Государственный бюджет: структура, значение, особенности в переходной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 20:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Российской Федерации.

Содержание

Введение 4
1. Государственный бюджет. 5
1.1. Сущность государственного бюджета. 5
1.2. Доходы бюджета. 8
1.3. Расходы бюджета. 10
1.4. Внебюджетные и целевые бюджетные фонды. 13
1.5. Регулирование дефицита бюджета. 14
1.6. Регулирование бюджетных потоков. 15
1.7. Основы организации бюджетного процесса. 16
1.8. Экономические функции государства в переходной экономике. 17
Выводы к 1 главе. 19
2. Бюджет Российской Федерации. 21
2.1. Бюджетная система Российской Федерации. 21
2.2. Доходы бюджета РФ. 22
2.3. Расходы бюджета РФ. 24
2.4. Внебюджетные и целевые бюджетные фонды РФ. 25
2.6. Основы организации бюджетного процесса РФ. 27
Выводы ко 2 главе. 30
3. Структура бюджета РФ и Астраханской области. 32
3.1. Бюджет РФ. 32
3.1.1. Структура доходов. 32
3.1.1. Структура расходов. 35
3.2. Бюджет Астраханской области. 38
3.3. Проблемы бюджета РФ и предложения по их урегулированию. 40
Заключение. 42
Список литературы. 44

Вложенные файлы: 1 файл

Иванова_Эк_теория_курсовая.doc

— 562.00 Кб (Скачать файл)

При этом безусловным должен быть принцип возмещения субъектам РФ расходов и выпадающих доходов вызываемых принятием решений на федеральном уровне.

Для повышения заинтересованности регионов в наполнении федерального бюджета доходами должна быть установлена прямая зависимость получения из федерального центра финансовой помощи от степени выполнения задания по мобилизации доходов в федеральный бюджет. Очевидна необходимость стимулирования в этом вопросе и регионов-доноров.

Важное условие нормального функционирования межбюджетных отношений – финансовый контроль со стороны федерального центра за правильным и целесообразным расходованием средств региональных бюджетов. Необходимо восстановить практику проведения ревизий исполнения бюджетов регионов, получающих средства из федерального бюджета по каналам межбюджетных отношений.

Кроме антиинфляционных методов, необходимо усовершенствовать организацию бюджетной системы, изменить структуру бюджета.

Однако главным в оздоровлении финансов является не столько сокращение затрат, сколько увеличение доходов бюджета.

 

Заключение.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

«Реализация основных идей, заложенных в проекте бюджета на следующий год, позволит существенно укрепить всю государственную вертикаль власти, которая очень пострадала за годы хронического недофинансирования. Если государство начнет выполнять свои обязательства, станет платить по долгам, это будет убедительным примером для всего общества.»15

Процесс преобразования бюджетной системы – сложный, длительный, порой весьма болезненный. Тем не менее, начало ему уже положено. И от успешного его завершения зависит ни много, ни мало – будущее всей российской экономики, будущее России.

 

Список литературы.

