Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 22:07, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ социальной политики, определение особенностей реализации ее основных направлений и выявление проблем ее осуществления в Республике Беларусь.
Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи:
определить сущность социальной политики, ее принципы и функции;
определить основные направления социальной политики;
описать модели социальной политики;
определить сущность социальной защиты население и направления ее реализации;
обосновать направлений ее совершенствования.
Сегодня наиболее важными социальными проблемами в республике являются: повышение уровня жизни населения, устранение бедности, рост доходов населения, обеспечение занятости населения, охрана и безопасность труда, социальная защита нетрудоспособных и малообеспеченных граждан и их семей, государственное регулирование социальной сферы. Своевременное их решение будет не только способствовать более полному включению всего населения в рыночные реформы, но и позволит самому процессу перехода придать социальную направленность и тем самым реализовать его конечные цели — создание благоприятных условий и обеспечение высокого качества жизни для каждого человека, семьи, населения в целом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, социальная политика – совокупность мероприятий государства, направленных на улучшение экономических и социальных условий жизни общества и его отдельных слоев. Она имеет дело непосредственно с человеком и ориентирована на него.
Целью социальной политики государства является обеспечение полной занятости населения, создание социального стабильного и высокоразвитого общества, в котором нет бедности и резких социальных различий. Следовательно, можно выделить две основные функции социальной политики – стимулирующую и стабилизирующую.
Социальная политика формируется с учетом конкретно-исторических условий страны. Большое влияние на проведение социальной политики оказывают материальные основы общественной жизни. Можно выделить 4 основные модели социальной политики: социал-демократическая, консервативная, либеральная и католическая. Важным критерием оценки данных моделей является возможность добиться существенного социального эффекта в виде решения проблем занятости и бедности.
Одним из направлений реализации социальной политики в Республике Беларусь является социальная защита населения. Социальная защита – это комплекс целенаправленных мероприятий экономического, правового и организационного характера для поддержания наиболее слабых и уязвимых слоёв населения (детей, престарелых, инвалидов, молодежи, матерей-одиночек и т.д.).
Основой для формирования гибкой системы социальной защиты, которая позволит предупреждать возможные факторы социально риска и обеспечит соблюдение важнейших социальных прав членов общества, является система минимальных социальных стандартов. Формирование и применение социальных стандартов осуществляется на основе общедоступности социальной защиты и услуг; целевого и адресного финансирования; широкой информативности граждан о социальных стандартах.
Огромное внимание уделяется защите детей, инвалидов, людей пенсионного возраста, малоопеспеченных граждан и семей и т.д. Для осуществления мероприятий системы социальной защиты в Республике Беларусь разрабатываются различные виды программ: программы социального страхования, программы государственной социальной помощи, программы социального обслуживания.
Однако с развитием общества, должна развиваться и социальная политика. Проблемам бедности, занятости и т.д. уделяется огромное внимание в мире. Всемирный банк разработал свою Стратегию социальной защиты и занятости, которая предполагает поддержку всех стран в развитии их социальных программ.
В Республике Беларусь принята Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года. Данная стратегия предусматривает развитие социально-экономических показателей в долгосрочной перспективе. Значительное место занимает принятие программ по усовершенствование системы социальной политики и социальной защиты населения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Таблица А.1 – Модели социальной политики.
