Государственный бюджет РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 20:45, курсовая работа

Краткое описание

Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Содержание

Введение………………………………………………………………… ….3
Понятие бюджетной системы. Принципы бюджетной системы …....4
Доходы государственного бюджета……………………………….….5
Расходы государственного бюджета ………………………………....7
Методы мобилизации бюджетных доходов……………………….....13
Принципы бюджетной системы……………………………………....17
Формы предоставления бюджетных средств………………………...19
Роль бюджета в социально - экономическом развитии общества…..27
Цели бюджетной политики в 2010 – 2012г ……………………..……30
Заключение…………………………………………………………………..35
Список литературы…………………………………………………......…...36
………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик по эконом теории.docx

— 238.53 Кб (Скачать файл)

   В соответствии с Бюджетным кодексом России к расходам, осуществляемым из государственного бюджета России, относятся расходы на:

1) государственное  управление:

а) законодательную  власть;

б) исполнительную власть;

в) Президента России;

2) судебную  власть;

3) международную  деятельность;

4) фундаментальные  и прикладные исследования и  содействие НТП государственного  значения, международные научные  и информационные связи государственного  значения;

5) национальную  оборону;

6) правоохранительную  деятельность и обеспечение безопасности  государства; 7) образование:

а) общее  среднее образование:

• специализированные школы ( в т.ч. школы -интернаты), основанные на государственной форме собственности;

• общеобразовательные  школы социальной реабилитации;

б) профессионально-техническое  образование (учебные и другие заведения 
образования, основанные на государственной форме собственности);

в) ВУЗы, основанные на государственной форме  собственности;

г) внешкольные  учебные учреждения и мероприятия  по внешкольной работе с 
детьми, в соответствии с перечнем, утвержденным КМ Украины; и др.;

8) здравоохранение:

а) первичную  медико-санитарную, амбулаторно-поликлиническую  и стационарную помощь (многопрофильные  больницы и поликлиники, выполняющие  специфические общегосударственные  функции, в соответствии с перечнем, утвержденным КМ России);

б) специализированную, высокоспециализированную амбулаторно- 
поликлиническую и стационарную помощь ( клиники НИИ, спецбольницы, цен- 
тры, лепрозории, госпитали для инвалидов ВОВ, специализированные стоматологические поликлиники, и др. в соответствии с перечнем, утвержденным КМ России);

в) санаторно-реабилитационную помощь ( для больных туберкулезом, для 
ветеранов ВОВ, общегосударственные специализированные санатории для детей 
и подростков);

г) санитарно-эпидемиологический надзор; и др. программы в области 
здравоохранения, в соответствии с перечнем, утвержденным КМ России; 
социальную защиту и социальное обеспечение:

9) социальную  защиту и социальное обеспечение: 
а) государственные специальные пенсионные программы (пенсии военнослужа- 
щим и членам их семей, работникам органов внутренних дел и др.);

б) государственные  программы социальной помощи (денежная помощь 
беженцам, программы и мероприятия по социальной защите инвалидов, меро- 
приятия, связанные с возвратом в Россию крымско-татарского народа и др.);

в) государственные  программы и мероприятия в  отношении детей, моло- 
дежи, женщин, семьи; и другие.

10) культуру  и искусство:

а) государственные  культурно-образовательные программы (националь- 
ные и государственные библиотеки, музеи и т д.);

б) государственные  театрально-зрелищные программы ( национальные те- 
атры, национальные филармонии и т.д.)

в) государственное  архивное дело;

11) государственные  программы поддержки телевидения,  радиовещания, прессы, книгоиздания, информационных агенств;

12) физическая  культура и спорт (государственные  программы);

13) государственные  программы поддержки регионального  развития и приоритетных областей  экономики;

14) программы  реставрации памятников архитектуры  государственного значе- 
ния;

15)государственные  программы развития транспорта, дорожного хозяйства, связи, телекоммуникаций  и информатики;

16) государственные  инвестиционные проекты;

17) государственные  программы по ликвидации последствий  Чернобыль- 
ской катастрофы, охране окружающей природной среды и ядерной безопасно- 
сти, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий сти- 
хийного бедствия;

18) создание  и пополнение государственных  запасов и резервов;

19) обслуживание  государственного долга;

20) проведение  выборов и референдумов;

21) другие  программы, имеющие исключительно  государственное значение. 

