Государственный бюджет и фискальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 12:40, реферат

Краткое описание

Государство способно использовать такие рычаги экономической политики, как установление предельных (максимальных, минимальных) уровней цен на определенные виды товаров, величин объемов производства и получаемых предпринимательских доходов, а также доходов разных социальных групп, введение запретов и ограничений на отдельные виды экономической деятельности.

Содержание

Введение;
Государственный бюджет;
Функции государственного бюджета:
Доходы.
Расходы.
Бюджетный дефицит
Государственный долг
Бюджетная система
Внебюджетные фонды
Стабилизационный фонд
Российский бюджет.
Понятие фискальной политики, её виды и значение;
Заключение;
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 46.20 Кб (Скачать файл)

Содержание:

    1. Введение;
    2. Государственный бюджет;
    3. Функции государственного бюджета:
    • Доходы.
    • Расходы.
    • Бюджетный дефицит
    • Государственный долг
    • Бюджетная система
    • Внебюджетные фонды
    • Стабилизационный фонд
    • Российский бюджет.
    1. Понятие фискальной политики, её виды и значение;

    1. Заключение;

    1. Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и  расходов государства, оказывающей  влияние на благосостояние каждого.

Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики посредством  инвестирования, дотаций и т.д.).

Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный  дефицит, государственный долг побуждает  государство усилить налоговое  бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода  на медицину, образование и т.д. С  другой стороны достаток бюджетных  средств (бюджетный профицит) позволяет  увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды.

Так же достаток бюджетных  средств позволяет государству  принимать активное участие в  жизни страны. Наличие бюджетных  средств позволяет государству  осуществлять государственное регулирование  экономики не только в приказной  форме. Достаточное количество бюджетных  средств позволяет государству  задействовать непосредственно  экономические рычаги государственного регулирования.

Таким образом, бюджет, его  формирование и статьи расходов является важным разделом в экономической  науки, требующим большого внимания со стороны не только занимающих высокие  посты экономистов и политиков, но и рядовых граждан.

Траектория движения экономики  зависит от устремлений и воли своих главных действующих субъектов: государства, предприятий, граждан. Каждый из этих субъектов способен влиять на экономическую судьбу, хотя и  в разной степени, в различных  масштабах.

Самыми обширными возможностями  обладает в этом смысле государство  в лице правительства в: широком  смысле этого слова, то есть всех ветвей государственной власти.

Правительство проводит определенную линию действий для реализации избранной  социально-экономической стратегии, исходящей из целевых установок  и учитывающей сложившуюся ситуацию и намечающиеся тенденции. В этом смысле и принято говорить, что  государство осуществляет, проводит выработанную им экономическую политику.

Во многом экономическая  политика государства ситуационно  обусловлена в том смысле, что  она непосредственным образом диктуется  унаследованным прошлым, сложившейся  в стране экономической обстановкой, ранее принятыми решениями и  обязательствами. В значительной степени  политика предопределена внутристрановой  и мировой конъюнктурой - состоянием хозяйства и рынка, уровнем экономической  активности, тенденциями роста и  спада, спросом и предложением на товары и услуги.

Экономическая политика проводится государством посредством использования  находящегося в его распоряжении инструментария, совокупности рычагов  воздействия на экономические процессы и агентов хозяйственной деятельности. Она реализуется через законы, президентские указы, правительственные  постановления и другие нормативные  акты, государственные программы, текущие  оперативные постановления и  решения государственных органов.

Конкретными инструментами  проведения государственной экономической  политики выступают прежде всего  такие фискальные рычаги воздействия, инструменты фискальной политики, как налоги, государственные расходы, трансферты. С помощью фискальных инструментов государство способно изменять величину и направленность денежных потоков в соответствии с преследуемыми целями и намечаемыми для их осуществления мерами.

Наряду с фискальными  значительную роль играют кредитно-денежные инструменты экономической политики, такие, как общая масса и доступность  денег, кредита, ставки ссудного процента (учетная ставка центрального банка, норма резервирования, другие централизованно  устанавливаемые нормативы).

Государство способно использовать такие рычаги экономической политики, как установление предельных (максимальных, минимальных) уровней цен на определенные виды товаров, величин объемов производства и получаемых предпринимательских  доходов, а также доходов разных социальных групп, введение запретов и  ограничений на отдельные виды экономической  деятельности.

Широко используемым инструментом государственной экономической  политики в области внешней торговли и внешнеэкономических связей являются экспортно-импортные тарифы, таможенные пошлины, квоты на ввоз и вывоз  товаров, капитала.

В зависимости от области  государственного воздействия на экономические  процессы и способов, инструментов осуществления государственной  экономической политики различают  разные ее виды.

Единой, общепринятой классификации  видов экономической политики не существует, разные авторы по-разному  называют отдельные ее виды и по-разному  формируют общий перечень составных  частей экономической политики государства.

