Государственный бюджет и фискальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 12:40, реферат

Краткое описание

Государство способно использовать такие рычаги экономической политики, как установление предельных (максимальных, минимальных) уровней цен на определенные виды товаров, величин объемов производства и получаемых предпринимательских доходов, а также доходов разных социальных групп, введение запретов и ограничений на отдельные виды экономической деятельности.

Содержание

Введение;
Государственный бюджет;
Функции государственного бюджета:
Доходы.
Расходы.
Бюджетный дефицит
Государственный долг
Бюджетная система
Внебюджетные фонды
Стабилизационный фонд
Российский бюджет.
Понятие фискальной политики, её виды и значение;
Заключение;
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 46.20 Кб (Скачать файл)

Значит, очевидно:

  1. ежегодно сбалансированный бюджет не является «нейтральным» по отношению к циклическим колебаниям;
  2. государственный бюджет целесообразно балансировать с положительным сальдо при буме и отрицательным — при спаде производства.

Между тем типичен  бюджет с отрицательным сальдо. Объясняется это прежде всего возрастанием роли государства в разных сферах жизни общества, увеличением численности государственных служащих, умножением расходов на военно-промышленный комплекс и др. В результате темпы затрат государства зачастую значительно превышают скорость увеличения ВНП.

Государственный долг

В результате накопления бюджетного дефицита образуется государственный  долг. Государственный долг — неоплаченная сумма официально признанных прямых обязательств учреждений государственного управления перед другими секторами экономики и остальным миром, которая образовалась в результате их операций в прошлом и должна быть погашена посредством операции этих учреждений в будущем или переоформлена в бессрочный долг. В государственный долг не включаются внутри- и межструктурные долги  различных подсекторов государственного управления, для которых составляется статистика, обязательства органов денежно-кредитного регулирования, связанные с эмиссией наличных денежных средств, и прочие обязательства этих органов, а также необслуживаемые долги, выплата процентов по которым прекращена на неопределенный срок по договоренности между кредитором и должником или в одностороннем порядке, и любая текущая задолженность по неоплаченным обязательствам.

Итог финансовой деятельности государства выражается, как указывалось  
выше, в превышении доходов над расходами (дефиците). Принято считать  
финансовое положение страны нормальным, если отношение величины  
бюджетного дефицита к ВВП не превышает 3%. Важно и то, каким образом  
покрывается дефицит государственного бюджета— инфляционным или не  
инфляционным, каково соотношение между внутренними и внешними источниками финансирования бюджетного дефицита. В Российской Федерации с 1995 г. внутреннее финансирование дефицита федерального бюджета стало  
обеспечиваться не инфляционными способами, т. е. за счет операций с  
ценными бумагами, а также кредитов Центробанка. Во второй половине 90-х  
гг. финансирование бюджетного дефицита за счет внутренних и внешних  
источников осуществлялось примерно равными долями.

Мировая практика знает четыре основных способа решения проблемы  
бюджетного дефицита:

  1. Сокращение бюджетных расходов. Этот путь преодоления  
    бюджетного дефицита самый простой и самый болезненный, т.к. государство  
    обычно финансирует те нужды общества, которые не могут быть охвачены  
    рынком в силу их неприбыльности. Поэтому сокращение бюджетных расходов  
    неизбежно резко ударяет по самым незащищенным слоям общества.
  2. Изыскание источников дополнительных доходов. С ростом инфляции  
    быстро растут абсолютные суммы доходов фирм и граждан, а значит и налоги с этих доходов. Но вследствие инфляции растут и расходы бюджета. Как показывает мировой опыт, расходы бюджета возрастают быстрее, чем суммы налоговых поступлений, и дефицит не сокращается, а даже возрастает. Причина простая: расходы надо осуществлять сегодня и по нынешним ценам, а налоги всегда берутся с доходов вчерашних, сложившихся при старом уровне цен.
  3. Выпуск (эмиссия) необеспеченных денег, используемых для финансирования государственных расходов. Самый легкий и самый опасный способ затыкания дыр в бюджете - эмиссия наличных и безналичных денег сверх реальных потребностей экономики. Такая эмиссия подобна финансовому наркотику - она на время снимает боль и тревогу, но затем порождает еще худшую экономическую ситуацию. Конечно, государству напечатать дополнительные деньги нетрудно и выплатить ими повышенную зарплату. Но общенациональный рынок сразу определит истинную цену этим деньгам, отреагировав на их появление скачком цен или исчезновением товаров с прилавков. Поэтому избыточная эмиссия денег - мотор инфляции, а бюджет всегда проигрывает "гонку" с инфляцией.
  4. Одалживание денег у граждан, банков, хозяйственных организаций,  
    других государств и иностранных финансовых организаций. Подобно  
    гражданину или хозяйственной организации государство при нехватке денег может их одолжить, прежде всего, у собственного государственного банка (этот путь сегодня и использует Россия), но возможности кредитования государства национальным банком обычно довольно ограничены. Кроме того, изымая деньги из Центрального Банка, государство теряет те доходы, которые оно как владелец этого банка могло бы получить от кредитования частных фирм и банков. Поэтому оказывается выгоднее одолжить деньги у граждан и хозяйственных организаций страны.

Бюджетная система

Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством.

Федеральные, региональные и местные  органы государственной власти и  управления посредством бюджетных  отношений получают в свое распоряжение определенную часть перераспределяемого  национального дохода, которая направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения функций между уровнями управления.