  1. Закон РСФСР от 10.10.91 № 1734-1 “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР”.
  2. Проект федерального закона “О федеральном бюджете на 2001 год” http://www.prlaws.sps.ru/ в формате PDF (для Adobe Acrobat).
  3. О принятии во втором чтении проекта федерального закона "О Федеральном бюджете на 2001 год" http://www.prlaws.sps.ru/.
  4. Федеральный закон “О федеральном бюджете на 2000 год”, федеральный закон “О федеральном бюджете на 1998 год”, Федеральный закон “О федеральном бюджете на 1997 год”. http://www.minfin.ru/ (Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации).
  5. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М.В. Романовский и др.; Под. ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – 2-е изд., испр. и переработ. – М.: Юрайт, 2000. – 615 с.
  6. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  7. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000. / Бабич А.М., Павлова Л.Н.
  8. Курс экономической теории: Учебник / Под общей ред. проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой. - Киров.: Издательство “АСА”, 2000.
  9. Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича: Учебник для вузов. 3-е издание. – СПб: Изд. СПбГУЭФ, Изд. “Питер”, 1999.
  10. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000.
  11. Финансы: Учебное пособие / А.М. Ковалева, Н.П. Баранникова, В.Д. Богачева и др.; Под ред. проф. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 1998.
  12. Финансы. Под ред. В. М. Родионовой - М., Финансы и статистика, 1999
  13. Государственный бюджет: Учебное пособие. Под ред. М. И. Ткачук - Минск, Высшая школа, 1996
  14. Бюджетный процесс в Российской Федерации: Учебное пособие / Л.Г.Баранова, О.В.Врублевская и др. – М.: “Перспектива”: ИНФРА-М, 1998.
  15. Сумароков В. Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования. - М., Финансы и статистика, 1999.
  16. Заключение контрольно-бюджетной палаты Государственной Думы Астраханской области к проекту закона Астраханской области “Об областном бюджете на 2004 год” (второе чтение).
  17. www.budgetrf.ru
  18. Бюджетный кодекс РФ.
  19. Деньги, кредит, банки: Учебник / Под редакцией О.И. Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 1998.
  20. Курс переходной экономики / Под редакцией Л.И. Абалкина. – М.: Финстатинформ, 1997.
  21. Мэнкью Н. Макроэкономика. – М.: МГУ, 1994.
  22. Финансы / Под ред. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 1998.
  23. Финансы, деньги, кредит: Учебник / Под редакцией О.В. Соколовой. – М.: Юристъ, 2000. – 784 с.
  24. Проект федерального бюджета на 2013 г.и на плановый период 2014-2015 годов.

 

1 Закон РСФСР от 10.10.91 № 1734-1 “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР”

2 Основы теории финансов / Под ред. Л.А. Дробозиной. М.: Банки и биржы: ЮНИТИ, 1995. С. 32

3 Финаннсы и кредит / Под ред. А.Ю.Казака. Екатеринбург, 1994, С. 170

4 Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М.В. Романовский и др.; Под. ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. –М.: Юрайт, 2000.  С.12.

5 Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2000

6 Бюджетный процесс в Российской Федерации: Учебное пособие / Л.Г.Баранова, О.В.Врублевская и др. – М.: “Перспектива”: ИНФРА-М, 1998.

Бюджетный кодекс РФ.

7 Составлено по: постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации о принятии во втором чтении проекта федерального закона "о Федеральном бюджете на 2013 год", проект федерального закона о Федерального Закона “О Федеральном бюджете на 2013 год”.

8 Точнее, самостоятельности по ведению расходов.

9 Или целых отраслей, находящихся по каким-либо причинам под жестким гос. управлением, например, атомной промышленности.

10 Составлено по: федеральный закон “О федеральном бюджете на 2013” и проект федерального закона “О федеральном бюджете на 2012”.

11 Составлено по: федеральный закон “О федеральном бюджете на 2013” и проект федерального закона “О федеральном бюджете на 2012”.

12 Составлено по:  постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации о принятии во втором чтении проекта федерального закона "о Федеральном бюджете на 2001 год", о распределении расходов федерального бюджета на 2001 год по разделам функциональной классификации расходов бюджетов российской федерации.

13 Менее 10. Заметная величина “суммарных потерь” субъектов обусловлена снижением так сказать “столичной ренты”, связанной с явно чрезмерной централизацией финансовых и товарных потоков. В отдельные кварталы 1999-2000гг. доля столицы в налогах превышала 40% (при доле в ВВП 15%, а в населении 6%.).

14 По проекту закона “Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014-2015годов” .

15 Владимиров Г. Бюджет 2001// Экономическая газета – сентябрь 2000 г. – С. 2.

 



 


Информация о работе Государственный бюджет: структура, значение, особенности в переходной экономике