Государственная социальная политика в Республике Беларусь: стратегии и пути реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 22:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ социальной политики, определение особенностей реализации ее основных направлений и выявление проблем ее осуществления в Республике Беларусь.
Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи:
определить сущность социальной политики, ее принципы и функции;
определить основные направления социальной политики;
описать модели социальной политики;
определить сущность социальной защиты население и направления ее реализации;
обосновать направлений ее совершенствования.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсованя (конечный вариант).docx

— 970.74 Кб (Скачать файл)

Сегодня наиболее важными социальными проблемами в республике являются: повышение уровня жизни населения, устранение бедности, рост доходов населения, обеспечение занятости населения, охрана и безопасность труда, социальная защита нетрудоспособных и малообеспеченных граждан и их семей, государственное регулирование социальной сферы. Своевременное их решение будет не только способствовать более полному включению всего населения в рыночные реформы, но и позволит самому процессу перехода придать социальную направленность и тем самым реализовать его конечные цели — создание благоприятных условий и обеспечение высокого качества жизни для каждого человека, семьи, населения в целом.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, социальная политика – совокупность мероприятий государства, направленных на улучшение экономических и социальных условий жизни общества и его отдельных слоев. Она имеет дело непосредственно с человеком и ориентирована на него.

Целью социальной политики государства является обеспечение полной занятости населения, создание социального стабильного и высокоразвитого общества, в котором нет бедности и резких социальных различий. Следовательно, можно выделить две основные функции социальной политики – стимулирующую и стабилизирующую.

Социальная политика формируется с учетом конкретно-исторических условий страны. Большое влияние на проведение социальной политики оказывают материальные основы общественной жизни. Можно выделить 4 основные модели социальной политики: социал-демократическая, консервативная, либеральная и католическая. Важным критерием оценки данных моделей является возможность добиться существенного социального эффекта в виде решения проблем занятости и бедности.

Одним из направлений реализации социальной политики в Республике Беларусь является социальная защита населения. Социальная защита – это комплекс целенаправленных мероприятий экономического, правового и организационного характера для поддержания наиболее слабых и уязвимых слоёв населения (детей, престарелых, инвалидов, молодежи, матерей-одиночек и т.д.).

Основой для формирования гибкой системы социальной защиты, которая позволит предупреждать возможные факторы социально риска и обеспечит соблюдение важнейших социальных прав членов общества, является система минимальных социальных стандартов. Формирование и применение социальных стандартов осуществляется на основе общедоступности социальной защиты и услуг; целевого и адресного финансирования; широкой информативности граждан о социальных стандартах.

Огромное внимание уделяется защите детей, инвалидов, людей пенсионного возраста, малоопеспеченных граждан и семей и т.д. Для осуществления мероприятий системы социальной защиты в Республике Беларусь разрабатываются  различные виды программ: программы социального страхования, программы государственной социальной помощи, программы социального обслуживания.

Однако с развитием общества, должна развиваться и социальная политика. Проблемам бедности, занятости и т.д. уделяется огромное внимание в мире. Всемирный банк разработал свою Стратегию социальной защиты и занятости, которая предполагает поддержку всех стран в развитии их социальных программ.

