Денежно – кредитная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 20:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - определить особенности реализации денежно – кредитной политики ЦБ РФ и пути оптимизации на современном этапе.
Исходя из этой цели, выделяются следующие задачи данной работы:
Изучить теоретические основы денежно – кредитной политики и организации Центрального банка.
Анализировать деятельности денежно – кредитной политики ЦБ РФ
Разработать предложения по совершенствованию денежно – кредитной политики ЦБ РФ.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические подходы к изучению денежно- кредитной политики 5
1.1. Сущность и виды денежно-кредитной политики 5
1.2. Понятие Центрального Банка и его роль в денежно-кредитной политике 7
1.3. Инструментарий проведения денежно-кредитной политики 9
2. Анализ деятельности денежно-кредитной политики Центрального Банка в России 15
2.1. Аналитический обзор денежно- кредитной сферы в России 15
2.2. Проблемы реализации денежно-кредитной политики Центрального Банка России 29
2.3. Пути оптимизации денежно-кредитной политики в Российской Федерации 32
Заключение 35
Список использованной литературы 38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 214.50 Кб (Скачать файл)

Кредитный рынок развивается  по следующим основным принципам:

  • дифференцированность кредитования;
  • обеспеченность и платность предлагаемых и предоставляемых кредитов;
  • государственная поддержка развития кредитного рынка;
  • соблюдение всех правовых норм, закрепляющих права и обязанности участников рынка и т.д.

Знание и соблюдение основных принципов  функционирования кредитного рынка  сформирует достаточно прочную основу для долговременного и успешного его развития в будущем.

Денежный рынок обусловлен наличным и безналичным обращением. По действующему законодательству в  России два вида денежных знаков: банкноты (банковские билеты) и монеты. Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами  Банка России и обеспечиваются всеми его активами. Официальной денежной единицей на отечественном денежном рынке является рубль, официальный курс которого устанавливается Центральным Банком РФ.

Наличный оборот в России составляет более 30 %. Налично-денежный оборот в Российской Федерации обслуживается банкнотами и металлической монетой. Так, наконец, 2009 г. в денежной массе наличные деньги занимали 37 %, средства на расчетных счетах предприятий и организаций - 31%, вклады и депозиты - 32%. [4, С.20].

По оценкам экспертов наличная денежная масса на 1.06.2008 г. составляла 1,67 трлн. руб. Следует отметить, что за 2006–2008 г. г. удельный вес налично-денежной составляющей денежной массы сократился на 2,6 %. Среднемесячный темп роста наличных денег составлял 9 %, в то время как безналичная составляющая увеличилась в среднем на 10% в месяц.

Скорость обращения  денег, рассчитываемая как отношение  номинального валового внутреннего  продукта к объему денежной массы, находящейся  в обращении, снизилась к 2008 г. по сравнению с 2007 г. на 0,3 оборота и составила 6,7 оборота, по данным Банка России. На протяжении 2008 г. она не была стабильной: если в первом полугодии этот показатель в среднем равнялся 11 оборотам, то во втором - 9,5.

На сегодняшний день главной особенностью денежного  рынка в России является то, что  около 35–40 % в составе наличности составляет доллар и другая иностранная валюта (рисунок 2.1.2).


Рисунок 2.1.2 – Среднестатистическая структура наличного обращения на российском денежном рынке в 2009 г.

Сохраняющаяся высокая степень интеграции иностранной валюты во всю денежно-кредитную систему страны приводит к использованию валютного курса в качестве критерия хозяйственной деятельности и средства тезаврации даже населением и предприятиями, далекими от внешнего рынка. Все это негативно влияет на нашу денежную единицу - рубль, значительно ослабляет его позиции по сравнению с другими денежными единицами.

Безналичный денежный рынок в России составляло в 2007–2009 г. г более 60 % .

