Достоинства и недостатки плановой экономики социализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 21:03, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы - понять сущность плановой экономики и ее влияние на общество.
Задачи: определить основные понятия и принципы плановой экономики; отразить достоинства и недостатки плановой экономики социализма.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общая характеристика плановой экономики………………………….5
1.1. Краткий исторический очерк………………………………………..............5
1.2. Основные понятия плановой экономики…………………………………...6
1.3. Принципы плановой экономики…………………………………………….7
1.4. Виды плановой экономики…………………………………………………10
Глава 2. Достоинства и недостатки плановой экономики социализма………12
2.1. Достоинства плановой экономики социализма…………………………...12
2.2. Недостатки плановой экономики социализма…………………………….15
Заключение……………………………………………………………………….21
Список литературы……………………………………………………………..23

Вложенные файлы: 1 файл

по истории.docx

— 46.26 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава 1. Общая характеристика плановой экономики………………………….5

1.1. Краткий исторический очерк………………………………………..............5

1.2. Основные понятия плановой  экономики…………………………………...6

1.3. Принципы плановой  экономики…………………………………………….7

1.4. Виды плановой экономики…………………………………………………10

Глава 2. Достоинства и  недостатки плановой экономики социализма………12

2.1. Достоинства плановой  экономики социализма…………………………...12

2.2. Недостатки плановой  экономики социализма…………………………….15

Заключение……………………………………………………………………….21

Список литературы……………………………………………………………..23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Сейчас Россия активно развивается, возможен переход от одной экономической системы к другой. Ведь от типа экономической системы зависит, как поведение государства на внутренней арене, так и восприятие его на мировой. Очень важно выбрать оптимальный путь экономического развития, который был бы хорош на практике и устраивал население. Этот государства – его насыщенность природными ресурсами, а также менталитет и основные потребности населения.

Плановая экономика это  та экономика, при которой государство  полностью контролировало деятельность экономики. Все плановые задания  предприятиям и колхозам, совхозам направлялись из центра, из министерств.

Обмен товарами также планировался в центре и шел через систему  предприятий государственной торговли к потребителю. При такой экономике  отсутствовала конкуренция, а значит, не было обратной связи между производителем и потребителем. Это приводило  к тому, что производителю можно  было работать, невзирая на качество продукции, а государству необходимо было принимать  меры, чтобы заставить предприятия  думать об этом. Директивный план всегда принимался на партийном съезде, потом  принимал вид решения съезда депутатов  Верховного Совета как законодательного органа и через министерства рассылался на места. Контроль за выполнением плана  осуществлялся на основе уголовно-административной и партийной ответственности.

Сторонники плановой экономики утверждают, что она обеспечивает устойчивое развитие без экономических кризисов, низкие цены, отсутствие безработицы, гарантированные (хоть и невысокие) заработки. Ее же критики выделяют следующие негативные черты: отсутствие экономических стимулов у человека к трудовой деятельности; формирование у населения социального иждивенчества; постоянный дефицит товаров; низкое качество производственной продукции.

Цель работы - понять сущность плановой экономики и ее влияние на общество.

Задачи: определить основные понятия  и принципы плановой экономики; отразить достоинства и недостатки плановой экономики социализма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общая  характеристика плановой экономики

1.1. Краткий исторический  очерк

Если полностью исключить  рыночный механизм ценообразования  и управлять экономикой с помощью  административных и политических решений, то возникает модель чистой плановой экономики. Основоположниками теории плановой экономики обычно считают  классиков марксизма-ленинизма. Действительно, Карл Маркс и Фридрих Энгельс  провозгласили плановую экономику  главным преимуществом социализма и в общих чертах обрисовали принципы её функционирования.

Однако научный анализ нового социально-экономического строя  отсутствовал. Не было работ, где излагалась бы законченная и системная теория социализма. Характеристика Марксом  и  Энгельсом социализма представляла, в основном, социалистическую критику  капитализма, то есть характеристика социализма выводилась ими из анализа противоречий капитализма. Можно сказать, методом  «от противного». Если основу рыночной экономики составляет частная собственность  на средства и продукты производства, то основа плановой экономики –  общественная собственность. Если в  рыночной экономике каждый имеет  в виду лишь свой собственный, индивидуальный интерес, преследует лишь собственную  выгоду, то плановая экономика непосредственно  подчинена цели роста благосостояния всех членов общества.

Эти принципы были превращены Владимиром Ильичом Лениным в  теоретическую базу социализма, развиты  им и реализованы на практике.

