Государство в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 19:09, курсовая работа

Краткое описание

Методы и формы государственного регулирования. Роль государства в кризисной экономике России.

Содержание

Введение
1.Функции государства в рыночной экономике
2. Методы государственного регулирования рыночной экономики
2.1. Административные методы
2. 2 .Экономические методы
3. Современные методы государственного регулирования
3.1 Прогнозирование экономики
3.2 Экономическое программирование
4. Проблема лимитирования государственного вмешательства
5. Роль государства в кризисной экономике России
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

     Важным  направлением государственной деятельности в лице Государственной Думы РФ и правительства является правовое обеспечение курса проведения рыночных преобразований.

            Наряду с косвенным регулированием все большее место должно занимать прямое государственное вмешательство через увеличение правительственных расходов и налоговую политику. При этом важно руководствоваться критерием сохранения рыночных свобод, поскольку понятие эффективного государства никоим образом не тождественно возврату к абсолютной централизованной системе управления.

     Налаживание эффективного управления государственными предприятиями, грамотное управление в рыночном режиме — это один из путей экономического роста в условиях переходной экономики.

     Поддержка отечественного предпринимателя и  обеспечение конкуренции — важные функции государства.

     Вся прежняя картина проведения курса  реформ в России показала несостоятельность государственного регулирования экономикой, потому что регулирование в интересах финансовой стабилизации оказалось несовместимым с какой-либо промышленной политикой.

     Выход из кризиса и будущее экономического развития во многом зависят от взаимодействия государства и частной собственности, финансовой стабилизации, укрепления национальной валюты, роста внутренних накоплений населения, благоприятной реструктуризации нашего внешнего долга и устойчивого положительного сальдо внешней торговли и т.д., но эти благоприятные факторы не смогут заработать автоматически.

     Государственная политика в финансовом секторе идет в разрез с интересами промышленности. Чтобы переломить эту тенденцию, ведущую к деградации промышленных мощностей, следует дополнительно использовать два пути:

     1) активизацию долгосрочных инвестиций в основной капитал для создания новых производств;

     2) увеличение вложений в оборотные  фонды для более полного использования производственного и трудового потенциала.

     Источники привлечения долгосрочных инвестиций ограничены. В нынешних условиях средств  нет ни у государства, ни у коммерческих банков, которые находятся на грани дефинансирования. На иностранных инвестициях при высокой рискованности вложений в российскую экономику и неразвитости института страхования и гарантий невозможно обеспечить рост.

     Остаются  два источника: средства населения  и амортизационные отчисления. Средства населения можно вовлечь в инвестиционный процесс как минимум при условии предоставления абсолютной государственной гарантии от возможных рисков. Амортизационные же отчисления, исчисляемые сотнями миллиардов рублей, идут на заработную плату, оплату сырья/топлива и энергии, что абсолютно недопустимо. Попытка законсервировать амортизацию на инвестиционных счетах неизбежно приведет к дальнейшему сокращению действующих производственных фондов.

     Необходимо  решить вопрос эмиссионной политики, дополняя ее действенными средствами контроля за прохождением и использованием денежных средств на производственные цели.

     Видимо, потребуется принять законодательные  акты, устанавливающие ответственность за целевое использование средств.

     Государство должно выступать инициатором дальнейших институциональных преобразований. Корректировки макроэкономической политики будут блокироваться, если не внести изменения в действующую систему кредитно-банковских учреждений. В ее нынешнем упрощенном виде она не отвечает условиям перехода к экономическому росту в стране.

     Государству предстоит поддержать новое направление  в банковской деятельности — реструктуризация банковской системы. Здесь предстоит серьезная законотворческая работа.

     В конечном итоге необходимы новая  мотивация и новая дисциплина труда, социальное партнерство при строгом соблюдении взаимных обязательств всеми сторонами — правительством, предпринимателем и работником. Эффективное  и ответственное государство, свобода выбора и предпринимательства, личный интерес, труд, соединенный с законом и гарантированными гражданскими правами, - должны стать движущими силами нового этапа экономического развития России.

