Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 12:52, курсовая работа

Краткое описание

Государственный долг - это вся сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными по ним процентам на определенную дату или за определенный срок.
Огромный государственный долг России, как внутренний, так и внешний, отражает экономический и финансовый кризис в стране. Поэтому тема курсовой работы является актуальной. Однако ни для кого не секрет, что многие западные высокоразвитые страны, члены Парижского и Лондонского клубов, являются не только кредиторами, но и крупнейшими должниками, в первую очередь, конечно же, речь идет о внутренней задолженности, и наиболее классическим примером здесь являются Соединенные Штаты. Поэтому изучение опыта зарубежных стран по вопросам управления государственным долгом также очень важно для российской экономики.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы государственного долга
1.1 Понятие и причины возникновения государственного долга 4
1.2 Классификация государственного долга 8
1.3 Причины и методы управления государственным долгом 16
2. Состояние и динамика государственного долга
2.1 Анализ динамики и структуры внешнего государственного долга 23
2.2 Анализ динамики и структуры внутреннего государственного долга 33
2.3 Социально – экономические последствия государственного долга .40
2.4 Пути совершенствования управления государственным долгом РФ 44
Заключение 49
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая гос.долг рф.doc

— 291.50 Кб (Скачать файл)

Поскольку внешняя задолженность  фиксируется, погашается и обслуживается в иностранной валюте, то важным показателем платежеспособности страны наряду с объемом и темпами роста ВВП является экспорт товаров и услуг. Коэффициент "внешний долг/экспорт" является индикатором состояния долга, отражающим имеющиеся возможности страны погасить его накопленный объем. Чем более развит экспортный сектор национальной экономики, тем больше у дебитора возможностей выполнять имеющиеся долговые обязательства перед внешними кредиторами и, соответственно, меньше значение данного показателя. На основе этих критериев страны делятся на три группы: с высоким, средним и низким уровнем внешней задолженности. К первой группе относятся страны, у которых первый показатель выше 80% или превышает 220%. Для второй группы эти показатели колеблются в интервале соответственно между 80 и 48%, 220 и 132%. Страны с небольшим объемом задолженности - менее 48 и 132% соответственно.[10, с. 31]

Валютная составляющая государственного долга для бюджетной системы  страны наиболее опасна, так как  продолжающаяся девальвация национальной валюты неизбежно ведет к удорожанию самого долга и его обслуживания. В 2000 году удельный вес государственного внешнего долга РФ в объеме ВВП и экспорта составлял соответственно 57,3 и 140,7%. Эти показатели по критериям Всемирного банка соответствовала странам с высоким уровнем внешней задолженности. За пределами 2005 года Россия устойчиво перешла к странам с низким уровнем государственного внешнего долга.

Международные финансовые организации часто пользуются показателем "резервы/платежи по внешнему долгу", являющимся, по их мнению, важнейшим индикатором потенциальных проблем страны с ликвидностью - способностью правительства и резидентов своевременно выполнять обязательства по внешнему долгу, сохранять достигнутый уровень кредитного рейтинга и доступ на международные финансовые рынки. Критическим значением является уровень в 100%, отражающий равенство официальных резервов и объема срочного в течение года внешнего долга. Меньшие значения показателя указывают на вероятность того, что либо правительство, либо резиденты страны прекратят обслуживать или погашать срочный в текущем (отчетном) году долг из-за нехватки доступной иностранной валюты. Золотовалютные резервы РФ в 2005 году составили 138,9 млрд. долл., а платежи по погашению и обслуживанию государственного внешнего долга - 17,15 млрд. долл. Таким образом, "резервы/платежи по внешнему долгу" равны 2,3%, что значительно ниже критического уровня.[17, с. 69]

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР, принятые РФ) складывается из:

задолженность перед  официальными кредиторами - членами  Парижского клуба;

задолженность перед  официальными кредиторами - не членами  Парижского клуба;

задолженность перед  официальными кредиторами - бывшими  странами СЭВ;

коммерческая задолженность  бывшего СССР;

задолженность перед  международными финансовыми организациями;

задолженность по еврооблигационным  займам;

задолженность по ОВГВЗ;

задолженность по гарантиям РФ в иностранной валюте.

