Государственный бюджет РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 20:45, курсовая работа

Краткое описание

Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Содержание

Введение………………………………………………………………… ….3
Понятие бюджетной системы. Принципы бюджетной системы …....4
Доходы государственного бюджета……………………………….….5
Расходы государственного бюджета ………………………………....7
Методы мобилизации бюджетных доходов……………………….....13
Принципы бюджетной системы……………………………………....17
Формы предоставления бюджетных средств………………………...19
Роль бюджета в социально - экономическом развитии общества…..27
Цели бюджетной политики в 2010 – 2012г ……………………..……30
Заключение…………………………………………………………………..35
Список литературы…………………………………………………......…...36
………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик по эконом теории.docx

— 238.53 Кб (Скачать файл)

     Роль  государственного бюджета в общественном воспроизводстве определяется  в первую очередь тем, что с помощью государственною бюджета (расходной  части) распределяется и перераспределяется около 30% национального дохода,  20%  - валового внутреннего продукта, 10% -  валового общественного  продукта.  

     Перераспределение национального дохода между отраслями, объединениями,фирмами   через   государственный   бюджет  обусловлено   главным   образом необходимостью передачи части чистого дохода из одной  отрасли  в  другую.  

     Планы  экономического  и  социального  развития  страны,  программы  радикальных   экономических   преобразований  общества,   для осуществления перестройки структуры общественного производства и т.д.

     Влияние бюджета на развитие общественного  производства проявляются по двум направлениям: первое – формирование егодоходной базы и второе – использование средств бюджета. Следует указать и на то, что государственный бюджет выступает необходимым экономическим инструментом и источником финансового обеспечения ускоренного развития приоритетных отраслей народного хозяйства и отраслей промышленности.

     Теоретическим мерилом использования стимулирующей  роли государственных расходов, применение бюджетных рычагов, иных подходов в  усилении императивных начал государства  сформированы Дж. М. Кейнсом. Именно эти рычаги позволили США выйти из “Великой депрессии”.

     Есть  основания говорить, что отдача от государственных денежных средств, распределяемых и перераспределяемых государством, определяет скорость и  качество экономического роста. Именно более эффективное перераспределение прежде всего бюджетных средств через соответствующую систему говорит об эффективности управленческой деятельности государства, свидетельствует о степени эффективности использования государственной собственности.

     Большое влияние на экономику страны способен оказывать бюджет благодаря тому, что он может использоваться в  интересах ускорения научно - технического прогресса. Создание принципиально нового механизма бюджетного финансирования науки, совершенствование государственной системы подготовки и переподготовки кадров, использование льготного налогового режима в части обложения прибыли от реализации новых видов продукции и тому подобные бюджетные меры призваны стимулировать научные открытия и новые технические достижения, сокращать сроки их внедрения в производство, а в итоге - служить катализатором ускорения научно-технического прогресса 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.0 Цели бюджетной политики в 2010-2012 годах

     Бюджетная политика на 2010-2012 годы направлена, с одной стороны, на выход экономики из кризиса и решение важнейших социальных задач, а с другой - на восстановление макроэкономической и бюджетной стабильности.

Основными целями бюджетной политики в 2010-2012 годах  являются:

     1) Использование бюджета в качестве  одного из важнейших инструментов                     стимулирования экономики в период выхода из кризиса.

    Россию кризис коснулся сразу по нескольким направлениям. Осенью прошлого года произошло резкое падение внешнего спроса на основные экспортируемые товары, что привело к падению цен на экспорт. Быстрое снижение экспортных доходов сократило внутренний спрос. Одновременно Россия наряду с другими странами почувствовала резкое сжатие внешнего финансирования. Прекращение притока дешевых иностранных займов и возросшая неопределенность существенно снизили объемы кредитования российской экономики.

В период 2010-2012 годов в рамках достижения этой цели необходимо решение следующих  задач:

     а) Использование мер фискальной политики для стимулирования внутреннего  спроса и решения острых социальных проблем.

     б) Поддержка реального сектора  экономики в условиях рецессии и  после кризисного периода.

     2) Обеспечение среднесрочной и  долгосрочной макроэкономической  и бюджетной устойчивости.

     В ближайшие три года российская экономика столкнется с резким сокращением ресурсов - это касается текущих доходов и накопленных ранее резервов. В этой связи придется проводить такую политику в области расходов, которая бы, с одной стороны, стимулировала рост внутреннего спроса и производства, а с другой стороны - не допускала обострения социальных проблем и при этом не вела бы к чрезмерному росту бюджетного дефицита и необходимости стремительно наращивать государственный долг.

3) Повышение  эффективности расходов бюджета

  Уровень эффективности многих государственных расходов в нашей стране остается низким. Необходимо принять целенаправленные меры по повышению эффективности государственных расходов, чтобы сокращение расходов не затормозило развитие экономики и не отразилось на объеме и качестве получаемых гражданами бюджетных услуг, по следующим направлениям:

     а) Комплексная инвентаризация бюджетных  обязательств, особенно в социальной сфере. Итогом такой инвентаризации должна стать выработка предложений  по отмене тех нормативных актов, финансирование которых не способствует устойчивому экономическому росту  и развитию социальной сферы, но ложится "тяжёлым грузом" на бюджетную  систему.

     б) Совершенствование программно-целевого принципа в бюджетном процессе. В  рамках этого направления необходимо разработать и внедрить эффективную  систему распределения бюджетных  средств по ведомственным программам, которые нацелены на решение острых социальных и экономических проблем.

     в) Сокращение государственного сектора  и одновременное повышение его  эффективности. Это, прежде всего, касается отраслей социальной сферы, особенно образования  и здравоохранения.