     1.3 Методы мобилизации доходов в бюджет 

     Государственные доходы представлены той частью финансовых отношений, которая связана с  формированием финансовых ресурсов в распоряжение государства (в лице различных его структур) и государственных  предприятий. При этом аккумулируемые государством финансовые ресурсы относятся к разряду централизованных, а остающиеся в распоряжении государственных предприятий - децентрализованных.

     Централизованные  государственные доходы формируются  в основном за счет налоговых поступлений, доходов от внешнеэкономической  деятельности, платежей населения.

     Децентрализованные - образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий. Деление государственных доходов на централизованные и децентрализованные призвано показать соотношение источников удовлетворения общегосударственных и коллективных интересов. Важной задачей является оптимизация пропорций в распределении государственных доходов с целью обеспечения наиболее полной реализации интересов государства и активизация влияние государственных доходов на эффективность хозяйствования.

     В составе централизованных государственных  доходов основное место занимают доходы бюджета, за счет которых обеспечивается решение экономических и социальных задач развития общества. Централизация  значительной части государственных  доходов в бюджетах разного уровня дает возможность проводить единую финансовую политику, обеспечивать перераспределение  средств в пользу прогрессивных отраслей народного хозяйства, удовлетворять в примерно одинаковых пределах потребности непроизводственной сферы, на какой бы территории ни функционировали ее учреждения.

     К централизованным государственным  доходам помимо бюджетных относят  ресурсы государственных внебюджетных фондов - социального страхования, пенсионного, фонда занятости (упразднен с 2001 г.), фонда медицинского страхования.

     Объектом  денежных отношений, составляющих содержание понятия государственных доходов, выступает стоимость общественного  продукта (частично - национального  богатства), которая на разных этапах и стадиях распределения предстает  в разных финансовых формах. Так, объектом распределения на государственных предприятиях выступает выручка от реализации продукции и такие ее составные части как прибыль, заработная плата, отчисления на социальное страхование, амортизационные отчисления и др. В качестве объекта бюджетных отношений могут рассматриваться такие формы, как прибыль и заработная плата, налоговые платежи с которых являются источником формирования бюджетных доходов. В свою очередь объектом госкредитных отношений являются временно свободные финансовые ресурсы предприятий (организаций, учреждений) и сбережения населения.

     Главным источником формирования государственных  доходов является национальный доход. Но иногда, особенно в периоды наступления чрезвычайных обстоятельств (войн, крупных стихийных бедствий и т.п.) в качестве источника государственных доходов может выступать ранее накопленное национальное богатство. Аккумуляция государственных доходов в этом случае осуществляется через использование переходящих остатков бюджетных средств, направляемых на покрытие расходов, продажу золотого запаса, платную приватизацию государственного имущества и т.п.

     Все источники государственных доходов  можно разделить на две группы: внутренние и внешние.

     К внутренним - относятся национальный доход и национальное богатство, создаваемые внутри страны и используемые государством для выполнения присущих ему функций. К внешним - относится национальный доход, а в исключительных случаях и национальное богатство другой страны, если они заимствуются в форме государственных займов или поступают в виде репационных платежей.

     В условиях рыночной экономики основными  методами мобилизации государственных  доходов являются налоги (в разных их формах), займы и эмиссии. Соотношение  между этими методами неодинаково  в разные исторические периоды и  определяется множеством факторов: содержанием  финансовой политики, хозяйственной  конъюнктурой, конкретной экономической  и социальной ситуацией, степенью остроты  возникающих социальных противоречий и т.д.

