Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 07:54, курсовая работа
Кредитные и финансовые методы государственного регулирования экономики при их рассмотрении как еденное целое образуют денежно-кредитную или иначе монетарную политику государства; под ней понимается «совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивости экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические последствия». Рассмотрению основополагающих аспектов данных методов регулирования экономики и посвящена предлагаемая работа.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы денежно – кредитной политики……………...5
1.1.Денежно-кредитная политика: сущность, типы……………………….……5
1.2.Кейнсианская теория денег и Монетаристский подход……………………7
Глава 2. Основные инструменты денежно - кредитной политики государства……………………………………………………………………….14
2.1.Операции на открытом рынке………………………………………………14
2.2 Динамика ставки рефинансирования и норм обязательных резервов…...18
Глава 3. Совершенствование денежно – кредитной политики государства…25
3.1 Перспектива Банка России в области денежно – кредитного урегулирования…………………………………………………………………..25
3.2 Стратегия развития банковского сектора…………………………………..27
Выводы и предложения…………………………………………………………34
Список используемой литературы……………………………………………...37
В свою очередь, изменение уровня цен - это показатель темпа инфляции. Следовательно, прирост денежной массы будет определять, согласно количественной теории денег, темп инфляции.
М. Фридмен отмечает, что
каждый человек привыкает к
где М - среднегодовой темп приращения денег, % за длительный период; Y - среднегодовой темп прироста ВНП, % за длительный период; Р - среднегодовой темп ожидаемой инфляции, % (при подсчёте среднегодового темпа ожидаемой инфляции из общего уровня инфляции вычитается инфляция, вызванная государством, профсоюзами и т.п.).
Монетарное правило М.
Фридмена предполагает строго контролируемое
увеличение денежной массы в обращении
- в пределах 3-5% в год. Именно такой
прирост денежной массы вызывает
деловую активность в экономике.
В случае неконтролируемого увеличения
денежного предложения свыше 3-5%
в год будет происходить
Современные теоретические
модели денежно-кредитной политики
представляют собой синтез кейнсианства
и монетаризма, в котором учтены
рациональные моменты каждой из теорий.
В долгосрочном периоде в денежно-кредитной
политике сегодня преобладает
Глава 2. Основные инструменты денежно-кредитной политики государства.
2.1.Операции на открытом рынке.
Эффективность денежно-кредитной политики в значительной мере зависит от выбора инструментов (методов) денежно-кредитного регулирования. Их можно разделить на общие и селективные. Общие воздействуют практически на все параметры денежно-кредитной сферы, влияют на рынок ссудного капитала в целом. Селективные методы направлены на регламентацию отдельных форм кредита, условий кредитования и т. д. Основными общими инструментами денежно- кредитной политики являются изменения учетной ставки и норм обязательных резервов, операции на открытом рынке. Это косвенные методы регулирования.
В современной практике рыночного
хозяйствования основным инструментом
регулирования денежной массы являются
операции на открытом рынке. Это постоянно
применяемый способ контроля денежного
предложения. Операции на открытом pынкe
- это покупка и продажа
Центральный банк осуществляет
выпуск государственных краткосрочных
ценных бумаг с целью покрытия
дефицита государственного бюджета (тон
части государственных
Отметим, что купля или
продажа коммерческим банком государственных
облигаций приводит к изменению
его активов и неизбежно
Рассмотрим, как купля
и продажа государственных
Для этого он начинает активно
продавать государственные
Коммерческие банки при
оплате этих ценных бумаг выписывают
чеки на спои вклады, т.е. свои резервы,
которые находятся в
Так, продажа Центральным банком государственных облигаций на сумму 1000 тыс. руб. системе коммерческих банков понижает ее фактические и избыточные резервы на 1000 тыс. руб. Продажа же населению облигаций на 1000 тыс. руб. при норме обязательных резервов в 20% понижает избыточные резервы на 800 тыс. руб., так как в результате продажи облигаций на 1000 тыс. руб. уменьшилось и количество денег на текущих (расчетных) счетах.
В обоих рассмотренных выше случаях получается одинаковый конечный результат - при продаже Центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке резервы коммерческих банков снижаются. Если первоначально все избыточные резервы были израсходованы на ссуды, то это уменьшение резервов коммерческого банка приведет к снижению предложения денег в стране в размере, пропорциональном банковскому мультипликатору.
