Денежно – кредитная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 20:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - определить особенности реализации денежно – кредитной политики ЦБ РФ и пути оптимизации на современном этапе.
Исходя из этой цели, выделяются следующие задачи данной работы:
Изучить теоретические основы денежно – кредитной политики и организации Центрального банка.
Анализировать деятельности денежно – кредитной политики ЦБ РФ
Разработать предложения по совершенствованию денежно – кредитной политики ЦБ РФ.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические подходы к изучению денежно- кредитной политики 5
1.1. Сущность и виды денежно-кредитной политики 5
1.2. Понятие Центрального Банка и его роль в денежно-кредитной политике 7
1.3. Инструментарий проведения денежно-кредитной политики 9
2. Анализ деятельности денежно-кредитной политики Центрального Банка в России 15
2.1. Аналитический обзор денежно- кредитной сферы в России 15
2.2. Проблемы реализации денежно-кредитной политики Центрального Банка России 29
2.3. Пути оптимизации денежно-кредитной политики в Российской Федерации 32
Заключение 35
Список использованной литературы 38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 214.50 Кб (Скачать файл)

Перед нашей страной  стоят следующие задачи, касающиеся фискальной политики и требующие достаточно быстрых решений.

Использование мер монетарной и фискальной политики для стабилизации ситуации на финансовом рынке страны. Как уже было отмечено, решение данной задачи в основном обеспечивается мерами денежно-кредитной политики, однако и фискальные меры также могут использоваться, тем более при наличии значительных резервов (в том числе средств нефтегазовых Фондов). Однако ключевой вопрос здесь: как определить оптимальные меры и объем бюджетных средств, которые оказали бы положительное влияние на финансовый сектор, но не привели бы к неблагоприятным средне- и долгосрочным последствиям - инфляции, резкому росту бюджетного дефицита и т. д.

Использование  фискальной политики для решения острых социальных проблем. В условиях мирового финансового  кризиса, экономической нестабильности и замедления темпов экономического роста при одновременном достаточно высоком уровне инфляции Россия, как и другие страны, может столкнуться с различными социальными проблемами. С одной стороны, это снижение уровня жизни граждан, рост безработицы, а с другой - замедление развития отраслей социальной сферы. Здесь важен выбор мер стимулирующей политики, чтобы помощь получали именно те, кто в ней действительно нуждается, а бюджетные расходы не приводили к дополнительному росту инфляции.

С учетом нового макроэкономического  прогноза правительство будет вносить корректировки в бюджет. В 2010 г. появился дефицит бюджета. В 2010-2011 г. должны стать годами выхода на более приемлемую величину дефицита с точки зрения долгосрочной макроэкономической устойчивости. В 2010 г. дефицит не должен превысить 5% ВВП, а в 2011 г. - 3% ВВП.

Ключевые направления реализации денежно-кредитной политики Центральным Банком России:

Банком России денежно-кредитной  политики в 2009 г. была направлена на создание благоприятных условий для поступательного экономического развития страны в долгосрочной перспективе. Последовательное снижение уровня инфляции происходило на фоне высоких темпов экономического роста, заметно превышающих прогнозные ориентиры, сильного платежного баланса и укрепления национальной валюты.

В процессе реализации денежно-кредитной  политики Банка России разрабатываются наиболее перспективные направления развития денежно-кредитной сферы страны и постоянно редактируются, исходя из сложившихся условий.

В соответствии с прогнозом  социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 г. и сценарными условиями социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2009 г., согласованными с Банком России,  были снижены темпы инфляции до 8 - 10% в 2008 г., 6,5 — 8,5% в 2009 г. и 5,5 - 7,5% в 2010 г. Годовые темпы прироста денежной базы в узком определении на 2008 г. были запланированы на уровне 18-23%./9/

В 2009 г. Банк России продолжил реализацию политики активного использования рыночных инструментов денежно-кредитного регулирования, позволяющих более эффективно воздействовать на состояние денежно-кредитной сферы, в том числе на уровень процентных ставок межбанковского рынка.

Условия развития экономики  потребовали применения инструментов, направленных как на проведение рублевых интервенций в связи со значительным притоком иностранной валюты на внутренний рынок, так и на связывание свободной ликвидности банковской системы на основе сочетания среднесрочных и краткосрочных инструментов регулирования ликвидности.

Важнейшая задача государства  — ослабление зависимости экономики  и денежно-кредитной сферы от влияния высоких цен на нефть. Это означает, что смягчение налогово-бюджетной политики возможно только в пределах денежной программы на соответствующий год и перспективу, разрабатываемой Банком России совместно с Правительством РФ. Ограничения, накладываемые этим условием, зависят от прогнозных показателей счета текущих операций, потоков капитала и прочих факторов.