     г) Развитие государственно-частного партнерства  в рамках целевых программ и отдельных  проектов. Без такого сотрудничества, особенно в текущих условиях, многие важные программы не могут быть реализованы.

     4) Повышение эффективности налоговой  системы

  В период экономического кризиса соблюдение баланса между интересами государства и предпринимателей и выбор оптимальной политики налоговых ставок становится для правительства первоочередной задачей. На сегодняшний день государственная политика в области расходов привела к ситуации, когда в условиях кризиса среднесрочные задачи налоговой политики в определенном смысле идут вразрез с долгосрочными задачами. Целями налоговой политики в долгосрочном периоде в России последние годы было прямое или косвенное снижение налоговой нагрузки. Требования о снижении налоговой нагрузки на бизнес постоянно высказываются представителями предпринимательского сообщества. Однако в кризис правительство столкнулось с острой проблемой бюджетного дефицита и вынуждено искать источники его финансирования, в том числе рассматривая варианты повышения налогов.

     5) Создание пенсионной системы,  обеспечивающей достойный уровень  жизни пенсионерам

  Одним из источников дополнительного финансирования пенсий станет повышение страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, ставка которых будет с 2011 года повышена до 26%. Важной мерой станет введение механизма валоризации - переоценки денежной стоимости пенсионных прав, которые были приобретены гражданами до начала пенсионной реформы в 2002 году. С 1 января 2010 года их расчетный пенсионный капитал будет проиндексирован на 10% плюс по 1% за каждый год "советского" трудового стажа до 1991 года.

     6) Разработка и реализация совместно  с Банком России мер по поддержанию  стабильности банковской системы

     В ближайшее время функционирование банковского сектора будет определяться динамикой объема просроченной задолженности  в портфелях банков, а также  существенным ограничением доступа  к ресурсам с международных рынков капитала. В 2010-2012 годах одним из направлений деятельности Правительства Российской Федерации совместно с Банком России по-прежнему останется поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Одновременно Банк России будет уделять повышенное внимание вопросам развития банковского сектора. Основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов. Основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 год сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010-2012 годы и реализуют основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 годах (таблица 1).

В 2010-2012 годах сохраняется тенденция  превышения расходов федерального бюджета  над доходами, т.е. планируется дефицит  федерального бюджета с последовательным его снижением с 8,9 % к ВВП в 2009 году до 3,0% к ВВП в 2012 году.

Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2010 году являются средств Резервного фонда и Фонда  национального благосостояния, в 2011-2012 годах - иные источники финансирования дефицита федерального бюджета (таблица 2).

В связи  с использованием большей части  накопленных в Резервном фонде  ресурсов на обеспечение сбалансированности федерального бюджета в 2009 году (более 80%) и нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2010-2012 годах в полном объеме на покрытие расходов, поступления средств в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния не планируются, в связи с чем средства Резервного фонда будут практически исчерпаны в 2010 году, а объем средств Фонда национального благосостояния снизится с 2,6 трлн. рублей на начало 2009 года до 0,9 трлн. рублей на конец 2012 года (таблица 3)

Для сохранения бюджетных резервов в форме средств  Фонда национального благосостояния в 2010-2012 годах повышается доля государственных  заимствований в финансировании дефицита федерального бюджета. В 2009 году на срок до 1 января 2013 года приостановлена норма Бюджетного кодекса Российской Федерации, ограничивающая общий объем  иных источников финансирования дефицита федерального бюджета одним процентом  прогнозируемого ВВП. В целях  обеспечения сбалансированности федерального бюджета общий объем иных источников финансирования дефицита федерального бюджета составить в 2010 году 2,0 % к  ВВП, в 2011 году - 2,7% к ВВП, в 2012 году - 1,6 % к ВВП. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

   Бюджет Российской Федерации является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства. Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством. Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его экономической политикой. Процесс преобразования бюджетной системы - сложный, длительный, порой весьма болезненный. Тем не менее начало ему уже положено. И от успешного его завершения зависит будущее всей российской экономики. 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. . Федеральный закон от 24 12 2002 г. 176-ФЗ О федеральном бюджете на 2003 год. // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002
  2. Приказ министерства финансов РФ от 22.04 2003 г. 37н О внесении    изменений и дополнений в приказ Министерства финансов РФ от 30    декабря 2002 139н Об утверждении Порядка исполнения сводной бюджетной росписи федерального бюджета на 2003 год. Российская   газета от 17 мая 2003
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. - 2-е изд., доп. - М.: Издательство НОРМА, 2008.
  4. Ефимова, Е.Г. Экономика для юристов: Учебник. - М.: Флинта, 2009.
  5. ФЗ № 186-ФЗ от 23 декабря 2003 года "О Федеральном Бюджете на 2004 год".
  6. Романовского, М.В.  О.В. Врублевской. - М.: Юрайт, 2009.
  7. Учебник для вузов / Под ред. проф.Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.Бюджетная система России: Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. Дробозиной, Л.А. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2009.
  8. Булатова, А.С., - М.: Юристъ, 2009.Экономика.
  9. Бюджетный процесс в Российской Федерации: Учебное пособие / Л.Г. Баранова, О.В. Врублевская и др. - М.: "Перспектива": ИНФРА-М, 2008.
  10. Финансы, денежное обращение и кредит. А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. - М.: ЮНИТИ, 2008.
  11. Финансы. Учебник/ Под ред. Проф. В.М. Радионовой. - М.: Финансы и статистика, 2008.

12. Яндиев, М.И. Финансы регионов.- М.: Финансы и статистика.- 2002

Информация о работе Государственный бюджет РФ