В нашем примере продажа государственных ценных бумаг на 1000 тыс. руб. приведет к снижению денежного предложения на 5000 тыс. руб., так как при 20%-й норме обязательных резервов банковский мультипликатор равен 5.
Таким образом, продавая государственные ценные бумаги (ГКО), Центральный банк уменьшает предложение денег .
Теперь предположим, что
на денежном рынке имеется недостаток
денежных средств в обращении. В
этом случае Центральный банк проводит
политику, направленную на расширение
денежного предложения, и начинает
скупать ценные бумаги у коммерческих
банков и населения. Следствием этого
является увеличение спроса на государственные
ценные бумаги. При этом их рыночная
цена возрастает, а процентная ставка
по ним падает. Это делает государственные
ценные бумаги непривлекательными для
их владельцев, и коммерческие банки
и население начинают активно
продавать государственные
Центральный банк оплачивает покупку ценных бумаг у коммерческих банков путем увеличения их резервов на сумму покупки. Можно сделать вывод о том, что покупка Центральным банком государственных ценных бумаг у коммерческих банков в конечном счете приводит к росту их резервов и, следовательно, возможности у коммерческих банков для выдачи кредитов возрастают. Покупка Центральным банком государственных ценных бумаг у населения приводит к тем же конечным результатам.
С одной стороны, покупка
ценных бумаг Центральным банком
на сумму 1000 тыс. руб. у коммерческого
банка увеличивает и
В обоих случаях получается одинаковый конечный результат -при покупке Центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке резервы коммерческих банков увеличиваются. Если коммерческие банки выдают в ссуду свои избыточные резервы, то предложение денег в стране растет с учетом мультипликативного эффекта. В нашем примере покупка Центральным банком государственных ценных бумаг на 1000 тыс. руб. приведет к появлению 5000 тыс. руб. дополнительных денег и соответствующему росту денежного предложения.
Таким образом, покупая государственные ценные бумаги. Центральный банк увеличивает предложение денег.
Центральный банк также регулирует размер денежной массы в экономике в форме соглашений об обратном выкупе (РЕПО). В этом случае он, например, продает государственные облигации с обязательством выкупить их по определенной (более высокой) цене через определенный срок. Процентом за полученные денежные средства взамен предоставленных ценных бумаг служит разница между ценой продажи и обратного выкупа.
2.2 Динамика ставки
Учетная ставка представляет
собой второй по важности инструмент
кредитно-денежной политики, который
используется для осуществления
контроля за предложением денег. Учетная
ставка - это процент, под который
Центральный банк предоставляет
кредиты коммерческим банкам. Как
правило, такой кредит предоставляется
не всем коммерческим банкам, а лишь
тем, которые имеют прочное
Центральный банк может заинтересовывать
коммерческие банки обращаться к
нему за финансовой помощью путем
снижения учетной ставки. Уменьшение
последней делает для коммерческих
банков займы резервных фондов более
дешевыми. Коммерческие банки стремятся
получить кредит (дисконтный заем) у
Центрального банка. Как только уровень
учетной ставки падает ниже ставки
процента межбанковского кредита, денежные
издержки, связанные с привлечением
средств путем займов у Центрального
банка, уменьшаются по сравнению
с соответствующими издержками получения
ссуд у других коммерческих банков.
При этом объем дисконтных займов
увеличивается. Однако такое расширение
имеет некий предел, по достижении
которого коммерческие банки откажутся
от дальнейших займов у Центрального
банка даже в том случае, когда
уровень банковской учетной ставки
будет значительно ниже ставки межбанковского
кредита. Коммерческие банки обращаются
за займами Центрального банка только
до того момента, пока не установится
равенство между полными
Денежные средства, которые банки предоставляют друг другу в форме межбанковских ссуд, не оказывают никакого воздействия на величину суммарных банковских резервов; путем такого рода займов резервы движутся по кругу, переходя со счетов одного банка на счета другого. Денежные средства, взятые в кредит у Центрального банка, представляют собой чистые дополнительные резервы. Они образуют основу процесса мультипликативного расширения депозитов аналогично резервам, получаемым в банковской системе путем операций на открытом рынке .