В укрупненном плане принято  выделять фискальную (финансово-бюджетную  политику), монетарную (кредитно-денежную), внешнеэкономическую политику.

В более широком плане  в государственную экономическую  политику включают такие ее части, как  социальная, структурная, инвестиционная, приватизационная, региональная, аграрная, научно-техническая, налоговая, банковская, ценовая, антимонопольная, природоохранная (экологическая), внешнеэкономическая  политика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственный бюджет — это роспись (смета, баланс) Денежных доходов и расходов государства.

Совокупность бюджетных  отношений по формированию и  
использованию бюджетного фонда страны составляет понятие  
государственного бюджета. По экономической сущности государственный  
бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с  
юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения  
национального дохода (частично - и национального богатства) в связи с  
образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на  
финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий,  
нужд обороны и государственного управления.

К числу основных особенностей относятся следующие:

  1. Государственный бюджет является особой экономической формой 
    перераспределительных отношений, связанной с обособлением части  
    национального дохода в руках государства и ее использованием с целью  
    удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его  
    государственно-территориальных формирований:
  2. С помощью бюджета происходит перераспределение национального 
    дохода, реже - национального богатства между отраслями народного  
    хозяйства, территориями страны, сферами общественной деятельности;
  3. Пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере,  
    чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом  историческом этапе его развития;
  4. Область бюджетного распределения занимает центральное место в составе  государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями.

 

Функции государственного бюджета

Сущность государственного бюджета как экономической категории  реализуется через распределительную (перераспределительную) и контрольную функции. Благодаря первой происходит концентрация денежных  средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения  общегосударственных потребностей; вторая позволяет узнать, насколько  своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение  государства, как фактически складываются пропорции в распределении  бюджетных средств, эффективно ли они используются.

Особенности государственного бюджета как экономической категории накладывают отпечаток и на выполняемые им функции. Содержание функций, сфера и объект их действия характеризуются определительной спецификой. Так, содержание распределительной функции бюджета определяется  процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными  подразделениями общественного производства. Ни одно из других звеньев  финансов не осуществляет такого многовидового (межотраслевое,  межтерриториальное и т.д.) и многоуровневого (федеральный, республиканский, краевой, городской и т.д.) перераспределения средств, как бюджет. Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в  отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного  производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является  чистый доход; однако это не исключает возможности перераспределения  через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и  национального богатства. Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно - через формирование и использование фонда денежных средств государства -  отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях  экономики. Благодаря этому свойству бюджет может "сигнализировать" о том,  как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных  субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов  государства объему его потребностей и т.д. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.

Важнейшая функция бюджета — увеличение объема совокупного спроса посредством государственных закупок товаров и услуг, в том числе и на военные цели. 
Основные показатели государственного бюджета

К основным показателям государственного бюджета относятся:

  1. Доходы;
  2. Официальные трансферты;
  3. Расходы;
  4. Кредитование минус погашение (чистое кредитование);
  5. Превышение доходов над расходами (профицит) или превышение расходов над доходами (дефицит).

Доходы.

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие  у  
государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе  
формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих  
экономических отношений служат различные виды платежей предприятий,  
организаций и населения в государственный бюджет, а их материально- 
вещественным воплощением - денежный средства, мобилизуемые в  
бюджетный фонд. Бюджетные доходы являются, с одной стороны, результатом  
распределения стоимости общественного продукта между различными  
участниками воспроизводственного процесса, а с другой - выступают объектом  
дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государства  
стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов  
территориального, отраслевого и целевого назначения. Доходы (как поступления в бюджет) — это обязательные безвозвратные  
платежи, поступающие в бюджет. Доходы подразделяются на текущие и  
капитальные. К текущим доходам относятся налоговые и неналоговые  
поступления.

Расходы.

Расходы — это все невозвратные платежи независимо оттого, являются ли  
они возмездными или безвозмездными и для каких целей осуществляются  
(текущие или капитальные). Трансфертные платежи другим учреждениям  
государственного управления включаются в расходы и не выделяются в  
самостоятельную категорию. Расходы государственного бюджета - это экономические отношения,  возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и  его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды  расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и  количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить  экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных  расходов, количественная - их величину.

Бюджетный дефицит

Бюджетный дефицит - это финансовое явление, не обязательно  
относящееся к разряду чрезвычайных, исключительных событий. В  
современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей  
истории не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом.

Отсюда видно, что  если бюджет будет ежегодно строго сбалансирован, то государство не сможет проводить стабилизирующую политику, которая призвана «гасить» экономические  колебания. Более того, ежегодно уравновешенное соотношение доходов и расходов может усилить циклические колебания экономики. Так, во время кризиса совокупный спрос будет меньше требуемого. В период спекулятивного бума инфляция усилится. 

Информация о работе Государственный бюджет и фискальная политика государства