Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 19:50, курсовая работа
Основная цель работы - рассмотреть наиболее значимые вопросы науки и практики государственного управления. Это представляется необходимым в связи с процессом профессионализации государственной службы в России на
современном этапе, который требует обучения руководителей и специалистов, занятых в сфере государственного управления, основным методам и технологиям управленческой деятельности. Представлены различные подходы известных авторов (Г.В. Атаманчука, И.А. Василенко, Н.И. Глазуновой, Д.П. Зеркина, В.Г. Игнатова, А.И. Радченко, В.Е. Чиркина, Ф. Шамхалова и др.) к изучению явлений, процессов, методов и функций государственного управления.
Введение 3
1.Государственное управление как научная дисциплина 4
1.1 Понятие государственного управления 4
1.2 Системность государственного управления 14
1.3Предмет,методология и методы государственного управления 26
Заключение 36
Список использованной литературы
Изучение социальной среды, в которой происходит осуществление государственного управления, на которую оно влияет и которая также оказывает на него обратное воздействие, означает поиск ответов на вопросы о том, каковы основные характеристики гражданского общества и способы влияния последнего на властноуправленческую деятельность государства. Фактически это проблема соотношения публичной власти, государственной
администрации (бюрократии), гражданского общества и взаимодействия политических институтов в процессах формирования и реализации государственного управления.
Выявление и изучение потребностей общества в значительной степени осуществляется через сеть групп общих интересов. Эта сеть является одним из важнейших социальных институтов, оказывающих влияние на систему и процесс государственного управления. С ее помощью происходит постоянное и оперативное взаимодействие в процессе подготовки государственными органами конкретных решений с теми, чьи интересы эти решения затрагивают и кто располагает наиболее ценной информацией, имеющей отношение к данным решениям. Кроме того, окружающая социальная среда включает публичные обсуждения с помощью средств массовой информации. Роль СМИ в значительной степени определяется тем,
что называют «формированием повестки дня». Другими словами, именно от СМИ зависит, какие проблемы попадают в фокус общественного внимания и являются предметом широких обсуждений.
Ресурсы государственного управления включают финансовые, имущественные, природные и иные ресурсы государства, которые можно выделить на целевое решение соответствующих задач, а также средства частных лиц, внешние и внутренние займы, другие негосударственные ресурсы, которые на законном основании могут быть направлены на эти цели. Определенная часть государственных финансовых ресурсов обособляется в виде различных фондов, программ.
Выполнение решений включает множество конкретных действий, механизмов и процедур, санкционированных окружающей социальной средой и обеспеченных в той или иной степени ресурсами. Сюда входят: процессы принятия и реализации решений, связанных, прежде всего с формированием и осуществлением государственных программ: технологии государственного управления, связанные с методами управления в кризисных ситуациях, информационно-коммуникативными процессами;
организационно-экономическая поддержка традиций и культуры; предоставление налоговых льгот: выдача государственных заказов или осуществление государственных закупок и т.д.
Контроль включает правообеспеченные меры всестороннего и постоянного отслеживания и корректировки хода реализации различных мероприятий государственного управления, таких, например, как государственная целевая программа или ситуативное решение. Эти меры включают контроль за принятием решений, и за их выполнением (по объемным показателям, посвоевременности выделения и доведения до конечных получателей выделенных ресурсов, по результативности их использования и т.д.). В этой сфере происходит достаточно сложное взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной ветвей государственной власти.
Позиция Н.И. Глазуновой, которая характеризует государственное управление следующим образом:
1. Государственное управление — разновидность социального управления, но его природу и специфику определяют присущие только данному виду управления свойства.
2. Субъект целенаправленных, организующих и регулирующих воздействий — государство. Характер государственного управления в конкретное историческое время определяется характером развития государства. Государство как мозговой центр дает импульсы — приказы государственному управлению — своего рода «нервной системе» общественного организма.
3. Государственное управление опирается на властные полномочия и представляет собой способ реализации государственной власти, которая распространяется на все общество (и на другие сообщества в рамках проводимой государством международной политики). Законы, общие, типовые решения, правила, нормы, устанавливаемые государственной властью — общеобязательны, обеспечиваются авторитетом силы государства.
4. Специфику государственного управления составляют характер и объем охватываемых управлением общественных явлений. В центре государственного управления — решение общих дел, согласование действий всех граждан, защита совместного интереса, удовлетворение потребностей общества, а не отдельных граждан и социальных групп.
5. В широком смысле
государственное управление
6. Узкое толкование
7. Комплекс методов и
средств государственного
8. Для государственного управления, осуществляемого президентом, правительством и иными органами исполнительной власти, представительными, законодательными органами и органами местного самоуправления, характерны следующие признаки:
- выполнение общезначимых функций;
- нормативно-распорядительное регулирование;
- подзаконный характер деятельности;
- использование властных полномочий.12
1.2 СИСТЕМНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Системные характеристики государственного управления.
Известно, что государство функционирует не в виде отдельных, самостоятельных и независимых элементов, а как единая, целостная система. В связи с этим рассматривая государственное управление необходимо акцентировать внимание на его системных характеристиках.
