Денежно-кредитная политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 07:54, курсовая работа

Краткое описание

Кредитные и финансовые методы государственного регулирования экономики при их рассмотрении как еденное целое образуют денежно-кредитную или иначе монетарную политику государства; под ней понимается «совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивости экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические последствия». Рассмотрению основополагающих аспектов данных методов регулирования экономики и посвящена предлагаемая работа.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы денежно – кредитной политики……………...5
1.1.Денежно-кредитная политика: сущность, типы……………………….……5
1.2.Кейнсианская теория денег и Монетаристский подход……………………7
Глава 2. Основные инструменты денежно - кредитной политики государства……………………………………………………………………….14
2.1.Операции на открытом рынке………………………………………………14
2.2 Динамика ставки рефинансирования и норм обязательных резервов…...18
Глава 3. Совершенствование денежно – кредитной политики государства…25
3.1 Перспектива Банка России в области денежно – кредитного урегулирования…………………………………………………………………..25
3.2 Стратегия развития банковского сектора…………………………………..27
Выводы и предложения…………………………………………………………34
Список используемой литературы……………………………………………...37

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docxенолд.docx

— 64.71 Кб (Скачать файл)

В свою очередь, изменение  уровня цен - это показатель темпа  инфляции. Следовательно, прирост денежной массы будет определять, согласно количественной теории денег, темп инфляции.

    1. Причинно-следственная связь между предложением денег и номинальным объёмом ВНП осуществляется не через процентную ставку, а непосредственно. Тем самым известны как бы «входные и выходные данные» влияния предложения денег на ВНП, сам же механизм влияния денег скрыт. М. Фридмен попытался объяснить этот механизм, введя промежуточную категорию «портфель активов», т.е. совокупность всех ресурсов, которыми обладает индивидуум.

М. Фридмен отмечает, что  каждый человек привыкает к определённой структуре своих активов: соотношение  наличных денег и других видов  активов. При увеличении денежного  предложения привычное соотношение  меняется и, чтобы восстановить его, люди начинают предъявлять спрос  на реальные и финансовые активы. Совокупный спрос возрастает, и, в конечном счёте, это приводит к росту ВНП.

    1. Исходя из этого М. Фридмен выдвинул «денежное правило» сбалансированной долгосрочной монетарной политики, а именно: государство должно поддерживать обоснованный постоянный прирост денежной массы в обращении. Величина этого прироста определяется уравнением М. Фридмена:

 

где М - среднегодовой темп приращения денег, % за длительный период; Y - среднегодовой темп прироста ВНП, % за длительный период; Р - среднегодовой темп ожидаемой инфляции, % (при подсчёте среднегодового темпа ожидаемой инфляции из общего уровня инфляции вычитается инфляция, вызванная государством, профсоюзами и т.п.).

Монетарное правило М. Фридмена предполагает строго контролируемое увеличение денежной массы в обращении - в пределах 3-5% в год. Именно такой  прирост денежной массы вызывает деловую активность в экономике. В случае неконтролируемого увеличения денежного предложения свыше 3-5% в год будет происходить раскручивание  инфляции, а если темп вливаний в  экономику будет ниже 3-5% годовых, то темп прироста ВНП будет падать.

Современные теоретические  модели денежно-кредитной политики представляют собой синтез кейнсианства и монетаризма, в котором учтены рациональные моменты каждой из теорий. В долгосрочном периоде в денежно-кредитной  политике сегодня преобладает монетаристский подход. Вместе с тем государство  не отказывается в краткосрочном  периоде от воздействия непосредственно  на процентную ставку в целях быстрого экономического маневрирования.2

 

Глава 2. Основные инструменты  денежно-кредитной политики     государства.

 

 

2.1.Операции на открытом  рынке.

 

 

Эффективность денежно-кредитной  политики в значительной мере зависит  от выбора инструментов (методов) денежно-кредитного регулирования. Их можно разделить на общие и селективные. Общие воздействуют практически на все параметры денежно-кредитной сферы, влияют на рынок ссудного капитала в целом. Селективные методы направлены на регламентацию отдельных форм кредита, условий кредитования и т. д. Основными общими инструментами денежно- кредитной политики являются изменения учетной ставки и норм обязательных резервов, операции на открытом рынке. Это косвенные методы регулирования.