            Переход к рыночным отношениям в России сопровождался либерализацией экономики, отказом государства от монополии на некоторые виды хозяйственной деятельности. Произошел переход от преимущественно административных методов государственного регулирования к экономическим (через денежно-кредитную политику и бюджетно-налоговую систему).

      При переходе к рыночной экономике в  России возникла необходимость в макроэкономической стабилизации. Здесь решающую роль играет государство.

В настоящее время  государству необходимо:

сократить свои расходы или существенно  повысить их эффективность;

снизить свое бремя на бизнес и направить  на подъем экономики на основе частной инициативы;

сократить текущие расходы в секторе  экономики, сопоставимом с нынешним государственным сектором, включая  естественные монополии, на сравнимый  объем производимой продукции и  услуг. При этом объем услуг и  инвестиций в этом секторе существенно возрастет, в частности, за счет реинвестирования полученной экономии в науку, образование, здравоохранение;

повысить  пенсии и заработную плату в организациях, финансируемых из бюджетов всех уровней.

Заключение

 

           Вопросы, рассмотренные в курсовой работе, посвящены проблемам государственного регулирования экономики, роли государства в рыночных отношениях.

          Активное вмешательство в экономику - нормальное явление в жизни любого государства. По мере роста общественного разделения труда, усложнения хозяйственных связей экономическая роль государства растет. Период противопоставления рынка государству, а государства - рынку закончился. Сегодня очевидно, что рынок эффективно решает проблему размещения ограниченных ресурсов, но он не может удовлетворить всех потребностей человека, особенно его социальных потребностей. Поэтому государство не может рассматриваться как сила, противостоящая рынку. И рынок, и государство способны выражать интересы общества и отдельного человека, они служат в конечном счете потребностям людей.

           Конечно, вмешательство государства  в экономические отношения не  должно быть безграничным –  экономика не должна быть  излишне  административно «зарегулирована», так как  это ущемляет экономическую  свободу, приводит к коррупции государственного аппарата и возникновению теневой экономики. Государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.

           И государство, и рынок - две параллельно развивающиеся и взаимодействующие формы общественного развития. Поэтому, принимая решение об осуществлении экономической деятельности, приходится сопоставлять как достоинства, так и недостатки рыночного и государственного механизмов регулирования экономики.

    В начале XXI столетия человечество стоит перед задачей, как органически соединить рыночную экономику, социальную политику государства и все возрастающую необходимость охраны окружающей среды. В цивилизованном обществе экономика должна быть социальной. Это возможно лишь при позитивном воздействии на нее государства, в условиях, когда высшей ценностью в обществе являются достоинство и права человека и функционирует правовое государство. По всей видимости, основная задача государства состоит в том, чтобы удерживать "золотую середину" в сфере влияния на рыночную экономику.  

Список  литературы:

  1. Курс экономической теории / под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. Киров: АСА. 2001.
  2. Райзберг Б.А. Рыночная экономика: Учебное пособие. М. 1995.
  3. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика / Перевод с английского. -М., 1993
  4. Албегова И. М., Емцов Р. Г., Холопов А. В. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку / Под ред. А. В. Сидоровича. М.: Дело и сервис, 1998.
  5. Государственное регулирование рыночной экономики. Уч. пособие. М.: Дело, 2001.
  6. Лившиц А. Ю. Экономика реформ в России и её цена. М.: Экономика, 1994.
  7. Ламперт Х. Социальная рыночная экономика. М.: Дело, 1995.
  8. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики. М.: ИЭ РАН, 1997.
  9. Юрьева Т. В. Социальная рыночная экономика. М.: Русская деловая литература, 1999.
  10. Рыночная экономика. Учебник. Ч.1 /Под ред. В. Ф. Максимова. М.: «Соминтек», 1996.
  11. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики. М.: Норма, 2001

Информация о работе Государство в рыночной экономике