Система государственного управления - это исторический феномен, возникший с появлением национального государства и современной политической системы. Интерес к проблемам управления возник еще в античном мире (Платон, Аристотель), когда его отдельные аспекты стали изучать применительно к социально-политическим системам, прежде всего к государству. Но только с началом промышленной революции в XVIII-XIX вв., когда действительно встал вопрос о плановой научной организации труда и администрации, началось формирование институтов и механизмов, а
также идей государственного управления.
Показательно, что само понятие «система государственного управления» в современном толковании возникло лишь в конце XIX-XX вв., т.е. в период, когда разделение государства и гражданского общества в качестве самостоятельных сфер деятельности людей, формирование и утверждение их основополагающих институтов стали свершившимся фактом.
Современное общество представляет собой сложноорганизованную систему, нуждающуюся в направленном поддержании функционирования работоспособности, т.е. в управлении. Рычаги управления предоставляет власть. Общество наделяет властью государство, которое действует как власть и как субъект управления и служит единственным способом рациональной организации жизнедеятельности в масштабе всей страны.
Очевидно, что государственное управление не может состояться без свойств системности. В нем задействованы множество государственных органов и общественных структур, большое число должностных лиц и иных служащих, миллионы людей. В государственном управлении используются разнообразные и дорогостоящие материальные, финансовые и интеллектуальные ресурсы, обширная информация. Государственное управление состоит из массы управленческих решений и действий. Только системность может придать ему необходимую согласованность, координацию, субординацию, целеустремленность, рациональность, эффективность. Государственное управление именно как организованная целостность должно быть адекватно осмыслено управленцами.
Проблемы системности государственного управления на современном этапе рассматриваются исследователями на базе теории систем, системного анализа, системного подхода. Система в переводе с греческого – целое, состоящее из частей, совокупность взаимосвязанных элементов. По утверждению Хэла Дж. Рэйни система - это продолжающийся процесс преобразования некоторых определенных ресурсов (вход) в результаты (выход), которые в свою очередь влияют на последующие ресурсы системы так, что это определяет постоянное функционирование процесса. Организацию можно представить в виде системы, имеющей на входе некоторые ресурсы и преобразующей их таким образом, что это обеспечивает поступление дополнительных ресурсов. В системах имеются
подсистемы, например системы коммуникации, а также динамические процессы — внутренние связи и операции, обусловливающие процесс преобразования. Выход системы ведет к обратной связи, т. е. воздействию результатов на ресурсы, которые потребуются в дальнейшем.13
Системный характер государственного управления заключается в том, что он обеспечивает единство распорядительного (командно-административного) и партнерского (социально-консолидированного) начал в практике регулирования социальных отношений и процессов.
Как и любая другая, система государственного управления обладает следующими универсальными свойствами:
- состоит из элементов, находящихся во взаимодействии и
взаимозависимости;
- целостность, образуемая
совокупностью элементов, не
к их сумме;
- элементы, интегрируемые
в целостность, обретают
качественные признаки, не тождественные индивидуальным;
- отношения взаимодействия и взаимозависимости элементов закономерны и подчиняются правилам, не зависящим от каждого из них;
- система как целое реагирует на влияние среды и импульсы, исходящие изнутри ее, от составляющих элементов.
Универсальные свойства системы государственного управления - отправной пункт в изучении ее специфических признаков.
Система государственного управления, в отличие от социального, частью которого она является, формируется и функционирует целерационально: на основе определенных идей и ценностей (монархических, либерально-демократических, социалистических, религиозных и др.).
По утверждению О.М. Роя в качестве системы государственное управление реализует следующие функции:
1. Институциональную — через утверждение необходимых при решении государственных вопросов социально-экономических, политических и гражданских институтов для распределения властных полномочий.
2. Регулятивную — через
системы норм и законов,
3. Целеполагающую — через
разработку и выбор
4. Функциональную - через
разработку и реализацию
5. Идеологическую - через формирование общенациональной идеи, призванной консолидировать общество в границах государства. Рассматривая систему государственного управления О.М. Рой отмечает следующие принципы ее формирования: принцип разделения властей; принцип комплементарности; принцип субсидиарности; принцип суверенности; принцип демократизма; принцип гомогенности.14
Принцип разделения властей, введенный в 1748 г. Французским энциклопедистом Ш. Монтескье (1698-1755), предполагает разделение государственной власти на три сферы: законодательную, исполнительную и судебную, что должно служить условием эффективного контроля за деятельностью государственного аппарата.
Система сдержек и противовесов, представленная реализацией принципа, способствует формированию сбалансированной политической системы, отвечающей признакам справедливости и целесообразности.
Принцип комплементарности характеризуется установкой на непрерывность в структуре власти. Принцип нацеливает на создание условий равномерного распределения властных функций в разрезе всей вертикали управления по различным территориальным уровням.
Принцип субсидиарности определяет процедуру распределения и перераспределения полномочий между управленческими уровнями государственной власти. Действие принципа определяет устойчивую последовательность исполнения властных полномочий управленческими органами и порядок распределения ответственности этих органов перед населением.
Принцип суверенности предполагает наличие фактической независимости как сущностного признака государства. Государственный суверенитет означает «верховенство и независимость власти, подчиненной праву, монополию на принуждение в рамках государственных правомочий и независимость государства в рамках международного правопорядка.
Принцип демократизма нацеливает на необходимость активного участия населения в принятии решений государственного значения: формировании через избирательные процедуры органов власти, разработки программ территориального развития и т.д.
Информация о работе Государственное управление как научная дисциплина