Денежно-кредитная политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 07:54, курсовая работа

Краткое описание

Кредитные и финансовые методы государственного регулирования экономики при их рассмотрении как еденное целое образуют денежно-кредитную или иначе монетарную политику государства; под ней понимается «совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивости экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические последствия». Рассмотрению основополагающих аспектов данных методов регулирования экономики и посвящена предлагаемая работа.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы денежно – кредитной политики……………...5
1.1.Денежно-кредитная политика: сущность, типы……………………….……5
1.2.Кейнсианская теория денег и Монетаристский подход……………………7
Глава 2. Основные инструменты денежно - кредитной политики государства……………………………………………………………………….14
2.1.Операции на открытом рынке………………………………………………14
2.2 Динамика ставки рефинансирования и норм обязательных резервов…...18
Глава 3. Совершенствование денежно – кредитной политики государства…25
3.1 Перспектива Банка России в области денежно – кредитного урегулирования…………………………………………………………………..25
3.2 Стратегия развития банковского сектора…………………………………..27
Выводы и предложения…………………………………………………………34
Список используемой литературы……………………………………………...37

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docxенолд.docx

— 64.71 Кб (Скачать файл)

 

http://base.garant.ru/10180094/

 

Изменение нормы обязательных резервов также выступает важным инструментом денежно-кредитной политики, активно используемым Центральным  банком для контроля за предложением денег. В общем виде механизм действия этого инструмента следующий: при  увеличении Центральным банком нормы  обязательных резервов сокращаются  избыточные резервы коммерческих банков, что ведет к мультипликативному уменьшению денежного предложения; при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликативное  расширение денег.

Рост нормы обязательных резервов увеличивает количество необходимых  резервов коммерческих банков. При  этом у банков есть две альтернативы: либо уменьшить избыточные резервы  путем выдачи кредитов, что снизит их способность создавать деньги; либо они, если посчитают свои резервы недостаточными, будут вынуждены уменьшить свои чековые счета и тем самым денежное предложение. Чтобы сократить свои текущие счета, коммерческий банк может установить срок погашения ссуд и получить выплату по ним, не выдавая новых кредитов. Для увеличения своих резервов банк может продать часть имеющихся у него ценных бумаг и полученные средства добавить к своим резервам. В рамках всей банковской системы такие действия приведут в конечном счете к снижению денежного предложения.

Снижение Центральным  банком нормы обязательных резервов приводит к уменьшению обязательных резервов коммерческих банков и к  увеличению избыточных резервов. В  результате этого способность к  кредитованию отдельных коммерческих банков возрастает, что в рамках всей банковской системы приводит через  мультипликативные эффекты к  увеличению предложения денег в  стране. Следовательно, понижение нормы  обязательных резервов ведет к переводу этих резервов в избыточные, что  увеличивает возможность коммерческих банков путем нового кредитования создавать  новые деньги, увеличивая тем самым  денежное предложение .

Способность банковской системы  к созданию денег меняется в зависимости  от изменения нормы обязательных резервов посредством влияния последней  на размер избыточных резервов и на величину денежного мультипликатора.

Таким образом, изменение  нормы обязательных резервов банков является одним из важнейших инструментов денежно-кредитной политики. Даже небольшое  изменение уровня нормы обязательных резервов, оказывающее влияние на всю банковскую систему, может привести к значительным изменениям в объемах  депозитов и кредитов коммерческих банков и, следовательно, предложения  денег в стране.

Денежно-кредитная политика оказывает самое непосредственное влияние на такие важные макроэкономические показатели, как ВВП, занятость, уровень  цен. Рассмотрим механизм этого воздействия.

Предположим, что состояние  национальной экономики характеризуется  спадом производства и ростом безработицы. Центральный банк для стимулирования роста производства начинает проводить  политику по увеличению денежного предложения  посредством проведения мер, способствующих повышению избыточных резервов коммерческих банков.

Для реализации такой политики Центральный банк осуществляет комплекс следующих мер. Во-первых, он начинает покупать государственные ценные бумаги на открытом рынке, что приводит к  увеличению резервов коммерческих банков. Во-вторых, он снижает норму обязательных резервов, что способствует автоматическому  переводу необходимых резервов в  избыточные и увеличению размера  денежного мультипликатора. В-третьих, он снижает учетную ставку для  того, чтобы стимулировать коммерческие банки к увеличению своих резервов посредством заимствования средств  у Центрального банка .

