Государственное управление как научная дисциплина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 19:50, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель работы - рассмотреть наиболее значимые вопросы науки и практики государственного управления. Это представляется необходимым в связи с процессом профессионализации государственной службы в России на
современном этапе, который требует обучения руководителей и специалистов, занятых в сфере государственного управления, основным методам и технологиям управленческой деятельности. Представлены различные подходы известных авторов (Г.В. Атаманчука, И.А. Василенко, Н.И. Глазуновой, Д.П. Зеркина, В.Г. Игнатова, А.И. Радченко, В.Е. Чиркина, Ф. Шамхалова и др.) к изучению явлений, процессов, методов и функций государственного управления.

Содержание

Введение 3
1.Государственное управление как научная дисциплина 4
1.1 Понятие государственного управления 4
1.2 Системность государственного управления 14
1.3Предмет,методология и методы государственного управления 26
Заключение 36
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсач по госуд. управлению.docx

— 79.64 Кб (Скачать файл)

исторического опыта, в том  числе советского, во-вторых, современного международного и российского опыта, пусть даже во

многом разрушительного.

3. Объектом отражения  анализируемой нами теории является современная политико-социальная действительность, а современность — динамичную, противоречивую, во многом с неопределенными перспективами на будущее, всегда сложнее понять и объяснить, чем уже состоявшееся прошлое. Хотя познание прошлого тоже не беспроблемно. Методология в том случае обеспечивает постижение объективной истины, если конкретизируется и реализуется в адекватных научных методах и технологиях описания и объяснения действительности.17

При изучении государственного управления выделяются следующие группы методов.

Метод анализа и синтеза. С их помощью, например, выделяются ветви государственной власти (законодательная, исполнительная, судебная и др.), понятие государственного аппарата. С помощью логического метода делаются различные умозаключения, например о принципе законности в государственном управлении).

Метод формализации (он помогает, например, сформулировать понятие государственного служащего), количественные методы (в том числе статистические, свидетельствующие о состоянии аппарата управления), метод прогнозирования (например, вывод о возможном отпочковании новых ветвей власти), экстраполяции (распространение признаков данного явления на другие сходные явления), моделирования (искусственное воссоздание тех или иных управленческих процедур), эксперимента (практическая проверка деятельности тех или иных органов управления в условиях, созданных экспериментатором).

Функционально-структурный  метод предполагает концентрацию внимания исследователя на классификации функций, дифференциации структурных подразделений, организационных ресурсов госорганов и всей системы управления в целом.

Элитологический метод основан на актуализации вопроса о том, кто, какие люди составляют элиту, осуществляют власть над экономическими ресурсами, управляют страной, доминируют в правотворческой и правоприменительной политике. Изучаются отдельные группы государственных деятелей, партийных функционеров, чиновников и т.д.

Культурологический метод  предполагает анализ процесса принятия и осуществления государственно-управленческих решений под углом зрения политической и профессиональной культуры. Исследуются нравственные ценности, принципы, убеждения, поведение субъектов административно-правовых отношений.

Конфликтологический метод  характеризуется тем, что по природе своей управленческая деятельность государства направлена на регулирование и разрешение общественных противоречий и конфликтов между общими и частными интересами. Конфликтное взаимодействие элементов управляющей и управляемой систем, субъектов интеграции и дезинтеграции, развития и разрушения и т.д. свойственно государственно-общественным системам.

Сравнительный метод предполагает сопоставление однотипных явлений, например, государства, бюрократии, различных способов реализации одних и тех же управленческих функций и т.д. с целью выявления их общих черт и специфики, нахождения наиболее эффективных форм организации или оптимальных путей решения задач. Этот метод способствует плодотворному использованию опыта других государств, что особенно актуально для российского государственного управления.

Институциональный метод  является “институциональным” в том смысле, что при этом уделяется внимание формальным структурам правительства, основанным на предписаниях и формулах конституции. В рамках данного метода подчеркивается роль административного и конституционного права, в совокупности определяющего основные формальные правила деятельности органов государственной власти и аппарата государственного управления.

Поведенческий метод основное внимание уделяет исследованию поведения управляющих и управляемых, их мотивации. Суть метода

исследования выражается в следующем.

1. Управление имеет личностное  измерение, а коллективные действия так или иначе восходят к поведению конкретных личностей, являющихся главным объектом управленческого исследования.

2. Доминирующими мотивами  поведения являются психологические мотивы, которые могут быть как социально обусловлены, так и иметь специфическую индивидуальную природу.

3. Модели поведения людей  сходны в различных ситуациях (поведение служащего промышленной корпорации и государственного чиновника), отсюда вытекает возможность применения методов естественных наук.

4. Социальные явления  измеряются количественно, отсюда применимость математического моделирования, компьютерной техники.