Для оценки государственного внешнего долга применяются показатели процентного соотношения суммы  внешнего долга и объема экспорта в денежном выражении, доли расходов на погашение и обслуживание государственного внешнего долга в экспортной выручке, характеризующие уровень долгового бремени для национальной экономики

Таблица 2.1. Динамика государственного внешнего долга России

Дата

Сумма, млрд. долл. США

1991, 25 декабря

95,0

1997, 31 декабря

123,5

2000, 1 января

158,7

2001, 1 января

143,7

2002, 1 января

133,5

2003, 1 января

125,7

2004, 1 января

121,7

2005, 1 января

114,1

2006, 1 января

76,5

2007, 1 января

52,0

2008, 1 января

44,9

2009, 1 января

40,6

2010, 1 января

37,6

2011, 1 января

35,2


 

Внешняя задолженность Российской Федерации в части международных финансовых организаций включает в себя государственные долговые обязательства перед следующими организациями:

Международный валютный фонд (МВФ);

Международный банк реконструкции  и развития (МБРР);

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).

Данные организации  относятся к специализированным учреждениям ООН так называемой Бреттон-Вудской группы. Они были созданы в 1944 году. Россия вступила в Международный валютный фонд и  Всемирный банк в 1992 году.

По состоянию на 1 апреля 2011 года задолженность перед странами кредиторами - не членами Парижского клуба кредиторов составило 1811,2 млн. долл. США. Постановлением Правительства "О порядке продолжения работы по реструктуризации внешней задолженности бывшего СССР" Министерству финансов Российской Федерации совместно с Внешэкономбанком было поручено представить в Правительственную комиссию по государственному внешнему долгу и активам бывшего СССР информацию о состоянии внешней задолженности бывшего СССР официальным кредиторам, не представленным в Парижском клубе кредиторов.

Облигации внутреннего  государственного валютного займа - государственные ценные бумаги. Выпущены с целью переоформления задолженности  бывшего СССР по средствам на счетах российских юридических лиц во Внешэкономбанке, заблокированных по состоянию на 1 января 1992 года. Эмитентом является Министерство финансов Российской Федерации. Облигации номинированы в долларах США. Номинал облигаций одна, десять и сто тысяч долл. Купонная ставка - 3% годовых, начисляется ежегодно 14 мая. Сроки погашения - 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет. Задолженность по ОВГВЗ на 1 апреля 2011 года составлял 1313, 0 млн. долл.

По состоянию на 1 апреля 2011 года объем задолженности перед странами - бывшими членами СЭВ составил 1265,5 млн. долл. Кроме осуществления денежных расчетов и погашения государственного внешнего долга товарными поставками, при погашении внешнего долга Российской Федерации перед бывшим странам-членам СЭВ активно использовались механизмы уступки прав и расчетов с дисконтированием задолженности.

К обязательствам Российской Федерации перед Парижским клубом кредиторов относится задолженность  по кредитам, предоставленным иностранными банками в рамках межправительственных соглашений под гарантии своих правительств или застрахованными правительственными страховыми организациями. Парижский клуб кредиторов, полноправным членом которого с сентября 1997 года является Россия, объединяет девятнадцать стран - крупнейших мировых кредиторов (число членов варьируется). По состоянию на 1 апреля 2011 года задолженность перед странами кредиторами - членами Парижского клуба составляет 902,0 млн. долл.[11, с.8]

Двойственное положение  России в Парижском клубе заключается  в том, что она выступает здесь  в качестве должника одних стран и, одновременно, кредитора других.

Задолженность по кредитам иностранных коммерческих банков и  фирм включает в себя обязательства  перед Лондонским клубом кредиторов, а также коммерческую задолженность. В 2000 г. Российской Федерации удалось  договориться с Лондонским клубом о списании 1 /3 задолженности бывшего СССР. Это была успешная операция, которую России не удалось осуществить с Парижским клубом. Оставшиеся 2/3 задолженности Лондонскому клубу были переведены в еврооблигации, и таким образом задолженность Лондонскому клубу больше не выделяется в статистике.

Коммерческая задолженность  является наиболее сложной с точки  зрения урегулирования. Под коммерческой задолженностью бывшего СССР понимаются следующие инструменты: коммерческие кредиты (контракты с рассрочкой платежа, краткосрочные и среднесрочные коммерческие кредиты, подтвержденные траттами и векселями, тратты и векселя с платежом по предъявлении), аккредитивы (отзывные и безотзывные, включая аккредитивы с рассрочкой платежа) и инкассо. В 1991 году негарантированная коммерческая задолженность СССР составляла более 6 млрд. долл.

