Государственный сектор и государственное предпринимательство в российской экономике: состояние и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 21:44, курсовая работа

Краткое описание

Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства.

Содержание

Введение

Глава 1. Государственный сектор российской экономики.
1.1.Необходимость существования государственного сектора в современном рыночном хозяйстве.
1.2.Особенности возникновения государственного сектора в РФ.
1.3.Масштаб и отраслевые приоритеты формирования государственного сектора в РФ.
Глава 2. Государственное предпринимательство в РФ.
2.1.Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики.
2.2.Отраслевая структура российского государственного предпринимательства.
Глава 3. Перспективы развития государственного сектора и государственного предпринимательства в РФ.

Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа на тему.doc

— 256.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Масштаб  и отраслевые приоритеты формирования государственного сектора в РФ.

Мировой опыт свидетельствует, что при любом политическом режиме госсектор служит ключевой экономической  опорой страны и составляет важнейшую  область государственного управления. Его масштабы и структура в  отдельных странах зависят от состояния национального хозяйства, исторических и социальных условий и традиций. Вопрос о том, в каких отраслях участие государства наиболее целесообразно, решается в рамках конкретной модели, предполагающей определенные отраслевые приоритеты и “национальный” взгляд на роль госсектора.

Как правило, госсектор  доминирует в определенных базовых  отраслях, хотя степень государственного участия в них может варьироваться. В России позиции госсектора остаются самыми сильными в отраслях топливно-энергетического и оборонного комплексов, медицинской и микробиологической промышленности, на транспорте и связи. Наименьшее распространение частная форма собственности получила в отраслях естественных монополий – электроэнергетике и железнодорожном транспорте. Данные отрасли являются сферой пристального внимания со стороны государства почти во всех странах, и в этом смысле Россия идет в общем русле развития мировой экономики. Существенная характеристика госсектора – его опора на крупные хозяйственные структуры.

В России в ходе приватизации тоже сложился мощный экономический  сегмент государственных корпораций. Так, около 80% услуг электросвязи оказывается  национальным инвестиционным холдингом  “Связьинвест”, созданным в 1994 г. правительством РФ со 100%-ным государственным участием. Он владеет контрольными пакетами 82 региональных телекоммуникационных компаний, компании “Ростелеком” (российского оператора междугородной и международной связи) и др. Через ОАО “Связьинвест” обеспечивается государственное управление практически всей электросвязью страны. Аналогичная ситуация наблюдается в электроэнергетике, где бесспорным лидером выступает РАО “ЕЭС России”, находящееся в составе госсектора (государственный пакет его акций составляет 52,7%). В оборонном комплексе насчитывается 35 вертикально интегрированных структур, почти полностью определяющих состояние отрасли.

Наличие крупных  государственных компаний повышает управляемость национальной экономики. Существование подотчетных государству  крупных компаний облегчает процесс регулирования, перенося центр тяжести на методы “точечного” управления отдельными предприятиями. Россия, к сожалению, в ходе приватизации постепенно теряет подобные преимущества, однако пока еще эти возможности достаточно широки, что предполагает активизацию средств корпоративного управления государственными компаниями.

 

  1. Государственное предпринимательство в РФ.

Государственное предпринимательство является важной составляющей картины предпринимательского бизнеса во всех странах с рыночно  ориентированной экономикой. Его особенности в современной России обусловливаются наличием трех обстоятельств. Во-первых, в Российской Федерации современное государственное предпринимательство выступает как продолжение прежних экономических отношений, присущих дореформенной российской (советской) экономике, базировавшейся на почти повсеместном огосударствлении (национализации) предприятий.

Во-вторых, в России, как и в других странах, где развиваются рыночные отношения, существует объективная необходимость государственного предпринимательства и существования государственного сектора экономики.

В-третьих, в России сильны традиции вмешательства в экономику органов государственной власти и управления, основанные на государственнических традициях российских чиновников, полагающих, как правило, что именно им и только им присуще правильное понимание закономерностей

функционирования и развития всех аспектов национальной экономики, включая и национальное предпринимательство.