 


Рис. 2.1.3 Структура денежного  рынка России по налично - безналичному обращению

В безналичных расчетах принимают участие так называемые кредитные деньги (или кредитные орудия обращения), такие как депозитные деньги, чеки, векселя и другие ценные бумаги. Наиболее важным с этой точки зрения является понятие депозитных денег (банковских депозитов), представляющих собой остатки безналичных денежных средств на банковских счетах.

Значительно более выгодными  с точки зрения эмиссии депозитных денег являются срочные вклады (особенно долгосрочные – на срок более одного года), а также накопительные сберегательные вклады (депозиты). Процент по таким  вкладам определяется сроком вклада и его размером.

Еще более привлекательными являются депозитные сертификаты - ценные бумаги, которые банк продает клиенту  на определенный срок с обязательством его выкупа под определенный процент. Депозитные и сберегательные сертификаты  могут быть выкуплены в любое время в течение периода их действия, а проценты начисляются со дня приобретения, размер которых зависит от размера и срока вклада

Кроме того, значительная масса безналичных денежных средств  находится в различных ценных бумагах – акциях, облигациях, векселя и других. Безналичное функционирование денег на денежном рынке в виде ценных бумаг сокращает наличные деньги в обращении, снижает издержки обращения, повышает эффективность денежно – кредитной системы.

Накануне кризиса российская экономика демонстрировала очень хорошие макроэкономические показатели: значительный профицит бюджета и счета текущих операций, быстрый рост золотовалютных резервов и средств в бюджетных фондах. Вместе с тем в последние годы было допущено некоторое ослабление денежно-кредитной и бюджетной политики. Так, в 2008 г. расходы федерального бюджета увеличились в реальном выражении на 24,9%, то есть их рост более чем в три раза превышал рост ВВП. В экономике сформировались устойчиво низкие процентные ставки, фактически отрицательные в реальном выражении, что привело к бурному росту кредитования. Естественным результатом стал «перегрев» экономики. С одной стороны, это способствовало усилению инфляционного давления, а с другой - быстрому наращиванию внешних заимствований. Всего за три года (2007-2009) внешний долг негосударственного сектора увеличился почти в четыре раза. На начало 2007 г. он составил 108 млрд. долл. США., а на конец 2009 г. - 417,2 млрд. Быстрый рост государственных расходов и импорта маскировался повышением цен на нефть и другие товары российского экспорта. Однако фактически описанные процессы делали российскую экономику уязвимой к воздействию глобального кризиса.

Привлечение российскими банками  средств на мировом рынке капитала позволило им предвидеть экспансию на кредитном рынке, что привело к повышению доступности денежных ресурсов и снижению ставок на внутреннем рынке заимствований. Чистая международная инвестиционная позиция кредитных организаций устойчиво ухудшалась.

Основным источником денежного предложения стало  пополнение ликвидности со стороны денежных властей. Предпринятые шаги позволили насытить рынок краткосрочной ликвидностью, однако не смогли компенсировать дефицит долгосрочных ресурсов. Предложение «длинных» денег в экономике и стабилизацию денежного рынка в долгосрочной перспективе должны обеспечить институциональные инвесторы, а также сами коммерческие банки за счет кредитной активности.

Одним из источников «длинных пассивов служат депозиты юридических  лиц и вклады физических лиц, размещенные на срок более трех лет. На протяжении последних двух лет их доля в общих пассивах составляла 5 - 6 %. В условиях нехватки длинных» денег банки вынуждены в Качестве источника формирования «длинных» активов использовать короткие» обязательства, причем эта ситуация характерна не только для периода текущей финансовой нестабильности, но и для последних нескольких лет, когда краткосрочные обязательства покрывали не менее 10-14% долгосрочных активов банков. Очевидно, дальнейшее наращивание долгосрочных кредитов. За счет краткосрочных пассивов могло негативно сказаться на ликвидности банковской системы. [12, C.45]

