Денежно-кредитная политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 07:54, курсовая работа

Краткое описание

Кредитные и финансовые методы государственного регулирования экономики при их рассмотрении как еденное целое образуют денежно-кредитную или иначе монетарную политику государства; под ней понимается «совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивости экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические последствия». Рассмотрению основополагающих аспектов данных методов регулирования экономики и посвящена предлагаемая работа.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы денежно – кредитной политики……………...5
1.1.Денежно-кредитная политика: сущность, типы……………………….……5
1.2.Кейнсианская теория денег и Монетаристский подход……………………7
Глава 2. Основные инструменты денежно - кредитной политики государства……………………………………………………………………….14
2.1.Операции на открытом рынке………………………………………………14
2.2 Динамика ставки рефинансирования и норм обязательных резервов…...18
Глава 3. Совершенствование денежно – кредитной политики государства…25
3.1 Перспектива Банка России в области денежно – кредитного урегулирования…………………………………………………………………..25
3.2 Стратегия развития банковского сектора…………………………………..27
Выводы и предложения…………………………………………………………34
Список используемой литературы……………………………………………...37

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docxенолд.docx

— 64.71 Кб (Скачать файл)

В целом нужно формировать  максимально благоприятную среду  для развития банковского бизнеса, для повышения конкурентоспособности  и наращивания возможностей отечественной  кредитной системы.

Стратегию развития банковского  сектора Российской Федерации на период до 2015 года - это первая пятилетняя стратегия . Предыдущая стратегия – с 2005 по 2008 год – была четырёхлетней.

Все задачи предыдущей банковской стратегии (с 2005 по 2008 год) выполнены. В  плане предыдущей банковской стратегии  величина активов в процентах  к ВВП достигли 60%. Уже в 2008 году по результатам банковской стратегии, они составили 67%, а в 2010-м – 75%

По капиталу банков план был 7–8% к ВВП. По факту в 2008 году достигли 9,2%, а сегодня капиталы банков достигли больше 12%.

Кредиты нефинансовым организациям и физическим лицам в плане  предыдущей стратегии ставились  до 28%. К 2008 году они достигли 39%, а  сегодня   41%.

Соответственно, если сравнить  с целями концепции долгосрочного  развития, которые были поставлены до 2020 года, – достичь величины кредитов к ВВП 80–85%. И такую цель мы уже  достигнем в 2015 году, то есть мы идём с опережением по достижению целей  концепции долгосрочного развития.

В течение 2010 года, вклады существенно  возросли и достигли 9,8 трлн. рублей. В целом за три года кризиса – 2008, 2009, 2010 годы, –вклады возросли на 90%, из них на 30% – только в последний год. Опасение населения, существовавшее в результате предыдущего кризиса, было преодолено.

Существуют и слабые стороны. Сохранялась высокая инфляция, высокая  ставка кредита, и особенно она выросла  в период кризиса. Таким образом, доля кредитов свыше трёх лет остается на небольшом уровне – меньше 10%. Поэтому главная задача в период новой банковской стратегии –  обеспечить и макроэкономическую стабильность, и выполнить цели Правительства и Центрального банка по снижению инфляции и банковской ставки кредитования в экономике. Когда эти цели последовательно будут исполняться, тогда существенно повысится роль банковского сектора в долгосрочных инвестициях и увеличится доля кредитов в инвестициях.

В 2010 году обрабатывающие производства (без нефтепереработки) получили в  виде прибыли 813 млрд. рублей, а банковский сектор за девять месяцев – 161 млрд.

Такие сектора, как металлургия  и энергетика, получили прибыль больше 360 млрд. и больше 250 млрд. рублей соответственно. Банковский сектор – 160 млрд. рублей, то есть банковский сектор распоряжается чужими средствами и живёт на процент, который достаточно контролируется. В том числе на них влияют и нормативные требования Центрального банка.

К 1 января 2010 года была поставлена задача, чтобы минимальный капитал  банка составил не менее 90 млн. рублей. На тот момент существовало 145 банков ниже этого уровня.

К 1 января 2015 года минимальный  капитал банка должен быть  300 млн. рублей. Сегодня этой планки не достигают 372 банка.

Среди важных направлений  новой стратегии – увеличение конкуренции в банковском секторе, расширение спектра современных  банковских услуг, капитализация банковского  сектора, поскольку именно тогда  они более серьёзно смогут помочь в модернизации и кредитовании экономики, повысить качество корпоративного управления и управления рисками. И этот кризис показал, что многие банки, которые  не смогли справиться в период кризиса  со своими рисками, как раз показывают возможность улучшить эту ситуацию в ближайшее время и достичь  высокой прозрачности рыночной дисциплины участников банковского сектора, ответственности за добросовестность бизнеса - и здесь банки тоже могут существенно помочь.

Главные задачи стратегии: совершенствование  правовой среды и защита частной  собственности, формирование современной  инфраструктуры, необходимой для  развития международного финансового  центра. И эти задачи ставят новые  требования перед банковским сектором. А по сути, это выход на международный  уровень инструментов, качества управления и работы этого сектора, соответственно, и качества корпоративного управления и управления рисками. Также задачи банковского регулирования и  надзора и обеспечения финансовой стабильности – эти задачи предполагают выполнить к 2015 году.

