Государственная социальная политика в Республике Беларусь: стратегии и пути реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 22:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ социальной политики, определение особенностей реализации ее основных направлений и выявление проблем ее осуществления в Республике Беларусь.
Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи:
определить сущность социальной политики, ее принципы и функции;
определить основные направления социальной политики;
описать модели социальной политики;
определить сущность социальной защиты население и направления ее реализации;
обосновать направлений ее совершенствования.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсованя (конечный вариант).docx

— 970.74 Кб (Скачать файл)

В основе формирования системы социальной защиты в Республике Беларусь лежит принцип социальной справедливости. Он основан на равенстве всех граждан перед законом, а также на правовых, политических и социально-экономических гарантиях, обеспечивающих жизнедеятельность человека и высокий уровень его социальной безопасности.

Среди приоритетных направлений в области социальной защиты населения кроме социальной поддержки наиболее уязвимых слоев и групп населения должно быть обеспечено повышение жизненного уровня всего населения в целом при сохранении государственных минимальных социальных стандартов. Данные стандарты обеспечивают реализацию конституционных гарантий в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения, культуры, социального и жилищно-коммунального обслуживания.

В рамках активной социальной политики лежит создание условий, при которых трудоспособные граждане могут зарабатывать достойное содержание для себя и своих детей. Действует и развивается широкая система бесплатных и общедоступных социальных услуг (например, в сфере образования, культуры, ЖКХ и т.п.). Кроме того, государство оказывает поддержку тем людям, которые по объективным причинам – потеря работы, инвалидность и т.д. – не могут обеспечить достаточный уровень собственного дохода. Всё это играет значительную роль в повышении качества жизни населения.

На поддержание доходов нуждающихся на минимально гарантированном уровне, содействие в решении их трудовых и жизненных проблем, минимизацию малообеспеченности среди населения направлена система государственной социальной поддержки.

Основой формирования системы социальной защиты являются следующие законы: «О занятости населения Республики Беларусь» (15 июня 2006 г. № 125-З), «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» (6 января 2009 г. № 9-З), «О правах ребенка» 19 ноября 1993 г. № 2570-XII), «О пенсионном обеспечении граждан» (6 августа 2012 г) «О формировании и использовании минимального потребительского бюджета» (9 января 1992 г. № 1383-XІІ), «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (29 декабря 2012 г. № 7-З), «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь» (6 января 1999 г. № 239-З) и ряд других. [10]

Сложившаяся сегодня в республике система социальной защиты населения включает следующие основные компоненты:

  • меры по регулированию уровня жизни населения: обеспечение минимальной оплаты труда, регулярный пересмотр доходов в связи с динамикой прожиточного минимума, минимального потребительского бюджета, компенсации, адаптация и индексация доходов, обеспечение социальной помощи бедным, пенсии, стипендии, пособия, возможность бесплатного образования и медицинского обслуживания;
  • меры по регулированию доходов: совершенствование оплаты труда, налогообложения предприятий и граждан.

Социальная защита населения в Республике Беларусь реализуется через систему социальных гарантий, включающую в себя социальные нормы и нормативы, которые гарантируют гражданам минимальный уровень и качество жизни. Система норма и нормативов содержит себя бюджеты минимальной материальной обеспеченности, минимальный уровень заработной платы, пенсий, минимальные уровни образования, обеспеченности жильем, бесплатными медицинскими услугами и другие.

Особое место в системе социальных норм и нормативов занимает минимальный потребительский бюджет (МПБ), который представляет собой минимальные расходы на приобретение потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей [Таблица А.2, Приложение А]. Динамику изменения МПБ в 2013 год для семьи из 4-х человек можно увидеть на рисунке Б.1 [Приложение Б].

Важнейшим критерием, характеризующим уровень жизни населения, и основанием для минимальных социально-трудовых гарантий и оказания помощи малообеспеченным гражданам является прожиточный минимум.

Прожиточный минимум – минимальный набор материальных благ и услуг, необходимый для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья, включая обязательные платежи и взносы.

Стоимостной характеристикой прожиточного минимума является бюджет прожиточного минимума. Его величина является показателем доходов населения, обеспечивающих потребление важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне. Изменения бюджета прожиточного минимума можно проследить на рисунке Б.2 [Приложение Б].

