Государственный бюджет: структура, значение, особенности в переходной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 20:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Российской Федерации.

Содержание

Введение 4
1. Государственный бюджет. 5
1.1. Сущность государственного бюджета. 5
1.2. Доходы бюджета. 8
1.3. Расходы бюджета. 10
1.4. Внебюджетные и целевые бюджетные фонды. 13
1.5. Регулирование дефицита бюджета. 14
1.6. Регулирование бюджетных потоков. 15
1.7. Основы организации бюджетного процесса. 16
1.8. Экономические функции государства в переходной экономике. 17
Выводы к 1 главе. 19
2. Бюджет Российской Федерации. 21
2.1. Бюджетная система Российской Федерации. 21
2.2. Доходы бюджета РФ. 22
2.3. Расходы бюджета РФ. 24
2.4. Внебюджетные и целевые бюджетные фонды РФ. 25
2.6. Основы организации бюджетного процесса РФ. 27
Выводы ко 2 главе. 30
3. Структура бюджета РФ и Астраханской области. 32
3.1. Бюджет РФ. 32
3.1.1. Структура доходов. 32
3.1.1. Структура расходов. 35
3.2. Бюджет Астраханской области. 38
3.3. Проблемы бюджета РФ и предложения по их урегулированию. 40
Заключение. 42
Список литературы. 44

Вложенные файлы: 1 файл

Иванова_Эк_теория_курсовая.doc

— 562.00 Кб (Скачать файл)

Для проведения этих разнообразных мер государство прибегает главным образом к фискальной и кредитно-денежной политике.  Фискальная политика –  это  бюджетная  политика.  Ее можно определить как политику, проводимую путем  манипулирования  государственными  доходами  (прежде всего налогами) и расходами.  Кредитно-денежная политика - это политика, проводимая путем регулирования денежной массы в обращении и совершенствовании кредитной сферы.  Оба эти направления государственной политики тесно связаны друг с другом.

Роль налогов в рыночной экономике. Без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы,  отвечающей условиям развития общественного  производства, эффективная рыночная экономика невозможна.

Налогам принадлежит решающая роль  в формировании  доходной  части государственного бюджета. На первое место следует поставить функцию, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Эта функция налогов – регулирующая .  

Рыночная экономика в развитых странах - это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику,  нерегулируемую государством, невозможно. Центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам.

Госyдарственное регyлирование осyществляется в двyх  основных  направлениях:

1. Регулирование рыночных,  товарно-денежных отношений. Разработка законов,  нормативных актов,  определяющих взаимоотношения действующих  на рынке лиц,  прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов,  регyлирyющие взаимоотношение товаропроизводителей,  продавцов и покупателей, деятельность банков, устанавливающие порядок проведения аукционов, правила обращения ценных бyмаг и т.п. Это направление  госyдарственного регyлирования рынка непосредственно с налогами не связано.

2. Регyлирование развития народного хозяйства,  общественного производства в yсловиях,  когда основным объективным экономическим законом, действyющим  в  обществе,  является  закон стоимости.  Здесь речь идет о финансово-экономических  методах  воздействия  государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в выгодном обществy направлении.

В yсловиях рынка сводятся к минимyмy методы административного подчинения предпринимателей, постепенно исчезает  само понятие «вышестоящей организации»,  имеющей право yправлять деятельностью предприятий с помощью приказов.

Адекватной рыночным отношениям является лишь одна форма воздействия. На предпринимателей и наемных рабочих - система экономического принуждения в сочетании с материальной заинтересованностью. 

Таким образом,  развитие рыночной экономики  регyлирyется  финансово-экономическими методами - пyтем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссyдным капиталом и процентными ставками, выделения  из бюджета капитальных вложений и дотаций,  госyдарственных закyпок и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.

Выводы к 1 главе.

В первой части работы была рассмотрена бюджетная система и бюджетное устройство российской экономики, а также основные направления поступлений и расходования бюджетных средств.

Бюджетная система государства - совокупность бюджетов всех уровней, представляющая собой систему, основанную на определенных экономических отношениях и юридических нормах. Организация и принципы построения бюджетной системы - бюджетное устройство страны.

Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства (региона), утверждаемый соответствующим представительным органом власти.

С экономической точки зрения понятие государственного бюджета раскрывается через совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны, при этом бюджет рассматривается как триединое понятие - как денежные отношения, как экономическая форма существования распределительных отношений, как самостоятельная экономическая категория.

Основными функциями бюджета являются перераспределение национального дохода, финансовое обеспечение социальной политики, государственное регулирование и стимулирование экономики, контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Под доходами бюджета понимается часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Доходы бюджета как экономическая категория отражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фонда денежных средств.

Основными методами перераспределения национального дохода в пользу государства являются налогообложение, государственные займы, денежная эмиссия.

Государственным долгом называется вся сумма выпущенных, но непогашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок. Под обслуживанием государственного долга понимаются операции по размещению и погашению долговых обязательств и выплате по ним процентов.

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций.

 

2. Бюджет  Российской Федерации.

2.1. Бюджетная  система Российской Федерации.

Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетное устройство – организация бюджетной системы, принципы ее построения.

Звеньями бюджетной системы являются: федеральный бюджет; региональные бюджеты субъектов РФ – республиканские бюджеты республик в составе РФ, краевые и областные бюджеты краев и областей, городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты местных административно-территориальных образований – районные бюджеты сельских районов, городские бюджеты городов (кроме Москвы и Санкт-Петербурга), районные бюджеты районов в городах, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов.5

Федеральный бюджет играет определяющую роль в реализации социально-экономической политики, проводимой Правительством РФ. Через параметры федерального бюджета государство регулирует темпы экономического развития, а также взаимоотношения с территориями. Структура консолидированного бюджета Российской Федерации представлена на рис. 2.

