Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 12:52, курсовая работа
Государственный долг - это вся сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными по ним процентам на определенную дату или за определенный срок.
Огромный государственный долг России, как внутренний, так и внешний, отражает экономический и финансовый кризис в стране. Поэтому тема курсовой работы является актуальной. Однако ни для кого не секрет, что многие западные высокоразвитые страны, члены Парижского и Лондонского клубов, являются не только кредиторами, но и крупнейшими должниками, в первую очередь, конечно же, речь идет о внутренней задолженности, и наиболее классическим примером здесь являются Соединенные Штаты. Поэтому изучение опыта зарубежных стран по вопросам управления государственным долгом также очень важно для российской экономики.
Введение 3
1. Теоретические основы государственного долга
1.1 Понятие и причины возникновения государственного долга 4
1.2 Классификация государственного долга 8
1.3 Причины и методы управления государственным долгом 16
2. Состояние и динамика государственного долга
2.1 Анализ динамики и структуры внешнего государственного долга 23
2.2 Анализ динамики и структуры внутреннего государственного долга 33
2.3 Социально – экономические последствия государственного долга .40
2.4 Пути совершенствования управления государственным долгом РФ 44
Заключение 49
Список использованной литературы
Все это говорит о
необходимости продолжения
При этом акцент в политике государственного заимствования на неуклонное снижение внешнего долга (вне зависимости от реального финансового состояния и потребностей развития) снижает потенциал этого важнейшего института развития национальной экономики, особенно важного в условиях активной ее интеграции в мировое экономическое сообществ
2.2 Анализ динамики
и структуры внутреннего
Внутренний долг государственный
– финансовые обязательства государства,
возникающие в связи с
В РФ включает в себя долговые
обязательства Правительства
Структура современного внутреннего долга РФ:
Государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ППС), с фиксированной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ФПС):
Облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД), с амортизацией долга (ОФЗ-АД).[1. с.74]
Купонные облигации
могут выпускаться с
Облигации федерального займа (ОФЗ) – облигации, выпускаемые Министерством финансов Российской Федерации. Данные облигации являются купонными, т. е. по ним предусмотрены процентные выплаты по купонам. По некоторым выпускам ОФЗ в определенные даты предусматривается частичное погашение номинала (амортизация долга). Данные облигации попадают в категорию государственных облигаций.
Срок обращения ОФЗ устанавливался от 1 до 5 лет. Размещались эти бумаги в 1995-1998 гг. через аукционы, вторичные торги велись на бирже. Доход по ОФЗ зависел от доходности по ГКО и устанавливался в виде процента от номинала. Накопленный купонный доход рассчитывался пропорционально числу дней от даты предшествующей выплаты до даты продажи ОФЗ.
Облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом являются именными купонными среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет) государственными ценными бумагами и предоставляют их владельцам право на получение номинальной стоимости. Размеры всех купонов определяются как постоянная величина на весь период до погашения. Частота выплат по купону 1 раз в год. Номинал 1 000 рублей.
Облигации федерального займа с амортизацией долга впервые выпущены в мае 2002году Главная особенность ОФЗ-АД в том, что погашение номинальной стоимости облигаций осуществляется по частям в разные даты. Срок обращения облигаций может быть от 1 года до 30 лет. При этом по этим облигациям, как и по обычным ОФЗ, в период их обращения производятся регулярные выплаты накопленного купонного дохода (погашение купонов). Размещение на рынке бумаг со столь длительным сроком обращения по доходности менее 13% годовых является несомненным достижением Минфина. Доходность по этим бумагам станет теперь ориентиром доходности долгосрочных финансовых инструментов на российском рынке.
Таблица 2.4. Внутренний долг Российской Федерации на 01.01.2011г.
Показатель |
По состоянию на 01.01.11 (млн. руб.) |
Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации, в том числе: |
2 579 128,221 |
Государственные гарантии Российской Федерации в валюте Российской Федерации |
280 639,747 |
Государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах (ОФЗ-ГСО) |
2 292 076,637 |
Основные государственные долговые обязательства, обеспеченные Правительством РФ, включают:
- государственные краткосрочные облигации ГКО;
- государственные долгосрочные облигации;
- облигации государственного сберегательного займа;
- облигации внутреннего государственного валютного займа;
- казначейские векселя и обязательства: золотые сертификаты Министерства финансов РФ. Федеральным законом «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» обесцененные после 1991 года вклады граждан признаны внутренним долгом государства.