Бюджет прожиточного минимума используется для оценки уровня доходов населения, пенсий, пособий и других социальных выплат; для определения уровня и масштабов малообеспеченности; для прогнозирования процессов социально-экономического развития. [9, с.572]

В соответствии с Законом «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь» от 6 января 1999 г. № 239-З в прожиточный минимум входят следующие виды материальных благ и услуг [Таблица Б.1, Приложение Б]:

  • продукты питания, одежда, обувь, белье, предметы общесемейного пользования;
  • лекарства, предметы санитарии и гигиены;
  • жилищно-коммунальные, транспортные и бытовые услуги;
  • услуги детских дошкольных учреждений.

Бюджет прожиточного минимума является основой для установления минимальных государственных социально-трудовых гарантий: минимального размера оплаты труда, стипендий, пособий.

Важнейшей минимальной трудовой гарантией для всех работающих, а также основополагающим элементом социальной защиты населения является минимальная заработная плата (МЗП), размер минимальной заработной платы в Республике Беларусь установлен как норматив, определяющий минимально допустимый уровень выплат работнику его нанимателями за выполненную работу. Установление МЗП было призвано защитить работников в случае неэффективной работы предприятий в условиях рыночной экономики. Динамику роста минимальной заработной платы можно увидеть на рисунке Б.3 и в таблице Б.2 [Приложение Б].

Для решения проблем, возникающих в связи с быстрым ростом стоимости жизни и относительным фиксированием денежных доходов, государством использует определенные инструменты: компенсацию, адаптацию и индексацию доходов.

В системе социальной защиты населения используется также социальное страхование, включающее пенсионное обеспечение, пособия при временной потере трудоспособности и другие выплаты по страховым случаям. Социальное страхование – это система обеспечения работающих и их семей в случае утраты заработка по основаниям, признанным законом. В настоящее время подлежат обязательному страхованию риски утраты заработка, связанные с нетрудоспособностью по возрасту, болезни, а также в связи с безработицей. Выделяют четыре самостоятельных блока обязательного социального страхования:

  • пенсионный;
  • собственно социального страхования;
  • медицинский;
  • занятости.

Источниками финансирования социального страхования являются обязательные страховые взносы (страховые тарифы) работодателей, начисляемые на фонд заработной платы, которые формируют государственные страховые фонды. В Республике Беларусь социальное страхование осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования», введенным в действие в апреле 1995 г.

В системе мер социальной защиты населения применяется бесплатное социальное обслуживание, оказываемое гражданам в случаях, если их среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, если они находятся в трудной жизненной ситуации (безработные, катастрофа и др.), несовершеннолетним детям (инвалидность, сиротство, и др.). Объемы государственного бесплатного обслуживания определяются государственными стандартами.

Мероприятия по социальной защите населения в основном финансируются государством. Однако в последнее время наблюдается переход от чисто государственного финансирования к финансированию на основе социального партнерства. Государственная социальная поддержка в Республике Беларусь может оказываться категориально или адресно. [Рисунок В.1, Приложение В]. Начиная с 2001 г. в Беларуси происходит активный процесс становления и развития государственной адресной социальной помощи. Данная помощь заключается в обеспечении социальных гарантий каждому жителю республики по месту жительства, поддержке, в первую очередь, социально уязвимых слоев населения. Этот вид поддержки оказывается в том случае, если среднедушевой доход семьи ниже 1,5 бюджета прожиточного минимума на душу населения. [9, с.581]

 

 

2.2 Бедность: понятие, характеристики, стратегия сокращения

 

Проблема бедности является одной из самых глубоких социальных проблем. Согласно оценкам Всемирного банка, в настоящее время около 1,2 млрд. человек – около 15 % населения мира, около 22% – населения развивающихся регионов – живут ниже принятой на международном уровне черты бедности – 1,25 долл. США в день на человека. [14]

В данной связи все страны делают акцент на то, чтобы базовые услуги, системы социальной защиты, инфраструктура  и другие возможности были доступны всем слоям населения.

На основе накопленного опыта в рамках мирового сообщества на данном этапе выработана стратегия сокращения бедности, отражающая три основных направления:

  • создание возможностей;
  • содействие использованию возможностей;
  • повышение защищенности бедных слоев населения.

