Групповая динамика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 23:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование групповой динамики и влияние их на эффективность деятельности организации.
Для раскрытия этой цели были поставлены следующие задачи:
исследовать управление в социальных группах и их разновидность, а также выявить факторы, влияющие на эффективность работы группы;
исследовать роль руководителя в социальных группах и дать рекомендации по управлению группами в организации.
Объектом изучения является влияние групп на деятельность организации. Предмет исследования - роль лидера на эффективность работы группы.

Содержание

Введение 3
Понятие группы. 4
Формальные группы 5
Неформальные группы. 6
Причины появления неформальных групп. 7
Стадии формирования группы. 9
Факторы, определяющие эффективную работу группы. 15
Оптимальное распределение ролей в группе 19
Заключение 22
Список литературы 23

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик ахалая.docx

— 60.06 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Факультет экономики  и менеджмента

Кафедра «Стратегический  менеджмент»

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по «Введение  в экономическую теорию» на тему:

Групповая динамика.

 

 

 

 

 

Студентка з13705/24 гр.

Зорина  Галина Андреевна

Кафедра «Стратегический менеджмент» 

Преподаватель Ахалая О.А.

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение 3

Понятие группы. 4

Формальные  группы 5

Неформальные  группы. 6

Причины появления  неформальных групп. 7

Стадии формирования группы. 9

Факторы, определяющие эффективную работу группы. 15

Оптимальное распределение ролей в группе 19

Заключение 22

Список литературы 23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современный менеджмент сложно представить себе без такого явления  как группа. То, что управлять  каждым человеком персонально—занятие  крайне неэффективное стало ясно уже давно. Одной из важнейших  задач, стоящих перед руководством фирмы, является выработка эффективных  механизмов деятельности объединений  людей т. е. групп. Совершенно понятно, что слаженная группа специалистов имеет намного больше шансов добиться успеха, в отличие от ситуации, если бы каждый человек работал в одиночку. «Одна голова—хорошо, две—лучше»—гласит  народная мудрость. А если голов  не две, а пять, десять? Разнообразие взглядов на проблему, коллективное внимание к деталям, снижение вероятности  допущения ошибочного решения—это  только начало списка преимуществ групповой  деятельности. Разнообразие гаммы оценок ситуации в этом случае несравнимо больше, нежели «черно-белая палитра» каждого человека в отдельности. Каждый человек уникален и это  обстоятельство порождает не только преимущества, но и неприятные явления, называемые конфликтами, которые в  силу своей отрицательной природы, снижают продуктивность работы всей группы. Таким образом, исходя из всего  вышесказанного, можно заключить  следующее. Залогом успешной деятельности любой группы является умелое использование  сбалансированного сочетания положительных  и отрицательных моментов в работе группы, в результате которого группа двигалась бы по пути созидания, а не наоборот.

Целью работы является исследование групповой динамики и влияние  их на эффективность деятельности организации.

Для раскрытия этой цели были поставлены следующие задачи:

исследовать управление в  социальных группах и их разновидность, а также выявить факторы, влияющие на эффективность работы группы;

исследовать роль руководителя в социальных группах и дать рекомендации по управлению группами в организации.

Объектом изучения является влияние групп на деятельность организации. Предмет исследования - роль лидера на эффективность работы группы.

 

 

 

 

Понятие группы.

 

Группа — это совокупность людей, которые вступают в такое  взаимодействие, когда каждый человек оказывает влияние на других людей и одновременно находится под их влиянием. Группа - это семья, отдел, где человек работает, группа друзей, группа студентов и др. Организацию можно рассматривать как объединение нескольких групп. Формируя подразделения предприятия и уровни его управления, руководство создает группы. Большая организация может состоять из множества групп. Все они создаются по воле руководства для организации производственного процесса и носят название формальных групп. Их функциями являются выполнение конкретных задач и достижение конкретных целей.

В учебнике «Основы менеджмента» М. Х. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури  дается следующее определение группы: «группа - это два лица или более, которые взаимодействуют друг с  другом таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на других и одновременно находится под влиянием других лиц» [4, с. 311].

В любой организации (фирме, предприятии) имеются два основных типа формальных групп: руководителей и производственные.