В-четвертых, в России традиционно силен государственнический менталитет. Широкие массы населения зачастую испытывают к государственному предпринимательству больше доверия, чем к любой организационно-правовой форме негосударственного предпринимательства, особенно в результате многочисленных фактов мошенничества со стороны различных компаний, основанных новыми русскими, наподобие описанной выше деятельности АО МММ.

В прошлом занимавший господствующее положение в экономике СССР государственный  сектор, действительно, обнаружил относительную  неэффективность. В отсутствии легальной взаимной конкуренции государственные предприятия были подвержены застою. Самое важное - государственные предприятия советского типа, ни при каких обстоятельствах нельзя было назвать полноценными и конкурентоспособными предпринимательскими фирмами.

Однако неудачный эксперимент  по огосударствлению экономики не следует  воспринимать как доказательство принципиальной неэффективности государственного сектора экономики или неэффективность  государственного предпринимательства  как такового.

Во всем мире государственное предпринимательство  представляет собой противоречивое явление. С одной стороны, во многих странах государственный бюджет и местные бюджеты часто содержат свободные финансовые ресурсы, которые вполне могли бы инвестироваться в предпринимательский бизнес, развиваемый непосредственно принадлежащими государству (или муниципальным образованиям) предпринимательскими фирмами. С другой стороны, в этом случае органы государственной власти и управления объективно оказываются в двойственном положении -организуя предпринимательскую деятельность принадлежащих им фирм, они, вместе с тем, обязаны выполнять роль арбитра деловых отношений между всеми субъектами предпринимательского бизнеса, в том числе и ими созданными.

Чтобы преодолеть, а впоследствии - постоянно преодолевать возникающие здесь неизбежные коллизии деловых интересов, прежде всего, между своими - принадлежащими государству (муниципальным образованиям) предпринимательскими фирмами и чужими - негосударственными субъектами предпринимательского бизнеса, в разных странах применяются различные подходы. Общей чертой указанных подходов является обеспечение эффективности функционирования государственных предприятий.

Такая эффективность понимается неоднозначно. Эффективным может быть признано

  • использование временно свободных бюджетных ресурсов на началах возвратности;
  • возможность установления жесткого контроля над вполне определенными      предпринимательскими      фирмами      со стороны уполномоченных государственных исполнительных органов;
  • государственное субсидирование убыточных компаний ради противодействия монополизации рынка другими фирмами;
  • государственное     субсидирование     убыточных     отраслей национальной экономики.

При использовании  второго, третьего и четвертого критериев эффективности государственное предпринимательство может рассматриваться и как временная мера, и как постоянное явление. Первый из перечисленных критериев эффективности обусловливает постоянную потребность в государственном предпринимательстве. Необходимость государственного предпринимательства в рыночно ориентированных странах обычно сочетается с разумной достаточностью масштабов государственной предпринимательской деятельности и наличием публичного общественного контроля функционирования государственных предпринимательских фирм.

 

 

 

2.1.Государственное  предпринимательство в условиях  рыночной экономики.

На протяжении ХХ столетия формировалась и расширялась непосредственная

предпринимательская деятельность государства, приобретал все большее значение государственный сектор в экономике. В развитых странах на предприятиях, принадлежащих государству производится от одной пятой до трети валового национального продукта.

Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, где деятельность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные

вложения средств  и риск. Основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких как:

  • обеспечение необходимых темпов роста,
  • сглаживание циклических колебаний,
  • поддержание занятости,
  • стимулирование научно-технического прогресса,
  • и т.д.

Данная форма  регулирования обеспечивает поддержку  малорентабельных предприятий и отраслей хозяйства, которые жизненно важны для воспроизводства.

Это, прежде всего  отрасли экономической инфраструктуры:

  • энергетика,
  • транспорт,
  • связь.

Но не только это: государства осваивают программы  по развитию атомной

энергии, радиоэлектронной промышленности, созданию ЭВМ, освоению космоса.