Модели |
Католическая |
Консервативная |
Либеральная |
Социал-демократическая |
Критерии | ||||
Центральная единица |
местный рынок труда |
центральное правительство |
местные органы управления | |
Уровень затрат на социальное обеспечение |
низкий |
Высокий |
высокий, налогоплательщики требуют понижения |
высокий |
Занятость |
низкая, многие женщины не работают |
высокая, широко представлена неполная «распределенная» занятость |
высокая |
высокая, стимулируется государством |
Частный сектор, обеспечивающий предоставление социальных услуг |
– |
+ |
+ |
+ |
Главный источник финансирования |
рынок и инфраструктура; самопомощь; семейная помощь |
рынок (страховые выплаты) |
государство для бедных и неработающих (налоги), страховые выплаты для налогоплательщиков |
государство и коммуны (муниципалитеты), налоговое перераспределение |
Упор на обязательное страхование |
+ |
+ |
+ |
– |
Упор на добровольное страхование или волонтерскую помощь |
+ |
+ |
+ |
- |
Примечание – источник [21]
ПРИЛОЖЕНИЕ А (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
Таблица А.2 – Среднедушевые минимальные потребительские бюджеты для различных социально-демографических групп населения в 2013 году в BYR
Социально-демографические группы населения |
В ценах декабря 2012 года, действует с 1 февраля 2013 |
В ценах марта 2013 года, действует с 1 мая 2013 |
В ценах июня 2013года, действует с 1 августа 2013 |
В ценах сентября 2013 года, действует с 1 ноября 2013 |
семьи из четырех человек |
1 457 850 |
1 527 270 |
1 595 980 |
1 659 400 |
молодой семьи из трех человек |
1 529 650 |
1 623 590 |
1 686 790 |
1 762 670 |
трудоспособного населения |
1 840 970 |
1 955 940 |
2 037 500 |
2 123 190 |
Пенсионеров |
1 430 150 |
1 519 840 |
1 587 700 |
1 648 500 |
Студентов |
1 443 020 |
1 505 010 |
1 569 270 |
1 626 720 |
детей в возрасте до 3 лет |
1 140 780 |
1 202 460 |
1 242 880 |
1 294 550 |
детей в возрасте от от 3 до 6 лет |
1 360 090 |
1 443 280 |
1 495 230 |
1 565 210 |
детей в возрасте от 6 до 18 лет |
1 629 320 |
1 704 280 |
1 769 500 |
1 844 620 |
Примечание – источник [22]
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Рисунок Б.1 – Изменение минимального потребительского бюджеты за 2013 год для семьи из 4-х человек
Примечание – собственная разработка на основе данных Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Рисунок Б.2 – Динамика изменения величины бюджета прожиточного минимума (в расчете на душу населения)
Примечание – собственная разработка на основе данных источника [22]
ПРИЛОЖЕНИЕ Б (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
Таблица Б.1 – Структура бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в 2013 году по статьям расходов
Статьи расходов |
Процентное соотношение в ценах марта 2013 |
Продукты питания |
55,7 |
Плата за пользование жилым помещением и коммунальные услуги |
8,5 |
Предметы гардероба |
21,1 |
Бытовые и транспортные услуги |
5,0 |
Товары бытового и хозяйственного назначения |
5,0 |
Взносы и платежи |
2,1 |
Предметы первой необходимости, санитарии и лекарства |
2,6 |
Примечание – источник [22]
Рисунок Б.3 – Динамика изменения минимальной зарплаты в Беларуси с 2000 по 2013 год (согласно постановлениям Совета Министров РБ), в долларах США
Примечание – источник [22]
ПРИЛОЖЕНИЕ Б (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
Таблица Б.2 – Динамика месячной и часовой минимальной зарплаты в Беларуси с 2000 по 2013 год (с учетом индексации) в белорусских рублях и долларах США
Дата, с которой установлен размер МЗП |
Размер месячной МЗП в белорусских рублях |
Размер месячной МЗП в долларах США* |
Размер часовой МЗП в белорусских рублях |
11.11.2013 (за октябрь 2013)** |
1 466 230 |
158,5 |
8 760 |
09.10.2013 (за сентябрь 2013)** |
1 464 790 |
160,0 |
8 760 |
01.01.2013 |
1 395 000 |
162,7 |
8 340 |
10.01.2013 (за декабрь 2012)** |
1 171 610 |
135,4 |
6 950 |
11.12.2012 (за ноябрь 2012)** |
1 109 120 |
129,2 |
6 580 |
13.11.2012 (за октябрь 2012)** |
1 109 120 |
130,4 |
6 580 |