Коммерческая задолженность  образовалась в 1989-1991 годах в результате деятельности организаций государственного сектора, выступавших на международных  рынках товаров и услуг по поручениям Правительства Российской Федерации, союзных министерств и ведомств, а также в результате операций различных организаций, получивших к тому времени право осуществления внешнеторговой деятельности.

Общие принципы урегулирования коммерческой задолженности были определены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 1994 года №1107, на основании которого 1 октября 1994 года было распространено Заявление Правительства Российской Федерации "О переоформлении коммерческой задолженности бывшего СССР перед иностранными кредиторами".

В соответствии с указанным  Заявлением Правительства Российской Федерации, в коммерческую задолженность  бывшего СССР включаются:

контракты с рассрочкой платежа;

краткосрочные или среднесрочные  коммерческие кредиты, подтвержденные траттами и векселями;

тратты и векселя  с платежом по предъявлении;

отзывные и безотзывные  аккредитивы, включая аккредитивы  с рассрочкой платежа;

инкассо;

другие коммерческие обязательства, которые могут быть отнесены к урегулированию по решению  Правительства Российской Федерации.

К 1 апрелю 2011 года коммерческая задолженность бывшего СССР составлял 813,2 млн. долл.

Внешняя задолженность - сумма финансовых обязательств государства по иностранным займам, кредитам и их обслуживанию. Внешняя задолженность складывается из задолженности другим государствам, иностранным банкам и международным валютно-финансовым учреждениям.

Задолженность по гарантиям  Российской Федерации в иностранной валюте на 1 апреля 2011 года составляет 841,0 млн. долл.[16, с.71]

Структура российского  внешнего долга за последние годы претерпела существенное положительное  изменение. Данные анализа (таблица 2.2) показывают, что доля государственного долга резко сократилась — если на долю правительства и ЦБ в 2000 году приходилось 80% всего внешнего привлечения, то в 2006 году эта доля упала до 49%, а в 20011 году до 7%. Зато банки и компании воспользовались доступностью внешних рынков и за предыдущие годы серьезно увеличили свои внешние займы. Долг российских компаний за период с 2006 по 2011 год вырос на 205 млрд. долларов, а долг российских банков за этот же период возрос на 134 млрд. долларов.

 

Таблица 2.2 Структура внешнего долга России, 2000–2011 годы

 

2000

2006

2011

2000

2006

2011

млрд. долл. США

%

Всего

160,0

213,5

480,5

100

100

100

Государство

128,6

105,5

32,8

80

49

7

Банки

9,0

32,3

166,3

6

15

35

Компании

22,4

75,7

281,4

14

35

59


 

Общий внешний долг России за 2007 г. вырос на 48% - до 459,6 млрд. долл., говорится в материалах ЦБ РФ. Задолженность органов госуправления за год уменьшилась на 16,2% до 37,4 млрд.долл., а долг российских банков перед нерезидентами, напротив, увеличился сразу на 618% до 163,7 млрд. долл.

Общий объем внешнего долга России на 1 апреля 2010 года составил 473,7 млрд. долл. Об этом сообщается на официальном сайте Банка России. В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 1 января 2010 года составил 37,6 млрд. долларов, что является одним из самых низких показателей в Европе. По относительным показателям, российский внешний государственный долг составляет 3 % от объема ВВП страны. По состоянию на апрель 2010 года объем внешнего долга снизился, составив $31,1 млрд., или 2,5% ВВП.

 

 

Таблица 2.3 Структура государственного внешнего долга по состоянию на 1 января 2011 года

Наименование

Сумма,

млн. долл. США

Сумма,

млн. евро

Задолженность перед  официальными кредиторами — членами  Парижского клуба

999,8

696,9

Задолженность перед  официальными кредиторами — не членами Парижского клуба

1820,4

1268,9

Задолженность бывшим странам  СЭВ

1300,1

906,2

Коммерческая задолженность  бывшего СССР

830,5

578,9

Задолженность перед  международными финансовыми организациями

3793,9

2644,6

Задолженность по еврооблигационным займам

26239,6

18290,5

Задолженность по ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа)

1775,3

1237,5

Задолженность по гарантиям  Российской Федерации в иностранной  валюте

881,4

614,4

Государственный внешний  долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией)

37641,0

26237,9

Информация о работе Государственный долг