рассматривается как часть федеральной  собственности.

В-третьих, объекты федеральной собственности  отличаются большим организационным  и правовым многообразием, охватывают широкий спектр отраслей национального  хозяйства и предназначены для  использования в самых разнообразных  направлениях: производство материальных благ, создание и обслуживание социальной инфраструктуры, федеральное управление и т. д.

Поэтому разработка системы управления госсобственностью  должна основываться на предварительной  ее структуризации с целью выделения  однотипных групп объектов и описании задач, целей и методов управления ими.

В-четвертых, реализация права государства на объекты собственности достигается  через функционирование системы  управления федеральной собственностью.

Органы  исполнительной власти на любом уровне имеют полномочия управлять только тем имуществом, которое передано им в их собственность:

1. Федеральный  (макроуровень) - уровень взаимодействия  федеральных органов, включающий  Президента РФ, Федеральное Собрание  РФ, Правительство РФ, субъекты Российской  Федерации, владельцев федерального  имущества, фискальные и иные  министерства, ведомства, иностранные  организации и фонды.

2. Уровень  субъектов Федерации или отраслей  народного хозяйства (мезоуровень) - уровень взаимодействия элементов  системы внутри Министерства  государственного имущества, в  том числе взаимодействия Аппарата  Министерства со своими структурными  подразделениями, выделенными в  отдельные учреждения (например, вычислительный  центр Министерства), и другими  организациями.

3. Муниципальный  или отдельных предприятий и  объединений (микроуровень) - уровень  взаимодействия структурных подразделений  Министерства с территориальными  органами и объектами системы  управления, а также структурных  подразделений Министерства между  собой.

Особую  роль системе управления должно играть Министерство государственного имущества Российской Федерации, которое специализируется на решении задач управления государственной собственностью и поэтому должно быть наделено властными полномочиями, достаточными для выполнения своих основных функций.

Информация о работе Государственная собственность и ее роль в современной экономической системе