09.10.2012 (за сентябрь)** |
1 104 640 |
131,1 |
6 550 |
11.09.2012 (за август 2012)** |
1 104 640 |
131,3 |
6 550 |
10.08.2012 (за июль 2012)** |
1 054 010 |
126,6 |
6 250 |
11.07.2012 (за июнь 2012)** |
1 047 550 |
124,8 |
6 210 |
11.06.2012 (за май 2012)** |
1 047 550 |
126,9 |
6 210 |
01.01.2012 |
1 000 000 |
119,7 |
5 930 |
12.12.2011 (за ноябрь)** |
925 520 |
108,6 |
5 450 |
11.11.2011 (за октябрь)** |
856 060 |
96,7 |
5 040 |
12.10.2011 (за сентябрь)** |
778 500 |
135 |
4 590 |
12.09.2011(за август)** |
687 370 |
130,4 |
4 050 |
11.08.2011(за июль)** |
611 730 |
122,1 |
3 600 |
13.07.2011(за июнь)** |
577 740 |
115,8 |
3 400 |
14.06.2011(за май) ** |
541 350 |
108,6 |
3 190 |
14.05.2011 (за апрель)** |
491 920 |
148,89 |
2 900 |
01.01.2011 |
460 000 |
152,94 |
2 710 |
01.11.2010 |
400 000 |
132,13 |
2 360 |
01.01.2010 |
258 600 |
90,47 |
1 530 |
01.01.2009 |
229 700 |
86,57 |
1 360 |
01.01.2008 |
208 800 |
97,12 |
1 240 |
01.01.2007 |
179 050 |
83,67 |
1 060 |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
Таблица Б.2 – Динамика месячной и часовой минимальной зарплаты в Беларуси с 2000 по 2013 год (с учетом индексации) в белорусских рублях и долларах США (продолжение)
01.01.2006 |
156 900 |
72,92 |
930 |
01.01.2005 |
128 860 |
59,34 |
760 |
01.11.2004 |
128 390 |
59,04 |
750 |
01.01.2004 |
83 000 |
38,52 |
490 |
01.01.2003 |
40 670 |
21,06 |
242 |
01.03.2002 |
17 000 |
10,08 |
101 |
01.12.2001 |
10 000 |
6,40 |
- |
01.07.2001 |
7 500 |
5,37 |
- |
01.03.2001 |
5 700 |
4,51 |
- |
01.10.2000 |
3 600 |
3,43 |
- |
01.05.2000 |
2 600 |
5,01 |
- |
01.01.2000 |
2 200 |
6,56 |
- |
* - минимальная
зарплата пересчитана в
** - изменение размера минимальной зарплаты с учетом индексации, пересчитана в доллары США по курсу на день сообщения информации об уровне индексации
Примечание – источник [22]
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Рисунок В.1 – Основные виды государственной социальной поддержки в Республике Беларусь
Примечание – источник[3]
ПРИЛОЖЕНИЕ В (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
Таблица В.1 – Бюджет прожиточного минимума (в среднем на душу населения; рублей в месяц)
Все население |
В том числе по социально-демографическим группам населения | |||||||
трудоспособное население |
пенсионеры |
дети до 3 лет |
дети от 6 до 18 лет | |||||
2000 | ||||||||
I квартал |
23 646 |
25 145 |
19 390 |
18 647 |
25 526 | |||
II квартал |
29 872 |
32 001 |
24 799 |
22 923 |
32 199 | |||
III квартал |
35 480 |
37 281 |
29 179 |
27 675 |
38 471 | |||
IV квартал |
37 996 |
40 160 |
31 276 |
30 701 |
41 140 | |||
2005 | ||||||||
I квартал |
139 230 |
151 690 |
121 570 |
121 740 |
151 980 | |||
II квартал |
146 150 |
157 360 |
124 200 |
125 820 |
162 400 | |||
III квартал |
150 800 |
165 060 |
133 200 |
128 200 |
176 190 | |||
IV квартал |
158 120 |
174 410 |
140 120 |
131 840 |
182 190 | |||
2008 | ||||||||
I квартал |
209 680 |
231 160 |
184 910 |
179 650 |
248 830 | |||
II квартал |
224 700 |
246 210 |
196 080 |
190 660 |
266 310 | |||
III квартал |
223 660 |
245 270 |
195 780 |
191 470 |
265 100 | |||
IV квартал |
234 370 |
256 550 |
204 370 |
200 130 |
278 110 | |||
2009 | ||||||||
I квартал |
243 570 |
261 320 |
219 140 |
215 160 |
297 070 | |||
II квартал |
249 410 |
266 070 |
222 920 |
222 450 |
306 240 | |||
III квартал |
250 070 |
266 330 |
223 250 |
223 060 |
305 910 | |||
IV квартал |
255 220 |
271 450 |
227 380 |
227 430 |
312 070 | |||
2010 | ||||||||
I квартал |
266 230 |
284 860 |
238 380 |
237 410 |
325 980 | |||
II квартал |
274 510 |
293 880 |
245 310 |
245 860 |
336 860 | |||
III квартал |
283 050 |
302 490 |
252 230 |
251 830 |
345 380 | |||
IV квартал |
296 870 |
324 550 |
262 210 |
262 040 |
361 310 | |||
2011 | ||||||||
I квартал |
343 260 |
373 260 |
294 210 |
289 430 |
377 730 | |||
II квартал |
442 360 |
481 920 |
366 790 |
348 970 |
475 250 | |||
III квартал |
574 790 |
621 830 |
463 570 |
451 400 |
619 600 | |||
IV квартал |
706 880 |
764 970 |
567 510 |
581 240 |
759 980 |