 В Республике Беларусь принята Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года. Данная стратегия предусматривает развитие социально-экономических показателей в долгосрочной перспективе. Значительное место занимает принятие программ по усовершенствование системы социальной политики и социальной защиты населения.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Ахинов, А.Г. Социальная политика: учебник / Г.А. Ахинов, С.В. Калашников. – М.: Инфра-М, 2009. – 272
  2. Басова, Н.Ф. Социальная работа с молодежью: учебное пособие / под ред. д.п.н., проф. Н.Ф. Басова. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2008. – 328 с.
  3. Государственное регулирование социальной сферы: учебное пособие / Н.Б. Антонова, М.В. Мясникович, О.Б. Хорошко; под ред. Н.Б. Антоновой. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2011. – 231 с.
  4. Калов, З.А.. Особенности реализации моделей социальной политики. Часть 1 / Ф.М. Куршаева, Л.У Хациева // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 2 – С. 106–108
  5. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г., с изм. и доп.; текст по состоянию 17 октября 2004 – Минск, 2004.
  6. Лутохина Э.А. Экономическая система общества: структура, социальная ориентация, белорусская модель: учебное пособие / Э А. Лутохина. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2008. – 204 с.
  7. Макроэкономика: учебник / И.В. Новикова [и др.]; под ред. И.В. Новиковой. – Минск: ТетраСистемс, 2010. – 384 с.
  8. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года /  Нац. комис. по устойчивому развитию Респ. Беларусь;  редкол.: Я.М. Алксандрович [и др.]. – Минск: Юнипак, 2004. – 202 с.
  9. Национальная экономика Беларуси: учебник / В.Н. Шимов [и др.]; под ред. В.Н. Шимова. – 4-е изд., перераб. И доп. – Минск: БГЭУ, 2012. –651 с.
  10. Национальный правовой интернет-портал Республики Беларуcь [Электронный ресурс]– Режим доступа: http://www.pravo.by. – Дата доступа: 30.11.2013
  11. Основы социального государства : учебник для вузов / под общ. ред. д.э.н., проф. Н.Н. Гриценко, д.э.н., проф. А.А. Шулуса. – Москва: Издательский дом «АТИСО», 2009. – 440 с.
  12. Право социального обеспечения: учеб.-метод. комплекс. 2 ч.: Особенная часть / И.В. Гущин [и др.]; под общ. ред. И.В. Гущина. – Гродно: ГрГУ, 2011. - 667 с.
  13. Предложения к стратегии содействия сокращения бедности в России: анализ и рекомендации [Электронный ресурс] / Тематическая группа ООН по проблемам бедности. – Москва, 2001. – Режим доступа http://www.ilo.org/public/russian/region/eurpro/moscow/info/publ/rep_ru_edit.pdf. – Дата доступа: 29.11.2013.
  14. Сайт Всемирного банка [Электронный ресурс] – Режим доступа: – http://www.worldbank.org/eca/russian. – Дата доступа: 01.12.2013
  15. Сайт Министерства труда и социальной защиты населения [Электронный ресурс] – Режим доступа: – http://www.mintrud.gov.by/ru. – Дата доступа: 01.12.2013
  16. Сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа – http://belstat.gov.by. – Дата доступа: 30.11.2013
  17. Сайт ООН: представительство в Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа – http://www.un.by. – Дата доступа: 01.12.2013
  18. Силюк, Т.С. Социальная политика: курс лекций для студентов специальности 1-86 01 01 Соц. работа днев. и заоч. форм обучения/ Т.С.Силюк, Е.И. Каверина; Брест. гос. ун-т имени А.С.Пушкина, Каф. теор. и прикладной экономики. – Брест: Изд-во БрГУ, 2008. – 65 с.
  19. Социальная политика: Учебное пособие / Е.П. Тавокин. – Москва: НИЦ Инфра-М, 2013. – 157 с.
  20. Социальная политика в муниципальных образованиях: Учебник/ Н.А. Волгин [и др.] / под ред., Н.А.Волгина. – М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2008. – 568 с.
  21. Григорьева, И.А. Модели социальной политики в современном обществе: одна, две или больше?/ И.А. Григорьева// Управленческое консультирование [Электронный ресурс]. – № 1. – Режим доступа: http://www.dialogvn.ru/uk/1998/n01/s98-1-07.htm. – Дата доступа: 30.11.2013
  22. Электронный ресурс – Режим доступа: – http://mojazarplata.by. – Дата доступа: 01.12.2013
  23. Электронный ресурс – Режим доступа: – http://bseu.by. – Дата доступа: 01.12.2013
  24. Электронный ресурс – Режим доступа: – http://belarusbank.by/. – Дата доступа: 30.11.2013

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Таблица А.1 – Модели социальной политики.

