Денежно – кредитная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 20:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - определить особенности реализации денежно – кредитной политики ЦБ РФ и пути оптимизации на современном этапе.
Исходя из этой цели, выделяются следующие задачи данной работы:
Изучить теоретические основы денежно – кредитной политики и организации Центрального банка.
Анализировать деятельности денежно – кредитной политики ЦБ РФ
Разработать предложения по совершенствованию денежно – кредитной политики ЦБ РФ.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические подходы к изучению денежно- кредитной политики 5
1.1. Сущность и виды денежно-кредитной политики 5
1.2. Понятие Центрального Банка и его роль в денежно-кредитной политике 7
1.3. Инструментарий проведения денежно-кредитной политики 9
2. Анализ деятельности денежно-кредитной политики Центрального Банка в России 15
2.1. Аналитический обзор денежно- кредитной сферы в России 15
2.2. Проблемы реализации денежно-кредитной политики Центрального Банка России 29
2.3. Пути оптимизации денежно-кредитной политики в Российской Федерации 32
Заключение 35
Список использованной литературы 38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 214.50 Кб (Скачать файл)

Свою роль ЦБ реализует  через косвенное регулирование денежно-кредитной сферы. Например, повышая или понижая официальную учетную ставку, ЦБ оказывает воздействие на возможности коммерческих банков и их клиентов в получении кредита, что в свою очередь влияет на экономический рост, денежную массу, уровень рыночного процента.

Когда Центральный банк продает или покупает иностранную  валюту в обмен на национальную, то меняется соотношение спроса и  предложения на иностранную валюту и соответственно изменяется курс национальной валюты. Если, например, Банк России продает доллары на валютной бирже, то предложение долларов увеличивается и соответственно курс их понижается, а курс рубля повышается. При скупке долларов их курс растет.

Таким образом, Центральный  Банк играет определяющую роль в реализации денежно-кредитной политике и определяет перспективы ее развития в будущем.

1.3 Инструментарий проведения денежно-кредитной политики

Достижение целей денежно-кредитной политики Центральный банк осуществляет с помощью законодательно обозначенного инструментария. Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» определил основные инструменты денежно-кредитного регулирования Банка России:

  • процентные ставки по операциям Банка России;
  • нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
  • операции на открытом рынке;
  • рефинансирование банков;
  • валютное регулирование;
  • установление ориентиров роста денежной массы;
  • прямые количественные ограничения.

Работая в сфере денежно-кредитного обращения, ЦБ использует косвенный  характер воздействия, но некоторые  операции кредитного центра могут осуществляться прямым образом (схожим примером могут  служить субсидии государства)

Дисконтная политика, или изменение учетной ставки, представляет собой изменение своеобразной цены дополнительных ресурсов, предоставляемых ЦБ остальным банкам.

В случае «перегрева»  конъюнктуры и ускорения роста  цен ЦБ проводит политику «дорогих денег», повышает учетную ставку и тем самым сокращает спрос на кредиты со стороны коммерческих банков, а, следовательно, и их клиентов и уменьшает количество денег в обращении, снижает рост цен, замедляет инвестиции и рост производства и может провоцировать рост безработицы.

Повышение учетной ставки свидетельствует об ужесточении кредитной политики. И, наоборот, при «охлаждении» конъюнктуры, стагнации производства и увеличении безработицы, ЦБ проводит либеральную или экспансионистскую кредитно-денежную политику: снижает учетную ставку, удешевляет кредиты и расширяет их, а, значит, увеличивает количество денег в обращении, стимулирует инвестиции и рост производства, сокращая при этом и безработицу.

Процентная ставка Центрального Банка - один из важнейших инструментов денежно-кредитного регулирования и используется для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления национальной валюты [4, С.58].

Банк России может  устанавливать одну или несколько  процентных ставок по различным видам  операций или проводит процентную политику без фиксации процентной ставки Банка России - это минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. Поддержание Банком России процентных ставок на низком положительном уровне стимулирует спрос на заемные средства со стороны реального сектора и ведет к экономическому росту.

Рост спроса на деньги вызывает оживление в экономике. В то же время возможен перегрев экономики, что связано с избытком денежной массы, инфляцией, неуправляемым  ростом цен.

