Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 07:54, курсовая работа
Кредитные и финансовые методы государственного регулирования экономики при их рассмотрении как еденное целое образуют денежно-кредитную или иначе монетарную политику государства; под ней понимается «совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивости экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические последствия». Рассмотрению основополагающих аспектов данных методов регулирования экономики и посвящена предлагаемая работа.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы денежно – кредитной политики……………...5
1.1.Денежно-кредитная политика: сущность, типы……………………….……5
1.2.Кейнсианская теория денег и Монетаристский подход……………………7
Глава 2. Основные инструменты денежно - кредитной политики государства……………………………………………………………………….14
2.1.Операции на открытом рынке………………………………………………14
2.2 Динамика ставки рефинансирования и норм обязательных резервов…...18
Глава 3. Совершенствование денежно – кредитной политики государства…25
3.1 Перспектива Банка России в области денежно – кредитного урегулирования…………………………………………………………………..25
3.2 Стратегия развития банковского сектора…………………………………..27
Выводы и предложения…………………………………………………………34
Список используемой литературы……………………………………………...37
В целом нужно формировать
максимально благоприятную
Стратегию развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года - это первая пятилетняя стратегия . Предыдущая стратегия – с 2005 по 2008 год – была четырёхлетней.
Все задачи предыдущей банковской стратегии (с 2005 по 2008 год) выполнены. В плане предыдущей банковской стратегии величина активов в процентах к ВВП достигли 60%. Уже в 2008 году по результатам банковской стратегии, они составили 67%, а в 2010-м – 75%
По капиталу банков план был 7–8% к ВВП. По факту в 2008 году достигли 9,2%, а сегодня капиталы банков достигли больше 12%.
Кредиты нефинансовым организациям и физическим лицам в плане предыдущей стратегии ставились до 28%. К 2008 году они достигли 39%, а сегодня 41%.
Соответственно, если сравнить
с целями концепции долгосрочного
развития, которые были поставлены
до 2020 года, – достичь величины кредитов
к ВВП 80–85%. И такую цель мы уже
достигнем в 2015 году, то есть мы идём
с опережением по достижению целей
концепции долгосрочного
В течение 2010 года, вклады существенно возросли и достигли 9,8 трлн. рублей. В целом за три года кризиса – 2008, 2009, 2010 годы, –вклады возросли на 90%, из них на 30% – только в последний год. Опасение населения, существовавшее в результате предыдущего кризиса, было преодолено.
Существуют и слабые стороны. Сохранялась высокая инфляция, высокая ставка кредита, и особенно она выросла в период кризиса. Таким образом, доля кредитов свыше трёх лет остается на небольшом уровне – меньше 10%. Поэтому главная задача в период новой банковской стратегии – обеспечить и макроэкономическую стабильность, и выполнить цели Правительства и Центрального банка по снижению инфляции и банковской ставки кредитования в экономике. Когда эти цели последовательно будут исполняться, тогда существенно повысится роль банковского сектора в долгосрочных инвестициях и увеличится доля кредитов в инвестициях.
В 2010 году обрабатывающие производства (без нефтепереработки) получили в виде прибыли 813 млрд. рублей, а банковский сектор за девять месяцев – 161 млрд.
Такие сектора, как металлургия и энергетика, получили прибыль больше 360 млрд. и больше 250 млрд. рублей соответственно. Банковский сектор – 160 млрд. рублей, то есть банковский сектор распоряжается чужими средствами и живёт на процент, который достаточно контролируется. В том числе на них влияют и нормативные требования Центрального банка.
К 1 января 2010 года была поставлена задача, чтобы минимальный капитал банка составил не менее 90 млн. рублей. На тот момент существовало 145 банков ниже этого уровня.
К 1 января 2015 года минимальный капитал банка должен быть 300 млн. рублей. Сегодня этой планки не достигают 372 банка.
Среди важных направлений новой стратегии – увеличение конкуренции в банковском секторе, расширение спектра современных банковских услуг, капитализация банковского сектора, поскольку именно тогда они более серьёзно смогут помочь в модернизации и кредитовании экономики, повысить качество корпоративного управления и управления рисками. И этот кризис показал, что многие банки, которые не смогли справиться в период кризиса со своими рисками, как раз показывают возможность улучшить эту ситуацию в ближайшее время и достичь высокой прозрачности рыночной дисциплины участников банковского сектора, ответственности за добросовестность бизнеса - и здесь банки тоже могут существенно помочь.
Главные задачи стратегии: совершенствование
правовой среды и защита частной
собственности, формирование современной
инфраструктуры, необходимой для
развития международного финансового
центра. И эти задачи ставят новые
требования перед банковским сектором.
А по сути, это выход на международный
уровень инструментов, качества управления
и работы этого сектора, соответственно,
и качества корпоративного управления
и управления рисками. Также задачи
банковского регулирования и
надзора и обеспечения
В трёхлетнем плане Правительства уже есть определение об уменьшении доли государства в Сбербанке, ВТБ и Россельхозбанке до уровня 50+1 акция. Но в стратегии, поскольку она рассчитана на пять лет, исходят из того, что за пределами трёх лет продолжится приватизация пакетов государственных компаний.
Участие иностранного капитала в нынешнем банковском секторе достигло 27% . Развитие Международного финансового центра обеспечит применение в работе целого ряда современных стандартов и технологий, системы клиринга или, центрального контрагента, выход Банка России из числа компаний группы ММВБ, биржи. Тем самым это тоже повысит частную мотивацию, коммерческую мотивацию в этом секторе.
Будут совершенствоваться залоговое законодательство, расширения спектра депозитных услуг, вклады с досрочным возвратом в течение заранее оговоренного срока (соответствующий проект закона уже внесён в Правительство и в настоящее время проходит процедуру рассмотрения), развитие депозитных сертификатов из счетов в драгоценных металлах (что особенно важно в период кризиса, когда граждане хотят диверсифицировать свои вложения), стимулирование использования современных технологий путём операционной совместимости платежной инфраструктуры, централизации клиринговых расчётных услуг, нормативной базы для развития высокотехнологичного банковского бизнеса, в том числе в области контроля за рисками.
Возможно совершенствование работы бюро кредитных историй, также работа по защите прав потребителей, включая развитие финансовой грамотности, что позволит гражданам лучше выбирать планы размещения своих свободных средств и больше на этом зарабатывать, получать дополнительный доход.
Будут рассмотрены требования
к руководителям и членам советов
директоров банков, в том числе
требования к руководителям банков,
которые нужно расширять и
больше приближать к международным
требованиям (сегодня они минимальны),
уточнение функций и
В.В.Путин: «Эта стратегия правильная, но вот действовать нужно очень аккуратно. Это должно сопровождаться ростом доверия граждан к этим финансовым учреждениям, а не утратой этого доверия. Нужны хорошие фундаментальные основания для этого. Нужно, чтобы люди понимали, что государство в любом случае будет поддерживать крупнейшее финансовое учреждение (присутствует там государство или нет) не потому, что есть там государство или отсутствует, а потому, что там большая клиентская база. По сути дела, мы поддерживаем не само учреждение, а клиентов этого учреждения, особенно если там большое количество физических лиц. Нужно, чтобы люди всё это понимали, но и нужно, чтобы, если государство будет уходить постепенно, это сопровождалось ростом мощи самого финансового учреждения, а не ослаблением».5
Выводы и предложения