Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 20:45, курсовая работа
Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
Введение………………………………………………………………… ….3
Понятие бюджетной системы. Принципы бюджетной системы …....4
Доходы государственного бюджета……………………………….….5
Расходы государственного бюджета ………………………………....7
Методы мобилизации бюджетных доходов……………………….....13
Принципы бюджетной системы……………………………………....17
Формы предоставления бюджетных средств………………………...19
Роль бюджета в социально - экономическом развитии общества…..27
Цели бюджетной политики в 2010 – 2012г ……………………..……30
Заключение…………………………………………………………………..35
Список литературы…………………………………………………......…...36
………
Целенаправленность выражается в том,
что расходы имеют предметно-целевое назначение:
заработная плата, командировка, стипендии,
текущие расходы и т.д.
Финансирование по мере выполнения работ
и услуг предусматривает, что средства
выделяются не автоматически в пределах
годовых работ и услуг, а в соответствии
с фактическим их выполнением, количественными
и качественными-показателями.
Бюджетное финансирование в Российской
Федерации выступает в двух формах: финансирование
государственных объединений и организаций,
имеющих экономическую и финансовую самостоятельность;
финансирование государственных бюджетных
учреждений. Каждая из этих форм имеет
свои особенности, как с экономической,
так и с правовой точек зрения.
Хозяйственные организации в системе
бюджетного финансирования занимают особое
место. Это определяется тем, что свои
основные производственные и социальные
расходы они обеспечивают за счет собственных
средств и по мере необходимости привлекают
на данные цели кредиты коммерческих банков.
Финансирование же из бюджета используется
ими только в определенных случаях, конкретно
установленных законодательством. Так,
в федеральном бюджете на 1994 г. бюджетные
средства были выделены в виде государственной
поддержки отраслей народного хозяйства
на базовые отрасли промышленности (угольная
отрасль), конверсию оборонной промышленности,
другие отрасли промышленности, сельское
хозяйство, некоторые отрасли продовольствия
и т.д.
Государственные бюджетные организации,
так называемая бюджетная сфера, имеют
свои особенности. Они относятся к непроизводственной
сфере, в создании материальных ценностей
непосредственно не участвуют и, следовательно,
национального дохода не создают. Основное
назначение бюджетных организаций состоит
в удовлетворении общественно-социальных
потребностей членов общества. К ним относятся
социально-культурные учреждения, органы
государственного управления и обороны
страны.
В условиях рыночных отношений всем бюджетным
организациям разрешена предпринимательская
деятельность, предусмотренная их уставами.
Эта деятельность приносит им собственные
доходы, которые выступают как их внебюджетные
средства. Расходуются они внутри данных
бюджетных организаций, являясь для них
дополнительным источником финансирования.
2.0 Формы предоставления бюджетных средств
Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:
1) ассигнований
на содержание бюджетных
2) средств
на оплату товаров, работ и
услуг, выполняемых
3) трансфертов населению;
4) бюджетных кредитов юридическим лицам;
5) субвенций
и субсидий физическим и
6) инвестиций
в уставные капиталы
7) бюджетных
ссуд, дотаций, субсидий, субвенций
бюджетам других уровней
8) кредитов иностранным государствам;
9) средств
на обслуживание и погашение
долговых обязательств, в том
числе государственных или
Ассигнования на содержание бюджетных учреждений предоставляются исключительно на:
- оплату
труда в соответствии с
- перечисление
страховых взносов в
- трансферты
населению, выплачиваемые в
- командировочные
и иные компенсационные
- оплату
товаров, работ и услуг по
заключенным государственным
- оплату
товаров, работ и услуг в
соответствии с утвержденными
сметами без заключения
Средства на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых юридическими и физическими лицами по государственным или муниципальным контрактам, выделяются в качестве самостоятельной формы предоставления бюджетных средств, поскольку предполагают особый порядок выделения бюджетных средств. Этот особый порядок возникает в том случае, когда закупки товаров, работ и услуг осуществляются на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда. В этом случае все закупки могут осуществляться только на основе государственных или муниципальных контрактов. Государственный или муниципальный контракт - это договор, заключенный органом государственной власти или органом местного самоуправления, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, предусмотренных в расходах соответствующего бюджета. Государственный и муниципальный контракты размещаются на конкурсной основе и включают обязательное условие о выплате неустойки при нарушении условий контракта.
Наличие государственного контракта:
- позволяет облегчить контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств;
- стимулирует
органы управления и бюджетных
организаций рационально
- повышает
ответственность организаций,
Совокупность заключенных государственных и муниципальных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств соответствующего бюджета составляют государственный или муниципальный заказ.