Повышая учетную ставку. Центральный банк снижает заинтересованность коммерческих банков в получении у него ссуд и тем самым ограничивает предложение денег. Если учетная ставка повышается до уровня выше ставки межбанковского кредита, то займы резервных фондов становятся невыгодными. В ряде случаев некоторые коммерческие банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, так как они становятся очень дорогими (невыгодными). Сокращение банковских резервов приводит к мультипликативному сокращению денежного предложения.
Среди инструментов денежно-кредитной политики регулирование учетной ставки является вторым по важности методом управления предложением денег. На практике, как правило. Центральный банк сочетает использование двух инструментов: проведение операций на открытом рынке и регулирование учетной ставки.
Центральный банк при продаже
государственных ценных бумаг на
открытом рынке в целях уменьшения
денежного предложения
Рассмотрим динамику ставки рефинансирования (учетной ставки) Банка России (по состоянию на 21 апреля 2012 г.)
Согласно информации Банка России от 3 февраля 2012 г., 13 марта 2012 г., от 9 апреля 2012 г. уровень ставки рефинансирования оставлен без изменения
26 декабря 2011 г. |
8 |
Указание Банка России от 23.12.2011 N 2758-У |
3 мая 2011 г. - 25 декабря 2011 г. |
8,25 |
Указание Банка России от 29.04.2011 N 2618-У |
28 февраля 2011 г. - 2 мая 2011 г. |
8 |
Указание Банка России от 25.02.2011 N 2583-У |
1 июня 2010 г.-27 февраля 2011 г. |
7,75 |
Указание Банка России от 31.05.2010 N 2450-У |
30 апреля 2010 г. - 31 мая 2010 г. |
8 |
Указание Банка России от 29.04.2010 N 2439-У |
29 марта 2010 г. - 29 апреля 2010 г. |
8,25 |
Указание Банка России от 26.03.2010 N 2415-У |
24 февраля 2010 г. - 28 марта 2010 г. |
8,5 |
Указание Банка России от 19.02.2010 N 2399-У |
28 декабря 2009 г. - 23 февраля 2010 г. |
8,75 |
Указание Банка России от 25.12.2009 N 2369-У |
25 ноября 2009 г. - 27 декабря 2009 г. |
9 |
Указание Банка России от 24.11.2009 N 2336-У |
30 октября 2009 г. - 24 ноября 2009 г. |
9,5 |
Указание Банка России от 29.10.2009 N 2313-У |
30 сентября 2009 г. - 29 октября 2009 г. |
10 |
Указание Банка России от 29.09.2009 N 2299-У |
15 сентября 2009 г. - 29 сентября 2009 г |
10,5 |
Указание Банка России от 14.09.2009 N 2287-У |
10 августа 2009 г. - 14 сентября 2009 г. |
10,75 |
Указание Банка России от 07.08.2009 N 2270-У |
13 июля 2009 г. - 9 августа 2009 г. |
11 |
Указание Банка России от 10.07.2009 N 2259-У |
5 июня 2009 г. - 12 июля 2009 г. |
11,5 |
Указание Банка России от 04.06.2009 N 2247-У |
14 мая 2009 г. - 4 июня 2009 г. |
12 |
Указание Банка России от 13.05.2009 N 2230-У |
24 апреля 2009 г. - 13 мая 2009 г. |
12,5 |
Указание Банка России от 23.04.2009 N 2222-У |
1 декабря 2008 г. - 23 апреля 2009 г. |
13 |
Указание Банка России от 28.11.2008 N 2135-У |
12 ноября 2008 г. - 30 ноября 2008 г. |
12 |
Указание Банка России от 11.11.2008 N 2123-У |
14 июля 2008 г. - 11 ноября 2008 г. |
11 |
Указание Банка России от 11.07.2008 N 2037-У |
10 июня 2008 г. - 13 июля 2008 г. |
10,75 |
Указание Банка России от 09.06.2008 N 2022-У |
29 апреля 2008 г. - 9 июня 2008 г. |
10,5 |
Указание Банка России от 28.04.2008 N 1997-У |
4 февраля 2008 г. - 28 апреля 2008 г |
10,25 |
Указание Банка России от 01.02.2008 N 1975-У |
19 июня 2007 г. - 3 февраля 2008г. |
10 |
Телеграмма Банка России от 18.06.2007 N 1839-У |