Учетная политика Центрального Банка состоит также в учете и переучете коммерческих векселей, поступающих от коммерческих банков, которые в свою очередь, получают от промышленных, торговых и транспортных компаний. Центральный Банк выдает кредитные ресурсы на оплату векселей и устанавливает так называемую учетную ставку. Как правило, учетная политика центрального банка направлена на имитирование переучета векселей, установление предельной суммы кредита для каждого банка. Таким образом, осуществляется воздействие на объем выдаваемых ссуд.

Учетная политика обычно сочетается с государственным регулированием процентных ставок по вкладам и кредитам. Хотя банки в основном самостоятельно определяют проценты по вкладам и ссудам, тем не менее, они ориентируются на учетную ставку ЦБ - так называемое дисконтное окно.

Инструментарий ЦБ регулирования нормы резервов распространяется главным образом на все виды банков (а в ряде стран и на некоторые специальные кредитно-финансовые институты), которые определяют процентные ставки по кредитам. Большинство других кредитно-финансовых институтов в процентной политике следуют за коммерческими банками. С помощью нормы резервов центральный банк воздействует в целом на ссудный процент, который, в свою очередь, влияет на доходность тех или иных ценных бумаг (курс акций и облигаций).

К обязательным резервам относятся и создание Стабилизационного Фонда. Средства фонда выступают механизмом регулирования общей ликвидности банковской системы, который используется для контроля над денежными агрегатами посредством снижения денежного мультипликатора. Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении. Базовый объем Фонда в 500 млрд. руб. был, достигнут в 2008 г. К концу 2009 г. он увеличился более чем в два раза и составил 1237,0 млрд. руб., или 5,8% ВВП. В этой сумме не учитываются остатки средств федерального бюджета в размере 227 млрд. руб., которые были перечислены по итогам 2009 г. С учетом этих остатков объем Стабилизационного фонда на начало года составил 1464,1 млрд. руб., или 6,8% ВВП. В 2015 г. планируется увеличить Стабилизационный фонд до 164 млрд. долл.


 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.3.1 Прогнозируемая динамика объема Стабилизационного  фонда России на 2006–2015 г.г., млрд. долларов США  [13, С.89].

Еще одним инструментом в осуществлении денежно-кредитной  политики Центральным Банком России является прямое государственное воздействие Центрального Банка путем прямых предписаний органов контроля в форме инструкций, директив, применения санкций за нарушения. В ряде случаев Центральный Банк осуществляет контроль над крупными кредитами, имитирование банковских кредитов, выборочную проверку кредитных учреждений. Однако методы прямого воздействия в основном распространяются на коммерческие и сберегательные банки и в меньшей степени - на другие кредитно-финансовые институты.

Главным инструментом кредитно-денежной политики ЦБ во многих странах становятся операции на открытом рынке. Суть этого инструмента состоит в покупке или продаже ценных бумаг ЦБ за свой счет. Покупая ценные бумаги, ЦБ увеличивает количество денег в обращении, продавая, - изымает часть их из обращения.

Операции на открытом рынке приобретают решающее значение в силу того, что это более гибкий инструмент регулирования по сравнению с политикой дисконта и обязательных резервов. Он носит сугубо добровольный характер и, как правило, перманентный — в зависимости от состояния экономики и кредитно-денежного рынка.

Расширению спектра  применяемых операций на открытом рынке  должны способствовать постепенное  восстановление объема операций во всех секторах финансового рынка, появление  на рынке новых ликвидных инструментов, в том числе ценных бумаг Банка России и долговых обязательств Министерства Финансов РФ. В 1999-2000 гг. из-за последствий финансового кризиса Банку России не удалось широко использовать операции с ценными бумагами на открытом рынке: интерес краткосрочным заимствованиям был невысок из-за роста избыточной ликвидности у кредитных организаций [6, С.78].

В отношении купли-продажи  иностранной валюты на открытом рынке  Банк России проводит политику, направленную на предотвращение резких колебаний  курса национальной валюты, наращивание золото - валютных резервов, пытается остановить увеличение денежной массы.

Конкретные направления  валютного регулирования как  одного из основных инструментов денежно-кредитного регулирования определены Федеральным  законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле». С сентября 1998 г. по настоящее время для регулирования валютного курса применяется режим «свободного плавания», подразумевающий определение курса на основе спроса и предложения.

