Государство в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 19:09, курсовая работа

Краткое описание

Методы и формы государственного регулирования. Роль государства в кризисной экономике России.

Содержание

Введение
1.Функции государства в рыночной экономике
2. Методы государственного регулирования рыночной экономики
2.1. Административные методы
2. 2 .Экономические методы
3. Современные методы государственного регулирования
3.1 Прогнозирование экономики
3.2 Экономическое программирование
4. Проблема лимитирования государственного вмешательства
5. Роль государства в кризисной экономике России
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

           Вместе с тем административные  меры, подавляя индивидуальную экономическую  свободу, вполне оправданы, если  они используются в тех случаях,  когда максимальная свобода одних  субъектов оборачивается тяжелыми потерями для других субъектов и рыночного хозяйства в целом. Существуют области, где применение административных методов эффективно и не противоречит рыночному механизму:

           Во-первых, жесткий государственный  контроль монопольных рынков.

           Во-вторых, регулирование внешних эффектов и их последствий для окружающей среды. В этой сфере экономические регуляторы недостаточны и неэффективны, так как если  погублено озеро или лес, то никакие финансовые санкции их не воскресят. Необходимы административные меры: консервация части национальных ресурсов, исключающая их коммерческую эксплуатацию, выделение природоохранных зон, в которых недопустимы определенные виды производственной деятельности, прямое запрещение использования экологически вредных технологий.

           В-третьих, разработка экологических  стандартов, гарантирующих населению  экологически безопасную жизнь,  национальных стандартов и других, а также контроль за их соблюдением.

           В-четвертых, определение и поддержание  минимально допустимых параметров благосостояния населения – гарантированного минимума заработной платы, пособий по безработице и т.п.

           В-пятых, защита национальных  интересов в системе мирового  хозяйства, например, лицензирование  экспорта или государственный контроль над импортом  капитала.

           В странах с развитой рыночной  экономикой административные методы  давно превратились в неотъемлемую  часть хозяйственного механизма,  и нигде не ставится задача  заменить их чем-то другим. Мировая  и отечественная практика свидетельствуют о том, что администрирование опасно, когда не имеет экономического обоснования. Напрочь отвергать его - значит, неточно представлять себе устройство современной рыночной экономики.

           Хотя мировая хозяйственная   практика знает немало комбинаций различных методов регулирования их внутренняя структура, как правило, остается неизменной. Одни методы (как экономические, так и административные) выполняют в экономике роль несущей конструкции, направлены на достижение поставленных целей, а другие выступают в качестве амортизаторов. Предназначены для гашения негативных эффектов, неизбежно сопровождающих государственное регулирование рыночной экономике.

5.Современные методы государственного регулирования

    5.1.  Прогнозирование экономики

            В зависимости от конкретно-исторических обстоятельств, национальных условий и господствующих в обществе экономических концепций во многих странах происходит интенсивная апробация различных методов государственного воздействия на хозяйственные и микрохозяйственные процессы. Одни из этих методов теряли свое первоначальное значение, другие, наоборот, приобретали вес и признание, выходя на передний план. Но каждый играл свою особую роль. По мере значимости и масштабам воздействия на экономику можно выделить такие методы государственного регулирования, как прогнозирование и экономическое программирование.

            Для принятия грамотных экономических решений государство нуждается в научно обоснованном прогнозе. Задача такого прогноза – дать объективное, достоверное представление о том, что произойдет в экономике при тех или иных условиях. В прогнозировании экономики можно выделить четыре этапа.

            1 этап  прогноза – так называемый «поисковый» прогноз. Он показывает, каким может быть развитие экономики (или ее отдельной подсистемы) при условии, что характер государственного воздействия на экономические процессы останется неизменным. Другими словами, общество получает ответ на вопрос: что будет, если не принимать никаких мер государственного воздействия?

           2 этап – это разработка «нормативного», или «целевого», прогноза, в котором государство определяет цель развития экономики страны. Например: достичь определенного уровня потребления материальных благ на душу населения или достичь «критической» массы малых предпринимателей в экономике и т.д. Эти цели становятся своего рода нормативов, от которого начинается вся цепочка расчетов. Поэтому для постановки реальных целей необходимо иметь достоверную информацию, основу для которой дает так называемый «поисковый прогноз». Он определяет параметры будущего развития. «Поисковый» и «нормативный» прогнозы тесно взаимоувязаны.

          3 этап – подготовка для правительства конкретных предложений и рекомендаций по использованию тех или иных экономических регуляторов, которые побуждают государство вести хозяйственную деятельность, адекватную его политике. Существуют 3 группы таких экономических регуляторов2:

  • Налоги, налоговые льготы, нормы и порядок начисления амортизации, процент за кредит, таможенные сборы и т.д.;
  • Финансовые средства государства, бюджетные инвестиции, субсидии, дотации и т.д.;
  • Законодательно установленные ограничения материально-вещественных потоков: лицензии, квоты, контрактные государственные заказы.

             Оперируя экономическими регуляторами, государство стремится максимально приблизить развитие экономики  к показателям «нормативного прогноза», но так, чтобы ни в коей мере не блокировать механизм рынка.

             4 этап – корректировка «нормативного прогноза» с учетом действия выбранных экономических регуляторов.

             Выделение таких этапов в процессе прогнозирования есть первое методологическое требование ко всей работе по составлению прогнозов государствам. Второе методологическое требование к такого рода работе – это составление сценария и вариантов самих прогнозов.

            Сценарий прогноза включает в себя комплекс исходных условий: прогноз погодных условий, определяющих урожайность, прогноз общественно-политической, внешнеэкономической, международной ситуаций, прогноз правовых условий и т.д. Вариантов прогноза может быть очень много, нужны прогнозы любого уровня, любой совокупности, развития видов производств, территорий, отраслей и т.д., но следует разумно ограничивать их число, иначе принять решение будет сложно.

