Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 12:52, курсовая работа

Краткое описание

Государственный долг - это вся сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными по ним процентам на определенную дату или за определенный срок.
Огромный государственный долг России, как внутренний, так и внешний, отражает экономический и финансовый кризис в стране. Поэтому тема курсовой работы является актуальной. Однако ни для кого не секрет, что многие западные высокоразвитые страны, члены Парижского и Лондонского клубов, являются не только кредиторами, но и крупнейшими должниками, в первую очередь, конечно же, речь идет о внутренней задолженности, и наиболее классическим примером здесь являются Соединенные Штаты. Поэтому изучение опыта зарубежных стран по вопросам управления государственным долгом также очень важно для российской экономики.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы государственного долга
1.1 Понятие и причины возникновения государственного долга 4
1.2 Классификация государственного долга 8
1.3 Причины и методы управления государственным долгом 16
2. Состояние и динамика государственного долга
2.1 Анализ динамики и структуры внешнего государственного долга 23
2.2 Анализ динамики и структуры внутреннего государственного долга 33
2.3 Социально – экономические последствия государственного долга .40
2.4 Пути совершенствования управления государственным долгом РФ 44
Заключение 49
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая гос.долг рф.doc

— 291.50 Кб (Скачать файл)

С целью улучшения  условий осуществления внешних  заимствований и поддержания  доступа РФ на международные рынки  капитала требует совершенствования и институциональная структура взаимоотношений с иностранными инвесторами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Основными причинами  образования государственного долга  являются дефицит бюджета и наличие  свободных денежных средств у  физических и юридических лиц Долговые проблемы России многоплановы: страна одновременно является крупным должником и кредитором, например такое двойственное положение Россия занимает в Парижском клубе. В силу своего уникального положения Россия стремится к комплексному решению проблемы международной задолженности при соблюдении баланса интересов кредиторов и заемщиков.

Особое положение в  составе государственного долга  занимает внутренний государственный  долг, который на 1 апреля 2011 года составлял 2094,73 млрд. руб. На протяжении последних нескольких лет на фоне понижающего тренда объема совокупной задолженности в процентах к ВВП страны (с 108,6% ВВП в 1999 г. до 5,8% ВВП в 2008 г.) и сокращения абсолютного размера внешнего долга наблюдался устойчивый рост абсолютного объема государственного внутреннего долга. Что свидетельствовало о расширении внутренних источников дефицитного финансирования государственных расходов, которое неизбежно связано с масштабными эффектами вытеснения частного инвестиционного спроса на капитал.

Также не малое значение имеет и внешний долг РФ. Но целом можно выделить положительные моменты в вопросе внешнего долга:

снижается общий объем;

снижается долговая нагрузка на экономику;

из-за благоприятной внешней  конъюнктуры тенденция уменьшения внешнего долга будет сохраняться  и в дальнейшем.

В целом можно констатировать, что сложившаяся сегодня ситуация заставляет использовать наращивание  государственного долга за счет кредитов на текущее финансирование социальных обязательств государства в ущерб  инвестиционному и инновационному развитию национальной экономики, что в перспективе удлиняет фазу ее выхода из кризиса и не позволяет в полной мере осуществлять масштабные структурные преобразования. Именно поэтому является актуальным, сегодня внедрение в практику управления государственным долгом России программно-целевого метода финансирования государственных инвестиционных расходов, в том числе за счет привлекаемых государством кредитных ресурсов. Кредитное финансирование бюджетных дефицитов уже не одно десятилетие является наиболее популярным инструментом экономической политики государств в силу того, что оно позволяет в краткосрочной перспективе снизить политические издержки, связанные с наращиванием государственных расходов без повышения налоговой нагрузки.

После проведения тщательного  анализа проблемы внешней задолженности  нашей страны можно сделать некоторые  выводы и сформулировать предложения  по выходу из сложившейся неблагоприятной  ситуации.