Руководитель и его  непосредственные подчиненные составляют формальную группу руководителя, например директор завода и его заместители или заместитель директора по производству и начальники производственных цехов.

Лица, работающие над одним  и тем же заданием, составляют рабочую (производственную) группу. Хотя у таких групп есть руководители, они пользуются правом самостоятельно планировать и обеспечивать свой производственный процесс и решать свои проблемы. Вполне понятно, что группы должны эффективно управляться и слаженно работать, так как только таким образом можно обеспечить достижение общей цели организации.

Изо дня в день встречаясь в формально организованных группах  и взаимодействуя между собой  в целях выполнения производственных задач, люди объединяются в неформальные группы внутри формальных. Причиной их возникновения часто являются неудовлетворенные индивидуальные потребности. Неформальные группы могут объединяться в неформальные организации, которые имеют свою иерархию, лидеров, задачи, нормы поведения своих членов.

 

 

 

 

 

Формальные группы

 

Формальные и неформальные группы существуют в любых организациях. Руководство создает группы, когда  производит разделение труда по горизонтали  — по подразделениям и по вертикали  — по уровням управления. Большая  организация может состоять из сотен  или даже тысяч малых групп. [1, c.313].

Формальные группы создаются  по воле руководства, их функцией по отношению  к организации в целом является выполнение конкретных задач и достижение конкретных целей. В организации  существует три основных типа формальных групп: группы руководителей, производственные группы и комитеты, которые могут  называться комиссиями или советами.

Рабочая, или целевая, группа состоит из лиц, вместе работающих над  одним и тем же заданием. У такой  группы есть руководитель, но •эти группы отличаются от командных тем, что  у них значительно больше самостоятельности  в планировании и осуществлении  своего труда. Рабочие или целевые  группы составляют основу многих технологических  организаций, они действуют и  в крупнейших в мире по объемам  производства промышленных компаниях.

Формальная группа имеет  следующие особенности:

  • она рациональна, т.е. в основе ее лежит принцип целесообразности, сознательного движения к известной цели;
  • она безлична, т.е. рассчитана на индивидов, отношения между которыми устанавливаются по составленной программе.

В формальной группе предусмотрены  только служебные связи между  индивидами, и она подчиняется  лишь функциональным целям.

К формальным группам относятся:

Вертикальная организация, объединяющая ряд органов и подразделение  таким образом, что каждое из них  находится между двумя другими  — выше- и нижестоящими, а руководство  каждым из органов и подразделений сосредоточено в одном лице.

Функциональная организация, в соответствии с которой руководство  распределяется между рядом лиц, специализирующихся на выполнении определенных функций и работ.

Штабная организация, характеризующаяся  наличием штаба советников, экспертов, помощников, не включенных в систему  вертикальной организации.

Формальные группы могут  быть сформированы для выполнения регулярной функции, как, например, бухгалтерия, а  могут быть созданы для решения  определенной целевой задачи, например, комиссия по разработке какого-либо проекта.

Неформальные  группы.

 

Неформальная группа —  спонтанно возникшая группа людей, которые регулярно вступают во взаимодействие для достижения определенной цели. Причины вступления — чувство  принадлежности, помощь, защита, общение.

Неформальные организации  осуществляют социальный контроль за своими членами. Обычно устанавливаются  определенные нормы, которые каждый член группы должен соблюдать. В неформальных организациях наблюдается тенденция  к сопротивлению переменам. Обычно неформальная организация возглавляется  неформальным лидером. Неформальный лидер  должен помогать группе в достижении ее целей и поддерживать ее существование.

На эффективность работы формальных и неформальных групп  влияют одинаковые факторы:

Размер группы. По мере увеличения группы общение между членами усложняется. Кроме того, внутри группы могут возникнуть неформальные группы со своими целями. В маленьких группах (из 2 — 3 человек) люди чувствуют персональную ответственность за принятие определенного решения. Считают, что оптимальный размер группы 5 — 11 человек.

Состав (или степень сходства личностей, точек зрения, подходов). Считается, что наиболее оптимальное решение могут принять группы, состоящие из людей, которые находятся на различных позициях (т.е. непохожих людей).

