Государственная социальная политика в Республике Беларусь: стратегии и пути реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 22:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ социальной политики, определение особенностей реализации ее основных направлений и выявление проблем ее осуществления в Республике Беларусь.
Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи:
определить сущность социальной политики, ее принципы и функции;
определить основные направления социальной политики;
описать модели социальной политики;
определить сущность социальной защиты население и направления ее реализации;
обосновать направлений ее совершенствования.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсованя (конечный вариант).docx

— 970.74 Кб (Скачать файл)

По принципу социального партнёрства решение социальных проблем происходит совместными усилиями государства, нанимателей и профсоюзов. Они равноправны, имеют обязательную и равную ответственность в принятии и исполнении договоренностей.

Принцип социальной компенсации – это обеспечение социальной и правовой защищенности граждан, которая необходима для компенсации ограничений, продиктованных их социальным статусом.

Принцип субсидиарности предусматривает законодательное регулирование взаимодействия  государственных и негосударственных структур в социальной сфере. Осуществление данного принципа делает возможным не только более эффективное использование материальных и финансовых ресурсов, но и позволяет более гибко реагировать на возникающие социальные запросы и привлекать к решению проблем в первую очередь местные органы власти, а также самих граждан. [9, с.565]

Исходя из функций и принципов социальной политики, можно выделить ее основные направления:

  1. Политика доходов населения (жизненный уровень, потребительская корзина, семейные сбережения, общее благосостояние);
  2. Политика в сфере труда и трудовых отношений (оплата труда, охрана труда и социальное страхование, занятость граждан и т.д.);
  3. Социальная поддержка и социальная защита нетрудоспособных и малоимущих слоев населения (пенсионное обеспечение, социальное обслуживание, социальные гарантии и др.);
  4. Основные направления развития отраслей социальной сферы (охрана здоровья, образование, культура, физическая культура и спорт);
  5. Политика в области современной инфраструктуры (жилищные условия, коммуникации, обеспеченность транспортом и услугами связи и т.д.);
  6. Миграционная политика (вынужденная миграция, внешняя трудовая миграция, защита прав и интересов соотечественников за рубежом);
  7. Политика в отношении отдельных категорий граждан (семейная, молодежная политика, политика в отношении пожилых и инвалидов и др.). [9, с.566]

 

1.3 Модели социальной политики

 

Определить точное количество моделей социальной политики достаточно затруднительно. Существует несколько основных классификаций. Наиболее устойчиво используется следующая классификация моделей социальной политики: социал-демократическая, консервативная, либеральная и католическая [Таблица А.1, Приложение А]. Важным критерием оценки данных моделей является возможность добиться существенного социального эффекта в виде решения проблем занятости и бедности.

 В социал-демократической модели  делается упор не только на  социальное перераспределение доходов, но и на занятость. В консервативной  модели в первую очередь акцент ставится на занятость, но не на социальное перераспределение. В данном случае наблюдается феномен «работающего бедняка». Уровень распределения занятости в либеральной модели большей части населения низкий, однако существует относительно высокий уровень социального перераспределения. И, наконец, в католической или латинской модели упора как такового не делается ни на занятость, ни на социальное перераспределение, либо он незначителен. Таким образом, государства с социал-демократической или либеральной моделью имеют низкий уровень бедности, тогда как государства с консервативной и католической моделями – более высокий.

Социал-демократическую модель по-другому называют скандинавской или нордической. Основным принципом распределения социального обеспечения в данной модели является универсализм. На социальное обеспечение и социальное обслуживание, которые осуществляются через государственный бюджет, имеют право все граждане. Государственные налоги, как правило, имеют косвенный характер, т.е. через розничную продажу товаров и услуг населению. Прямым налогом облагаются доходы. Модель базируется на следующих принципах:

  • граждане имеют одинаковую ценность, независимо от возраста и производительности;
  • социальные услуги и сервис предоставляются на добровольных началах;
  • социальная защита должна быть непрерывной, охватывать все сферы жизнедеятельности;
  • социальная защита должна быть гибкой, доступной и способной выравнивать социальные условия для всех групп населения.

Социал-демократическая модель реализуется в политике таких стран, как Швеция, Финляндия, Дания, Норвегия.

