Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:30, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение процесса диверсификации. В работе поставлены следующие задачи:
Рассмотрение теоретических основ диверсификации
Практическое исследование диверсификации деятельности фирмы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы диверсификации 4
Общее понятие диверсификации 4
История диверсификации 6
Типы диверсификации, её виды 9
Особенности диверсификации в России 14
1.5 Преимущества и недостатки диверсификации 14
Глава 2. Практическое исследование диверсификации деятельности фирмы 18
Этапы диверсификации 18
2.2 Маркетинговые технологии, применяемые при диверсификации бизнеса на примере ОАО «Завод радиоаппаратуры» 22
Возможные пути, направления диверсификации 25
2.4 Рекомендации для успешной диверсификации 28
Заключение 31
Приложение 32
Библиографический список 35
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Иркутский государственный университет путей сообщения
Кафедра мировой экономики и экономической теории
Курсовая работа по теме:
Диверсификация деятельности фирмы
Выполнила студентка
гр. МЭ-08-2 Марцинкевич Д.А. ___________
Научный руководитель – к.э.н., доцент Лисичникова Р.Н.___________
Курсовая работа защищена с оценкой___________
Иркутск 2009
Оглавление
Общепринято считать, что
диверсификация компании - будь то расширение
сферы деятельности путем открытия
новых производств или
Я выбрала данную тему для курсовой работы, т.к. в настоящее время поиск направлений диверсификации производства для предприятий отечественной экономики является актуальным в связи со следующими обстоятельствами. Во-первых, необходимость приспособления к новым экономическим условиям объективно заставляет искать наиболее выгодные сферы приложения созданного производственного потенциала. Во-вторых, диверсификация также применяется для снижения рисков и увеличения прибыли, помогая хозяйствующим субъектам избежать угрозы потери платежеспособности и, как следствие, банкротства.
Целью данной работы является рассмотрение процесса диверсификации. В работе поставлены следующие задачи:
Теоретической и методологической основой исследования послужили специальная зарубежная и отечественная литература по рассматриваемой тематике, аналитические статьи отраслевых журналов
В хозяйственной практике может быть предложено большое количество стратегических альтернатив развития и роста фирм в условиях рынка. Одной из таких альтернатив и является диверсификация.
В изученной мной экономической литературе встречается большое множество определений диверсификации. В целом, проведенное мной исследование показало что диверсификация - такая концепция, которой нельзя дать однозначное определение. Разные люди подразумевают под ней разные процессы, тем не менее, можно дать достаточно общее, широкое определение диверсификации, но с некоторыми замечаниями. Это даст определенную основу для дальнейшего анализа.
Общеизвестно, что с экономической точки зрения диверсификация (от лат. diversus - разный и facer - делать) - это одновременное развитие нескольких или многих, не взаимосвязанных технологических видов производства и (или) обслуживания, расширение ассортимента производимых изделий и (или) услуг.
Диверсификация связана с разнообразием применения продуктов, выпускаемых компанией, и делает эффективность функционирования компании в целом независимой от жизненного цикла отдельного продукта, решая не столько задачи выживания компании, сколько обеспечения устойчивого поступательного роста. Если продукты компании имеют очень узкое применение, то она является специализированной; если они находят разнообразное применение, то это - диверсифицированная компания.
Диверсификация дает
возможность фирмам «держаться на плаву»
при сложной экономической
Этот процесс касается, прежде всего, перехода на новые технологии, рынки и отрасли, к которым ранее предприятие не имело никакого отношения; кроме того, сама продукция (услуги) предприятия должна быть также совершенно новой, и, причем всегда необходимы новые финансовые инвестиции.
Под диверсификацией традиционно понимают одновременное развитие нескольких обособленных друг от друга видов деятельности, а также расширение ассортимента производимых изделий.
Из общих причин, сподвигающих фирму к диверсификации деятельности наиболее важными, на мой взгляд, являются:
Однако существует немало иных оснований: необходимость реагировать на изменение конъюнктуры; расширение действующего производства; сокращение численности работников и потребность загрузить их новыми видами работ; преобразование филиала в юридическое лицо и др.
В процессе изучения литературы, я пыталась разобраться, почему возникла необходимость в таком сложном процессе, как диверсификация, и каковы ее причины? Идеальным вариантом деятельности любой фирмы, как известно, является предупреждение возможных неудач и потерь производительности, которые можно получить из различных прогнозов компании, касающихся именно этих показателей. Необходимость диверсификации может быть выявлена в результате сравнения желаемого и возможного уровней производительности и того уровня, который был достигнут в результате деятельности компании. Для менее успешных компаний, которые не планируют (или не могут спланировать) свои действия на будущее, первым признаком такого разрыва показателей производительности зачастую являются сокращение портфеля заказов либо незанятые в производстве мощности.
