Государственный бюджет страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 02:13, курсовая работа

Краткое описание

Государственный бюджет страны является важным фактором в жизни страны и на мой взгляд каждый гражданин должен разбираться, или хотя бы ориентироваться в нем.
Объектом исследования в курсовой работе является государственный бюджет в целом со всеми своими проблемами и недостатками. Мы рассмотрим различные займы государством и попытаемся разобраться в них.
За предмет исследования мы возьмем процесс формирования государственного бюджета, наследование эффективности бюджетной политики. Мы будем использовать аналитические и статистические методы исследования приводить примеры и конкретные данные, будем анализировать и делать выводы.

Содержание

Введение

Понятие бюджета и бюджетного устройства
Бюджетная система страны
Формирование доходной части бюджета
Формирование расходной части бюджета
Бюджетный дефицит
Межбюджетные отношения
Межбюджетные пропорции
Бюджетный федерализм
Бюджетная политика Российской Федерации на 2013г. и плановый период 2014 и 2015 годов
Прогноз социально-экономического развития РФ,
положенные в основу формирования бюджетной политики
на 2013 - 2015 г.
Основные цели и задачи бюджетной политикина 2013 - 2015 г.

Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 96.38 Кб (Скачать файл)

В странах с фиксированным  количеством денег в обороте  могут быть использованы три способа  покрытия дефицита бюджета – государственные  займы, жесткое налогообложение  и эмиссия бумажных денег, то есть увеличение денежной массы в обороте, что приводит к увеличению государственного долга.

Государственный долг –  это сумма накопленных в стране бюджетных дефицитов за исключением  позитивных сальдо бюджетов, которые  имели место за это время. Различают  внешний и внутренний государственный  долг.

Внешний государственный  долг – это долг иностранным государствам, организациям, отдельным лицам. Он ложится  на страну тяжелой ношей, поскольку  ей приходится рассчитываться за него ценными товарами, сырьем, предоставлять  определенные услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг. Следует  иметь в виду, что кредитор в  этих условиях выставляет те или иные запросы, только после выполнения которых, можно насчитывать на кредит. Внутренний долг – это долг государства своему населению. В соответствии с законодательством государственным внутренним долгом ест долговое обязательство правительства, выраженное в валюте, перед юридическими и физическими лицами. Такие обязательства могут иметь форму: кредитов, полученных правительством; государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени правительства; других долговых обязательств, гарантированных правительством.

Увеличение внутреннего  долга менее опасно для национальной экономики по сравнению с увеличением  внешнего долга. При погашении внутреннего  долга не происходит уменьшения ценных товаров и ресурсов, однако возникают  определенные изменения в экономической  жизни, в частности перераспределяются доходы внутри страны.

Следует также отметить, что бюджетный дефицит и государственный  долг тесно связанны, ведь государственный  займ является важным источником покрытия бюджетного дефицита. Кроме того, выяснить насколько опасным является тот или иной объем дефицита, невозможно без анализа величины государственного долга. В тоже время для оценки его размера необходимо определить факторы роста бюджетного дефицита.

Существование государственного долга в принципе не является исключительным и очень негативным фактором. Большинство  стран с развитой экономикой имеют  государственный долг, однако, это  не стало причиной дестабилизации их экономики, так как происходит серьезный  контроль над размерами государственных  займов и четко определяются методы их покрытия. Влияние инфляции на бюджетную  систему любой страны многофакторное, поэтому и программа по борьбе с инфляцией должна включать комплекс действий, направленных на оздоровление финансовой ситуации в стране. Эти действия должны быть направлены против тех инфляционных факторов, которые имели место на протяжении последних лет. К их числу относятся:

в отрасли  денежных факторов инфляции

а) увеличение существующей денежной массы за счет автоматического  увеличения заработной платы независимо от реальных результатов труда, то есть производства продукции;

б) увеличение безналичного расчета за счет кредитования низко  рентабельных предприятий;

