Денежно-кредитная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 22:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является подробное рассмотрение вопроса денежно-кредитной политики.
Для достижения поставленной цели мною были поставлены следующие задачи:
- обозначить цели денежно-кредитной политики;
- рассмотреть основные концепции ДКП;
- назвать инструменты денежно-кредитной политики;
- раскрыть понятие «дорогих» и «дешевых» денег.

Содержание

Введение........................................................................................................... 5-6
I. Денежно-кредитная политика..................................................................... 7
1.1 Цели денежно-кредитной политики. Основные концепции
ДКП: кейнсианский и монетаристский подход............................................. 7-13
1.2 Инструменты реализации денежно-кредитной политики.
Операции на открытом рынке. Государственные ценные бумаги.
Норматив обязательных резервов. Учетная ставка......................................13-18
1.3 Политика «дорогих» и «дешевых» денег. Механизм
воздействия денежно-кредитной политики на изменение ВВП.
Денежное правило М.Фридмена....................................................................18-22
1.4 Модель «IS-LM». Ликвидная и инвестиционная ловушки.........22-27
II. Денежные реформы в России.........................................................................27
2.1 Сущность, методы осуществления денежных реформ и их
последствия......................................................................................................27-33
2.2 Денежные реформы в России........................................................33-41
Заключение.......................................................................................................42-44
Приложение 1………………………………………………………………...45-46
Список использованных источников……………………………………….47-48

Вложенные файлы: 1 файл

денежно-кредитная политика (САФУ).doc

— 287.00 Кб (Скачать файл)

В ситуации, когда экономика  сталкивается с излишними расходами, что порождает инфляционные процессы, центральный банк должен попытаться понизить общие расходы путем ограничения или сокращения предложения денег. Чтобы решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков. Это осуществляется следующим образом. Центральный банк должен продавать государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать резервы коммерческих банков. Затем необходимо увеличить резервную норму, что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов. Третья мера заключается в поднятии учетной ставки для снижения интереса коммерческих банков к увеличению своих резервов посредством заимствования у центрального банка. Приведенную выше систему мер называют политикой дорогих денег. В результате ее проведения банки обнаруживают, что их резервы слишком малы, чтобы удовлетворить предписываемой законом резервной норме, то есть их текущий счет слишком велик по отношению к их резервам. Поэтому, чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных резервах, банкам следует сохранить свои текущие счета, воздержавшись от выдачи новых ссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого денежное предложение сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию. Цель политики заключается в ограничении предложения денег, то есть снижения доступности кредита и увеличения его издержек для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.

Необходимо отметить сильные и слабые стороны использования  методов денежно-кредитного регулирования  при оказании воздействия на экономику страны в целом. В пользу монетарной политики можно привести следующие доводы. Во-первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой. Известно, что применение фискальной политики может быть отложено на долгое время из-за обсуждения в законодательных органах власти. Иначе обстоит дело с денежно-кредитной политикой. Центральный банк и другие органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку. Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых странах данная политика изолирована от политического давления, кроме того, она по своей природе мягче, чем фискальная политика и действует тоньше и потому представляется более приемлемой в политическом отношении.

Но существует и ряд  негативных моментов. Политика дорогих  денег, если ее проводить достаточно энергично, действительно способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки вынуждены  ограничить объем кредитов. А это означает ограничение предложения денег. Политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной асимметрией, причем она может оказаться серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. В более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения.

Другой негативный фактор, замеченный некоторыми неокейнсианцами, заключается в следующем. Скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым, тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когда предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, весьма вероятно падение скорости обращения денег.

Иными словами, при дешевых  деньгах скорость обращения денег  снижается, при обратном ходе событий политика дорогих денег вызывает увеличение скорости обращения. А нам известно, что общие расходы могут рассматриваться как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег. И, следовательно, при политике дешевых денег, как было сказано выше, скорость обращения денежной массы падает, а, значит, и общие расходы сокращаются, что противоречит целям политики. Аналогичное явление происходит при политике дорогих денег.

Милтон Фридман  – лидер и основатель монетаризма. Он родился в 1912 г. в Нью-Йорке. Закончил Рутгерский (1932) и Чикагский (1934) университеты. Работал ассистентом-исследователем в том же Чикагском университете до 1935 г., затем сотрудником Национального комитета по ресурсам, а с 1937 г. началось его многолетнее сотрудничество с Национальным бюро экономических исследований. Некоторое время преподавал в университете Висконсина (1940) и работал в Министерстве финансов (1941-43) в группе, занимавшейся исследованиями в области налогов. До конца Второй мировой войны занимал должность заместителя директора группы статистических исследований военной сферы в Колумбийском университете.