В трёхлетнем плане Правительства  уже есть определение об уменьшении доли государства в Сбербанке, ВТБ  и Россельхозбанке до уровня 50+1 акция. Но в стратегии, поскольку она рассчитана на пять лет, исходят из того, что за пределами трёх лет продолжится  приватизация пакетов государственных компаний.

Участие иностранного капитала в нынешнем банковском секторе достигло 27% . Развитие Международного финансового  центра обеспечит применение в работе целого ряда современных стандартов и технологий, системы клиринга или, центрального контрагента, выход Банка  России из числа компаний группы ММВБ, биржи. Тем самым это тоже повысит  частную мотивацию, коммерческую мотивацию  в этом секторе.

Будут совершенствоваться залоговое  законодательство, расширения спектра депозитных услуг, вклады с досрочным возвратом в течение заранее оговоренного срока (соответствующий проект закона уже внесён в Правительство и в настоящее время проходит процедуру рассмотрения), развитие депозитных сертификатов из счетов в драгоценных металлах (что особенно важно в период кризиса, когда граждане хотят диверсифицировать свои вложения), стимулирование использования современных технологий путём операционной совместимости платежной инфраструктуры, централизации клиринговых расчётных услуг, нормативной базы для развития высокотехнологичного банковского бизнеса, в том числе в области контроля за рисками.

Возможно совершенствование  работы бюро кредитных историй, также  работа по защите прав потребителей, включая  развитие финансовой грамотности, что  позволит гражданам лучше выбирать планы размещения своих свободных  средств и больше на этом зарабатывать, получать дополнительный доход.

Будут рассмотрены требования к руководителям и членам советов  директоров банков, в том числе  требования к руководителям банков, которые нужно расширять и  больше приближать к международным  требованиям (сегодня они минимальны), уточнение функций и компетенций  советов директоров и наблюдательных советов, применение мер воздействия  к кредитным организациям за выявленные недостатки в системах корпоративного управления и управления рисками.

В.В.Путин: «Эта стратегия правильная, но вот действовать нужно очень аккуратно. Это должно сопровождаться ростом доверия граждан к этим финансовым учреждениям, а не утратой этого доверия. Нужны хорошие фундаментальные основания для этого. Нужно, чтобы люди понимали, что государство в любом случае будет поддерживать крупнейшее финансовое учреждение (присутствует там государство или нет) не потому, что есть там государство или отсутствует, а потому, что там большая клиентская база. По сути дела, мы поддерживаем не само учреждение, а клиентов этого учреждения, особенно если там большое количество физических лиц. Нужно, чтобы люди всё это понимали, но и нужно, чтобы, если государство будет уходить постепенно, это сопровождалось ростом мощи самого финансового учреждения, а не ослаблением».5

Выводы и предложения

 

 

  1. Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность экономических мер по регулированию кредитно-денежного обращения, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия па уровень и динамику производства, занятости, инфляции, инвестиционной активности и других макроэкономических показателей.
  2. Субъектом денежно-кредитной политики является Центральный банк страны, который с помощью определенных методов воздействует на предложение и спрос на денежном рынке.
  3. В зависимости от состояния хозяйственной конъюнктуры выделяются два основных типа денежно-кредитной политики: рестрикционная денежно-кредитная политика направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков путем повышения уровня процентных ставок; экспансионистская денежно-кредитная политика сопровождается, как правило, расширением масштабов кредитования, ослаблением контроля над приростом количества денег в обращении, сокращением налоговых ставок и понижением уровня процентных ставок.
  4. По масштабам воздействия денежно-кредитная политика может быть тотальной и селективной. При тотальной денежно-кредитной политике мероприятия ЦБ распространяются на все кредитные учреждения, при селективной – на отдельные кредитные институты либо их группы или же на определенные виды банковской деятельности.
  5. В современных условиях противостоят друг другу два теоретических подхода в теории денег: кейнсианский и монетарийский. И современные кейнсианцы и монетаристы признают, что изменение денежного предложения влияет на экономический объем ВНП, но оценивают по-разному и значение этого влияния, и сам механизм. С точки зрения кейнсианцев, в основе денежно-кредитнной политики должен быть положен определенный уровень процентной ставки, а с точки зрения монетаристов - само предложение денег.
  6. В современной практике рыночного хозяйствования основным инструментом регулирования денежной массы являются операции на открытом рынке. Это постоянно применяемый способ контроля денежного предложения.
  7. Учетная ставка представляет собой второй по важности инструмент кредитно-денежной политики, который используется для осуществления контроля за предложением денег.
  8. Изменение нормы обязательных резервов также выступает важным инструментом денежно-кредитной политики, активно используемым Центральным банком для контроля за предложением денег. В общем виде механизм действия этого инструмента следующий: при увеличении Центральным банком нормы обязательных резервов сокращаются избыточные резервы коммерческих банков, что ведет к мультипликативному уменьшению денежного предложения; при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликативное расширени<span class="List_0020Paragraph__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'; font-si

Информация о работе Денежно-кредитная политика РФ