Соблюдение данного  условия обеспечивает достижение целевого уровня инфляции и приемлемого укрепления рубля. В настоящем анализе целевые показатели прироста денежной базы принимаются как необходимое условие получения запланированных показателей инфляции и укрепления рубля.

Учитывая провозглашение в России в последние годы инфляционно  ориентированной денежно-кредитной  политики, необходимо упомянуть об использовании (в отдельные периоды весьма активно) валютного таргетирования.

Исходя из анализа  текущей денежно-кредитной политики, можно сделать вывод, что данная политика ЦБ тесно связана со Стабилизационным фондом. Проанализируем планируемые и фактические направления денежно-кредитной политики в 2009-2010 гг., то есть в период наличия Стабилизационного фонда.

Необходимо отметить, что изъятия средств Центральным  Банком являются временными и генерируют процентные платежи, то есть дополнительную эмиссию. При высоких ставках по депозитам усиливается приток иностранного капитала, что существенно снижает эффективность мер по стерилизации избыточного денежного предложения. Таким образом, инструментов только денежно-кредитной политики при цене на нефть свыше 60 долл. за баррель недостаточно[3,C.72].

По мнению многих международных  экспертов, сохранение текущих цен  на нефть или даже их повышение  следует рассматривать как наиболее вероятный сценарий развития мировой  экономики на ближайшие годы. В  таких условиях экономика России может столкнуться с необходимостью стерилизации возрастающего излишнего денежного предложения.

В случае невозможности  стерилизовать необходимый объем свободной ликвидности во избежание нарушения макроэкономической сбалансированности и ускорения инфляции Правительству придется допустить серьезное укрепление рубля, что крайне негативно отразится на положении отечественных товаропроизводителей.

В условиях стабильной конъюнктуры  межбанковского кредитного рынка, поддерживаемой ЦБ РФ в рамках реализации денежно-кредитной политики, в 2009 г. возросла предсказуемость ставок денежного рынка. Заявляемые ставки привлечения и размещения МБК являются адекватным индикатором текущей рыночной конъюнктуры. На протяжении большей части 2009 года фактические ставки по размещенным российскими банками рублевым МБК не выходили за грани диапазона, устанавливаемого заявляемыми ставками привлечения и размещения межбанковских кредитов.

2.2 Проблемы реализации денежно-кредитной политики Центрального Банка России

Проведение денежно-кредитной  политики ЦБ РФ в условиях неустойчивости и изменчивости внешних и внутренних условий экономики страны неизбежно  сталкивается с рядом проблем. Во-первых, непростой проблемой является сама оценка состояния экономического развития (что необходимо для принятия Центральным Банком наиболее рациональных мер).

Во-вторых, регулирование  в рамках национальной экономики  усложняется из-за влияния внешнеэкономических  процессов. Итогом является то, что  целевая направленность принимаемых  мер может искажаться. Осуществляя регулирование, ЦБ должен учитывать не только взаимосвязи в рамках мировой экономики, но и взаимозависимость звеньев национального хозяйства.

Нестабильность российской экономики приводит к нестабильности спроса и предложения на кредитном рынке, выявляя положительные и отрицательные стороны методов кредитования народного хозяйства. Так, актуальность кредита под залог ценностей падает из-за залоговой стоимости, частой невозможности быстрой реализации залога и т.д. Популярность же потребительского кредита на кредитном рынке возрастает из-за простоты его оформления, доступности многим слоям населения, не требует крупного залога, сравнительно невысокая стоимость и другие преимущества.

Кроме того, сфера функционирования кредитного рынка предполагает получение немалых доходов его участников. Поэтому, данный рыночный механизм привлекателен для различного рода махинаций.

Как показывает мировая  практика, институт кредитных историй  является закономерным результатом  эволюции финансового рынка и развития его институциональной основы. Решение наиболее актуальных задач, стоящих сегодня перед ЦБ РФ, в частности кредитование реального сектора экономики, серьезно затруднено отсутствием системы аккумуляции информации для оценки рисков при предоставлении кредитов. Отсутствие у банков информации о кредитной истории заемщиков сдерживает масштабы кредитования, тормозя тем самым развитие целых секторов экономики.

Следует также отметить необходимость разработки законодательного обеспечения потребительского кредитования как косвенного источника кредитования реального сектора экономики, развивающегося в последнее время наиболее высокими темпами.