Во-первых, очевидно, что  решать проблему внешней задолженности  России нужно не с помощью сокращения суммы долга, а путем создания эффективной системы управления этим долгом.

Во-вторых, стоит отметить, что реструктуризация, особенно на данном этапе не является панацеей. Она лишь оттягивает сроки выплат, но когда-нибудь по долгам все равно придется платить. Тем более, что платить гораздо больше, т.к. начисление процентов не остановишь.

Поэтому необходимо использовать более выгодные методы управления внешней  задолженностью такие, как конверсия  внешнего долга в собственность, облигации, обмен его на товарные поставки (желательно, на товары высокого качества), обмен на долговые обязательства третьих стран и др.

И для того, чтобы улучшить ситуацию с внешней задолженностью, в первую очередь желательно обратить все внимание на развитие экономики, т.к. без положительных показателей экономики нам никогда не добиться решения поставленной проблемы.

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1.Белоглазова Г.Н. Финансы и кредит: учеб. пособие /Г.Н. Белоглазова. – М. : Высшее образование, 2006. – С. 241.

2.Бюджетный кодекс Российской Федерации: текст с изменениями и дополнениями на 2010 год. – М.: Эксмо, 2010. – 234 с.

3.Васильев К.И. Мировой кризис и российский долговой рынок / К.И. Васильев // Консультант. – 2008. - № 17. – С. 20-26.

4.Ворожцов П.А. О принципах политики России в области управления государственным долгом // Рынок ценных бумаг. – 2005. – № 18. – (http://www.rcb.ru/rcb/2005-18/7102).

5 Государственные и муниципальные финансы : учеб. пособие / [под ред. Г.Б. Поляка]. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 319 с.

6.Государственные и муниципальные ценные бумаги : учебник / В.Д. Никифорова, В.Ю. Островская. – СПб. : Питер, 2004. - 336 с.

7.Макроэкономика: учебник / Е.А. Туманова, Н.Л. Шагас. – М. : ИНФРА-М, 2007. – 400 с.

8.Макроэкономика-2 : учеб. пособие / В.В. Матершева, С.П. Клинова, Б.А. Соловьёв. – Воронеж : Изд-во ВГУ, 2008. – 374 с.

9.О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов: федер. закон от 2 дек. 2009 г. № 308-ФЗ.

10 Орлова Н.И. Внешний долг: бремя или возможность? / Н.И. Орлова // Банковское обозрение. – 2010. – № 2 (133). – С. 14-17.

11.Селезнев А.И. Совокупный государственный долг, его регулирование / А.И. Селезнёв // Экономист. – 2008. – № 8. – С. 14.

12.Семенкова Е.В., Алексанян В.М. Реструктуризация государственной задолженности/ Е.В. Семенков, В.М. Алексанян // Финансы. - 2008. - №5. – С. 12.

13.Ульянецкий М.М. Государственный долг: рассуждения в защиту / М.М. Ульянецкий // Финансы и кредит. – 2009. – № 33 (369). – С. 10-16.

14.Финансы: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. В.В. Ковалева. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 640 с.

15.Финансы, денежное обращение и кредит : учебник / В.К. Сенчагов, А.И. Архипов [и др.] – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 720 с.

16.Финансы, денежное обращение, кредит: учебник / [под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской.] – М. : Юрайт-Издат, 2006. – С.235.

17.Чернышева Т.Ю. Модели управления государственным долгом / Т.Ю. Чернышева // Финансы и кредит. – 2007. – № 24 (264). – С. 17-24.

18.Шульгин А.Г. Монетарная политика при адаптивном обучении ожиданий в период переходной макроэкономической динамики. Сценарий: Россия 1998-2008 / А.Г. Шульгин, Е.Н. Солдатова, А.В. Дементьев // Х Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. – М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2009. – С.197 – 210.

19.Российский рынок капитала 2010. Департамент исследований и информации Банка России: Обзор финансового рынка. – 2010. - № 2 (69). – С. 12 – 16.




Информация о работе Государственный долг