В современной практике рыночного  хозяйствования основным инструментом регулирования денежной массы являются операции на открытом рынке. Это постоянно  применяемый способ контроля денежного  предложения. Операции на открытом pынкe - это покупка и продажа Центральным  банком государственных ценных бумаг. В качестве экономических партнеров  при этом выступают коммерческие банки и население. Путем покупки  или продажи на открытом рынке  государственных ценных бумаг (государственных  облигаций) Центральный банк может  осуществлять, либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо их изъятие.

Центральный банк осуществляет выпуск государственных краткосрочных  ценных бумаг с целью покрытия дефицита государственного бюджета (тон  части государственных расходов, которая не покрывается за счет сбора  налогов). Операции на открытом рынке проводятся Центральным банком обычно совместно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений.

Отметим, что купля или  продажа коммерческим банком государственных  облигаций приводит к изменению  его активов и неизбежно затрагивает  резервы банка, увеличивая или уменьшая их пропорционально норме резервов. Регулируя резервы коммерческих банков. Центральный банк контролирует сумму банковских денег, которые  они могут создавать.

Рассмотрим, как купля  и продажа государственных ценных бумаг влияет на избыточные резервы  коммерческих банков и тем самым  на предложение денег. Допустим, что  на денежном рынке имеется излишек  денежной массы в обращении и  Центральный банк ставит цель ограничить или ликвидировать этот излишек (уменьшить количество денег в  обращении).

Для этого он начинает активно  продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке коммерческим банкам или населению. Так как  предложение государственных ценных бумаг увеличивается, то их рыночная цена падает, а процентные ставки по ним растут. Это делает их более  привлекательными для покупателей, и коммерческие банки или население  начинают активно скупать государственные  ценные бумаги.

Коммерческие банки при  оплате этих ценных бумаг выписывают чеки на спои вклады, т.е. свои резервы, которые находятся в Центральном  банке. Последний, естественно, учитывает  эти чеки, уменьшая на соответствующую  величину резервы коммерческих банков.

Так, продажа Центральным  банком государственных облигаций  на сумму 1000 тыс. руб. системе коммерческих банков понижает ее фактические и  избыточные резервы на 1000 тыс. руб. Продажа  же населению облигаций на 1000 тыс. руб. при норме обязательных резервов в 20% понижает избыточные резервы на 800 тыс. руб., так как в результате продажи облигаций на 1000 тыс. руб. уменьшилось и количество денег на текущих (расчетных) счетах.

В обоих рассмотренных  выше случаях получается одинаковый конечный результат - при продаже  Центральным банком государственных  ценных бумаг на открытом рынке резервы  коммерческих банков снижаются. Если первоначально  все избыточные резервы были израсходованы  на ссуды, то это уменьшение резервов коммерческого банка приведет к  снижению предложения денег в  стране в размере, пропорциональном банковскому мультипликатору.

В нашем примере продажа  государственных ценных бумаг на 1000 тыс. руб. приведет к снижению денежного  предложения на 5000 тыс. руб., так как  при 20%-й норме обязательных резервов банковский мультипликатор равен 5.

Таким образом, продавая государственные  ценные бумаги (ГКО), Центральный банк уменьшает предложение денег .

Теперь предположим, что  на денежном рынке имеется недостаток денежных средств в обращении. В  этом случае Центральный банк проводит политику, направленную на расширение денежного предложения, и начинает скупать ценные бумаги у коммерческих банков и населения. Следствием этого  является увеличение спроса на государственные  ценные бумаги. При этом их рыночная цена возрастает, а процентная ставка по ним падает. Это делает государственные  ценные бумаги непривлекательными для  их владельцев, и коммерческие банки  и население начинают активно  продавать государственные ценные бумаги.

Центральный банк оплачивает покупку ценных бумаг у коммерческих банков путем увеличения их резервов на сумму покупки. Можно сделать  вывод о том, что покупка Центральным  банком государственных ценных бумаг  у коммерческих банков в конечном счете приводит к росту их резервов и, следовательно, возможности у  коммерческих банков для выдачи кредитов возрастают. Покупка Центральным банком государственных ценных бумаг у населения приводит к тем же конечным результатам.