Причинно-следственная связь между предложением денег  и номинальным объемом ВНП  осуществляется не через процентную ставку, а непосредственно. Тем самым  известны как бы «входные и выходные данные» влияния предложения денег на ВНП, сам же механизм влияния денег скрыт. М. Фридман попытался объяснить этот механизм, введя промежуточную категорию - «портфель активов», т.е. совокупность всех ресурсов, которыми обладает индивидуум. М. Фридман отмечает, что каждый человек привыкает к определенной структуре своих активов: соотношение наличных денег и других видов активов. При увеличении денежного предложения привычное соотношение меняется и, чтобы восстановить его, люди начинают предъявлять спрос на реальные и финансовые активы. Совокупный спрос возрастает, и, в конечном счете, это приводит к росту ВНП.

Исходя из этого, М. Фридман выдвинул «денежное  правило» сбалансированной долгосрочной монетарной политики, а именно: государство  должно поддерживать обоснованный постоянный прирост денежной массы в обращении. Величина этого прироста определяется уравнением М. Фридмана:

DM=DP+DY,

где DM - среднегодовой  темп приращения денег, % за длительный период; DY - среднегодовой темп прироста ВНП, % за длительный период; DP - среднегодовой темп ожидаемой инфляции, % (при подсчете среднегодового темпа ожидаемой инфляции и общего уровня инфляции вычитается инфляция, вызванная государством, профсоюзами и т.п.).

Монетарное  правило М. Фридмана предполагает строгое  контролируемое увеличение денежной массы  в обращении - в пределах 3- 5% в  год. Именно такой прирост денежной массы вызывает деловую активность в экономике. В случае неконтролируемого  увеличения денежного предложения свыше 3-5% в год будет происходить раскручивание инфляции, а если темп вливаний в экономику будет ниже 3-5% годовых, то темп прироста ВНП будет падать.

Денежное  правило М. Фридмана легло в основу денежно-кредитной политики в США  и Великобритании (рейганомика и тетчеризм) с конца 70-х годов 20 века. Так называемая политика таргетирования, т.е. ежегодного ввода определенных ограничений на увеличение денежной массы в обращении, привела к зримым результатам: на фоне сокращения уровня инфляции с 10% до 5% в год был, достигнут темп роста ВНП на уровне 3- 5% в год [2, c. 270-275].

1.4 Модель  «IS-LM». Ликвидная и инвестиционная ловушки.

Модель IS-LM представляет собой модель совместного равновесия товарного и денежного рынков. Она является моделью кейнсианского типа, описывает экономику в краткосрочном периоде и служит основой современной теории совокупного спроса.

Модель IS-LM была разработана английским экономистом  Джоном Хиксом в 1937 г. в статье «Кейнс и неоклассики» и получила широкое распространение после выхода в 1949 г. книги американского экономиста Элвина Хансена «Монетарная теория и фискальная политика» (поэтому модель иногда называют моделью Хикса-Хансена).

Кривая IS (инвестиции-сбережения) описывает равновесие товарного  рынка и отражает взаимоотношения между рыночной ставкой процента R и уровнем дохода Y, которые возникают на рынке товаров и услуг. Кривая IS выводится из простой кейнсианской модели (модели равновесия совокупных расходов или модели кейнсианского креста), но отличается тем, что часть совокупных расходов и, прежде всего, инвестиционные расходы теперь зависят от ставки процента. Ставка процента перестает быть экзогенной переменной и становится эндогенной величиной, определяемой ситуацией на денежном рынке, т.е. внутри самой модели. Зависимость части совокупных расходов от ставки процента имеет результатом то, что для каждой ставки процента существует точное значение величины равновесного дохода и поэтому может быть построена кривая равновесного дохода для товарного рынка – кривая IS. Во всех точках этой кривой соблюдается равенство инвестиций и сбережений (а в более широком смысле равенство суммы инъекций сумме изъятий), что объясняет название кривой (Investment=Savings).

На сдвиг кривой IS оказывают  влияние следующие факторы:

- уровень потребительских расходов;

- уровень государственных закупок;

- чистые налоги;

- изменение объемов инвестиций при существующей процентной ставке [13].