В последнее время  замедление темпов роста кредитного портфеля приняло ярко выраженный характер. В ноябре 2009 г. по сравнению с октябрем объем выданных кредитов населению даже был сокращен на 0,7%, прирост банковских кредитов предприятиям составил всего 0,7%. По итогам одиннадцати месяцев 2009 г. задолженность перед кредитными организациями нефинансовых организаций выросла на 32,6%против 46,9%за тот же период 2008 г. На динамику банковских кредитов в 2009 г. оказало влияние и то, что в период кризиса многие организации начали сворачивать инвестиционные программы, сокращать текущие расходы. Банки стали ужесточать требования к финансовому состоянию граждан в связи с возрастающими рисками непогашения кредитов (снижение покупательской способности, увеличение числа безработных). В ближайшее время банкам придется больше внимания уделять привлечению ресурсов с внутреннего рынка. Усиление конкуренции на внутреннем финансовом рынке в 2009 г. привело к повышению ставок по банковским депозитам. Так, средневзвешенная ставка по рублевым депозитам населения в кредитных организациях сроком до одного года повысилась с 5,4%годовых в январе 2008 г. до 6,2%годовых в октябре, а средневзвешенная ставка по рублевым депозитам предприятий сроком до одного года - с 3 до 6,7%. Отметим, что до сих пор повышение банками ставок по депозитам физических лиц было весьма скромным и не компенсировало ускорение темпов инфляции. При этом темпы при роста банковских депозитов снизились. Кроме депозитов населения и предприятий в 2009 г. основными источниками формирования ресурсов коммерческих банков были кредиты, депозиты и прочие средства, полученные от других кредитных организаций, а также средства организаций на расчетных и прочих счетах и облигации. На долю этих статей, включая депозиты, на начало декабря 2009 г. приходилось 71,3%общей суммы пассивов. Доля кредитов Банка России, полученных банками, увеличилась на 8 п.п. ~ до 8,2%в общей сумме пассивов. Очевидно, кредиты Банка России носят краткосрочный и регулирующий характер.

На стоимость ресурсов для коммерческих банков влияет изменение  стоимости основных статей банковских пассивов, то есть в первую очередь изменение ставок по депозитам населения и предприятий. Для поддержания своей деятельности коммерческие банки не могут кредитовать под меньший процент, чем ставки по депозитам. При этом в российских условиях последние должны быть как минимум нулевыми в реальном выражении, чтобы стимулировать сбережения. Ставки в экономике определяются, прежде всего, уровнем инфляции, формированием стимулов к сбережению и уровнем риска. В 2009 г. инфляция снова выросла вследствие мягкой денежно-кредитной политики в предыдущие годы. Правительство и Банк России не смогли сдержать избыточное денежное предложение из-за высоких цен на нефть и притока капитала. Это существенно увеличивало совокупный спрос в экономике, и привели к кредитному буму.

Кредитный бум в среднесрочной перспективе может натолкнуться на снижение кредитоспособности заемщиков, а в условиях кризиса неизбежно приводит к «жесткой посадке перегретых отраслей и не возврату кредитов, ухудшению кредитного портфеля банков.

При инерционном наращивании  кредитов заметное снижение стабильности пассивной базы вызывает острую нехватку ликвидности. Ситуацию в реальном секторе также осложняет рост процентных ставок. Высокая стоимость ресурсов для предприятий кроме инфляционного фактора определяется тем, что рынок сигнализирует о существенном уровне неопределенности: вновь произведенные товары и услуги могут быть не востребованы. В результате кредитами могут воспользоваться только производства с высокий доходностью или быстрей отдачей.

Ожидаемое в текущем  году замедление роста спроса в группе стран - ведущих импортеров российских товаров, снижение темпов роста потребительских цен в группе стран - ведущих поставщиков товаров в Россию, а также низкие цены на сырьевые товары будут воздействовать на российскую экономику в направлении ограничения темпов экономического роста и сдерживания инфляции.