С одной стороны, покупка  ценных бумаг Центральным банком на сумму 1000 тыс. руб. у коммерческого  банка увеличивает и фактические, и избыточные резервы коммерческого  банка на 1000 тыс. руб. С другой стороны, покупка ценных бумаг Центральным  банком у населения увеличивает  фактические резервы, но вместе с  тем и текущие счета. Таким  образом, покупка у населения  ценных бумаг на сумму 1000 тыс. руб. увеличивает  фактические резервы банковской системы на 1000 тыс. руб., но при действующей  норме обязательных резервов в 20% избыточные резервы банковской системы составят лишь 800 тыс. руб.

В обоих случаях получается одинаковый конечный результат -при  покупке Центральным банком государственных  ценных бумаг на открытом рынке резервы  коммерческих банков увеличиваются. Если коммерческие банки выдают в ссуду  свои избыточные резервы, то предложение  денег в стране растет с учетом мультипликативного эффекта. В нашем  примере покупка Центральным  банком государственных ценных бумаг  на 1000 тыс. руб. приведет к появлению 5000 тыс. руб. дополнительных денег и  соответствующему росту денежного  предложения.

Таким образом, покупая государственные  ценные бумаги. Центральный банк увеличивает  предложение денег.

Центральный банк также регулирует размер денежной массы в экономике  в форме соглашений об обратном выкупе (РЕПО). В этом случае он, например, продает  государственные облигации с  обязательством выкупить их по определенной (более высокой) цене через определенный срок. Процентом за полученные денежные средства взамен предоставленных ценных бумаг служит разница между ценой продажи и обратного выкупа.

 

2.2 Динамика ставки рефинансирования  и норм обязательных резервов

 

 

Учетная ставка представляет собой второй по важности инструмент кредитно-денежной политики, который  используется для осуществления  контроля за предложением денег. Учетная  ставка - это процент, под который  Центральный банк предоставляет  кредиты коммерческим банкам. Как  правило, такой кредит предоставляется  не всем коммерческим банкам, а лишь тем, которые имеют прочное финансовое положение и в данный момент нуждаются  в дополнительных денежных средствах. Уровень учетной ставки устанавливает  Центральный банк. Коммерческий банк, получая ссуду, выдает свое долговое обязательство, гарантируемое дополнительным финансовым обеспечением в виде государственных  краткосрочных облигаций и коммерческих векселей.

Центральный банк может заинтересовывать коммерческие банки обращаться к  нему за финансовой помощью путем  снижения учетной ставки. Уменьшение последней делает для коммерческих банков займы резервных фондов более  дешевыми. Коммерческие банки стремятся  получить кредит (дисконтный заем) у  Центрального банка. Как только уровень  учетной ставки падает ниже ставки процента межбанковского кредита, денежные издержки, связанные с привлечением средств путем займов у Центрального банка, уменьшаются по сравнению  с соответствующими издержками получения  ссуд у других коммерческих банков. При этом объем дисконтных займов увеличивается. Однако такое расширение имеет некий предел, по достижении которого коммерческие банки откажутся  от дальнейших займов у Центрального банка даже в том случае, когда  уровень банковской учетной ставки будет значительно ниже ставки межбанковского кредита. Коммерческие банки обращаются за займами Центрального банка только до того момента, пока не установится  равенство между полными издержками, снизанными с привлечением каждого дополнительного рубля из Центрального банка и ставкой ссудного процента по межбанковским займам.

Денежные средства, которые  банки предоставляют друг другу  в форме межбанковских ссуд, не оказывают никакого воздействия  на величину суммарных банковских резервов; путем такого рода займов резервы  движутся по кругу, переходя со счетов одного банка на счета другого. Денежные средства, взятые в кредит у Центрального банка, представляют собой чистые дополнительные резервы. Они образуют основу процесса мультипликативного расширения депозитов аналогично резервам, получаемым в банковской системе путем операций на открытом рынке .

Повышая учетную ставку. Центральный банк снижает заинтересованность коммерческих банков в получении  у него ссуд и тем самым ограничивает предложение денег. Если учетная  ставка повышается до уровня выше ставки межбанковского кредита, то займы резервных  фондов становятся невыгодными. В ряде случаев некоторые коммерческие банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, так как  они становятся очень дорогими (невыгодными). Сокращение банковских резервов приводит к мультипликативному сокращению денежного  предложения.

