Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 20:06, контрольная работа
В течении веков в качестве денег выступали драгоценные металлы и в основном золото. Однако в ХХ веке сложилась ситуация, когда количество бумажных денег значительно превысило количество золота. В 1973 году окончательно была отменена поддержка бумажных денег золотом и возможность их беспрепятственного обмена.
Введение ………………………………………………………………………… 3
1. Роль, сущность и функции денег в экономике …….……..……....……....... 5
2. Развитие денежного обращения в Республике Беларусь………………….. 10
3. Проблемы регулирования денежного обращения...……........…………….. 26
Заключение…………………….…………………………………………………39
Список литературы………………………………………………………………41
Еще чувствительнее были пагубные последствия резко возросших темпов инфляции в 1998-1999 гг. В результате этого за 1999 г., например, обесценение денежных средств населения, субъектов хозяйствования и местных органов власти в национальной валюте превысило прирост рублевой денежной массы на 9,9 трлн. руб., а объем кредитной эмиссии - в 2,3 раза и составило 198,1 трлн. руб., в том числе: наличных денег - 67 трлн. руб., депозитов до востребования - 97,6 трлн. руб., срочных депозитов - 33,5 трлн. руб. За минусом начисленных процентных доходов по депозитам чистое обесценение рублевых денежных средств за год составило 170,4 трлн. руб., из которых 54 трлн. руб. - средства населения. Валовое обесценение его денег за 1999 год составило 62,8 трлн. руб., что почти в 8 раз превысило прирост срочных рублевых депозитов населения. Сумма валового обесценения денежных средств субъектов хозяйствования достигла 123,3 трлн. руб., что сопоставимо с 21,9% средств, направленных ими на инвестиции в основной капитал.
Не улучшалась ситуация и в 2000-2001 гг. По расчетам Национального банка, в 2000 г. инфляция “съела” более 350 млрд. руб. средств населения, субъектов хозяйствования и местных органов власти. Эти потери приходятся на наличные деньги в сумме свыше 100 млрд. руб. и депозиты (до востребования и срочные) - 250 млрд. руб. За вычетом начисленных процентных доходов по депозитам чистое обесценение денежных средств в национальной валюте составило не менее 235 млрд. руб., из которых примерно пятая часть приходится на деньги населения и около 73% - субъектов хозяйствования. К этому следует добавить, что денежные средства предприятий и организаций в реальном выражении в декабре 2000 г. относительно декабря 1999 г. сократились почти на 23%. Следовательно, увеличение номинального денежного предложения посредством кредитной эмиссии не только не дало должного эффекта, а, наоборот, через рост инфляции привело к снижению покупательной способности денежных средств субъектов хозяйствования. В этом же направлении действовали и кредиты, выданные предприятиям и организациям на погашение задолженности по заработной плате.
Основными целями денежно-кредитной политики Республики Беларусь в 2002 году являлось содействие развитию всех секторов экономики, обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной валюты, повышение роли банковского сектора как эффективного механизма, аккумулирующего свободные денежные средства и их переориентацию на инвесторов, прежде всего в реальный сектор экономики.
В этой связи особое внимание предполагалось уделить обеспечению финансовой устойчивости банковской системы, расширению ресурсной базы банков и повышению ее качества, приближению принципов и практики банковского надзора к международным стандартам.
Для поддержки
приоритетных отраслей и производств
намечалось использовать льготирование
процентных ставок кредитов. Но особое
значение в прогнозируемом периоде
было уделено привлечению
В качестве индикаторов достижения этих целей предусматривалось установить прирост рублевой денежной массы, объем и распределение денежной эмиссии, выдачи банками кредитов по отраслям и сферам экономики, динамику курса белорусского рубля. Был организован мониторинг изменения их параметров, анализ и увязка с процессами в других секторах экономики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении можно сказать, что в Республике Беларусь длительное время производились эмиссии денежных средств среди стран СНГ. Не в полной мере от такой стратегии отказался Национальный банк и на современном этапе. Следствием такой политики являлась инфляция и девальвация национальной валюты.
Кроме того, негативно влияет на инфляционные процессы политика государственного вмешательства в ценообразование. Регулируя ценообразование отдельных видов продукции, нарушается соотношение спроса и предложения на данный товар и закладывается инфляционный потенциал.
Эффективная организация системы денежного оборота в конкретной стране является залогом макроэкономической стабильности в целом.
На современном этапе Национальным банком производится жесткая денежно - кредитная политика по регулированию денежной массы и денежной эмиссии, что привело к относительному снижению инфляционных процессов и девальвации национальной валюты, однако их темпы являются довольно высокими среди других-стран СНГ.
Только жесткая монетарная политика способна и в дальнейшем удержать инфляцию под контролем и создать предпосылки для устойчивого экономического роста.
Начиная с 1996 по 2002 год денежная масса или ее отдельные агрегаты начали фигурировать в качестве целевых ориентиров монетарной политики в Основных направлениях денежно-кредитной политики Республике Беларусь.
Уже в1996-1999 годах валовой внутренний продукт увеличился на 28,2 процента, наблюдался значительный рост доходов населения.
Положительный аспект денежно-кредитной политики Республики Беларусь начало XXI столетия, связан с уменьшением официальных целевых ориентиров.
Подводя итог, можно сказать, что несмотря на все сложности и противоречия, денежно-кредитная политика переходного периода Республики Беларусь в целом выполняла и выполняет поставленные перед ней задачи. Имеющиеся недостатки обусловлены сложностью трансформационного периода экономики Беларуси.
И в заключении
следует, что денежно-кредитная
Список литературы
Информация о работе Денежное обращение и проблемы его регулирования