Рис. 2. Схема консолидированного бюджета Российской Федерации

На рис. 3 представлена структура консолидированного бюджета области, который выполняет функцию объединения бюджетных показателей территории. В нем находят отражение результаты разработки и реализации бюджетно-финансовой политики в регионе; условия сбалансированности доходов и расходов в целом по бюджету субъекта Федерации. Бюджетный кодекс РФ регламентирует следующий перечень принципов построения и функционирования бюджетной системы РФ: единства; разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ; самостоятельности бюджетов; полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов; сбалансированности бюджета; эффективности и экономности использования бюджетных средств; общего (совокупного) покрытия расходов бюджета; гласности; достоверности бюджета; адресности и целевого характера бюджетных средств.

Рис. 3. Структура консолидированного бюджета области

Обобщая содержание принципов построения бюджетной системы, получивших отражение в Бюджетном кодексе, можно сказать, что их реализация должна определяться необходимостью выполнения общегосударственных экономических и социальных программ, а также перераспределением финансовых ресурсов для выравнивания развития регионов.

2.2. Доходы  бюджета РФ.

На территории России взимаются налоги, сборы и пошлины, которые образуют налоговую систему РФ. Закон не предусматривает четких границ между названными видами платежей, так как всем им присущи черты обязательности и безэквивалентности, что позволило законодателю все перечисленные платежи трактовать как налоги.

В законодательстве реализован принцип единства налоговой политики государства, проявляющийся в установлении закрытого перечня налогов, действующих на всей территории РФ. В то же время выделены три уровня налоговой системы: федеральный, субъектов Российской Федерации и местный. Важно отметить, что отнесение налогов к тому или иному уровню осуществляется в зависимости от компетенции органов законодательной (представительной) власти в применении налогового законодательства. На практике это означает, что независимо от распределения налогов по уровням бюджетной системы принимать решение по отдельным вопросам взимания налогов (определение конкретных размеров ставок, расширение перечня налоговых льгот и т.д.) соответствующие органы власти могут лишь в пределах своей компетенции.

Федеральные налоги устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории. Ставки федеральных налогов устанавливаются Федеральным Собранием РФ. При этом ставки налогов на отдельные виды природных ресурсов, акцизов на отдельные виды минерального сырья и таможенных пошлин устанавливаются Правительством РФ. Льготы по федеральным налогам могут устанавливаться только федеральными законами о налогах. Однако органы законодательной (представительной) власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут вводить дополнительные льготы в пределах сумм налогов, зачисляемых в их бюджеты. Обоснование права на налоговую льготу возлагается на налогоплательщика.

Налоги субъектов РФ устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и действуют на территории соответствующих субъектов РФ.

Местные налоги устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и органов местного самоуправления и действуют на территории соответствующих городов, районов в городах и сельской местности или иного административно-территориального образования.

Для предотвращения утаивания доходов от налогообложения налоговые органы будут иметь право в случае явного несоответствия между образом жизни налогоплательщика и его официально уплачиваемыми налогами применять метод определения величины подоходного налога по внешним признакам богатства.

Важнейшее значение для стабилизации налоговой и бюджетной системы страны будет иметь пересмотр и крупномасштабная отмена налоговых льгот, в том числе по налогу на прибыль, подоходному налогу, НДС. В необходимых случаях (в частности, предприятиям обществ инвалидов) отмена льгот может быть компенсирована прямыми ассигнованиями из бюджета.

2.3. Расходы  бюджета РФ.

В РФ применяется следующая классификация расходов:

  1. заработная плата; 
  2. начисления на заработную плату;
  3. канцелярские и хозяйственные расходы;
  4. командировки и служебные разъезды;
  5. стипендии;
  6. расходы на питание;
  7. приобретение медикаментов и перевязочных средств;
  8. приобретение оборудования и инвентаря;
  9. приобретение мягкого инвентаря и обмундирования;
  10. государственные капитальные вложения;
  11. капитальный ремонт;
  12. содержание сооружений благоустройства;
  13. геологоразведочные работы;
  14. проектирование;
  15. государственная дотация;
  16. операционные расходы;
  17. платежи по ссудам;
  18. возмещение разницы в ценах;
  19. прочие расходы.

Важной проблемой осуществления целевых бюджетных расходов является их защищенность от обесценения в условиях высоких темпов инфляции на современном этапе развития экономики нашей страны (7-8 %). Принцип защищенности предполагает финансирование ряда статей расходов бюджета в полном объеме с учетом их инфляционного увеличения.

Последним признаком классификации расходов является территориальный. В соответствии с уровнем государственного управления в РФ расходы бюджета подразделяются на расходы федерального бюджета, расходы бюджетов членов федерации и расходы местных бюджетов.

Осуществление расходов бюджета достигается при помощи бюджетного финансирования. Под ним понимается система предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. Бюджетное финансирование базируется на определенных принципах, характеризуется специфическими формами и методами предоставления средств. Принцип, форма и методы бюджетного финансирования выступают составными элементами самой системы, влияют на результативность ее функционирования.

2.4. Внебюджетные  и целевые бюджетные фонды  РФ.

В состав государственных социальных внебюджетных фондов РФ в настоящее время входят: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ, Государственный фонд занятости РФ. Эти фонды аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий — государственного пенсионного обеспечения, поддержки в сфере занятости, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам и т.д.

Информация о работе Государственный бюджет: структура, значение, особенности в переходной экономике