Все причины диверсификации вызваны одним - повысить эффективность деятельности предприятия не только в данный момент или в ближайшем будущем, но и на длительную перспективу. В настоящее время данная проблема является особо актуальной, т.к. она позволяет находить оптимальные решения для успешной деятельности фирмы в условиях экономического кризиса.
Часто при создании торговых стратегий трейдеры гонятся за максимальной прибыльностью системы. Однако, важнее бывает не повысить значение ожидаемой прибыльности, а сократить возможный риск.
Для лучшего понимания понятия “диверсификация”, причин её появления, я обращалась к истории возникновения диверсификации. Мною было выявлено, что диверсификация деятельности - переход от односторонней, часто базирующейся на лишь на одном продукте производственной структуры, к многопрофильному производству с широкой номенклатурой выпускаемой продукции. Идея диверсификации имеет многолетнюю историю. Она была весьма модной в связи с концепцией корпоративного развития в конце 60-х и начале 70-х годов. Чтобы избежать риска вложений капитала в те или иные отрасли, крупнейшие концерны стремились расширить номенклатуру производимых товаров, найти новые формы вложения средств, проникнуть в отрасли, не имеющие прямой связи с основной сферой их деятельности. Первые теоретические разработки появились еще в 20-х гг. XX в. за рубежом, тем не менее, до сих пор не разработано универсальной концепции, которая бы удовлетворяла потребности большинства предприятий, желающих или вынужденных диверсифицироваться.
Существующие теоретические наработки, появившиеся за рубежом, возникли не на пустом месте, они основывались, прежде всего, на накопившемся практическом опыте предприятий. Но опыт этот был настолько неоднозначен и противоречив, что мешал выработке единой концепции диверсификации. Поэтому до сих пор теоретическая основа диверсификации весьма неоднородна и не обладает универсальностью, что, в свою очередь, затрудняет ее применение на практике.
Исторически диверсификация получила наиболее ощутимое развитие в середине 50-х годов, когда впервые дало о себе знать относительное исчерпание внутренних источников роста эффективности производства и падение нормы прибыли на капитал, вложенный в традиционное производство. В настоящий момент диверсификация стала наиболее распространенной формой концентрации капитала.
Диверсификация, прежде чем приобрела современные черты, в рамках глобальной стратегии фирм прошла сложный путь развития, меняясь под влиянием внешних обстоятельств, так и внутрифирменных критериев. Историю такой эволюции условно можно разделить на четыре этапа, и на каждом из них происходило становление таких основных элементов, как: товарный набор; отраслевой набор; набор отраслей и сфер деятельности; набор стран. Каждый последующий этап был шагом в достижении целей производства и отличался изменением приоритетов в развитии предпринимательской деятельности.
Интенсивное развитие диверсификации
деятельности обусловливалось повышением
динамичности рыночной экономики, быстрыми
изменениями спроса, возникновением
большого числа новых отраслей и
рынков продукции. Диверсификация производства в этих условиях позволяла компенсировать
падение сбыта на одном рынке за счет увеличения
его на других рынках. Благодаря этому
диверсифицированные предприятия в целом
оказываются более устойчивы и конкурентоспособны
по сравнению с узкоспециализированными,
так как они проникают в новые для себя
сферы деятельности, расширяют ассортимент
выпускаемых товаров.
Диверсифицируя свое производство, предприятия
(фирмы) способствуют также переливу капитала
в наиболее прибыльные отрасли. Под влиянием
диверсификации производства специализированные
предприятия (фирмы) превращаются в многоотраслевые
комплексы. В США, например, в результате
диверсификации производства и поглощения
большого количества компаний образовались
фирмы-конгломераты, в которых предприятия
выполняют разнородные функции и не имеют
производственных связей.
Например, в США уже
в период 1950-1970 гг. среди крупнейших
500 корпораций число компаний, выпускающих
однопрофильную продукцию, сократилось с 30 до 8%. Процесс
диверсификации ускоряется поглощениями
отдельных, ранее независимых компаний;
число таких поглощений в США в 1968 году
в 8 раз превысило среднее число их за 1950-54
гг. Большинство из них носило конгломератный
характер. Затем в судьбе концепции диверсификации
наступил поворот, на смену ей пришли взгляды
о необходимости концентрации усилий
на основных сферах бизнеса. Причиной
тому послужили процессы глобализации
производства и другие явления, обусловленные
эффектом экономии на масштабах производства.