Консервативная модель также имеет несколько названий: континентальная европейская, институциональная. Центральное направление данной модели – упор на рынок и страхование. Модель основывается на принципе достижений, где труд определяет последующее социальное обеспечение. Государство социальное обслуживание (социальные услуги) не организует. Слои населения, которые не имеющие страховок и не обеспечены работой, имеют проблемы с социальным обеспечением, поскольку в государствах с консервативной моделью степень налогового перераспределения невелика. Такое население вынуждено рассчитывать на местные благотворительные органы и общественную помощь. При этом бюджетные отчисления и страховые взносы работника и работодателя на социальные мероприятия примерно равны, а основными каналами перераспределения являются как государственные, так и частные социально-страховые фонды. Этой модели придерживаются такие развитые страны, как Германия, Франция, Австрия, Бельгия.

Либеральная или американо-британская модель рассматривает рынок как наиболее важную сферу для формирования человеческого взаимодействия. Вместе с тем, она имеет ряд особенностей. Во-первых, данная модель предполагает социальное обеспечение остаточного типа, т.е. способность граждан существовать в обществе и без социальной поддержки. Во-вторых, государство несет ограниченную и, тем не менее, полную ответственность за социальное обеспечение всех граждан. Из-за такого характера финансирования реализация модели зависит от наличия большого объема добровольной и неформальной помощи. Подобная модель социального государства характерна для США, Великобритании и Ирландии.

Главным принципом католической модели социальной политики является идея вспомогательности. Данная идея предполагает, что ближайшая инстанция должна всегда пытаться решать возможные проблемы. Само собой, индивид и является ближайшей инстанцией. Если он не может себе помочь, то должен обращаться к семье и родственникам. Следующей инстанцией будет местная община, включая церковь и гражданские организации, а также соседей и т.д. Если и это не поможет, то индивиду следует воспользоваться услугами страхования. Соответственно последней инстанцией является государственный сектор. Таким образом, католическая модель строится на иерархии инстанций. [4]

Согласно принципам организации Комиссия Европейского сообщества (ЕС) выделяет две основные модели социальной политики: «бисмарковскую» и «бевериджскую». [16]

«Бисмарковская» модель устанавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и успешностью (длительностью) профессиональной деятельности. Социальные права зависят от тех отчислений, которые выплачиваются на протяжении всей активной жизни, то есть социальные выплаты принимают форму отложенных доходов (страховых взносов). Страховые кассы, управляемые работодателями и работниками, собирают отчисления из заработной платы. Из этих отчислений и формируются различные профессиональные страховые фонды и осуществляются социальные выплаты. Таким образом, социальная защита независима от государственного бюджета.

«Бевериджская» модель строится на том, что любой человек, независимо от того, принадлежит ли он к активному населению или нет, имеет право на минимальную защищенность по отношению к заболеваниям, старости или иной причине сокращения своих ресурсов. В тех странах, которые выбрали эту модель, действуют системы страхования по болезни, прикрепление к которым является автоматическим, а пенсионные системы обеспечивают минимальные доходы всем престарелым независимо от их прошлых усилий по отчислениям от заработной платы (так называемые «социальные пенсии» в отличие от «профессиональных»). Такие системы социальной защиты финансируются через налоги из государственного бюджета.

В настоящее время формируется новая общеевропейская модель социальной политики. Её основой является принцип совмещения экономической эффективности и социальной солидарности. Упор делается на сбалансированное развитие социальной политики Европы, транспарентность и соблюдение интересов всех стран-членов ЕС. Социальные программы переориентируются с универсального уровня на индивидуальный. Это значительно дешевле и эффективнее, так как адресная помощь предоставляется только тем, кто действительно в ней нуждается.

Выделяется ещё одна модель социальной политики – рудиментарная. Данная модель  представлена в странах Южной Европы. В этих странах лишь в последние десятилетия под влиянием социально-экономических структурных изменений созданы или усовершенствованы системы общего социального обеспечения. Они включают в себя страхование на производстве и социальное страхование. В целом уровень социального обеспечения в этих странах довольно низок. Основным здесь всё еще является предположение, что социальная защита граждан во многом осуществляется через семью и частную благотворительность. Эта модель интерпретируется как развивающаяся или переходная.