Среди инструментов денежно-кредитной  политики регулирование учетной  ставки является вторым по важности методом  управления предложением денег. На практике, как правило. Центральный банк сочетает использование двух инструментов: проведение операций на открытом рынке и регулирование  учетной ставки.

Центральный банк при продаже  государственных ценных бумаг на открытом рынке в целях уменьшения денежного предложения устанавливает  высокий уровень учетной ставки, превышающей уровень доходности ценных бумаг. Коммерческим банкам становится невыгодно восполнять свои резервы  посредством займов у Центрального банка, и они увеличивают продажу  ценных бумаг населению. Это способствует повышению эффективности операций на открытом рынке. И наоборот, скупая ценные бумаги на открытом рынке, Центральный банк резко снижает учетную ставку. Когда уровень учетной ставки становится ниже доходности ценных бумаг, коммерческим банкам будет более выгодно брать ссуду у Центрального банка и направлять данные средства на покупку более доходных ценных бумаг у населения.

Рассмотрим динамику ставки рефинансирования (учетной ставки) Банка России (по состоянию на 21 апреля 2012 г.)

Согласно информации Банка  России от 3 февраля 2012 г., 13 марта 2012 г., от 9 апреля 2012 г. уровень ставки рефинансирования оставлен без изменения

26 декабря 2011 г.

8

Указание Банка России от 23.12.2011 N 2758-У

3 мая 2011 г. - 25 декабря 2011 г.

8,25

Указание Банка России от 29.04.2011 N 2618-У

28 февраля 2011 г. - 2 мая 2011 г.

8

Указание Банка России от 25.02.2011 N 2583-У

1 июня 2010 г.-27 февраля 2011 г.

7,75

Указание Банка России от 31.05.2010 N 2450-У

30 апреля 2010 г. - 31 мая

2010 г.

8

Указание Банка России от 29.04.2010 N 2439-У

29 марта 2010 г. - 29 апреля 2010 г.

8,25

Указание Банка России от 26.03.2010 N 2415-У

24 февраля 2010 г. - 28 марта  2010 г.

8,5

Указание Банка России от 19.02.2010 N 2399-У

28 декабря 2009 г. - 23 февраля  2010 г.

8,75

Указание Банка России от 25.12.2009 N 2369-У

25 ноября 2009 г. - 27 декабря  2009 г.

9

Указание Банка России от 24.11.2009 N 2336-У

30 октября 2009 г. - 24 ноября 2009 г.

9,5

Указание Банка России от 29.10.2009 N 2313-У

30 сентября 2009 г. - 29 октября  2009 г.

10

Указание Банка России от 29.09.2009 N 2299-У

15 сентября 2009 г. - 29 сентября 2009 г

10,5

Указание Банка России от 14.09.2009 N 2287-У

10 августа 2009 г. - 14 сентября 2009 г.

10,75

Указание Банка России от 07.08.2009 N 2270-У

 

13 июля 2009 г. - 9 августа 2009 г.

 

11

 

Указание Банка России от 10.07.2009 N 2259-У

5 июня 2009 г. - 12 июля

2009 г.

11,5

Указание Банка России от 04.06.2009 N 2247-У

14 мая 2009 г. - 4 июня 2009 г.

12

Указание Банка России от 13.05.2009 N 2230-У

24 апреля 2009 г. - 13 мая 2009 г.

12,5

Указание Банка России от 23.04.2009 N 2222-У

1 декабря 2008 г. - 23 апреля 2009 г.

13

Указание Банка России от 28.11.2008 N 2135-У

12 ноября 2008 г. - 30 ноября 2008 г.

12

Указание Банка России от 11.11.2008 N 2123-У

14 июля 2008 г. - 11 ноября 2008 г.

11

Указание Банка России от 11.07.2008 N 2037-У

10 июня 2008 г. - 13 июля 2008 г.

10,75

Указание Банка России от 09.06.2008 N 2022-У

29 апреля 2008 г. - 9 июня 2008 г.

10,5

Указание Банка России от 28.04.2008 N 1997-У

4 февраля 2008 г. - 28 апреля 2008 г

10,25

Указание Банка России от 01.02.2008 N 1975-У

19 июня 2007 г. - 3 февраля 2008г.

10

Телеграмма Банка России от 18.06.2007 N 1839-У

Информация о работе Денежно-кредитная политика РФ