В последнее время  в России обострилась проблема нехватки наличных и безналичных денежных средств, проявляющаяся в низком соотношении денежной массы к ВНП / ВВП. Данный показатель называется коэффициент монетизации. В России данный показатель остается довольно высоким и в 2009 г.: 16–17 % (по данным Банка России). Этот показатель свидетельствует о том, что в стране низкий уровень насыщенности наличными деньгами хозяйственного оборота и самый крупный дефицит денег, как в наличном, так и безналичном обращении.

Дефицит денежной массы  в обращении и устойчиво высокие  расходы государства приводят к  росту доли денежных ресурсов страны, направляемых на покрытие расходов бюджета.

Кроме того, налично-денежный оборот в стране возрастает по стоимостной  структуре. Причины роста налично-денежного  оборота многообразны. К ним можно  отнести:

  1. Экономический кризис;
  2. Кризис неплатежей;
  3. Кризис наличности;
  4. Плохая организация системы межбанковских расчетов;
  5. Замедление расчетов;
  6. Сознательное сокращение прибыли и доходов предприятий с целью ухода от налогов и расширение наличных платежей за пределами банковской системы.

Резкий рост налично-денежного оборота приводит к увеличению издержек государства на обращение, перевозку, хранение наличных денег, а также замену ветхих купюр.

Выполняя расчетно-кассовые операции, банки Российской Федерации  регулируют объем наличной денежной массы и ее обращение. В условиях ограниченности ресурсов, многие коммерческие банки не могут в полном объеме выполнять наличное и безналичное обслуживание населения и юридических лиц, что приводит к потере выгоды по данным операциям.

Все последние годы фактические  темпы инфляции находились на верхней границе задаваемых интервалов. Более того, в 2009 г. потребительские цены возросли на 11,7% при прогнозе в 8-10 %. Для сравнения: в США они выросли на 3,3%, в еврозоне - на 2,1%.

Опасность сохранения высоких  темпов инфляции состоит в том, что за 2008-2009 г.г., по данным Банка России, произошло укрепление реального курса рубля к доллару на 14,0% и к евро - на 6,0%. Это привело к дальнейшему снижению конкурентоспособности российских товаропроизводителей.

Кроме того, денежная масса растет вследствие эмиссии денег, предназначенных на покупку поступающей в Россию свободно конвертируемой валюты. Бороться с ее избытком, завышая ставку рефинансирования относительно рыночных ставок, нельзя. Процентные ставки пока не являются адекватным инструментом для борьбы с инфляцией. Они более важны для регулирования движения капитала и обменного курса.

2.3 Пути оптимизации денежно-кредитной политики в Российской Федерации

Наибольшая эффективность  реализации денежно-кредитной политики Центрального Банка проявляется тогда, когда используется вся совокупность экономических инструментов, причем в целесообразной последовательности.

Совершенствование денежно-кредитной  сферы экономики России происходит при помощи совместных действий ЦБ и государства. Цель кредитно-денежной политики ЦБ в денежной сфере состоит в том, чтобы создать на денежном рынке условия для того, чтобы в экономике постоянно существовала такая масса денег и кредитов, которая необходима для развития, а тем самым обеспечить страну растущим количеством товаров, услуг, рабочих мест. Чтобы компенсировать потерю покупательной способности, кредиторы должны добавить определенный процент (соответствующий уровню инфляции) к тем ставкам, которые они назначили бы в другой ситуации. Поэтому если рост инфляции обусловлен ростом денежной массы, то фактически может привести к повышению процентных ставок. [3, C.56]

Для проведения монетарной политики резервная система Российской Федерации располагает четырьмя основными инструментами:

  • изменение уровня резервных требований;
  • изменение процентных ставок, которые должны платить банки, беря кредиты у центрального института (учетная ставка). В целом считается, что воздействие процентной ставки на экономику ведет к тому, что усиливается экономический рост. Так, снижение средней ставки на 1% дает прибавку ежегодного экономического роста страны на 1\ 3 процента;
  • покупка и продажа государственных ценных бумаг (операции на открытых рынках);
  • определение условий для различных видов займов (выборочный кредитный контроль).

Кроме того, для создания оптимальных условий развития денежного  рынка в России необходимо:

  • совершенствование законодательной базы в сфере денежно – кредитной политики;
  • уменьшение долларизации российского денежного обращения;
  • усиление стимулов инвестиционной активности;
  • совершенствование налоговой системы;
  • снижение инфляции и проведения политики сдерживания цен;
  • внедрение и совершенствование электронного денежного обращения;
  • развитие и применение широкого спектра форм безналичного обращения;
  • усиление контроля над законностью наличного и безналичного оборота для предотвращения возможных противоправных действий и другие.

Информация о работе Денежно – кредитная политика государства