Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 16:05, курсовая работа
Цель работы: дать общую характеристику государственной формы собственности, раскрыть её сущность и роль в современной экономической системе.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты государственной собственности;
Рассмотреть модели развития государственной собственности, а также функции государственной собственности;
Определить позиции государственной собственности в системе национального хозяйства;
Выявить основные проблемы управления государственной собственностью;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Понятие собственности и место отношения собственности в системе
правовых отношений………………………………………………………….………….4
Модели развития государственной собственности. Факторы трансформации государства в собственника……………………………………………………………….8
Функции управления государственной собственностью……………………………..12
ГЛАВА II. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
2.1 Объекты, составляющие основу национального богатства страны…………………15
2.2 Позиции государственной собственности в системе национального хозяйства……18
2.3 Основные проблемы управления государственной собственностью в России….….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..…………………………28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………29
Обычно
основные критерии народнохозяйственной
и социальной эффективности функционирования
государственного сектора формулируют
следующим образом: соответствие обеспеченности
общественными благами
вклад государственного сектора, в частности,
в области инфраструктуры, научно-исследовательских
и опытно-конструкторских разработок,
энергетики и экологии, в снижение издержек
частного предпринимательства и повышение
его конкурентоспособности; вклад в обеспечение
его национальной безопасности.
По
отношению к объектам государственной
собственности чисто
Важнейшая роль государственного
сектора – аккумуляция и
Государственный сектор
в рыночной экономике активно
используется как средство
В России к регулирующим
функциям можно отнести: совершенствование
структурной политики; создание новых
объектов или расширение и реконструкцию
старых в тех сферах деятельности,
отраслях или регионах, куда частный
капитал поступает
Государственный сектор оказывает регулирующее воздействие на экономику через воздействие на политику смешанных компаний, в которых государству принадлежит контрольный или значительный пакет акций. Управляя пакетами акций компаний, государственные органы имеют возможность регулировать инвестиции, а за счет управления пакетами акций банков можно направлять определенные ресурсы коммерческих банков с государственным участием на кредитование инвестиционных проектов в соответствии с государственными программами.
Государственный сектор через Центральный банк РФ выполняет регулирующие функции на финансовом рынке: определяет процентные ставки, осуществляет операции на рынке ценных бумаг, оказывает воздействие на валютный курс и т. п. Тем самым государственный сектор активно влияет через кредитно-денежную политику на экономический рост. Государство выступает в роли кредитора коммерческих банков, частных фирм и компаний, а нередко оно само становится заемщиком.
Финансовыми регулирующими функциями государственного сектора являются: извлечение предпринимательской прибыли с последующим перечислением ее части в бюджет, наполнение доходной части бюджета за счет налоговых и иных обязательных платежей предприятий с участием государственного капитала.
Законодательство Российской Федерации к хозяйствующим субъектам государственного сектора экономики относит: государственные унитарные предприятия, в том числе казенные; государственные учреждения; хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% акций (долей) находятся в государственной собственности; хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% акций (долей) находятся в собственности хозяйственных обществ, относящихся к государственному сектору экономики.
Масштабы государственной
собственности оцениваются
Управление государственной собственностью преследует следующие цели: упорядочение осуществления государством полномочий собственника государственного имущества; увеличение доходов федерального бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью и оптимизация расходов государства в государственном секторе экономики; оптимизация структуры собственности в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста; использование государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики; вовлечение максимального количества объектов государственной собственности в процесс совершенствования управления.
Для реализации указанных целей федеральным органам исполнительной власти необходимо решить ряд задач, а именно:
– полная инвентаризация объектов государственной собственности, разработка и реализация системы учета этих объектов, оформление прав на них;
– повышение эффективности управления государственным имуществом с использованием всех современных методов и финансовых инструментов, детальная правовая регламентация процессов управления;
– классификация объектов государственной собственности по признакам, определяющим специфику управления;
– оптимизация количества объектов управления и переход к пообъектному управлению;
– определение цели государственного управления по каждому объекту управления;
– обеспечение прав государства как участника (акционера) коммерческих и некоммерческих организаций;
– обеспечение контроля
за использованием и сохранностью государственного
имущества, а также контроля за деятельностью
лиц, привлекаемых в качестве управляющих;
2.3 Основные проблемы управления государственной собственностью
Любое общество располагает некоторой совокупностью материальных благ, которые в рамках отдельного государства формируют его национальное богатство. Присвоение в своем историческом развитии проходит различные формы, приобретая наиболее развитую - форму собственности.