Почему  пятилетние планы в советской  хозяйственной системе оказались, по сути, невыполнимы? Потому, что прогноз  отражал не реальность, а принцип  «надо». Он не учитывал реальной социально-экономической  ситуации в стране, потребностей населения, внутренней и внешней экономической среды,  в условиях которой функционировала экономика. В социалистической практике отсутствовало прогнозирование последствий тех или иных решений, принимаемых правительством, что составляет одну из самых сильных сторон современного прогнозирования на Западе.

             Наиболее продуктивным в практике прогнозирования рыночной экономики является сведение разных прогнозов в систему, в обобщающий прогноз. Перспективным считается следующий «набор» воздействующих прогнозов:

  • Прогноз последствий от разных ситуаций в стране и за рубежом;
  • Прогнозы развития таких сфер экономики, как финансы, денежное обращение, трудовые ресурсы и т.д.;
  • Социальные и политические прогнозы;
  • Прогнозы развития конкретных видов производства и отраслей; научно-технические прогнозы;
  • Внешнеэкономические прогнозы;
  • Экологические прогнозы;
  • Прогнозы развития отдельных производственно-управленческих и территориальных  структур.

В цивилизованной рыночной экономике постоянно происходит периодическое уточнение и доработка составляемых прогнозов, существует система «скользящих» прогнозов, т.е. регулярно пересматриваемых в соответствии с изменениями условий жизни общества.

    1. Экономическое программирование

             Наряду с краткосрочными методами воздействия на экономику (прогнозами) современное государство использует и долговременные методы ее регулирования (программы). Во многих европейских странах, в США, Японии и других регионах мира получил широкое развитие метод экономического программирования в масштабах все страны. Весьма разнообразные по срокам выполнения и по целям программы опираются на реальные факторы экономической жизни – правительственные и частные инвестиции, бюджетные субсидии и носят в основном индикативный (рекомендательный) характер. Например, во Франции отработан механизм составления пятилетних планов как системы конкретных показателей по объему производства, динамике национального дохода, модернизации промышленности, торговле, развитию инфраструктуры, сферы научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), подготовке рабочей силы, жилищному строительству. Государство стремится поддержать выполнение этих планов конкретным финансированием, активной структурной политикой.

           Структурная политика государства преследует главную цель – обеспечить наиболее высокий уровень экономического роста на данном этапе развития национальной экономики. Сюда входит и стимулирование новой производственной структуры, адекватной НТП, и преодоление социально-экономической отсталости отдельных регионов; повышение эффективности и конкурентной способности национального капитала; активная поддержка мелкого и среднего бизнеса и предпринимательства; наконец, политика приватизации и разгосударствления, антимонопольное законодательство и т.д.

6. Проблема лимитирования государственного вмешательства

 

     Бесспорно современная рыночная система невообразима без вмешательства в неё государства. Но всё же существует грань, за которой случаются деформации рыночных процессов, падает результативность производства. Тогда рано или поздно встает вопрос о разгосударствлении экономики, освобождение её от чрезмерной государственной активности. Имеются важные ограничения для регулирования. Например, неприемлемы любые акты государства, разрушающие рыночный механизм (тотальное директивное планирование, всеохватный административный контроль за ценами и др.).      

     Это вовсе не значит, что государство освобождает себя от ответственности за неуправляемый подъём цен и вынуждено отказаться от планирoвания. Рыночная система не исключaет планирования на урoвне предпpиятий, pегионов и дажe наpодного хoзяйства. Также надлежит отметить, что рынок во многом является самонастраивающейся системой, и поэтому влиять на нeго следует тoлько косвенными, эконoмическими методами. Oднако в некоторых случаях употребление aдминистративных метoдов не только возможно, но и необходимо. Нельзя рассчитывать только на эконoмические либo тoлько на административные меры. С oдной стороны, элементы администрирования несут в себе любой экономический регулятор. С другой стороны, в каждом aдминистративном регуляторе есть нечто экономическое в том смысле, что он косвенно оказывает влияние на поведение участников экономического прoцесса.

     Среди методов государственного регулирования нет совершенно непригoдных и абcолютно неэффективныx. Использовать надо все методы, вопрос лишь в том, чтобы определить для каждой ситуации наиболее целесообразные. Экономические убытки возникают тогда, когда власти заходят за границы разумного, отдавая чрезмерноe пpедпочтение либo экономичеcким, либo aдминистративным мeтодам.

     Не  стоит также забывать и о том, что сами экономические регуляторы следует использовать максимально остоpожно, не расслабляя и не замещая рыночные стимулы. Когда государство игнoрирует данное условие, запускает регуляторы, не задумываясь о том, как их действие может отразиться на механизмe рынкa, поcледний начинает давать сбои.

     Нaдо имeть в видy, что срeди экoномических регулятоpов нeт ни одного идeальнoго. Любой из них, принося полoжительный эффект в одной сфере экономики, непременно даёт негaтивные результаты в дрyгих. Здесь ничегo нeльзя поделать. Государство, использующее экономические инструменты регулирования, обязано их контролировать и своевременно останавливать. Например, государство стремится обуздать инфляцию, ограничивая прирост денежной массы. С точки зрения борьбы с инфляцией эта мера эффективна, однако она приводит к удорожанию центрального и банковского кредита. А если процентные ставки растут, становится все труднее финансировать инвестиции, начинается торможение экономического развития. Именно так ситуация развивается в России.

7. Роль государства в кризисной экономике России

     В кризисной ситуации стране необходимо эффективное государство.

Информация о работе Государство в рыночной экономике