Государственный сектор и государственное предпринимательство в российской экономике: состояние и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 21:44, курсовая работа

Краткое описание

Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства.

Содержание

Введение

Глава 1. Государственный сектор российской экономики.
1.1.Необходимость существования государственного сектора в современном рыночном хозяйстве.
1.2.Особенности возникновения государственного сектора в РФ.
1.3.Масштаб и отраслевые приоритеты формирования государственного сектора в РФ.
Глава 2. Государственное предпринимательство в РФ.
2.1.Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики.
2.2.Отраслевая структура российского государственного предпринимательства.
Глава 3. Перспективы развития государственного сектора и государственного предпринимательства в РФ.

Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа на тему.doc

— 256.50 Кб (Скачать файл)

В качестве общей цели создание АО со 100-процентным государственным  капиталом призвано решить задачу совмещения достаточно плотной зависимости предприятия от структур государственного управления и достаточной самостоятельности для достижения коммерческих целей.

Государственное влияние  на промышленную политику предприятия  обеспечивается отходом от традиционной организационной структуры управления АО. Выпадает один из главных ее элементов - собрание акционеров. Его функции должен, видимо, выполнять совет директоров, состав которого определяется собственником - государством.

Целесообразно ввести в  состав совета директоров наряду с представителями отраслевого органа управления представителей администрации предприятия, трудового коллектива, местных органов власти. И конечно, высококвалифицированных специалистов (менеджеров, финансистов и т.п.). Представители трудящихся избираются трудовым коллективом, представители местного органа управления назначаются этим органом, все остальные назначаются отраслевым органом управления. На подобном принципе представительства интересов формируется совет государственного АО во Франции.

АО со 100-процентным государственным  капиталом несет самостоятельную  имущественную ответственность. Создается  возможность обращения взыскания  по долгам на имущество такого предприятия.

Наделение хозяйственной  самостоятельностью и установление ответственности по своим долгам создает объективные предпосылки "рыночного поведения" соответствующих фирм. Тем не менее достаточная эффективность деятельности таких АО сомнительна, имея в виду, что решения, принимаемые органом, в котором доминируют представители государства, могут тормозить действия администрации в улучшении коммерческих результатов. Таким образом, государственная промышленная политика может проводиться с помощью рассмотренной организационно-правовой формы достаточно эффективно, но должна корректироваться с учетом коммерческих задач АО.

Более перспективны АО, в  которых государству принадлежит  контрольный пакет акций. Такое  акционирование при его правильном проведении решит три основные задачи.

Во-первых, поскольку  оно проводится применительно к  крупным предприятиям с высокой стоимостью основных фондов, на рынок ценных бумаг поступает значительное количество акций и создаются условия для реализации ваучеров через чековые аукционы.

Во-вторых, сохраняется  возможность воздействия на стратегию  и тактику акционированных предприятий в целях обеспечения общественных интересов.

В частности, являясь  крупным инвестором, государство  может оказывать решающее влияние  на объем и направление инвестиций. Вопреки мелким инвесторам и менеджерам, которые предпочитают проекты с большей отдачей в ближайшей перспективе, государство-инвестор заинтересовано в реализации крупных долгосрочных программ.

В-третьих, создаются  предпосылки нормальных (в отличие  от ранее существовавших) взаимоотношений  между собственником, менеджером и трудовым коллективом.

Контрольный пакет акций  позволяет государству осуществлять права собственника через своих  представителей в управлении АО (собрание акционеров, совет директоров), поскольку  в течение по крайней мере трех лет состав совета директоров образуемых АО должен включать не менее 51 процента представителей государства. Правительство и Госкомимущество России вправе поручать на контрактной основе представление интересов государства в совете директоров определенным лицам, в том числе должностным лицам органов государственного управления по представлению соответствующего министерства, ведомства, региона. При таком составе совета директоров проведение государственной промышленной политики обеспечивается достаточно четко.

Существующие правомочия государственных органов можно было бы признать оптимальными, если бы не порядок формирования совета директоров и правления, а также назначения генерального директора (президента) АО.

Дело в том, что на всех предприятиях, преобразованных  в АО открытого типа в соответствии с Указом Президента от 1 июля 1992 года № 721, должностные лица не избираются собранием акционеров, а назначаются государственными органами и не на конкурсной основе, а по усмотрению соответствующего должностного лица (исключая представителей трудового коллектива). Установленный порядок продолжает традицию, когда судьба хозяйственного руководителя зависит от структур (ранее партийных, теперь - государственных), которые не несут ответственности за провалы и не стимулируются в случае успешной работы вновь созданного АО.

В Указе от 10 июня 1994 года "О некоторых мерах по обеспечению  государственного управления экономикой" порядок назначения главного менеджера  в АО с государственным капиталом  не выделен особо. В нем речь идет о "представителях государства в органах управления “АО” вообще. Согласно Указу такими представителями могут быть государственные служащие либо иные граждане РФ.