В последнее время диверсификации (сейчас
она приобрела более разумный характер)
снова стали придавать первостепенное
значение, но теперь в основе этого лежат
уже совсем иные причины. Многие компании,
располагающие большими объемами капиталов,
получаемых в основных сферах бизнеса,
а поскольку возможности дальнейшей экспансии
в них весьма ограничены, диверсификация
представляется наиболее подходящим путем
для инвестиций капиталов и уменьшения
степени риска. Характер диверсификации
определяется социально-экономическими
особенностями данной страны.
Вместе с тем на ее развитие влияют и некоторые
общие факторы (относящиеся ко всем странам):
научно-техническая революция, борьба
за высокие прибыли, необходимость изыскивать
сферы для приложения своих накоплений,
милитаризация экономики, конкурентная
борьба, боязнь отстать от технического
прогресса. В результате диверсификации
фирмы, и в особенности монополии, приобретают
многоотраслевой характер, они проникают,
прежде всего, в новые, наиболее прибыльные
отрасли, развивающиеся высокими темпами
- электронику, химию. Компаниям выгодно
идти по пути развития комбинированного
производства - производить различные
товары из одного и того же исходного сырья,
что снижает расходы этих компаний, в частности
и на исследования, которые часто приводят
к изобретениям, далеким от специализации
фирм. Перелив капиталов из менее доходных
отраслей в более рентабельные происходит
через диверсификацию, минуя традиционный
рынок капитала. Функция учредительства
постепенно переходит к фирмам, которые,
диверсифицируя свое производство, пытаются
застраховать себя от возможных неудач
и банкротств, хотя начинания фирм часто
кончаются неудачей.
Даже при беглом взгляде на историю диверсификации
становится ясно, что причиной ее широкой
популярности в 60-х годах послужило весьма
распространенное в то время заблуждение,
вытекающее из технократической концепции
менеджмента, которой были привержены
предприятия практически во всех отраслях
промышленности.
Сейчас диверсификация снова в моде, но по иным причинам, т.к все больший круг управленческих структур, представляют люди с деловым мышлением, обладающие при этом способностями и смелостью для осуществления диверсификации.
При диверсификации производства обычно наблюдается переход от односторонней, часто базирующейся лишь на одном продукте производственной структуры к многопрофильному производству с широкой номенклатурой выпускаемой продукции.
Диверсификация делится на 2 типа - связанная и несвязанная. Связанная диверсификация представляет собой новую область деятельности компании, связанную с существующими областями бизнеса (например, в производстве, маркетинге, материальном снабжении или технологии). В этом варианте используются преимущества, которых фирма достигла в традиционной для себя сфере.
Пример. Один из российских оборонных заводов в Свердловской обл., долгое время производивший артиллерийское вооружение, в связи с резким уменьшением госзаказов вынужден был осваивать производство трамваев на базе существующего технического парка. По сходным технологиям, из сходных материалов. Среди других примеров связанной диверсификации — московский завод «Салют», который наряду с авиационными двигателями производит сеялки и мотокосилки.
Выделяют три основных вида связанной диверсификации:
При горизонтальной диверсификации происходит расширение номенклатуры производства путем внедрения и освоения на предприятиях однородных изделий.
Горизонтальная диверсификация не подразумевает существенных изменений в отраслевом профиле предприятия.
Так, например, хлебобулочный комбинат «Пышка», выпускающий 4 основных вида продукции: хлеб пшеничный I сорт, хлеб пшеничный II сорт, хлеб ржаной, батон «Нарезной» в условиях конкуренции, для того чтобы увеличить долю рынка, расширил ассортимент продукции до 25 наименований.
Вертикальная диверсификация означает, что предприятие расширяет номенклатуру, включая в цикл производства дополнительные стадии по отношению к ранее существующей структуре производственного цикла. Так, например, при внедрении на предприятии заготовительных, финишных, сбытовых и иных стадий производственного цикла осуществляется вертикальная диверсификация. При таком виде диверсификации, фермерское хозяйство «Молочник», занимающееся производством кисломолочной продукции, с целью вложения полученной прибыли в производство, в 2007 г. принимает решение включить в сферу деятельности реализацию готовой продукции, т.е. доставка и реализация в магазинах торговой марки «Молочник» в близлежащих городах и П.Г.Т.