Трансферты населению - это бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления. Трансферты также включают:
- ассигнования
на реализацию органами
- ассигнования
на осуществление отдельных
- ассигнования
на компенсацию дополнительных
расходов, возникающих в результате
решений, принятых органами
Бюджетный кредит юридическим лицам - это форма финансирования бюджетных расходов, предусматривающая предоставление средств на возвратной и возмездной основах. Бюджетный кредит может предоставляться как государственным и муниципальным унитарным предприятиям, так и юридическим лицам, которые не являются государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями. Если бюджетные кредиты предоставляются государственным и муниципальным унитарным предприятиям, то их получатели обязаны вернуть его в установленный срок и уплатить проценты за пользование кредитом. Они обязаны также предоставить информацию и отчет об использовании бюджетного кредита в органы, исполняющие бюджет, и контрольные органы. Бюджетные кредиты для государственных и муниципальных унитарных предприятий могут быть как процентными, так и беспроцентными. Они предоставляются на условиях и в пределах лимитов, предусмотренных соответствующими бюджетами. Бюджетный кредит может быть предоставлен юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным унитарным предприятием или бюджетным учреждением, но на более жестких условиях. К числу таких условий относятся следующие:
1) бюджетный кредит предоставляется только на условиях возмездности;
2) бюджетный
кредит может быть
3) способами
исполнения обязательств по
4) обязательным
условием предоставления
5) бюджетный
кредит может быть
Необходимо иметь в виду, что налоговые кредиты могут предоставляться юридическим лицам только в форме бюджетных кредитов. При этом Законом о бюджете на очередной финансовый год устанавливается лимит предоставления налоговых кредитов, рассрочек и отсрочек. Например, в 2007 г. такой лимит по уплате федеральных налогов был установлен в размере 2,0 млрд руб. За нецелевое использование бюджетных кредитов устанавливаются обычно более жесткие меры взыскания, чем по другим формам предоставления бюджетных средств. Так, Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2007 год» предусмотрено, что использование не по целевому назначению бюджетных кредитов, выданных российским юридическим лицам, влечет наложение штрафа в размере двойной ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка РФ, действующей на период использования указанных средств не по целевому назначению. При этом периодом нецелевого использования средств бюджетного кредита признается срок с даты отвлечения средств на цели, не предусмотренные по условиям предоставления бюджетного кредита, до момента их возврата в федеральный бюджет или направления использования по целевому назначению.
Субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам являются также одной их форм предоставления бюджетных средств, которая предусматривает в том числе возможность предоставления субсидий и субвенций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями, а также гражданам-предпринимателям. Такие субсидии и субвенции могут быть предоставлены из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, из местных бюджетов в случаях, предусмотренных федеральными и региональными целевыми программами, решениями соответствующих органов власти. При выявлении фактов нецелевого использования субсидий и субвенций, а также в случаях их неиспользования в установленные сроки, они подлежат возврату в бюджет. Инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц могут осуществляться как в отношении государственных предприятий, так и в отношении юридических лиц, не являющихся государственными или муниципальными унитарными предприятиями. Когда речь идет о государственных предприятиях, то расходы на финансирование бюджетных инвестиций могут быть осуществлены, если они включены в федеральную или региональную целевую программу либо в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления. При этом федеральные инвестиционные объекты, предусматривающие расходы в сумме более 200 000 минимальных размеров оплаты труда, подлежат рассмотрению в порядке, утвержденном для финансирования федеральных целевых программ. Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, может быть осуществлено только при условии возникновения права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных капиталов и имущества. Созданные с привлечением бюджетных средств объекты производственного и непроизводственного назначения в эквивалентной части уставных (складочных) капиталов и имущества передаются в управление соответствующим органам управления государственным или муниципальным имуществом.
Такие инвестиции включаются в проект бюджета только при наличии технико-экономического обоснования инвестиционного проекта, проектно-сметной документации, плана передачи земли и сооружений, а также при наличии проекта договора между Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления и указанным юридическим лицом. Бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней, государственным внебюджетным фондом используются для выравнивания уровней бюджетной обеспеченности и широко используются в системе межбюджетных отношений (см. гл. III). Кредиты иностранным государствам - это денежные средства, которые предоставляются Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям в виде займов, по которым у иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций возникают долговые обязательства перед Российской Федерацией как кредитором. Государственные кредиты формируют государственные внешние активы РФ.
Средства на обслуживание и погашение
долговых обязательств - могут быть представлены
как в виде денежных средств, так и в виде
государственных ценных бумаг, выпускаемых
от имени Российской Федерации.
3.0 Роль бюджета в социально - экономическом развитии общества
Мощным
инструментом в руках государства
является бюджет, который может и должен
стать более действенным стимуломэкономического
роста в России.
Каково сегодня влияние бюджета и бюджетной
политики на экономический рост? Этот
вопрос волнует многих теоретиков и практиков
в экономической и финансовой сферах деятельности
государства.
В системе финансового
механизма государства
бюджет играет ведущую роль в распределении
и перераспределении национальног