Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 13:52, курсовая работа
В экономической науке данной проблеме посвящен достаточно большой объем литературы. Исследования данной темы проводились как в рамках собственно кейнсианской школы, так и другими направлениями.
Все вышесказанное определяет особую актуальность исследуемой темы. Основная цель работы заключается в изучении теории макроэкономического равновесия. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- рассматривается понятие макроэкономического равновесия;
- изучается классическая теория макроэкономического равновесия;
-раскрывается макроэкономическое равновесие в кейнсианской теории.
В большинстве стран имеется официальное учреждение, которое наделено функцией контроля за денежной массой, находящейся в экономике, и кредитом. Кроме того, т. к. внутренний денежный рынок связан с внешним, то ЦБ проводит политику стерилизации, т.е. увеличивает или уменьшает денежную массу посредством операций с валютой.
Между ЦБ и Министерством финансов (казначейством) складывается разделение обязанностей, его конкретные формы в разных странах отличаются друг от друга, чаще всего ЦБ является независимым государственным учреждением, отвечающим за стабильность денежного обращения. Министерство финансов сосредотачивается на сборе налогов и распределении бюджетных средств, проводит первичное размещение государственных ценных бумаг.
ЦБ предоставляет коммерческим банкам кредиты рефинансирования, кроме них существуют так называемые ломбардные кредиты Центробанка, которые предоставляются под залог ценных бумаг. Тема взаимоотношений центрального банка и министерств-финансов довольно деликатна. Во многих странах центральный банк является реально независимым от правительства учреждением (ФРС в США, Бундесбанк в Германии). Банк Англии: традиционно находится в ведении казначейства, но в мае 1991г. Он получил право самостоятельно устанавливать учетную ставку.
Объектами денежной политики выступают спрос и предложение на денежном рынке. Центральный банк в основном формирует предложение денег высокой эффективности, т. е. наличности, обращающейся в экономике в совокупности с объёмом резервов, хранимых банками в центральном банке.
В идеале денежная политика должна обеспечивать стабильность цен. Низкие темпы инфляции являются главным и необходимым условием подъема в инвестиционной сфере экономики. Соответственно, основная задача денежно-кредитной политики должна заключаться в сдерживании роста цен, что само по себе будет стимулировать инвестиционный процесс. Сторонники данного мнения считают, что денежной массы в экономике достаточно и необходимо только направить ее в реальный сектор. Если же предпринять действия по увеличению денежной массы, то это скажется главным образом на увеличении темпов инфляции и не окажет существенного стимулирующего воздействия на производство и инвестиции.
Противоположная точка зрения заключается в том, что денежной массы в экономике не хватает и именно сверхжесткая денежно-кредитная политика, направленная на ограничение совокупного спроса, является одной из основных причин инвестиционного кризиса. Сторонники данного мнения предлагают предпринять меры по либерализации денежной политики, увеличению агрегата денежной массы, но использовать ее прирост строго по назначению - на финансирование инвестиционных проектов в реальном секторе экономики. Считается, что если осуществлять данные мероприятия постепенно и обеспечить эффективный контроль за целевым использованием финансовых ресурсов, то можно достигнуть оживления инвестиционной активности без ощутимых инфляционных последствий. [13, c. 176-177]
4.2 Инструменты денежной политики
В мировой экономической практике центральные банки используют следующие основные инструменты денежно-кредитной политики:
Операции на открытом рынке. Одним из самых важных средств регулирования денежного обращения являются операции на открытом рынке, которые заключаются в продаже или покупке центральным банком у коммерческих банков (реже у физических лиц) государственных ценных бумаг, банковских акцептов и других кредитных обязательств. В случае покупки центральный банк переводит соответствующие суммы коммерческим банкам, увеличивая тем самым остатки на их резервных счетах. Это ведет к тому, что у коммерческих банков расширяются возможности по предоставлению кредитов, что при прочих равных условиях ведет к увеличению предложения денег в экономике и следовательно, к удешевлению кредита. При продаже центральный банк списывает суммы с резервных счетов. В этом случае ситуация противоположная – возможности по кредитованию у коммерческих банков сокращаются. [9,с. 284-292]
Таким образом, указанные операции отражаются на состоянии резервной позиции банковской системы и используется как метод ее регулирования.