Проведение такого комплекса  мер называется политикой дешевых  денег. Ее целью является стимулировать  рост производства и занятости посредством  расширения предложения денег и  удешевления кредита (удешевления  денег, направляемых на инвестиции). При  этом последовательность взаимосвязей такова: увеличение предложения денег  при том же спросе снижает норму  процента, который удешевляет кредит, а более дешевый кредит повышает инвестиционный спрос в экономике, что способствует росту инвестиций и расширению производства и занятости.

Теперь предположим, что  ситуация в экономике характеризуется  наличием излишних расходов и наличием высокой инфляции. Центральный банк для стабилизации экономики начинает проводить политику по снижению общих  расходов и ограничению или сокращению предложения денег посредством комплекса мер, способствующих понижению резервов коммерческих банков.

В качестве инструментов прямого  регулирования также выступают  установление лимитов кредитования и прямое регулирование ставки процента Центральным банком. С помощью  рассмотренных инструментов Центральный  банк реализует основные цели кредитно-денежной политики .

Специфика денежно-кредитной  политики в России обусловлена особенностями  ее экономики в переходный период. Регулирование денежного обращения  в России осуществляется Центральным  банком путем определения потребностей а денежной массе на основе ожидаемых  темпов инфляции и динамики ВНП. Современная  экономическая ситуация в России характеризуется действием целого ряда негативных тенденций. Поэтому  в настоящее время основной целью  кредитно-денежной политики в стране является обеспечение условий для  финансовой стабилизации, постепенного роста производства, улучшения занятости  и сдерживания инфляции.3

 

 

 

 

Глава 3. Совершенствование  денежно – кредитной политики государства

 

 

3.1 Перспектива Банка России  в области денежно – кредитного  урегулирования

 

В ближайшие годы российской экономике необходимо преодолеть последствия  мирового финансово-экономического кризиса  и выйти на траекторию устойчивого  роста. В этой связи главной целью  денежно-кредитной политики в предстоящий  трехлетний период является удержание  инфляции в границах 5‑7% в годовом выражении. Обеспечение контроля над инфляцией и поддержание ее на стабильном уровне будет способствовать формированию низких инфляционных ожиданий, оживлению деловой активности.

В целях повышения эффективности  денежно-кредитной политики Банк России продолжит движение в сторону  свободного курсообразования, не препятствуя  динамике обменного курса рубля, формирующейся на основе фундаментальных  макроэкономических факторов. При этом Банк России сохранит свое присутствие  на внутреннем валютном рынке с целью  сглаживания чрезмерных колебаний  рублевой стоимости бивалютной корзины.

Сокращение интервенций  на внутреннем валютном рынке, повышение  гибкости обменного курса рубля  и постепенное сворачивание антикризисных  мер будут способствовать усилению роли процентной политики Банка России в снижении инфляции и инфляционных ожиданий экономических агентов.

Процентная политика предполагает постепенное сужение коридора процентных ставок по операциям Банка России для снижения волатильности ставок денежного рынка. На уровень ликвидности  и процентные ставки этого рынка  также будут оказывать существенное влияние дефицит государственного бюджета, действия Правительства Российской Федерации по сокращению этого дефицита, ориентация на внутренние заимствования для его финансирования. Поэтому эффективность действий Банка России в области денежно-кредитной политики в значительной степени будет зависеть от состояния государственных финансов, успешности проведения умеренно-жесткой бюджетной политики, предусмотренной параметрами проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».

Преодоление острой фазы кризиса  и восстановление роста экономики  определяют постепенное сокращение применения специальных антикризисных  мер. Основную роль в денежно-кредитном  регулировании будут играть стандартные  инструменты.

Финансово-экономический  кризис ярко продемонстрировал, насколько  сильное влияние проблемы в финансовом секторе оказывают на состояние  практически всех секторов экономики. С учетом уроков кризиса и опыта  его преодоления Банк России намерен  содействовать укреплению финансовой стабильности, в частности повышая  требования к финансовой устойчивости и к управлению рисками кредитных  организаций, способствуя дальнейшей консолидации и капитализации в  банковском секторе. Усиление конкуренции  потребует изменения модели развития кредитных организаций в направлении  большей диверсификации банковской деятельности, снижения концентрации рисков. Одновременно это будет способствовать развитию российской экономики и  повышению ее конкурентоспособности  на международной арене.

С целью повышения эффективности  своих действий Банк России при проведении денежно-кредитной политики будет  учитывать ситуацию на финансовых рынках, риски, обусловленные ростом денежных агрегатов, кредитов и цен на активы. Банк России будет уделять особое внимание более широкому анализу  тенденций в динамике денежных и  кредитных показателей, чтобы своевременные  действия в области денежно-кредитной  политики и банковского регулирования  и надзора могли способствовать предотвращению возникновения дисбалансов в финансовом секторе экономики, и, таким образом, содействовать не только выполнению задачи по снижению инфляции, но и поддержанию финансовой стабильности и общего макроэкономического равновесия.