Собственность - это отношение между человеком и группой или сообществом субъектов с одной стороны, и любой субстанцией материального мира (объектом)
Реальным проявлением присвоения является пользование. Реальное пользование предполагает его обязательное совмещение с другой формой присвоения - распоряжением, в контексте изменения характера пользования и (или) смены потребителя.
Распоряжение
представляет собой такую форму
присвоения, которая означает возможность
иных, помимо потребления, действий над
объектами собственности - продажи,
безвозмездной или платной
Реальная область распоряжения может не совпадать с областью предоставленных прав, формируя его теневую составляющую.
Собственность
как наиболее полная форма присвоения,
соединяющая пользование и
Другие формы присвоения ограничивают в той или иной форме свободу действий субъекта пользования и (или) владения на объект собственности.
Особой формой присвоения можно считать владение, оно предполагает реализацию всей полноты прав пользования и лишь часть прав распоряжения, предоставленных владельцу собственником на определенных условиях.
Таким образом, право собственности означает возможность передачи объекта собственности в пользование, распоряжение или владение другим субъектам без утраты самого права собственности с установлением правил, которые те обязаны соблюдать.
Именно разделение субъекта собственности и субъекта управления из-за неизбежной персонификации последнего создает возможность развития теневых отношений собственности.
Из-за
неизбежной персонификации распорядительных
и управленческих функций так
называемая государственная или
общенародная собственность в
Этим обстоятельством определяется использование теневых источников накопления в ходе приватизации, значительный удельный вес теневого оборота, низкая собираемость налогов, коррумпированность государственной власти и множество иных негативных моментов современной экономической действительности.
Решение
этих проблем состоит в
Для
организации процессов
Объектом собственности является организационно - обособленная часть национального богатства, юридически закрепленная за конкретным собственником или группой собственников. В роли объекта собственности могут выступать: отдельная вещь; совокупность имущества; имущественный комплекс; земельный, водный или лесной участок; месторождение полезных ископаемых; зона воздушного пространства; частотный диапазон; обособленная доля в общей собственности и т.д.
Особая роль государства связана с целым рядом важных обстоятельств:
Во-первых, результаты процесса управления федеральной собственностью влияют на судьбы многих людей, определяя уровень их жизни, социальную защищенность, состояние здоровья, интеллектуальное развитие, безопасность и многие другие общепризнанные человеческие ценности.
Во-вторых,
федеральная собственность
До
принятия Земельного кодекса вся
совокупность земельных, водных, лесных
участков, а также все объекты,
относящиеся к земным недрам, фактически
рассматривается как часть
В-третьих,
объекты федеральной
Поэтому разработка системы управления госсобственностью должна основываться на предварительной ее структуризации с целью выделения однотипных групп объектов и описании задач, целей и методов управления ими.
В-четвертых,
реализация права государства на
объекты собственности
Органы исполнительной власти на любом уровне имеют полномочия управлять только тем имуществом, которое передано им в их собственность:
1. Федеральный
(макроуровень) - уровень взаимодействия
федеральных органов,
2. Уровень
субъектов Федерации или
3. Муниципальный
или отдельных предприятий и
объединений (микроуровень) - уровень
взаимодействия структурных
Особую роль системе управления должно играть Министерство государственного имущества Российской Федерации, которое специализируется на решении задач управления государственной собственностью и поэтому должно быть наделено властными полномочиями, достаточными для выполнения своих основных функций.
Информация о работе Государственная собственность и ее роль в современной экономической системе