Таблица 2.5 Структура и динамика государственного внутреннего долга (в части государственных ценных бумаг, номинированных в валюте Российской Федерации) в период с 01.10.11 г. по 31.10.11 г. (млрд. руб.)
Виды государственных ценных бумаг |
По состоянию на 01.10.11 |
Изменение госдолга с 01.10.11 по 31.10.11 |
По состоянию на 01.11.11 |
ОФЗ-ПД |
1 053,068 |
+ 84,906 |
1 137,974 |
ОФЗ-АД |
815,584 |
815,584 | |
ГСО-ППС |
170,415 |
- 30,000 |
140,415 |
ГСО-ФПС |
132,000 |
132,000 | |
Итого |
2 171,067 |
+ 54,906 |
2 225,973 |
В первом полугодии 2011 года продолжилось восстановление рынка облигаций федеральных займов (ОФЗ). Наблюдался рост интереса участников рынка к ОФЗ в условиях наличия значительных объемов ликвидных рублевых ресурсов и стабилизации на большинстве сегментов российского финансового рынка. Объем спроса на гособлигации на первичном и вторичном рынках превышал объем предложения (за исключением апреля-мая).
Таким образом, в первом полугодии 2011 г. наблюдалось умеренное увеличение объема рыночного портфеля гособлигаций и незначительное сокращение его дюрации. Эмитент осуществлял размещение и доразмещение крупных объемов среднесрочных выпусков ОФЗ, постепенно снижая стоимость привлечения заимствований и задавая новый, более низкий уровень доходности гособлигаций на вторичных торгах. Увеличение оборачиваемости ОФЗ и сокращение волатильности доходности на вторичном рынке свидетельствуют о некотором росте ликвидности рынка государственного внутреннего облигационного долга. В условиях исполнения федерального бюджета с дефицитом в 2011 г. и на протяжении ряда последующих лет с учетом ограниченности средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния роль эффективно функционирующего рынка ОФЗ как альтернативно го источника финансирования дефицита федерального бюджета Российской Федерации приобретает особую значимость, что создает благоприятные условия для дальнейшего развития рынка ОФЗ.
Таблица 2.6 Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации
По состоянию на |
Объем государственного внутреннего долга РФ, млрд. руб. | |
всего |
в т.ч. государственные гарантии в валюте Российской Федерации | |
01.01.1993 |
3,57 |
0,08 |
01.01.1994 |
15,64 |
0,33 |
01.01.1995 |
88,06 |
2,14 |
01.01.1996 |
187,74 |
7,46 |
01.01.1997 |
364,46 |
17,24 |
01.01.1998 |
490,92 |
3,47 |
01.01.1999 |
529,94 |
0,88 |
01.01.2000 |
578,23 |
0,82 |
01.01.2001 |
557,42 |
1,02 |
01.01.2002 |
533,51 |
0,02 |
01.01.2003 |
679,91 |
8,62 |
01.01.2004 |
682,02 |
5,58 |
01.01.2005 |
778,47 |
12,93 |
01.01.2006 |
875,43 |
18,86 |
01.01.2007 |
1064,88 |
31,23 |
01.01.2008 |
1301,15 |
46,68 |
01.01.2009 |
1499,82 |
72,49 |
01.01.2010 |
2094,73 |
251,36 |
01.01.2011 |
2385,47 |
280,96 |
В целом анализ показывает,
что рынок государственного внутреннего
долга фактически способен выполнять
функции аккумулирования
По состоянию на 01.12.2011 объем государственного внутреннего долга Российской Федерации составил 2579,1 млрд. руб.
Расширение объемов государственных внутренних заимствований должно осуществляться с учетом мер по минимизации финансовых рисков. Это предусматривает увеличение средних сроков обращения размещаемых долговых инструментов и сокращения спекулятивной составляющей, расширение спектра применяемых долговых инструментов, а также удержанием процентных ставок на уровне, близком к показателю инфляции, в целях дальнейшего сокращения доли расходов на обслуживание государственного внутреннего долга в общих расходах федерального бюджета и объеме ВВП.