Одним из наиболее известных  и значимых является исторический метод, который требует изучения систем управления в их последовательном временном развитии, выявления связи прошлого, настоящего и будущего.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Общественное мнение, сложившееся  в последнее время вокруг государства  и его институтов, весьма противоречиво. Однако остается неизменным его отношение  к системе государственного управления как некоему феномену, возникающему и живущему по воле политической элиты  или каких-либо общественных групп. К сожалению, при этом часто упускается из виду то, что государственные институты развиваются по собственной логике, в рамках объективных законов и в силу этого могут и должны быть предметом научного анализа, и , в первую очередь, с позиций теории государственного управления. В России эта сравнительно новая отрасль управленческого знания более известна как система государственного управления.

Теория государственного управления является междисциплинарной  наукой. Это научное направление  возникло на пересечении теории политики и менеджмента; впоследствии во многом использовались достижения других социальных наук – психологии, философии, социалогии, истории, социальной литературы. Система государственного управления входит в блок управленческих дисциплин (вместе с социальным управлением, муниципальным управлением и т.д.), наиболее тесно взаимодействуя с правовыми и социально-политическими науками.

Выделяют различные направления  в науке государственного управления: структурно-институциональное направление, социологическое и социально-психологическое (кадровое) направление, организационно-технологическое направление.

Все методы  государственного управления направлены на получение  нового знания, но действуют по-разному: если исторический метод позволяет  получить новое знание об объекте  посредством изучения его прошлого, то диалектический метод помогает понять сущность изучаемого объекта через  выявления его базовых внутренних противоречий.

В России наука государственного управления получила официальное признание  совсем недавно. В период господства марксистско-ленинской идеологии государственное управление рассматривалось с точки зрения «руководящей и направляющей роли партии». Именно поэтому в годы господства партийной номенклатуры наука государственного управления была попросту не нужна.

Только с 1994 года в России появляется учебная специальность  «Государственное и муниципальное  управление», в вузах и средне специальных учреждениях начинается подготовка специалистов в этой области. Однако научной управленческой специальности  «Государственное и муниципальное  управление» до сих пор официально в России не существует.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Атаманчук Г.В. Теория  государственного управления. Курс лекций. Изд. 2-е дополн. - М.: Омега-Л, 2004.

2. Василенко И.А. Административно-государственное  управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия. Учебное пособие. М.: “Логос”, 2008.

3. Глазунова Н.И. Система  государственного управления: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

4. Государственное управление: основы теории и организации. Учебник / Под. ред. В.А. Козбаненко – М.: «Статут», 2009.

5. Зеркин Д.П. Игнатов  В.Г. Основы теории государственного управления. Курс лекций. – Ростов н/Д: издательский центр «Март», 2010.

6. Курашвили Б.Н. Очерк  теории государственного управления. – М.,1987.

7. Пикулькин А.В. Система  государственного управления: Учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

8. Радченко А.И. Основы  государственного и муниципального управления: системный подход. Учебник. – АООТ “Ростиздат” - Ростов н/Д. 2007.

9. Рой О.М. Система государственного  и муниципального управления: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2009.

10. Рэйни Хэл Дж. Анализ  и управление в государственных организациях / Пер. с англ.. - 2-е изд. - М., 2004.

11. Советское административное  право / Под ред. В.М. Манохина. М., 1977.

12. Чиркин В.Е. Государственное  управление. Элементарный курс. – М.: Юристъ, 2010.

13. Радченко А.И. Проблемы  науки государственного и муниципального управления // Государственное и муниципальное управление. - 2009. - № 1. – С. 84-96.

1 Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. Изд. 2-е дополн. - М.: Омега-Л, 2004. - С.38.

2 Глазунова Н.И. Система государственного управления: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-

ДАНА, 2002. – С. 13.

3 Государственное управление: основы теории и организации. Учебник / Под. ред. В.А. Козбаненко – М.: «Статут», 2009. – С. 64.

4 Рой О.М. Система государственного и муниципального управления: Учеб. пособие. – СПб.:Питер, 2009. - С. 13.

5 Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. — Ростов н/Д, 2007. - С.22.

6 Курашвили Б.Н. Очерк теории государственного управления. - М.,1987. - С.99.

7 Советское административное право / Под ред. В.М. Манохина. - М.,1977. - С.13.

8 Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник. – М.: Гардарики, 2008. - С. 73.

9 Зеркин Д.П. Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления. Курс лекций. –Ростов н/Д, 2010. - С.49.

10 Зеркин Д.П. Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления. Курс лекций. – Ростов н/Д, 2010. - С.49-51.

11 Зеркин Д.П. Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления. Курс лекций. – Ростов н/Д, 2010. - С.53-56.

12 Глазунова Н.И. Система государственного управления: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – С. 13-15.

13 Рэйни Хэл Дж. Анализ и управление в государственных организациях / Пер. с англ.. – 2-е изд. – М., 2004. – С. 29.

14 Рой О.М. Система государственного и муниципального управления: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2009. - С.13-17.

15 Глазунова Н.И. Система государственного управления: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – С.40-45.

16 Государственное управление: основы теории и организации. Учебник / Под. ред. В.А.

Козбаненко – М.: «Статут», 2009. С. 72-75.

17 Зеркин Д.П. Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления. Курс лекций. – Ростов н/Д, 2010. - С. 21-23.

 


Информация о работе Государственное управление как научная дисциплина