Групповые нормы. Человек, который хочет быть принят группой должен соблюдать определенные групповые нормы. (Положительные нормы — нормы, которые поддерживают поведение, направленное на достижение целей. Отрицательные нормы — нормы, которые поощряют поведение, не способствующее достижению целей, например кражи, опоздания, прогулы, употребление спиртных напитков на рабочем месте и др.).

Сплоченность. Рассматривается как мера тяготения членов группы друг к другу и к группе. Высокий уровень сплоченности группы может повысить эффективность функционирования всей организации.

Групповое единомыслие. Это тенденция подавления отдельным человеком своих взглядов на какое-нибудь явление, с тем чтобы не нарушать гармонию группы.

Конфликтность. Различие во мнениях повышает вероятность конфликта. Последствия конфликта могут быть положительными, так как позволяют выявить разные точки. Отрицательные последствия заключаются в снижении эффективности группы: плохое состояние духа, низкая степень сотрудничества, смещение.

Статус членов группы. Он определяется старшинством в должностной иерархии, названием должности, образованием, опытом, информированностью и др. Обычно члены группы с высоким статусом оказывают большее влияние на других членов группы.

Причины появления неформальных групп.

 

Основные причины возникновения  неформальных групп является:

  1. неудовлетворенные социальные потребности в причастности, принадлежности;
  2. потребность во взаимопомощи;
  3. потребность во взаимозащите;
  4. тесное общение и симпатия;
  5. сходный образ мышления.

 Принадлежность. Одна из высших потребностей человека, которая удовлетворяется через установление и поддержание социальных контактов, взаимодействий. Но многие формальные организации лишают людей социальных контактов. Поэтому работники обращаются к неформальным организациям.

   Взаимопомощь. Помощь, поддержку, консультации, советы работники должны получать от своих непосредственных начальников. Но это не всегда происходит, ибо руководитель не всегда умеет создать атмосферу открытости и доверия, когда исполнители хотят делиться с ним своими проблемами. Поэтому часто люди предпочитают прибегать к помощи своих коллег. Такое взаимодействие приносит двойную пользу. Тот, кто ее оказал, приобретает репутацию эксперта, престиж, самоуважение. Кто получил – необходимое руководство к действию, принадлежность к неформальной организации.

    Взаимозащита. Члены неформальных организаций защищают свои интересы и друг друга от начальства, других формальных и неформальных групп. Например, защищают друг друга от несправедливых решений, причиняющих вред правил, плохих условий труда, вторжения в свою зону влияния других подразделений, понижения зарплаты, увольнения.

 Тесное общение. Благодаря формальной организации и ее задачам одни и те же люди собираются каждый день вместе, иногда на протяжении многих лет. Они вынуждены часто общаться и взаимодействовать, так как решают одни задачи. Люди хотят знать, что происходит вокруг них, особенно это касается их работы. Но порой руководители намеренно скрывают от подчиненных информацию. Подчиненные вынуждены прибегать к неформальному каналу коммуникаций – слухам. Это удовлетворяет потребности в защищенности, принадлежности. Кроме того, люди хотят быть ближе к тем, кому симпатизируют, с кем имеют много общего, с кем можно обсудить не только рабочие, но и личные дела. Такие отношения чаще возникают с теми, кто находится рядом по рабочему пространству.

 Сходный образ мышления. Людей объединяют одни и те же разделяемые социальные и идеологические ценности, общие интеллектуальные традиции, исповедуемая жизненная философия, общее хобби и др.

Необходимо знать основные характеристики неформальных групп, которые  оказывают большое влияние на эффективность формальной организации  и которые необходимо учитывать  в управлении. Такими характеристиками являются:

1) осуществление социального  контроля;

2) сопротивление переменам;

3) появление неформального  лидера;

4) распространение слухов.

Социальный контроль. Неформальные группы устанавливают и укрепляют  нормы приемлемого и неприемлемого  поведения в группе. Это может  касаться как одежды, манер поведения, так и приемлемых видов работы, отношения к ней, интенсивности  труда. Кто нарушает эти нормы, подвергается отчуждению, другим санкциям. Данные нормы  могут соответствовать или не соответствовать нормам и ценностям  формальной организации.

Информация о работе Групповая динамика