Бюджетная система РФ состоит  из трех звеньев :

  • федеральный бюджет РФ;
  • бюджеты национально-государсвенных и административно-территориальных образований, называемые бюджетами субъектов федерации, или региональными бюджетами. К ним относятся республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты краевые, областные, автономных образований,а также городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга;
  • местные бюджеты.

Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой  обуславливаются его экономической  политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через  бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время изменения  в практике перераспределения финансовых ресурсов. Это перераспределение  все в большей степени осуществляется через финансовый рынок исходя из их спроса и предложения. Поэтому  роль государственного регулирования  рыночных отношений должна усиливаться  через системы: налоговую, финансовых санкций и льгот.

Внебюджетные  фонды

Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или региональных местных органов самоуправления и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым порядком.

Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода органов власти в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения. Они помогают решать стоящие перед экономикой задачи обеспечения подъема производства, преодоления временной стагнации и неустойчивости кризисных явлений.

Материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Преобладающая  часть фондов создается в процессе перераспределения национального  дохода. Основные методы мобилизации  национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся  на экономические и социальные, в  соответствии с уровнем управления - на государственные и региональные.

Стабилизационный  фонд

Стабилизационный фонд - специальный фонд, который оказывает предприятиям временную финансовую помощь в форме прямых дотаций, субсидирования льготных ссуд, гарантий по кредитам, предоставления возвратных кредитов под низкий процент.

Резерв денег или товара, который используется для того, чтобы воспрепятствовать скачкообразному изменению цены путем скупки (продажи) этого товара, когда цена его резко падает (повышается).

Средства стабилизационных фондов формируются из целевых бюджетных ассигнований, выручки от продажи облигаций, организуемых ими лотерей. Финансовая помощь из фонда оказывается на определенных условиях.

Такими условиями могут  быть реорганизация предприятия, смена руководства, сокращение непроизводительных затрат и числа работников, распродажа излишних запасов и оборудования, перепрофилирование, разделение предприятия на два и более и т.д.

Российский бюджет.

В условиях командно-административной системы управления в бывшем Советском Союзе государственный бюджет представлял собой основной финансовый план образования и использования общего фонда денежных средств. Эти средства расходовались для выполнения директивного плана социально-экономического развития народного хозяйства. Бюджет и план составлялись и утверждались одновременно и во взаимной увязке.

Основными источниками государственных  финансов были платежи предприятий  в форме налога с оборота (правительство устанавливало твердые ставки налога в ценах товаров, что обеспечивало надежное поступление денег в бюджет) и отчислений от прибылей (они доходили иногда до 70%). Подоходный налог с населения составлял менее 10% доходной части бюджета.

Финансирование народного хозяйства  осуществлялось почти целиком за счет бюджета. Именно из него направлялись денежные средства на новое капитальное  строительство, научно-технический  прогресс и совершенствование пропорций воспроизводства. Государственные финансы расходовались на организацию здравоохранения, образование, подготовку кадров, жилищно-коммунальное строительство, социальное обеспечение и иные социально-культурные нужды.

Но такое предельно централизованное использование основной части денежных средств общества для выполнения директивных заданий плана имело  те же непреодолимые недостатки, которые присущи командно-административной системе в целом. Следовательно, реформирование этого макрорегулятора одновременно предполагает преобразование государственного бюджета.

Понятие фискальной политики, её виды и значение

Под фискальной политикой  государства понимается постоянное вмешательство государства в  экономические процессы и явления  с целью регулирования их протекания. Это совокупность мероприятий в сфере налогообложения, направленных на формирование доходной части государственного бюджета, повышение эффективности функционирования всей национальной экономики, обеспечение экономического роста, занятости населения и стабильности денежного обращения Фискальная политика - это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов. Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики.

Фискальная политика - совокупность финансовых мероприятий государства  по регулированию правительственных  расходов и доходов для достижения определенных социально-экономических  целей. Потребность в разработке и систематическом  проведении фискальной политики усилилась, особенно во второй половине XX в., когда финансы государства  стали играть значительную роль в  обеспечении стабильного экономического роста.

Среди многочисленных задач  фискальной политики, образующих так  называемое дерево целей, основными  являются:

♦ устойчивый рост национального  дохода,

♦ умеренные темпы инфляции,

♦ полная занятость,

♦ сглаживание циклических  колебаний экономики.

Инструментарий фискальной политики включает: манипуляцию различными видами налогов и налоговых ставок, кроме того, трансфертные платежи  и другие виды государственных расходов. Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности  фискальной политики является государственный  бюджет, объединяющий налоги и расходы  в единый механизм.

Различные инструменты по-разному  воздействуют на экономику. Государственные  закупки, образуют один из компонентов  совокупных расходов, а, следовательно, и спроса. Как и частные расходы, государственные закупки увеличивают  уровень совокупных расходов. Помимо государственных закупок имеется  еще один вид госрасходов. А именно - трансфертные платежи. Они не включаются в ВНП, однако, они входят и учитываются  в личном доходе и располагаемом  доходе. Объем частного потребления  скорее зависит не от национального, а от располагаемого дохода. Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский  спрос, увеличивая располагаемый доход  домохозяйств. Инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы являются налоги. Любые налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого дохода в свою очередь ведет к сокращению не только потребительских расходов, но и сбережений.

Информация о работе Государственный бюджет и фискальная политика государства