Федеральным законом  «О Центральном банке Российской Федерации» установлено, что Банк России только в исключительных случаях  в целях проведения единой государственной  денежно-кредитной политики после  консультаций с Правительством РФ вправе применять количественные ограничения.

С помощью указанных инструментов ЦБ удается в определенной степени  влиять и управлять инфляцией. Но одними только этими инструментами  победить инфляцию невозможно. Тем  более что российская инфляция имеет  глубокие, специфические корни: глубокие диспропорции нашей экономики; преобладание отраслей, добывающих сырье и производящих средства производства; огромный дефицит государственного бюджета, ошибки в проведении экономических реформ. Поэтому усилия ЦБ по стабилизации цен, конечно, важны, но совершенно недостаточны для того, чтобы победить этот пока самый страшный недуг нашей экономики. Более того, сама кредитная система страны оказалась заложницей инфляции и не может функционировать нормально.

 

2. Анализ деятельности денежно-кредитной политики Центрального Банка в России

2.1 Аналитический обзор денежно-  кредитной сферы в России

Денежно-кредитный рынок  охватывает всю денежно-кредитную  сферу и является основным ее макро  показателем. Поэтому, все изменения  в денежно-кредитной сфере связаны с функционированием денежно-кредитного рынка. Рынок кредитов России на современном этапе достаточно развит и динамично совершенствуется. На кредитном рынке участвуют представители всех слоев общества страны, и предоставляется широкий круг различных видов ссуд.

В последнее время  особый спрос в кредитной системе  приобретают такие ссуды, как  овердрафт, трастовый кредит, ипотека, онкольный кредит, клиринг, кредитные  линии, потребительские кредиты  и т.д. (рисунок 2.1). Достаточно большую  долю на кредитном рынке (21% в 2009 г. В общем, объеме обращаемых кредитов) занимало предоставление таких традиционных видов кредитов, как кредит под банковскую гарантию, залоговый кредит, кредит под поручительство третьих лиц, межбанковские кредиты и т.д.


Рисyнок 2.1.1 – Динамика структуры кредитов, обращаемых на кредитном рынке России

Спрос на кредитном рынке  России определяют, прежде всего, следующие  факторы:

1.Срок, условия возврата  и стоимость предлагаемых кредитов;

2. Гарантии участников  кредитного рынка, защищенность их интересов;

3. Динамика спроса  и предложения на кредитном  рынке;

4. Денежно – кредитная  политика государства;

5. Виды обеспеченности  возврата кредитов;

6. Инфляция;

7. Деловая репутация  участников рынка кредитов;

8.Социальные факторы:  уровень доходов населения, уровень безработицы и т.д.

Кредитный рынок России можно дифференцировать на четыре основных сегмента:

  • Денежный рынок – совокупность краткосрочных кредитных операций, обслуживающих движение оборотных средств;
  • Рынок капиталов – совокупность средне- и долгосрочных кредитных операций, обслуживающих движение основных средств в экономике страны;
  • Фондовый рынок – совокупность кредитных операций, обслуживающих рынок ценных бумаг;
  • Ипотечный рынок - совокупность кредитных операций, обслуживающих рынок недвижимости.[5,C.42]

Каждый из сегментов  кредитного рынка имеет свои специфические  особенности в части функционирования и развития, что на практике привело  к созданию различных кредитных  учреждений, специализированных финансовых институтов (инвестиционных, ипотечных и т.д.):

Формирование рыночных отношений в России сопровождается изменением статуса большинства  участников кредитного рынка, расширяя их круг и вовлекая новые структуры. Исходя из этого, участниками рынка  кредитов в России могут выступать:

    • предприятия, находящиеся в частной, государственной, муниципальной собственности и собственности общественных организаций (акционерные общества, товарищества, производственные объединения и т.д.);
    • коммерческие банки;
    • государство в лице Центрального банка;
    • органы государственной власти различного уровня;
    • население как кредитор.

Сформировавшийся кредитный  рынок в России отвечает основным международным стандартам. Он имеет  правовую основу, защищающую интересы участников рынка, регулируется государством (о чем будет рассмотрено в следующих пунктах данной курсовой работы).

Информация о работе Денежно – кредитная политика государства