Модели

Католическая

Консервативная

Либеральная

Социал-демократическая

Критерии

Центральная единица

 

местный рынок труда

центральное правительство

местные органы управления

Уровень затрат на социальное обеспечение

низкий

Высокий

высокий, налогоплательщики требуют понижения

высокий

Занятость

низкая, многие женщины не работают

высокая, широко представлена неполная «распределенная» занятость

высокая

высокая, стимулируется государством

Частный сектор, обеспечивающий предоставление социальных услуг

+

+

+

Главный источник финансирования

рынок и инфраструктура; самопомощь; семейная помощь

рынок (страховые выплаты)

государство для бедных и неработающих (налоги), страховые выплаты для налогоплательщиков

государство и коммуны (муниципалитеты), налоговое перераспределение

Упор на обязательное страхование

+

+

+

Упор на добровольное страхование или волонтерскую помощь

+

+

+

-


Примечание – источник [21]

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

Таблица А.2 – Среднедушевые минимальные потребительские бюджеты для различных социально-демографических групп населения в 2013 году в BYR

Социально-демографические группы населения

В ценах декабря 2012 года, действует с 1 февраля 2013

В ценах марта 2013 года, действует с 1 мая 2013

В ценах июня 2013года, действует с 1 августа 2013

В ценах сентября 2013 года, действует с 1 ноября 2013

семьи из четырех человек

1 457 850

1 527 270

1 595 980

1 659 400

молодой семьи из трех человек

1 529 650

1 623 590

1 686 790

1 762 670

трудоспособного населения

1 840 970

1 955 940

2 037 500

2 123 190

Пенсионеров

1 430 150

1 519 840

1 587 700

1 648 500

Студентов

1 443 020

1 505 010

1 569 270

1 626 720

детей в возрасте до 3 лет

1 140 780

1 202 460

1 242 880

1 294 550

детей в возрасте от от 3 до 6 лет

1 360 090

1 443 280

1 495 230

1 565 210

детей в возрасте от 6 до 18 лет

1 629 320

1 704 280

1 769 500

1 844 620


Примечание – источник [22]

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Рисунок Б.1 – Изменение минимального потребительского бюджеты за 2013 год для семьи из 4-х человек

Примечание – собственная разработка на основе данных Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь


Рисунок Б.2 – Динамика изменения величины бюджета прожиточного минимума (в расчете на душу населения)

Примечание – собственная разработка на основе данных источника [22]

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

Таблица Б.1 – Структура бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в 2013 году по статьям расходов

Статьи расходов

Процентное соотношение в ценах марта 2013

Продукты питания

55,7

Плата за пользование жилым помещением и коммунальные услуги

8,5

Предметы гардероба

21,1

Бытовые и транспортные услуги

5,0

Товары бытового и хозяйственного назначения

5,0

Взносы и платежи

2,1

Предметы первой необходимости, санитарии и лекарства

2,6


Примечание – источник [22]

Рисунок Б.3 – Динамика изменения минимальной зарплаты в Беларуси с 2000 по 2013 год (согласно постановлениям Совета Министров РБ), в долларах США

Примечание – источник [22]

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

Таблица Б.2 – Динамика месячной и часовой минимальной зарплаты в Беларуси с 2000 по 2013 год (с учетом индексации) в белорусских рублях и долларах США

Дата, с которой установлен размер МЗП

Размер месячной МЗП в белорусских рублях

Размер месячной МЗП в долларах США*

Размер часовой МЗП в белорусских рублях

11.11.2013 (за октябрь 2013)**

1 466 230

158,5

8 760

09.10.2013 (за сентябрь 2013)**

1 464 790

160,0

8 760

01.01.2013

1 395 000

162,7

8 340

10.01.2013 (за декабрь 2012)**

1 171 610

135,4

6 950

11.12.2012 (за ноябрь 2012)**

1 109 120

129,2

6 580

13.11.2012 (за октябрь 2012)**

1 109 120

130,4

6 580

09.10.2012 (за сентябрь)**

1 104 640

131,1

6 550

11.09.2012 (за август 2012)**

1 104 640

131,3

6 550

10.08.2012 (за июль 2012)**

1 054 010

126,6

6 250

11.07.2012 (за июнь 2012)**

1 047 550

124,8

6 210

11.06.2012 (за май 2012)**

1 047 550

126,9

6 210

01.01.2012

1 000 000

119,7

5 930

       