В зависимости от типа базового процесса существует:

  • социальная помощь – это безвозмездная и благотворительная поддержка малообеспеченных, социально уязвимых и нетрудоспособных граждан.
  • социальное попечительство – покрытие негативных социальных факторов, которые возникли вследствие неравномерности социально-экономического развития и рыночной системы хозяйствования. Целью модели является уменьшение различий в уровне жизни населения;
  • социальное страхование – финансирование социальных выплат и услуг за счет страховых взносов работников и работодателей. Идеей модели является формирование многочисленного среднего класса, повышение ответственности населения за свое будущее;
  • социальное развитие – повышение уровня социальных индикаторов качества жизни: занятость, здоровье, жилье, образование, состояние окружающей среды и пр. Основным направлением социальной политики является развитие человеческого потенциала, повышение качества человеческого капитала как основы экономического роста на длительную перспективу.

В зависимости от субъекта ответственности выделяют:

  • либеральная модель. Характеризуется личной ответственностью каждого члена общества за свою судьбу. Финансовую основу реализации социальных программ составляют частные сбережения и частное страхование;
  • корпоративная модель. В данной модели ответственность за судьбу своих работников несет корпорация, предприятие, организация или учреждение, где данный работник трудится. Предприятие, предлагает ему различные виды социальных гарантий в виде пенсионного обеспечения, частичной оплаты медицинских услуг и образования (повышения квалификации), тем самым стимулируя работников к внесению максимального трудового вклада. Финансовой основой являются средства предприятий и корпоративных социальных фондов;
  • общественная модель. Общества несёт всё ответственность за судьбу его членов. Это перераспределительная модель социальной политики, при которой богатый платит за бедного, здоровый за больного, молодой за старого. Основным общественным институтом, который осуществляет перераспределение, является государство. Финансовыми механизмами перераспределения служат государственный бюджет и государственные социально-страховые фонды;
  • патерналистская модель. Данная модель предполагает принцип государственной ответственности. Финансовой основой патерналистской модели являются средства госбюджета и бюджетов государственных предприятий. В данной модели реализуется принцип равенства в потреблении материальных и социальных благ и услуг, а также их общедоступность. [1]

Таким образом, социальная политика занимает важное место в экономике, так как ее главными целями являются повышение общественного благосостояния, улучшение качества жизни народа и обеспечение социально-политической стабильности, социального партнерства в обществе.

 

2 Система социальной защиты Республики Беларусь

 

2.1 Понятие социальной защиты  населения

 

Социальная защита – это одна из составляющих социальной политики Республики Беларусь. Понятие «социальная защита» можно рассматривать в широком и узком смысле. В широком значении  под социальной защитой следует понимать деятельность государства по осуществлению целей и приоритетных направлений социальной политики, по реализации законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, которые обеспечивают каждому члену общества соблюдение важнейших социальных прав (в том числе право на достойный уровень жизни, необходимый для нормального развития личности). [12, §25]

В узком смысле социальная защита – это комплекс целенаправленных мероприятий экономического, правового и организационного характера для поддержания наиболее слабых и уязвимых слоёв населения (детей, престарелых, инвалидов, молодежи, матерей-одиночек и т.д.).

Основными формами осуществления социальной защиты являются натуральные или денежные выплаты, льготы и пособия.

В нынешних условиях социально-экономического развития Республики Беларусь социальная защита – это не только социальные компенсации и защита бедных, прежде всего она должна:

  • снижать дифференциацию населения по уровню доходов, смягчать ситуацию, при которой одни группы населения оказываются в более выигрышном положении по сравнению с другими группами населения;
  • обеспечивать сохранность рабочих мест как основного источника средств существования членов общества;
  • обеспечить доступность для всех слоев и групп населения необходимых благ и услуг социального характера (образование, здравоохранение, культура и т.д.);
  • учитывать, что меры социальной защиты, достаточные для одной группы населения, могут оказаться неэффективными для другой, невыполнимыми в отношении третьей и т.д. [3, с.154]

Сегодня система социальной защиты населения  охватывает все социально-различные группы населения, предоставляет социальные гарантии трудоспособным членам общества и содержит меры социальной защиты для наиболее незащищенных слоев населения.

Информация о работе Государственная социальная политика в Республике Беларусь: стратегии и пути реализации