     Совокупность  всех видов государственных доходов, формируемых разными методами, образует систему государственных доходов. Система государственных доходов  призвана решать не только фискальные, но и экономические задачи - стимулировать  рост производства и повышение его  эффективности, влиять на размещение производительных сил по территории страны, содействовать  ускорению научно-технического прогресса. Выполняя фискальную функцию, система  государственных доходов не должна подрывать финансовую устойчивость основного звена хозяйствования - предприятий (объединений, организаций).

     Налоги  имеют фискальное, экономическое  и социальное значение. Обеспечивая  органы государственной власти необходимыми источниками денежных средств, налоги выполняют свою фискальную роль. Вместе с тем механизм исчисления налогов, применяемые налоговые льготы могут  положительно влиять на развитие общественного  производства, совершенствование его  отраслевой и территориальной структуры, создание нужных инфраструктурных объектов и т.д. И, наконец, с помощью налогов  решаются важные социальные задачи: регулируются доходы разных социальных групп населения, освобождаются от налогообложения  лица, находящиеся за чертой бедности, устанавливаются налоговые льготы исходя из требований демографической  политики и т.п.

     Вторым  по фискальному значению доходом  являются государственные займы. Они  используются не только для покрытия бюджетного дефицита, но и для обеспечения  различных капитальных затрат, особенно в части инвестирования средств в государственный сектор экономики. Существенно возрастает значение займов в периоды кризисного состояния экономики. Рост займов в период экономического кризиса может даже опережать увеличение налогов, поскольку последние в силу недостаточной эластичности не способны быстро мобилизовать крупные финансовые ресурсы.

     Займы находят применение в разных звеньях  государственных финансов: федеральном, республиканском и местном бюджете; при формировании внебюджетных фондов; в составе привлеченных средств  государственных предприятий. Они  широко применяются для покрытия бюджетного дефицита, причем не только на федеральном и республиканском  уровне, но и на местном, а функционирование финансового рынка позволяет  использовать их для покрытия расходов государственных предприятий.

     Третьим методом мобилизации государственных  доходов является эмиссия (лат. emissio — выпуск) - выпуск в обращение денег и ценных бумаг, причем не только бумажно-денежная, но и кредитная. К эмиссии государство прибегает лишь в том случае, если налоговые и займовые поступления не обеспечивают покрытия растущих государственных расходов, а на финансовом рынке складывается ситуация, неблагоприятная для выпуска новых займов. Бумажно-денежная и кредитная эмиссии, если они не связаны с потребностями хозяйственного оборота, а обусловлены необходимостью покрытия бюджетного дефицита, ведут к усилению инфляционных процессов в экономике. Поэтому страны с развитым рыночным хозяйством обычно стремятся не прибегать к кредитной эмиссии, заменяя ее выпуском займов. Однако и займы могут ускорять течение инфляционных процессов. Ведь владельцы государственных облигаций, реализуя их на финансовом рынке, могут провоцировать инфляционный процесс, хотя последний протекает не в таких масштабах и не такими темпами, как это происходит при эмиссии.

1.4 Понятие и принципы бюджетного финансирования

   Государственные средства в Российской Федерации направляются на различные цели и в разном порядке. Но основная сумма денежных средств распределяется и расходуется путем финансирования. 
Финансирование — безвозвратное использование государственных денежных средств, которые предоставляются в распоряжение предприятий, организаций и учреждений для осуществления их уставной текущей деятельности. 
Финансирование распространяется в основном на государственные объекты и осуществляется за счет разных источников: из средств бюджета, средств внебюджетных фондов и собственных средств хозяйственных объединений и предприятий. 
Финансирование из бюджета, или бюджетное финансирование, — это часть общего расходования государственных средств и выделяется в особую группу в силу важности и неповторимости источника финансирования. Бюджетное финансирование, как и финансирование в целом, осуществляется на основе следующих единых принципов:

Информация о работе Государственный бюджет РФ