12.12.2011 (за ноябрь)**

925 520

108,6

5 450

11.11.2011 (за октябрь)**

856 060

96,7

5 040

12.10.2011 (за сентябрь)**

778 500

135

4 590

12.09.2011(за август)**

687 370

130,4

4 050

11.08.2011(за июль)**

611 730

122,1

3 600

13.07.2011(за июнь)**

577 740

115,8

3 400

14.06.2011(за май) **

541 350

108,6

3 190

14.05.2011 (за апрель)**

491 920

148,89

2 900

01.01.2011

460 000

152,94

2 710

01.11.2010

400 000

132,13

2 360

01.01.2010

258 600

90,47

1 530

01.01.2009

229 700

86,57

1 360

01.01.2008

208 800

97,12

1 240

01.01.2007

179 050

83,67

1 060


 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

Таблица Б.2 – Динамика месячной и часовой минимальной зарплаты в Беларуси с 2000 по 2013 год (с учетом индексации) в белорусских рублях и долларах США (продолжение)

01.01.2006

156 900

72,92

930

01.01.2005

128 860

59,34

760

01.11.2004

128 390

59,04

750

01.01.2004

83 000

38,52

490

01.01.2003

40 670

21,06

242

01.03.2002

17 000

10,08

101

01.12.2001

10 000

6,40

-

01.07.2001

7 500

5,37

-

01.03.2001

5 700

4,51

-

01.10.2000

3 600

3,43

-

01.05.2000

2 600

5,01

-

01.01.2000

2 200

6,56

-


 

 

* - минимальная  зарплата пересчитана в доллары  США на первое число месяца, с которого установлен новый  размер МЗП.

** - изменение  размера минимальной зарплаты  с учетом индексации, пересчитана в доллары США по курсу на день сообщения информации об уровне индексации

Примечание – источник [22]

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок В.1 – Основные виды государственной социальной поддержки в Республике Беларусь

Примечание – источник[3]

ПРИЛОЖЕНИЕ В (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

Таблица В.1 – Бюджет прожиточного минимума (в среднем на душу населения; рублей в месяц)

 

Все население

В том числе по социально-демографическим группам населения

трудоспособное население

пенсионеры

дети до 3

лет

дети от 6 до 18 лет

2000

I квартал 

23 646

25 145

19 390

18 647

25 526

II квартал 

29 872

32 001

24 799

22 923

32 199

III квартал 

35 480

37 281

29 179

27 675

38 471

IV квартал 

37 996

40 160

31 276

30 701

41 140

2005

I квартал 

139 230

151 690

121 570

121 740

151 980

II квартал 

146 150

157 360

124 200

125 820

162 400

III квартал 

150 800

165 060

133 200

128 200

176 190

IV квартал 

158 120

174 410

140 120

131 840

182 190

2008

I квартал 

209 680

231 160

184 910

179 650

248 830

II квартал 

224 700

246 210

196 080

190 660

266 310

III квартал 

223 660

245 270

195 780

191 470

265 100

IV квартал 

234 370

256 550

204 370

200 130

278 110

2009

I квартал 

243 570

261 320

219 140

215 160

297 070

II квартал 

249 410

266 070

222 920

222 450

306 240

III квартал 

250 070

266 330

223 250

223 060

305 910

IV квартал 

255 220

271 450

227 380

227 430

312 070

2010

I квартал 

266 230

284 860

238 380

237 410

325 980

II квартал 

274 510

293 880

245 310

245 860

336 860

III квартал 

283 050

302 490

252 230

251 830

345 380

IV квартал 

296 870

324 550

262 210

262 040

361 310

2011

I квартал 

343 260

373 260

294 210

289 430

377 730

II квартал 

442 360

481 920

366 790

348 970

475 250

III квартал 

574 790

621 830

463 570

451 400

619 600

IV квартал 

706 880

764 970

567 510

581 240

759 980

Информация о работе Государственная социальная политика в Республике Беларусь: стратегии и пути реализации