Создание возможностей – это в первую очередь, предоставление материальных возможностей бедному населению (например, рабочих мест, кредитов, энерго- и водоснабжения, различных услуг и т.д.), которые служат основой для сохранения здоровья, получения профессиональной подготовки, необходимой для работы. Создание возможностей зависит от развитости государства и его местных институтов и структур.

Важную роль в создании и расширении таких возможностей для бедных слоев населения играют частные и государственные инвестиции и технологические новации. Они являются главными факторами роста количества рабочих мест и трудовых ресурсов, способствующим развитию инфраструктуры, повышению квалификации трудовых ресурсов.

Содействие использованию возможностей связано с выбором государственных мер, которые направлены на удовлетворение бедных людей, и взаимодействия политических и социальных, государственных и общественных институтов.

Повышение защищенности – это снижение уязвимости бедного населения перед экономическими потрясениями, стихийными бедствиями, и т.д.; с повышением благосостояния и увеличением инвестиций в людской капитал, в высокорискованные, но и высокоприбыльные виды деятельности. [3, с.172]

Бедность обычно понимают как отсутствие у людей доходов, так как именно доход определяет материальный уровень благосостояния.

Для отражения бедности ООН используется показатель бедности по причине отсутствия возможностей. Показатель бедности по причине отсутствия возможностей включает три основных компонента:

  • возможность хорошо питаться и быть здоровым (оценивается процентом детей в возрасте до пяти лет с недостаточным весом);
  • возможность здоровой репродуктивной жизни (измеряется через долю деторождения без помощи квалифицированного медицинского персонала);
  • возможность получать образование и знания (определяется через процент грамотности женщин).

Чтобы получить уровень показателя, эти компоненты суммируются и делятся на три. Чем меньше величина показателя, тем меньше бедность по возможностям.

Для отражения уровня бедности в стране ООН использует и такой показатель, как индекс нищеты населения, который рассчитывается раздельно для развивающихся и промышленно развитых стран. 

Различают текучую (или временную) бедность и застойную бедность (связана с необратимыми факторами в материальном положении человека и его семьи). Используются так же такие понятия бедности, как социальная и экономическая бедность. Социальная бедность определяется отсутствием доходов, в то время как экономическая бедность обусловлена невыплатами, задержками, недостаточным уровнем доходов.

Для того чтобы отнести человека к бедным, необходимо определить черту (границу) бедности. Черта бедности представляет собой объективно устанавливаемую величину, которая основана на минимальных нормах потребления материальных благ и услуг, устанавливающихся как на национальном, так и на субнациональном уровне. Она означает необходимый для сохранения здоровья и жизнедеятельности человека предел доходов и определяет те условия и тот порог, за которыми отдельный гражданин или семья переходит в категорию малоимущих.

Для международного сравнения Всемирный банк установил черту бедности, основанную на уровне 1 долл. США в день на человека. [14]

В Республике Беларусь бедность имеет свои особенности. С принятием Закона «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь» с 1 января 1999 г. был введен новый критерий, определяющий черту бедности – бюджет прожиточного минимума. Население республики с доходами ниже бюджета прожиточного минимума относится к категории бедных и имеет право на государственную социальную помощь. Наиболее высокий уровень бедности наблюдается в семьях с детьми (пять и более человек). При этом семьи, состоящие из двух человек, как правило, имеют наименьший уровень бедности. Также бедность касается инвалидов, пенсионеров, студентов, т.е. тех, кто получает пенсии и стипендии. Эти люди традиционно относятся к социально уязвимым слоям населения. К ним можно добавить и одиноких граждан, имеющих низкий доход. Существуют также «работающие бедные», т. е. трудоспособные члены общества, которые в силу причин и прежде всего характера занятости (или незанятости) получают низкие доходы и не могут прокормить себя и свою семью (3, с.179). Характеристика населения по уровню среднедушевых располагаемых ресурсов представлена в таблице В.1 [Приложение В].

Отслеживанием уровня и масштабов бедности в республике в настоящее время занимаются органы государственной статистики. Программа обследования домашних хозяйств по доходам и расходам разработана в рамках совместного проекта Национального статистического комитета Республики Беларусь и Всемирного банка.

Информация о работе Государственная социальная политика в Республике Беларусь: стратегии и пути реализации