Государственные инвестиции в экономику, в отдельных  странах достигли огромных размеров: в Швеции - до 1/4, Италии и Великобритании - до 1/3, в Австрии и Франции - свыше 40 % общего объема капитальных вложений. Практически на средства государства ведутся фундаментальные научные исследования. Располагая финансами, государство выступает по отношению к частному сектору в качестве заказчика на производство продукции и одновременно ее покупателя, что придает определенную стабильность рынку.

К проблемам, решаемым государственным предпринимательством, относятся также

  • предоставление населению льгот в различных областях социальной инфраструктуры,
  • помощь жизненно важным науко- и капиталоемким отраслям экономики в целях ускорения научно-технического прогресса и укрепления на этой основе позиций страны в мировом хозяйстве,
  • проведение региональной политики создания в экономически отсталых районах промышленных предприятий,
  • увеличение числа рабочих мест,
  • охрана окружающей среды путем внедрения безотходных технологий,
  • строительство очистных сооружений,
  • развитие фундаментальных научных исследований,
  • производство товаров, являющееся по закону государственной монополией.

Государственное предприятие, пусть даже наделенное самыми широкими правами и ответственностью, всегда отстает от частного в степени хозяйственной самостоятельности. В деятельности госпредприятия наверняка присутствуют как рыночные, так и нерыночные, идущие от государства, мотивы. Политические мотивы переменчивы, они зависят от правительства, распоряжений министерств и т.д. Поэтому госпредприятия часто оказываются в сложной и неясной обстановке, предсказать которую намного сложнее, чем рыночную конъюнктуру.

Спрогнозировать вероятные колебания спроса и  цен гораздо легче, чем

предугадать поведение нового министра или же чиновника, решения  которого

зачастую определяют судьбу предприятия. За ними могут стоять политические цели, которые не имеют никакого отношения к рыночному поведению (стремление увеличить поступления в бюджет, желание сохранить штаты и повысить заработную плату и т.д.). Как правило, государственные предприятия не готовы к рыночному соперничеству, поскольку рассчитывают не только на себя, но и на особое отношение со стороны властей (дотации, налоговые льготы, гарантии сбыта в рамках госзаказов). У государственных предприятий нет обязательств перед акционерами, банкротство им обычно не грозит. Все это негативно сказывается на динамике затрат и цен, скорости освоения новых технологий, качестве организации производства и т.д. Конкуренция в сфере коммерческой деятельности недопустима еще и потому, что частный сектор втягивается в коррупцию: через взятку чиновнику можно добиться больших результатов, чем за счет снижения издержек. Если экономика обременена избыточным количеством государственных предприятий, в сложное положение попадают их работники. Именно они становятся первой жертвой правительственной политики, направленной на преодоление чрезвычайных ситуаций. Обычно люди, работающие в госсекторе, первыми ощущают замораживание зарплаты. Видимо поэтому волна приватизации, прокатившаяся в 80-е годы по экономикам западных стран не вызвала широких протестов со

стороны основной массы занятых  в государственном секторе. Люди рассчитывали, что, освободившись от государственного давления, они сумеют в полной мере использовать преимущества рыночного хозяйства, стать совладельцами частных предприятий.

Для последних десятилетий  стало характерным формирование смешанных государственно-частных предприятий и корпораций, имеющих акционерную форму.

Проблема государственной  собственности и ее границ все  больше преобразуется в проблему пределов и форм государственного контроля, его возможности реально влиять на поведение экономических субъектов.

Если исходить из мирового опыта, то все задачи, которые могут  и должны

разрешаться на уровне современного государства, можно свести к следующим:

1.Обеспечение развития базовых отраслей: энергетики, металлургической,

топливной промышленности, стимулирование новых отраслей.

2.Стратегическое прогнозирование  развития науки и техники, долгосрочное

прогнозирование развития хозяйства  в целом, оценка социально-экономических

Информация о работе Государственный сектор и государственное предпринимательство в российской экономике: состояние и перспективы