Однако было бы некорректно сводить деятельность ЦБ на открытом рынке только к вышесказанному. Особая эффективность данного инструмента денежно-кредитного регулирования заключается в том, что помимо простых операций по покупке или продаже ценных бумаг, существует также еще ряд других видов операций. Среди них так называемые операции РЕПО1. Такая операция заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Операции РЭПО позволяют осуществлять кратковременные, незначительные изменения денежной базы.
Таким образом, операции на открытом рынке имеют ряд следующих преимуществ перед другими инструментами денежно-кредитной политики.
- ЦБ может полностью
контролировать объем купли-
- операции на открытом рынке гибки и довольно точны, их можно совершать в любых объемах;
- операции на открытом рынке легко обратимы: ошибку, допущенную при проведении операции, ЦБ может немедленно исправить, проведя обратную сделку.
Операции на открытом рынке впервые стали активно применяться в США, Канаде и Великобритании в связи с наличием в этих странах развитого рынка ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования получил всеобщее применение и в Западной Европе.
В настоящее время в мировой экономической практике именно операции на открытом рынке являются основным средством регулирования денежного предложения. Это вызвано прежде всего необыкновенно высокой гибкостью данного инструмента, позволяющего влиять на денежную конъюнктуру на краткосрочных временных отрезках, сглаживать нежелательные колебания денежной массы.
Изменение норм обязательных резервов. Обязательные резервы – это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в центральном банке. Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объема депозитов. Чем выше установленная центральным банком норма обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций.
Изменение норм обязательных резервов позволяет центральному банку регулировать предложение денег, ставку процента, так как оно, во-первых, ведет к изменению величины денежной базы, а во-вторых, оказывает влияние на денежный мультипликатор, а значит – и на способность коммерческих банков создавать новые деньги.
Основное преимущество механизма обязательного резервирования при осуществлении контроля над денежной массой состоит в том, что он в равной степени воздействует на все банки и оказывает мощное воздействие на предложение денег. Однако сила этого инструмента, возможно, является скорее отрицательной, чем положительной характеристикой, так как небольших изменений объема предложения денег трудно достичь изменениями нормы обязательного резервирования. Еще одним недостатком использования нормы обязательных резервов для контроля над денежным предложением является то, что ее увеличение может непосредственно привести к возникновению проблем с ликвидностью у банков, которые располагают небольшими объемами избыточных резервов.
В последние годы центральные
банки многих стран мира
Изменение учетной ставки – старейший метод денежно-кредитного регулирования, с помощью которого центральный банк влияет на денежную базу и ликвидность банков. Под ликвидностью понимают способность банков погашать свои обязательства в денежной форме. Если он хочет увеличить денежную массу в стране, то понижает учетную ставку. Спрос коммерческих банков на ссуды центрального возрастает, так как они становятся более привлекательными, чем займы на межбанковском рынке. Предоставляя денежные средства коммерческим банкам, центральный увеличивает на соответствующую сумму резервы банков-заемщиков, расширяя денежную базу. Эти резервы являются избыточными и банки могут использовать их для выдачи ссуд, создавая тем самым новые деньги. Следовательно, понижение учетной ставки приводит к росту предложения денег и расширению кредитования экономики.
При повышении учетной ставки до такого уровня, когда она становится выше ставки межбанковского рынка, коммерческие банки сокращают заимствование средств у центрального банка. Это замедляет темпы роста (или сокращает) предложения денег. Повышение учетной ставки соответственно приводит к росту ставки процента на межбанковском рынке и «удорожает» кредит, предоставляемый экономическим субъектам.