Переход к формированию денежного предложения преимущественно за счет увеличения валового кредита банкам при снижении роли, при роста чистых международных резервов позволит более эффективно использовать процентные инструменты денежно-кредитного регулирования, сделать действенным процентный канал трансмиссионного механизм денежно-кредитной политики. В то же время уменьшение присутствия банка России в операциях на внутреннем валютном рынке даст возможность повысить гибкость курсовой политики, осуществить постепенный переход к режиму свободно плавающего валютного курса.

Выбор курсовой политики также оказывается весьма непростой  задачей. В начале развития кризисных  процессов в мировой экономике Банк России поддерживал неизменный курс национальной валюты по отношению к бивалютной корзине. Это сопровождалось снижением международных резервов и сокращением денежной массы. С середины ноября 2009 г. он приступил. К плавному ослаблению национальной валюты посредством постепенного расширения коридорных допустимых колебаний стоимости бивалютной корзины. 3а 2009 г. реальный эффективный курс рубля к иностранным валютам укрепился на 4,5%, в том числе в декабре по отношению к ноябрю ослабел на 3,6% .

Сдерживание процесс, а  ослабления рубля потребовало от Банка России значительных объемов  интервенций на валютном рынке. Эксперты сходятся во мнении, что постепенное  ослабление национальной валюты является более затратным с точки зрения расходования международных резервов. На ожиданиях девальвации рубля спрос на иностранную валюту многократно увеличивается. Вместе с тем постепенное ослабление курса валюты позволило банкам создать необходимые Валютные резервы и обеспечить устойчивость пассивной части банковской системы.

Основные направления  бюджетной политики в период кризиса -

нестабильность финансовых систем, обострение социальных проблем и замедление экономического роста вынуждают правительства многих стран принимать различные меры по стабилизации ситуации и стимулированию экономики, в том числе и меры фискальной политики. Как показывает исторический опыт проведения стимулирующей экономической политики в периоды кризисов, в большинстве случаев основную роль играли меры денежно-кредитной политики в силу их большей оперативности и сравнительно более высокой эффективности. Тем не менее, может использоваться и дискреционная фискальная политика, но с некоторыми ограничениями, особенно в странах с развивающейся экономикой.

Отметим, что встроенные, автоматические стабилизаторы фискальной политики считаются относительно эффективными и, что немаловажно, адекватно работающими как в условиях спада, так и в случае «перегрева» экономики. В России они достаточно чувствительны к изменениям экономических условий, в том числе за границами страны - так, в период замедления экономического роста в мире налоговая нагрузка на нефтяной сектор значительно уменьшается, поскольку снижаются цены на энергоносители, к которым привязаны основные сборы в нефтяном секторе.

В странах с развивающейся экономикой стимулирующая фискальная политика ведет к росту дефицита и, следовательно, государственного долга. При этом обычно в периоды «перегрева» сдерживающая фискальная политика осуществляется не так активно, то есть оказывается асимметричной, смещенной в сторону стимулирования, что также приводит к постоянному наращиванию долга. Рост государственного долга в странах с формирующимся рынком служит неблагоприятным фактором и повышает риски для данной страны в будущем. В частности, это может привести к тому, что ставки по внешним заимствованиям для таких стран оказываются завышенными, дополнительно усугубляя ситуацию. Еще одна серьезная проблема - обеспечение временности» стимулирующей фискальной политики. Если в кризисный период были снижены налоги или государство приняло на себя новые расходные обязательства, то даже при переходе к стадии подъема отменить такие изменения часто бывает политически сложно. Поэтому в случае принятия решения о тех или иных стимулирующих мерах фискальной политики правительству необходимо тщательно проанализировать возможности по их сворачиванию в будущем. Один из важнейших факторов эффективности антикризисной фискальной политики адресность принимаемых мер, будь то меры социальной поддержки или стимулирования предприятий реального сектора. [6, C.34]

Информация о работе Денежно – кредитная политика государства