в) увеличение дефицитного  финансирования бюджетных затрат за счет автоматического кредитования центральным банком, что, в свою очередь, ведет к контролированному регулированию  наличной массы (заработная плата, пенсии, стипендии) и безналичного оборота (финансирование капитальных вложений с долгосрочной окупаемостью, покрытие расходов предприятий);

в отрасли  структурных факторов инфляции

а) сильное увеличение цен  на энергоносители, основные виды сырья  и материалов;

б) замораживание больших  средств в капитальном строительстве, что ведет, с одной стороны, к перенесению затрат на себестоимость продукции (финансирование за счет предприятий), с другой стороны – к увеличению бюджета (государственное финансирование);

в) монопольное ценообразование  в условиях монополизации большинства  видов промышленного производства, что ведет к диктатному увеличению цен производителями, поскольку  потребители лишены выбора;

г) затраты материальных и финансовых ресурсов в отрасли  военной промышленности плюс военные  затраты в бюджете, а также  затраты на конверсию предприятий.

Если способы влияния  денежных факторов на инфляционный процесс  нужно применять немедленно, то для  структурных факторов имеет долгосрочный характер, однако и здесь необходима четко разработанная поэтапная  анти – инфляционная программа.

Без понижения уровня инфляции не могут быть успешно использованы затраты бюджета, направленные на социальные потребности (составляют 2/3 бюджета). Как  показывает мировой опыт, бюджетный  дефицит не может превышать 3% валового национального продукта, иначе не может нормально функционировать  финансово – кредитная система, а, следовательно, не может проходить  переход к рыночным отношениям.

Кроме антиинфляционных методов, необходимо усовершенствовать организацию  бюджетной системы, изменить структуру  бюджета. Кроме того, необходимо: во - первых, уменьшить затраты бюджета на дотации для покрытия разницы в ценах на сырье и энергоносители, на сельскохозяйственную продукцию; во - вторых, уменьшить объем централизованных капиталовложений (на него приходится больше чем половина общего объема капиталовложений) за счет расширения госпрозрасчетного самофинансирования капитального строительства; в - третьих, решительно сократить затраты на государственный аппарат; в - четвертых, уменьшить затраты на оборону в целесообразных рамках (где возможно, привлечь иностранный капитал для проведения конверсионных программ).

Однако главным в оздоровлении финансов является не столько сокращение затрат, сколько увеличение доходов  бюджета. Огромное значение при этом имеет разработка и принятие общего законодательного акта про бюджетную  систему, и бюджетный процесс в стране. Например, в США есть специальный закон про бюджетный процесс, на основе которого можно создать самый рациональный вариант бюджета. Так, у конгресса США передается проект бюджета, который разрабатывается аппаратом президента. Конгресс, имея свой научно – исследовательский центр, создает на альтернативной основе свой проект бюджета, который выносится на обсуждение конгресса и общественности. Через анализ, дискуссии, согласовательные комиссии принимается оптимальный вариант бюджета (до 1 октября, когда в США начинается новый финансовый год). Отдельно утверждается доходная часть бюджета. На основе закона про бюджетный процесс становится возможным сокращение уже принятых расходов. Этот позитивный опыт заслуживает внимания и в нашей стране.

 

 

 

 

 

 

  1. Межбюджетные отношения

 

Межбюджетные отношения  представляют собой финансовые отношения  государства на федеральном, региональном (субъектов федерации) и местном  уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного  фонда денежных ресурсов.

Бюджет является формой образования  и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.

Совокупность всех видов  бюджетов образует бюджетную систему  государства. Взаимосвязь между  ее отдельными звеньями, организацию  и принципы построения бюджетной  системы принято называть бюджетным  устройством.

Федеральные, региональные и местные органы государственной  власти и управления посредством  бюджетных отношений получают в  свое распоряжение определенную часть  перераспределяемого национального  дохода, которая направляется на строго определенные цели в зависимости  от разграничения функций между  уровнями управления.

Бюджетная система РФ состоит  из трех звеньев:

    • федеральный бюджет РФ;
    • бюджеты национально - государсвенных и административно-территориальных образований, называемые бюджетами субъектов федерации, или региональными бюджетами. К ним относятся республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты краевые, областные, автономных образований, а также городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга;
    • местные бюджеты.

Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой  обуславливаются его экономической  политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через  бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время изменения  в практике перераспределения финансовых ресурсов. Это перераспределение  все в большей степени осуществляется через финансовый рынок исходя из их спроса и предложения. Поэтому  роль государственного регулирования  рыночных отношений должна усиливаться  через системы: налоговую, финансовых санкций и льгот.До 1991 г. бюджетная  система страны была единой.

 

 

2.1 Межбюджетные  пропорции

 

Именно с помощью бюджета  государство имеет возможность  сосредоточивать финансовые ресурсы  на решающих участках социального и  экономического развития, с помощью  бюджета происходит перераспределение  национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового  и многоуровневого перераспределения  средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.

Применяя правильный подход, бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально  влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование  материально-технической базы общественного  производства. Но здесь важно подчеркнуть, что проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое выражение в создаваемом государством бюджетном механизме, который является конкретным выражением бюджетной политики, отражающим нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.

Для России же в силу ее федеративного  устройства важную роль приобретает  не просто выработка грамотного бюджетного механизма, а правильное соотношение  бюджетов различных уровней, действующих  на территории страны, что и составляет понятие бюджетной системы. Даже грамотно построенный и сбалансированный федеральный бюджет не в состоянии  в полной мере выполнять свои перераспределительные и контрольные функции при отсутствии надлежащего бюджетного механизма непосредственно на местах. Таким же образом не может проявляться эффект проводимой на местах бюджетной политики в условиях ее постоянного противостояния несбалансированному федеральному бюджету. Важное значение имеет единство бюджетной системы, которое основывается на принципах самостоятельности, гласности, полноты и реальности всех входящих в нее бюджетов.

Организационные принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь  объединяемых в ней бюджетов определяет бюджетное устройство государства. Что же представляет собой бюджетное  устройство Российской Федерации, как  происходит взаимодействие бюджетов всех уровней? Ответ на этот вопрос во многом определит причины некоторых  проблем современного бюджета, наметит  пути к его совершенствованию.

 

 

2.2 Бюджетный федерализм

 

Развитие демократических  принципов в государственном  устройстве и управлении, происходящее в последние годы в России, сделало  обязательным компонентом системы государственного управления органы местного самоуправления, наделенные народом управленческими и финансово-бюджетными правами. Резко возросла и продолжает расти роль территориальных финансов в общегосударственной финансовой системе. Соответственно, возрастает и роль местных бюджетов. Величина местных финансов растет во многих странах: они становятся превалирующей частью финансовых ресурсов государства.

Но здесь же возникает  множество проблем. Как осуществить  справедливое распределение доходов  и расходов между бюджетами различных  уровней? Как определить приоритетность целей бюджетного регулирования, проводимого  на одном из уровней? И главное - как  добиться одинаковой направленности бюджетной  политики всех уровней?

Одной из основных характеристик  федеративного государства является соответствие базовых направлений  экономической политики как в действиях федерального правительства, так и в действиях правительств субъектов Федерации. Другими словами, если, например, действия центра направлены на сокращение государственных расходов, то и вся региональная политика должна быть направлена на стимулирование сокращения расходов на уровне субъектов федеративного государства. Но добиться такой сбалансированности, особенно в российских кризисных условиях, - задача более чем непростая. Необходимо найти единственно верный компромисс между подлинно рыночными федеративными тенденциями и стремлением к централизации в условиях глубокого кризиса. Тем не менее, именно в становлении новых межбюджетных отношений, основанных на принципах бюджетного федерализма, - ключ к успеху проводимых преобразований, именно это - важнейшее условие создания в России истинно рыночного бюджетного устройства.

Важной проблемой развития бюджетного устройства Российской Федерации  является пересмотр сложившихся  отношений между бюджетами различных  уровней. Будучи федеральным государством с трехуровневой бюджетной системой, для России чрезвычайно актуальна  проблема построения бюджетного устройства, основанного на принципах бюджетного федерализма, под которым понимается система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса, основанная на следующих основных принципах:

Информация о работе Государственный бюджет страны