Государство в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 19:09, курсовая работа

Краткое описание

Методы и формы государственного регулирования. Роль государства в кризисной экономике России.

Содержание

Введение
1.Функции государства в рыночной экономике
2. Методы государственного регулирования рыночной экономики
2.1. Административные методы
2. 2 .Экономические методы
3. Современные методы государственного регулирования
3.1 Прогнозирование экономики
3.2 Экономическое программирование
4. Проблема лимитирования государственного вмешательства
5. Роль государства в кризисной экономике России
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

3.7. Социальная  защита 

           Непременным звеном государственной политики в перераспределении ресурсов должно быть обеспечение социальной защиты и социальной гарантии в целях сохранения кадрового потенциала в важнейших для развития общества сферах. Справедливыми в рыночной системе признаются ли те доходы, которые получаются вследствии свободной конкуренции, объём таких доходов зависит от эффективности вложения производственных факторов. Но необходимо отметить, что в нашем обществе немало тех людей, которые не владеют ни землей, ни капиталом, ни трудом (это слой неимущих, нетрудоспособных). Таким категориям людей нечего предъявлять на рынки факторов производства, конкуренция их не касается, они не получают никаких доходов. К нетрудоспособным относятся дети, люди преклонного возраста, инвалиды. Но важно заметить, что есть и такие безработные, являющиеся трудоспособными, но которые просто не могут найти себе работу. Также отметим, что рыночное распределение доходов неприменимо к тем, кто занят производством общественных товаров, их содержание становится заботой государства, а не рынка.

          Во всех выше перечисленных случаях государство вправе вмешаться в перераспределение доходов, так как всё, что справедливо с позиции рыночного механизма, несправедливо с позиций общечеловеческих норм морали, что нарушает право человека на достойное существование в обществе. Развитые  страны с рыночной экономикой успели испытать острые социальные конфликты, им потребовалось немало времени, чтобы достить общественного согласия, осознания различными социальными группами безусловной ценности права человека на жизнь. В последствии расширились экономические функции государства, aктивно включившегося в перераспределение доходов.

         Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим, осуществляет индексацию фиксированных доходов в связи с ростом цен и т.д. 

1.8. Охрана окружающей среды 

        Государство в рыночной системе выступает главным гарантом сохранения и улучшения окружающей среды. Oно призвано производить предварительную экспертизу проектов строительства новых предприятий на их экологическую безопасность, запрещать производственную деятельность, наносящую вред здоровью людей, обязывать предпринимателей направлять капитал на восстановление разрушенной природной среды. 

1.9. Защита национальных интересов 

         Защита национальных интересов в мировой экономике предполагает проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы, управление платежными балансами и многое другое. 

Перечень функций государства этим отнюдь не исчерпывается. Государство, пытаясь решить проблемы, неподвластные рынку, осуществляет антимонопольную политику с целью поддержания конкуренции, обеспечивает свободу предпринимательства, законность и порядок в хозяйственной жизни, стимулирует деловую активность и использование имеющихся научно-технических результатов. За государством всегда сохраняется организация денежного обращения и социального страхования, проведение глубоких структурных преобразований производства, решение вопросов фундаментальной науки, производство общественных благ, оказание помощи малорентабельным, но важным для хозяйства производствам, обеспечение устойчивости национальной валюты, контроль внешнеэкономической деятельности, включая организацию таможенной системы, и многие другие. Это так называемые классические функции государства, составляющие как бы нижнюю границу его вмешательства в рыночную экономику.

          Однако в современном мире функции государства гораздо шире. С развитием общества, с изменениями в структуре общественного производства, сдвигами в его технической базе, ростом значимости отдельных сфер общественной жизни возрастает его роль в регулировании следующих социальных процессов: установление минимальных ставок оплаты труда; защита среды обитания человека; развитие инфраструктуры; продолжительность рабочего дня и времени отдыха; определение прожиточного минимума; пособия по безработице, различные виды пенсий и пособий малообеспеченным членам общества; дотации на школьное обучение и т.д.

           К исключительной прерогативе государства относятся высшие национальные интересы, экономическая безопасность, гарантом и защитником которых оно является. Государство обязано соблюдать баланс общественных интересов, социальной стабильности и защищать национальные интересы путем организации контроля национальных ресурсов при проведении внутренней и внешней политики. Здесь важное место занимает управление предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность. Их круг должен быть ограничен отраслями, имеющими общегосударственное значение, например ядерной энергетикой, деятельностью в космосе, общегосударственным транспортом, связью и др.

В последнее  время появилась тенденция передачи некоторых функций государственного регулирования различным институтам гражданского общества - ассоциациям, союзам, не являющимся ни органами государства, ни рыночными структурами.

Ни одна из всех вышеперечисленных функций  не исчезает и не утрачивает своей роли с течением времени. Перемены касаются механизма, методов и форм осуществления функций государства в рыночной экономике.

           Но следует помнить, что, если государство пытается делать больше, чем ему отмерено рыночной экономикой, - продолжает распределять производственные ресурсы, удерживает административный контроль над ценами, прощает предприятиям кредитную задолженность, сохраняет рабочие места в технологически отсталых производствах, пытается обеспечить высокую социальную защищенность населения без учета реальных возможностей экономики, то в народном хозяйстве консервируется отсталая структура производства, низкое качество продукции, увеличивается отставание от развитых стран в области научно-технического прогресса и уровня жизни народа. В результате страдают те, ради кого государство шло на превышение пределов разумного вмешательства в экономику. Тогда рано или поздно становится необходимым разгосударствление экономики избавление ее от чрезмерной государственной активности. 