Государственный внутренний долг РФ, выраженный в ценных бумагах, за 11 месяцев 2011 г. увеличился на 24,76% до 454,913 млрд. руб. Об этом свидетельствует информация Департамента международных финансовых отношений, государственного долга и государственный финансовых активов Министерства РФ.
Соотношение расходов на обслуживание государственного долга к доходам федерального бюджета у Российской Федерации является высоким по сравнению со странами с сопоставимым уровнем экономического развития.
Динамика изменения объема и структуры государственного долга за последние годы повлияла на объем ассигнований федерального бюджета по его обслуживанию.
Снижение объемов расходов федерального бюджета в 2011 г. по обслуживанию государственного долга обусловлено существенным сокращением размера внешнего государственного долга Российской Федерации за последние годы.
Законопроектом
Рост расходов в 2012 году по сравнению с 2010 годом составит 107,7 млрд. руб. (в 2,6 раза). Рост расходов на обслуживание внешнего долга в 2010-2012 годах обусловлен, прежде всего увеличением объемов заимствований (выпуск и размещение еврооблигационных займов Российской Федерации на международных финансовых рынках), ослаблением курса рубля по отношению к доллару США и евро, а также повышением прогнозируемых значений плавающих процентных ставок по обслуживанию кредитов в течение планового периода. Основное увеличение внутреннего долга произошло в период 1993-1998гг., когда бурно рос рынок государственных ценных бумаг, выпускаемых для покрытия дефицита бюджета. Тогда же задолженность различных кредиторов перед Банком России (в том числе возникших до распада СССР) принималась на государственный внутренний долг. Последовавшее за кризисом 1998 г. некоторое снижение в росте государственных заимствований сменилось их активным ростом, начиная с 2003 г.
2.3 Социально – экономические последствия государственного долга
Чем обременительнее
для страны накопленный внешний
долг, тем в большей мере его обслуживание вовлекается
во взаимодействие с функционированием
всей национальной экономики и ее финансовой
сферы.
Обозначим характер взаимодействия внешних
заимствований с соответствующими сферами
экономики страны. Прежде всего, важен
характер опасности чрезмерного роста
внешнего долга с позиций государственного
бюджета, денежно-кредитной системы, международной
кредитоспособности страны. Для государственного
бюджета в 3-хзвенном кредитном цикле (привлечение,
использование, погашение) неблагоприятные
последствия чрезмерного возрастания
внешнего долга связаны в основном со
стадией его погашения; новые же займы
для текущего бюджетного периода, наоборот,
сулят возможность ослабить нагрузку
на налоговые и другие обычные доходные
источники, позволяют более гибко маневрировать
на всех стадиях бюджетного процесса.
В то же время неблагоприятно может складываться
график платежей по внешнему долгу. В любом
случае степень и последствия взаимодействия
зависят главным образом от относительной
величины накопившегося внешнего долга.[7,
с.158] У платежного баланса аналогичный
характер взаимодействия с долговым циклом:
на смену желанным дополнительным валютным
поступлениям приходит период расплаты
по долгу. Здесь в целом высокая степень
взаимодействия, поскольку именно сальдо
по текущим статьям платежного баланса
может выступать основным ограничителем
во внешних заимствованиях и управлении
инвалютным долгом, а при определенных
обстоятельствах — даже диктовать необходимость
отсрочки долговых платежей. В условиях
обременительного внешнего долга существенно
возрастают трудности в укреплении доверия
к национальной валюте, противодействии
инфляции, в обеспечении необходимыми
валютными резервами и валютной конвертируемости.
Особое место при этом занимает вопрос
о возможных неблагоприятных последствиях
в случае чрезмерной девальвации национальной
валюты, относительно занижения ее реального
курса. Увеличение в подобных условиях
реального бремени платежей по внешнему
долгу подтверждается практикой ряда
стран.
Согласно введенному в 1994г. порядку формирования российского государственного бюджета все платежи в нем по внешнему долгу учитываются теперь в рублевом эквиваленте. Это ограничивает возможности России увеличивать долговые выплаты, поскольку она имеет обязательства перед МВФ в отношении предельных размеров бюджетного дефицита. При заниженном курсе рубля искусственно завышается рублевый эквивалент бюджетных расходов по долговым платежам, а тем самым и размеры бюджетного дефицита.