Денежно-кредитная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 22:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является подробное рассмотрение вопроса денежно-кредитной политики.
Для достижения поставленной цели мною были поставлены следующие задачи:
- обозначить цели денежно-кредитной политики;
- рассмотреть основные концепции ДКП;
- назвать инструменты денежно-кредитной политики;
- раскрыть понятие «дорогих» и «дешевых» денег.

Содержание

Введение........................................................................................................... 5-6
I. Денежно-кредитная политика..................................................................... 7
1.1 Цели денежно-кредитной политики. Основные концепции
ДКП: кейнсианский и монетаристский подход............................................. 7-13
1.2 Инструменты реализации денежно-кредитной политики.
Операции на открытом рынке. Государственные ценные бумаги.
Норматив обязательных резервов. Учетная ставка......................................13-18
1.3 Политика «дорогих» и «дешевых» денег. Механизм
воздействия денежно-кредитной политики на изменение ВВП.
Денежное правило М.Фридмена....................................................................18-22
1.4 Модель «IS-LM». Ликвидная и инвестиционная ловушки.........22-27
II. Денежные реформы в России.........................................................................27
2.1 Сущность, методы осуществления денежных реформ и их
последствия......................................................................................................27-33
2.2 Денежные реформы в России........................................................33-41
Заключение.......................................................................................................42-44
Приложение 1………………………………………………………………...45-46
Список использованных источников……………………………………….47-48

Вложенные файлы: 1 файл

денежно-кредитная политика (САФУ).doc

— 287.00 Кб (Скачать файл)

Если величина V постоянна, ее можно заменить определенным коэффициентом k, тогда уравнение количественной теории денег примет вид: 

 

kM = PY

 

В такой записи это  уравнение выражает зависимость  номинального объема ВНП от денежного предложения. То есть изменение количества денег в обращении должно вызывать пропорциональное изменение объема номинального ВНП или, иначе, объем производства в денежном выражении определяется количеством денег в обращении при допущении постоянной скорости их обращения.

Продолжая теоретические  рассуждения, вспомним, от чего зависит  реальный объем производства. Его определяют имеющиеся на данный момент в экономике факторы производства (заданная величина).

Следовательно, изменение  номинального объема ВНП обусловлено только изменением цен. Таким образом, в соответствии с количественной теорией денег уровень цен пропорционален количеству денег в обращении. Но если это так, то и изменение уровня цен будет находиться также в определенной зависимости от изменения денежного предложения.

В свою очередь, изменение  уровня цен - это показатель темпа  инфляции. Следовательно, прирост денежной массы будет определять, согласно количественной теории денег, темп инфляции.

- Причинно-следственная связь между предложением денег и номинальным объемом ВНП осуществляется не через процентную ставку, а непосредственно. Тем самым известны как бы «входные и выходные данные» влияния предложения денег на ВНП, сам же механизм влияния денег скрыт. М. Фридмен попытался объяснить этот механизм, введя промежуточную категорию - «портфель активов», т.е. совокупность всех ресурсов, которыми обладает индивидуум.

 

1.2 Инструменты реализации  денежно-кредитной политики. Операции  на открытом рынке. Государственные  ценные бумаги. Норматив обязательных резервов. Учетная ставка.

 

Инструментарий денежно-кредитной  политики развитых государств необычайно широк. Использование различных  инструментов сильно варьируется в  зависимости от философии экономической  политики, конкретных обстоятельств, степени  открытости экономики и традиций страны. Инструменты имеют следующую классификацию: краткосрочные и долгосрочные, прямые и косвенные, общие и селективные, рыночные и нерыночные. Это указывает на то, что государство располагает мощными средствами регулирования рыночной стихии, но не пытается идти против рынка, а лишь делает его более стабильным.

К инструментам денежно-кредитной  политики относятся, в первую очередь  изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также внедрение кредитных ограничений.

Рисунок 2 Инструменты денежно – кредитной политики

 

Инструменты денежно  кредитной политики делятся на:

- Ограничение кредитования. Этот метод кредитного регулирования  представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков.

- Операции с государственными  ценными бумагами на открытом рынке. Этот инструмент считается наиболее гибким инструментом регулирования кредитных вложений и ликвидации коммерческих банков.

Этот метод заключается  в том, что Центральный банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг  в банковской системе. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центральные банки периодически вносят изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту.

Операции на открытом рынке впервые стали активно  применяться в США, Канаде и Великобритании в связи с наличием в этих странах  развитого рынка ценных бумаг. Позднее  этот метод кредитного регулирования  получил всеобщее применение и в Западной Европе.

По форме проведения рыночные операции Центрального банка  с ценными бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку  или продажу. Обратная заключается  в купле-продаже ценных бумаг  с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Так доля обратных операций центральных банков ведущих промышленно-развитых стран на открытом рынке достигает от 82 до 99,6%. Если разобраться, то можно увидеть, что по своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Центральный банк предлагает коммерческим банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, «набегающие» по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности Центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам.