Кривая LM (ликвидность-деньги) характеризует равновесие на денежном рынке, которое существует, когда спрос на деньги (прежде всего обусловленный свойством абсолютной ликвидности наличных денег) равен предложению денег. Поскольку спрос на деньги зависит от ставки процента, то существует кривая равновесия денежного рынка – кривая LM (Liquidity preference=Money supply), каждая точка которой представляет собой комбинацию величин дохода и ставки процента, обеспечивающую монетарное равновесие.

Пересечение кривых равновесия товарного (IS) и денежного (LM) рынков дает единственные значения величины ставки процента R (равновесная ставка процента) и уровня дохода Y (равновесный уровень дохода), обеспечивающие одновременное равновесие на этих двух рынках.

Модель IS-LM позволяет:

- показать взаимосвязь  и взаимозависимость товарного  и денежного рынков;

- выявить факторы, влияющие на установление равновесия как на каждом из этих рынков в отдельности, так и условия их одновременного равновесия;

- рассмотреть воздействие  изменения равновесия на этих  рынках на экономику; 

- проанализировать эффективность  фискальной и монетарной политики;

- вывести функцию совокупного  спроса и определить факторы,  влияющие на совокупный спрос; 

- проанализировать варианты  стабилизационной политики на  разных фазах экономического  цикла.

Модель IS-LM сохраняет все  предпосылки простой кейнсианской модели:

- уровень цен фиксирован (Р=const) и является экзогенной величиной,  поэтому номинальные и реальные  значения всех переменных совпадают;

- совокупное предложение  (объем выпуска) совершенно эластично  и способно удовлетворить любой  объем совокупного спроса;

- доход (Y), потребление  (C), инвестиции (I), чистый экспорт  (X) являются эндогенными переменными  и определяются внутри модели;

- государственные расходы  (G), предложение денег (M), налоговая  ставка (t) являются величинами экзогенными  и формируются вне модели (задаются извне).

- ВНП=ЧНП=НД, поскольку налоги  платят только домохозяйства  и косвенные налоги на бизнес  отсутствуют.

Исключение составляет предпосылка  о постоянстве ставки процента. Если в модели «Кейнсианского креста»  ставка процента фиксирована и выступает экзогенным параметром, то в модели IS-LM она эндогенна и формируется внутри модели; ее уровень меняется и определяется изменением ситуации (равновесия) на денежном рынке. Планируемые автономные расходы зависят теперь от ставки процента.

Совместное равновесие товарного и денежного рынков достигается в точке пересечения кривых IS - LM (рис. 3).

Рисунок 3 Равновесие в модели IS-LM [13]

 

Модель основывается на состоянии общего экономического равновесия, соответствующего как равенству инвестиций и сбережений, так и равновесию на денежном и финансовом рынке. Модель определяет равновесные значения процентной ставки i и уровня дохода Y в зависимости от условий, сложившихся в этих секторах экономики.

Поскольку кривая LM отражает изменения  в монетарной политике, т.к. связана  с денежным предложением, а кривая IS - изменения в фискальной политике, то модель IS - LM дает возможность оценить  их совместное влияние на макроэкономику.

Инвестиционная ловушка возникает в том случае, когда спрос на инвестиции совершенно неэластичен по ставке процента. В данном варианте график функции инвестиций становится перпендикулярным к оси абсцисс и поэтому линия IS тоже занимает перпендикулярное положение. При этом, в какой бы области линии LM (горизонтальной, промежуточной, вертикальной) не установилось первоначальное совместное равновесие на рынке благ, денег и ценных бумаг сдвиг кривой LM не изменит объема реального национального дохода.

Устранить инвестиционную ловушку может «эффект имущества». При сдвиге LM0-> LM1 «эффект имущества» приводит к сдвигу IS0-> IS,. Таким образом, инвестиционная ловушка устранена.

Рисунок 4 Инвестиционная ловушка

 

Ликвидная ловушка - условия на рынке денег, при которых ставка процента близка к минимальной, поэтому даже при увеличении реальной кассы домашние хозяйства не захотят покупать ценные бумаги. Если совместное равновесие достигнуто при пересечении IS и LM в кейнсианской области последней, то экономика оказалась в ликвидной ловушке (рис. 5). При увеличении денежной массы кривая LM сдвигается вправо в положение LM. Линия IS сохранит свое прежнее положение, так как ни МРС, ни предельная эффективность капитала не изменились. В этой ситуации объем инвестиций и объем национального дохода сохраняются на прежнем уровне, а экономика попадает в «ликвидную ловушку».

Ликвидная ловушка, как и инвестиционная, возможна только при построении линии IS на основе функции потребления Кейнса [16].

Информация о работе Денежно-кредитная политика