В целях обеспечения доверия  к проводимой денежно-кредитной  политике Банк России будет расширять  практику разъяснения широкой общественности причин и ожидаемых последствий  принимаемых решений. В рамках подготовки к введению режима таргетирования инфляции будет также продолжена работа по совершенствованию методов экономического моделирования и прогнозирования  и механизмов принятия решений относительно изменений параметров проводимой Банком России политики.4

 

3.2 Стратегия развития  банковского сектора

 

 

Рассмотрим стратегию, рассчитанную на период до 2015 года.

Повышение надёжности, конкурентоспособности  национальной кредитной системы, формирование современного рынка банковских услуг  являются одними из важнейших вопросов экономической политики государства. В предыдущие годы, Правительство  и Центральный банк последовательно  занимались решением этих задач.

Были приняты законы, направленные на повышение открытости банковского  рынка, на создание равных условий для  работы российских и иностранных  кредитных учреждений. Стимулировался рост капитализации банков, расширялась  линия банковских услуг, проводилось  системное оздоровление банковского сектора. В 2009 году были отозваны лицензии у 44 банков, в 2010-м – у 27.

Сейчас российская экономика  вышла на траекторию роста.

С начала 2010 года более чем  на 2 трлн. 300 млрд. рублей увеличился объём вкладов граждан: рост – 30%. Это говорит о доверии населения к банкам, действующей системе страхования и защиты вкладов. По данным исследований, число банковских вкладчиков не снизилось и составляет около 40% взрослого населения России. На начало 2010 года вклады в банках были 7,5 трлн., а на 1 января 2011 – 9,8 трлн. рублей.

В свою очередь растёт кредитный  портфель банков: по итогам 2010 года примерно на 12%. Объём выданных кредитов нефинансовым организациям и физическим лицам  на начало 2011 года составил около 18 трлн. рублей, из них физическим лицам – 4 трлн. рублей.

Банки вновь расширяют  финансирование промышленности, наращивают программы автомобильного кредитования, ипотеку. Так, объём выданных ипотечных  жилищных кредитов в 2010 году увеличился, по оценке, почти в 2,5 раза по сравнению  с 2009 годом, причём средняя ставка по рублёвым ипотечным кредитам в 2010 году снизилась с 14,2% в январе до 12,8% к  концу года. На 1 января 2011 года объём  ипотечных жилищных кредитов, предоставленных  гражданам, предварительно оценивается  в 340–380 млрд. рублей. За тот же период в 2009 году было выдано 152 млрд. рублей.

Продолжились и системные  изменения. В банковское дело внедрялись новые технологии и услуги. Так, количество выпущенных банковских платёжных карт достигло 140 млн., причём 82% платежей клиентов банков – физических лиц и предприятий – сейчас осуществляется при помощи электронных технологий, то есть прозрачность и технологичность денежного обращения в стране растут.

Сейчас, опираясь на созданную  базу, возможно ставить долгосрочные задачи по дальнейшему качественному  развитию банковской системы. В этой связи отмечено несколько вопросов:

    1. Банковская система и её возможности должны быть адекватны тем вызовам, которые стоят перед страной, ориентироваться на запросы граждан – например, в такой социально значимой сфере, как решение жилищных проблем, да и по некоторым другим жизненно-важным вопросам. Работа банков призвана давать дополнительные импульсы росту, модернизации и структурной перестройке экономики. Необходимо эффективно конвертировать национальные накопления в капиталы для развития, в случае необходимости на выгодных условиях привлекать ресурсы на глобальных финансовых рынках. Всё это определяет высокие требования к собственникам и менеджменту кредитных учреждений.
    2. Должна повыситься ответственность и прозрачность принятия решений в банковской сфере, улучшиться правовая защищённость как кредиторов, так и заёмщиков. В целом банковская система должна стать эффективной, ориентированной на современные банковские технологии системой. Банковская система должна быть выстроена таким образом, чтобы в ней самой был заложен сильный запас прочности, были внутренние резервы для реагирования на возможные риски.
    3. Это совершенствование надзорных и контрольных функций Банка России. Важна здесь и роль Министерства финансов РФ. Следует подумать о системе раннего предупреждения, создать инструменты, с помощью которых заблаговременно могли бы выявлять признаки негативных тенденций в банковском секторе. И чем быстрее будут приняты необходимые превентивные меры, тем меньше будет потерь.

Информация о работе Денежно-кредитная политика РФ