Изменение учетной ставки нельзя считать действенным инструментом денежно-кредитной политики по ряду причин. Во-первых, центральный банк не в состоянии заставить коммерческие брать у него ссуды и поэтому не может точно рассчитать, какое именно изменение учетной ставки приведет к желаемому росту или сокращению предложения денег. Во-вторых, учетная ставка менее мобильна, чем ставка межбанковского рынка, так как для принятия решения об ее изменении необходимо время. В-третьих, объем средств, заимствованных у центрального банка, в общих резервах коммерческих банков незначителен. Поэтому его изменение не может оказать существенного влияния на поведение банков.
Вместе с тем нельзя недооценивать возможность получения ссуд для банков, находящихся в затруднительном финансовом положении. Кроме того, по изменениям учетной ставки коммерческие банки могут судить о намерениях центрального.[10,c. 312-324]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под проблемой макроэкономического равновесия понимается поиск такого выбора (устраивающего всех), при котором способ использования ограниченных производственных ресурсов (капитала, земли, труда) для создания различных товаров и их распределение между различными членами общества сбалансированы. Эта сбалансированность означает, что достигается совокупная пропорциональность: производства и потребления; ресурсов и их использования; предложения и спроса; факторов производства и его результатов; материально-вещественных и финансовых потоков.
Таким образом, макроэкономическое равновесие — это ключевая проблема экономической теории и экономической политики любого государства.
Следует отметить, что до Кейнса в экономической теории общее экономическое равновесие как самостоятельная макроэкономическая проблема не рассматривалось. Поэтому классическая модель общего экономического равновесия представляет собой некоторое синтезированное изложение взглядов экономистов классической школы с использованием современного терминологического аппарата.
Формирование условий общего экономического равновесия в классической модели происходит по принципу саморегулирования, без вмешательства государства, что обеспечивается тремя встроенными стабилизаторами: гибкими ценами, гибкой номинальной ставкой зарплаты и гибкой ставкой процента. При этом денежный и реальный сектор независимы друг от друга.
Кейнсианская модель общего экономического равновесия построена на принципах, отличных от постулатов классической школы.
В кейнсианской модели отсутствует гибкость цен, так как, во-первых, в коротком периоде экономические субъекты подвержены денежным иллюзиям, кроме того в экономике в силу институциональных факторов (долгосрочные контракты, монополизация и т. д.) реальная гибкость цен отсутствует.
Особое значение имеет относительная жесткость номинальной зарплаты. Однако основная особенность кейнсианской модели заключается в том, что реальный и денежный сектор экономики оказываются взаимосвязанными.
Кейнсианская модель макроэкономического равновесия описывает экономику как целостную систему, в которой все рынки являются взаимосвязанными, и изменение условий равновесия на одном из рынков вызывает изменение равновесных параметров на других рынках и условий макроэкономического равновесия в целом.
При этом преодолевается классическое разделение экономики на два сектора: реальный и денежный рынки, исчезает строгое разделение переменных на реальные и номинальные, а уровень цен становится одним из параметров общего равновесия.
Также существует модель IS-LM (модель Хикса – Хансена), с помощью которой Дж. Кейнс объяснил механизм воздействия денежной политки.
Денежная политика государства призвана обеспечивать стабильность цен, эффективную занятость и рост реального объёма ВВП. На это должны ориентироваться денежные власти, определяющие направление и содержание денежной политики государства.
В большинстве стран имеется официальное учреждение –Центральный банк, которое наделено функцией контроля за денежной массой, находящейся в экономике, и контроля за кредитом. Между ЦБ и Министерством финансов (казначейством) складывается разделение обязанностей, его конкретные формы в разных странах отличаются друг от друга, чаще всего ЦБ является независимым государственным учреждением, отвечающим за стабильность денежного обращения. Министерство финансов сосредотачивается на сборе налогов и распределении бюджетных средств, проводит первичное размещение государственных ценных бумаг.
Объектами денежной политики выступают спрос и предложение на денежном рынке. Центральный банк в основном формирует предложение денег высокой эффективности, т. е. наличности, обращающейся в экономике в совокупности с объёмом резервов, хранимых банками в центральном банке.
В заключение следует отметить, что данная тема является актуальной в любом государстве и на любой стадии развития экономики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