Операции на открытом рынке различаются в зависимости  от:

- условий сделки –  купля-продажа за наличные или  купля на срок с обязательной  обратной продажей – операции  РЕПО;

- объектов сделок –  операции с государственными  или частными бумагами;

- срочности сделки  – краткосрочные (до 3 мес.) и долгосрочные (от 1 года и более) операции  с ценными бумагами;

- сферы проведения  операций – охватывают только  банковский сектор или включают  и небанковский сектор рынка  ценных бумаг;

- способ установления ставок – определяемые Центральным банком или рынком.

- Рефинансирование коммерческих  банков.

Термин «рефинансирование» означает получение денежных средств  кредитными учреждениями от центрального банка. Центральный Банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя).

Переучет векселей долгое время был одним из основных методов  денежно-кредитной политики центральных  банков Западной Европы. Центральные  банки предъявляли определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства.

Векселя переучитываются  по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону. Центральный банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк.

В случае повышения Центральным  банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики Центрального банка. Например, повышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот.

Мы видим, что изменение  официальной процентной ставки оказывает  влияние на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности  коммерческих банков получить кредит в Центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям.

Также изменение официальной  ставки Центрального банка означает переход к новой денежно-кредитной  политике, что заставляет коммерческие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность.

Недостатком использования  рефинансирования при проведении денежно-кредитной политики является то, что этот метод затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в Центральном банке, то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность.

Помимо установления официальных ставок рефинансирования и редисконтирования Центральный банк устанавливает процентную ставку по ломбардным кредитам, т.е. кредитам, выдаваемым под какой-либо залог, в качестве которого выступают обычно ценные бумаги. Следует учесть, что в залог могут быть приняты только те ценные бумаги, качество которых не вызывает сомнения. В практике зарубежных банков в качестве таких ценных бумаг используются обращающиеся государственные ценные бумаги, первоклассные торговые векселя и банковские акцепты (их стоимость должна быть выражена в национальной валюте, а срок погашения - не более трех месяцев), а также некоторые другие виды долговых обязательств, определяемые центральными банками.

- Политика обязательных  резервов.

В настоящее время  минимальные резервы - это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в Центральном банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.

Минимальные резервы выполняют  две основные функции:

Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов Центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации.

Во-вторых, минимальные резервы  являются инструментом, используемым Центральным банком для регулирования  объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива  резервных средств центральный  банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими кредитов), а, следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в Центральном банке превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, центральный банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств в Центральном банке. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций.

Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных  учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как  бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.

Недостаток этого метода заключается  в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положении по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.

Впервые данный метод  применили в США в 1933 г. Этот механизм денежно-кредитного регулирования  затрагивает основы банковской системы  и способен оказывать сильное воздействие на финансово-экономическую систему в целом. В России с 19 марта 1999 г. нормативы отчислений кредитных организаций в обязательные резервы Банка России составили: по привлеченным средствам юридических лиц в рублях – 7%; привлеченным средствам юридических лиц в иностранной валюте – 7%; привлеченным средствам физических лиц в рублях – 5%; привлеченным средствам физических лиц в иностранной валюте – 7%; вкладам и депозитам физических лиц в Сбербанке РФ в рублях – 5%. [9, c. 481]

В последние полтора-два  десятилетия произошло уменьшение роли указанного метода кредитно-денежного  регулирования. Об этом говорит тот  факт, что повсеместно (в западных странах) происходит снижение нормы  обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам депозитов.

 

1.3 Политика «дорогих»  и «дешевых» денег. Механизм  воздействия денежно-кредитной политики  на изменение ВВП. Денежное  правило М.Фридмена

 

Денежно-кредитная политика оказывает самое непосредственное влияние на такие важные макроэкономические показатели, как ВВП, занятость, уровень цен. Рассмотрим механизм этого воздействия.

Пусть экономика столкнулась  с безработицей и со снижением  цен. Следовательно, необходимо увеличить  предложение денег. Для достижения данной цели применяют политику дешевых денег, которая заключается в следующих мерах.

Во-первых, центральный  банк должен совершить покупку ценных бумаг на открытом рынке у населения  и у коммерческих банков. Во-вторых, необходимо провести понижение учетной  ставки и, в-третьих, нужно нормативы по резервным отчислениям. В результате проведенных мер увеличатся избыточные резервы системы коммерческих банков. Так как избыточные резервы являются основой увеличения денежного предложения коммерческими банками путем кредитования, то можно ожидать, что предложение денег в стране возрастет. Увеличение денежного предложения понизит процентную ставку, вызывая рост инвестиций и увеличение равновесного чистого национального продукта. Из вышесказанного можно заключить, что в задачу данной политики входит сделать кредит дешевым и легко доступным с тем, чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость.

Информация о работе Денежно-кредитная политика