В последнем случае Госкомимущество  России или Фонд федерального имущества  заключают с ними договор гражданско-правового характера. Указом резко ограничена самостоятельность представителей государства. По коренным вопросам управления АО ("управление капиталом") они обязаны в письменной форме согласовывать с федеральными органами исполнительной власти или Фондом федерального имущества, от имени которого они действуют, вносимые ими проекты решений, либо свое будущее голосование по проектам решений, предложенным другими членами органов управления АО. Таким образом, фактически решения по достаточно широкому кругу важнейших вопросов управления АО принимает аппаратный работник, не несущий ответственности и не заинтересованный материально в деятельности общества. Нетрудно заметить, что под новым словесным покровом реанимируется один из основных пороков административно-командной системы. Поэтому представляется, что решение данной проблемы в действующих нормативных актах далеко от совершенства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение     

Сущность  государственной собственности  выражается посредством выполняемых  ею функций. Государственная собственность может служить опорой для выравнивания экономического цикла и поддержания занятости. В условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии или кризиса, когда частные капиталовложения сокращаются, государственные объекты не сокращают производство. Деятельность государства по обновлению основного капитала на железных дорогах, закупкам оборудования, обеспечения населения почтой и телеграфом, строительству автомобильных дорог, реконструкции портов и аэродромов приходится, как правило, на периоды экономических кризисов. Государство создает и финансирует отрасли хозяйственной деятельности, необходимые для обслуживания процесса воспроизводства. Это становится возможным благодаря тому, что государству, как правило, принадлежат отрасли и сферы экономики, имеющие общенародное значение, ключевые отрасли инфраструктуры. К ним относятся связь, транспорт, топливно-энергетическая промышленность, водоснабжение.    

Госсобственность  играет важную роль в финансировании фундаментальной науки, разработке и внедрении высоких технологий, подготовке и переподготовке кадров. Собственность обеспечивает возможность для государства быть самостоятельным элементом в экономических правоотношениях с другими субъектами собственности внутри страны и за рубежом, является гарантом многих международных и внутренних договоров и соглашений. Государственные предприятия занимаются внешней торговлей и вывозом капитала за пределы государства, выступают пионерами во внедрении национального капитала в экономики иностранных государств. Принципиально важной функцией государственной собственности является социальная функция.     

Следует отметить, что все функции пересекаются друг с другом, взаимодополняют друг друга. Полнота отношений государственной собственности достигается лишь при их одновременном выполнении. Проблемы реализации государственной собственности возникают вместе с деформацией ее функций.    

Таким образом, мировой и отечественный  опыт показывает, что государственная  собственность может положительно влиять на развитие экономики. Неэффективная, деформированная реализация нашим государством функций собственника – не основание для отказа от государственного сектора, а стимул к выяснению причин того, почему это происходит и скорейшему устранению этого явления.  
  

 Государственный сектор экономики занимает существенное место в экономической системе страны. Он включает в себя госкорпорации, компании с долевым участием государства, финансы государства и муниципальных образований, властные и исполнительные полномочия государственных и муниципальных органов власти. Результаты деятельности госсектора носят сложный, многофункциональный и разнообразный характер (политический, экономический, социальный, экологический и др.) и проявляется на макро - и микроуровнях. При этом государство выполняет следующие функции: Нейтрализует провалы рынка, такие как монополия, ассиметричность информации, действие внешних эффектов; формирование государственных финансов; производство общественных благ; перераспределение отдельных благ. 
Чтобы обозначит оптимальные границы госсектора, необходимо определить функции, которые должно выполнять государство для эффективного управления страной. Так госсектор действует в сфере ОПК, производства общественных благ, страховании банковских вкладов и др. Но ввиду того, что в России происходит явная централизация власти, более того, страна на данный момент все еще развивается по сырьевой концепции, есть еще много других проблем (коррупция, бюрократия, отсутствие опыта) из-за которых в России произошло отклонение границ госсектора от оптимальных размеров в сторону увеличения. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

1. Статья "Государственный  сектор российской экономики:  контуры бюджетного регулирования"  автор. Александр Виссарионов.  доктор экономических наук. Международный  журнал "Проблемы теории и практики управления" № 1 2002г. г. МОСКВА. 
2. "Современный экономический словарь" библиотека Воеводина.( www.ENBV.narod.ru) 
3 статья. "Естественные монополии" данные Интернет издания. Газета. Ru 23 февраля 2003г (http://www.gazeta.ru/print/2002/10/22/estestvennye.shtml ) 
4. статья. "Государственный сектор" данные Интернет издания. Фонд Либеральная Миссия. ( http://www.liberal.ru/default.asp) 
5. "Экономика" учебник. Под ред. Д-ра экон. Наук проф. А. С. Булатова. Издательство "Юристь" 2001 г. глава 35. 
6. "Управление государственной собственностью в условиях переходной экономики" книга; авторы: Бандурин В.В., Кузнецов В.Ю.: г. Москва . 1999 г. (http://www.lib.km.ru/?id=4563&Subject=33)




Информация о работе Государственный сектор и государственное предпринимательство в российской экономике: состояние и перспективы