3.10. Экономическая  деятельность государства 

Таким образом, основными направлениями  экономической деятельности государства являются:

1)Обеспечение нормальных условий работы рыночного механизма, что предполагает регулярную демонополизацию экономики, ее антиинфляционную профилактику с помощью стабильной денежной политики, поддержание бездефицитной системы государственных финансов и др. В странах, вставших на путь восстановления рыночного хозяйства, государству также приходится формировать многосекторную экономику, демонтировать звенья административно-командного управления, образовывать действенную систему экономических регуляторов и много другое.

2)Выполнение функций, очерченных минимально необходимыми и максимально допустимыми границами вмешательства государства в экономику. В решении этих экономических проблем рыночный механизм обнаруживает свою несостоятельность или неэффективность.

3)Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства, т.е. правовой основы предпринимательства, налогообложения, банковской системы и др.       

4. Методы  государственного регулирования  рыночной экономики

             Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы, к которым рыночная система предъявляет различные требования.

            Во-первых, исключаются любые действия государства, разрывающие рыночные связи. Недопустимы, например, тотальное директивное планирование, натуральное распределение производственных ресурсов и предметов потребления (фонды, талоны, купоны и т. д.), всеобщий административный контроль над ценами и т. п. Отсюда не следует, что в условиях рыночной экономики государство снимает с себя всякую ответственность, допустим за уровни и динамику цен. Напротив, государство внимательно следит за ценами и, опираясь, главным образом, на экономические   методы управления,  старается не допустить их бесконтрольного инфляционного роста, причем имеет для этого гораздо больше возможностей, чем при административном ценообразовании.

            Во-вторых, влиять на рынок как  самонастраивающуюся систему можно  в основном экономическими методами. Если государство полагается исключительно на административные методы, то оно способно разрушить рыночный механизм. Вместе с тем это не означает, что в рыночном хозяйстве административные методы не имеют право на существование, в ряде случаев их применение не только допустимо, но и необходимо.

             В-третьих, экономические регуляторы  не должны ослаблять или заменять  рыночные стимулы, их следует  применять по правилу «не мешай  рынку». Если государство игнорирует  это требование, не обращает внимание на то, как действие регуляторов отражается на механизме рынка, последний начинает давать сбои. 

4.1. Административные  методы 

            Такие методы характерны прежде  всего для централизованно управляемой  экономики. Государственное регулирование в тех условиях осуществляется в формах доведения предприятиям директивных плановых заданий, централизованного распределения материально-технических, финансовых, кредитных и других ресурсов, жесткой регламентации деятельности предприятий, ограничивающих возможность принятия ими самостоятельных решений.

            Административные методы используются  и в рыночной экономике. Государственное  регулирование рыночной экономики  административными методами определяется  необходимостью решения макроэкономических и социальных проблем в интересах всего общества. Непосредственное государственное управление рядом отраслей, объектов полностью или частично применяется по отношению к предприятиям или организациям, имеющим жизненно важное значение для экономики и общества, представляющим общественную опасность, нуждающимся в значительной государственной поддержке. Таковыми объектами являются военные, энергетические, заповедники, национальные музеи, природные парки, курорты, полезные ископаемые, водные ресурсы, ряд учреждений науки, образования,  культуры, здравоохранения, а также организации, контролирующие и защищающие окружающую среду, выполняющие другие общегосударственные функции. Такие объекты обычно находятся в государственной или муниципальной собственности. Следует, однако, отметить, что в условиях рыночной экономики действие административных методов государственного воздействия резко сокращается, меняется их содержание и задачи, которые они решают.

            Административные методы включают: финансовую поддержку государства отдельным предприятиям, секторам экономики, проведение макроструктурных сдвигов с целью предупреждения структурных кризисов через разработку и научно-технических, экологических и других государственных программ, финансирование социальной сферы и т.д.

            Финансовая поддержка из госбюджета  осуществляется обычно в форме  дотаций, субвенций, субсидий. Дотация – это денежные средства, выдаваемые в безвозвратном порядке из государственной системы. Дотации из бюджета предоставляются государственными предприятиям, организациям, учреждениям для сбалансирования результатов хозяйственной деятельности. Например, дотации могут выдаваться для покрытия предприятием убытков, получаемых за счет продажи своей продукции по государственным ценам, которые не покрывают затрат предприятия.

            Другими словами, если на товар  устанавливается дотация, то это  означает, что одна часть реальной  цены оплачивается потребителем, а другая часть – государством. Таким образом, цена потребителя  снижается.

            Дотации из бюджета могут выдаваться  из средств вышестоящих бюджетов  нижестоящими для их окончательного  сбалансирования. 

            В последнее время дотации  вытесняются новым видом финансовой  поддержки нижестоящих бюджетов  – субвенциями. Субвенция – это фиксированный объем государственных средств, которые выделяются безвозмездно национально- государственным и административно-территориальным образованиям для финансирования целевых расходов из бюджетов.

            Субвенции подразделяются на текущие и инвестиционные. Право на получение текущих субвенций имеют территории России, у которых доли бюджетных расходов, необходимых для финансирования общегосударственных социальных расходов, превышают среднюю по России.  Территории, бюджеты которых недостаточны для финансирования закрепленных за ними общегосударственных капитальных вложений, обладают правом на инвестиционные субвенции.

           Субсидия – особая форма связи – финансовой и экономической - между отдельными звеньями бюджетной системы и служит в основном для поддержания сбалансированности бюджета. В отличие от субвенций субсидии не подлежат возврату в случае их неиспользования или использования не по назначению. Это дает возможность получателям субсидий осуществлять маневрирование полученными финансовыми ресурсами.

Информация о работе Государство в рыночной экономике