В действительности основы научной теории плановой экономики  заложили не марксисты, а Вильфредо  Парето, Энрике Бароне, Фридрих фон  Визер. Эта теория была создана ими  в качестве «побочного продукта»  теории общего экономического равновесия. Шумпетер по этому поводу иронично заметил, что эти экономисты, «абсолютно не симпатизирующие социализму… оказали социалистической доктрине услугу, которую сами социалисты не смогли себе оказать».

Услуга эта заключалась  в доказательстве того, что плановая экономика как модель централизованного  управления ценами и производством, которая учитывает многообразные  потребности и ведет к равновесию спроса и предложения, теоретически возможна. [1, С. 194]

 

1.2. Основные понятия  плановой экономики

Прежде чем говорить о плановой экономике в целом, необходимо отметь основные ее понятия. Централизованную экономику называют плановой. Вообще, у понятия централизованной экономики  существует целый ряд синонимов  – командно-административная система, иерархическая система, директивная система, командная экономика и, наконец, просто социализм.

Сама идея планирования в  экономике вполне разумна, но, как  правило, до тех пор, пока она реализуется  в пределах предприятия, фирмы или  фермы и там, где план:

- составляется по заданию  частного владельца, несущего  полную материальную ответственность  (вплоть до разорения) за успех  выполнения плана;

- реализуется в условиях  гарантированной законом свободы  выбора партнеров по сделке  и согласования с ними цены  продажи;

- вся существенная экономическая  информация может быть собрана  и осмыслена именно тем, кто  принимает решения и отвечает  за них;

- проверяется спросом  покупателей, то есть именно  их поведение в конечном счете  определяет насколько вообще  разумен был этот план.

Планирование в масштабах  страны бывает порой полезным в условиях военного времени, когда рыночные механизмы  не позволяют быстро сосредоточить  все ресурсы страны ради защиты от внешнего врага. Куда хуже получается с использованием единых планов для всей страны в мирное время - особенно, если государство превращает план не в рекомендацию для участников хозяйственной жизни, а пытается добиться его неукоснительного исполнения, заставляя людей и хозяйственные организации действовать строго в соответствии с плановыми заданиями.

 

1.3. Принципы плановой  экономики

Основополагающей чертой плановой экономики является1:

  1. Все права собственности принадлежат государству, а частная собственность ликвидируется и переходит в руки государству. Так, установление Советской власти в СССР сразу же сопровождалось целым рядом законов по экспроприации собственности, национализации банков, «Законом о социализации земли» (февраль 1918 года), «Декретом о национализации внешней торговли» (апрель 1918 года), введением продотрядов и комбедов, занимавшихся изъятием имущества и сельскохозяйственных излишков у «кулаков».

Плановая экономика вовсе  не случайно начинается с уничтожения  частной собственности. Государство  может командовать использованием экономических ресурсов только в  том случае, если закон не защищает право частного собственника на самостоятельное  распоряжение принадлежащими ему ресурсами.

Но если никто ничем  не владеет, если все ресурсы (факторы  производства) объявляются общенародной собственностью, а реально ими  полновластно распоряжаются государственные  и партийные чиновники, то это  влечет очень опасные экономические  последствия. Доходы людей и фирм перестают зависеть от того, насколько  удачно они используют ограниченные ресурсы, насколько результат их труда действительно нужен обществу. Куда важнее становятся другие критерии:

а) для предприятий - степень  выполнения и перевыполнения плановых заданий по производству товаров. Именно за это директоров предприятий награждали орденами и назначали министрами. И совсем неважно, что эти товары и в рамках плановых заданий и  у тем более - сверх их - могли  быть совсем неинтересны для покупателей, которые - будь у них свобода выбора - предпочли бы совсем иные блага. Равным образом, никого не волновало, что на изготовление этих товаров обычно тратилось  непомерно много ресурсов, а сам  товар оказывался слишком дорог. Все равно покупатель, в конце  концов, был вынужден приобретать  этот уродливый мебельный гарнитур или этот безумно тяжелый станок. У людей не было альтернативы - другую мебель найти было просто невозможно. А предприятиям приобретение, например, такого станка прямо предписывалось планом и на это выделялись деньги;

б) для людей - характер взаимоотношений  с начальством, которое распределяет наиболее дефицитные товары (машины, квартиры, мебель, туристские путевки за границу), или занятие должности, на которой  тебя начинают пускать в «закрытые  распределители», где такие дефицитные блага можно купить свободно.

  1. Следующей чертой плановой экономики является то, что всё управление народным хозяйством осуществляется из единого Центра. Центр берёт на себя ответственность решать основные экономические проблемы общества: что производить, как производить и для кого производить. Следовательно, по отношению к производителю Центр должен являться в своём роде крупным информационным генератором, он должен обладать информацией о том, какому предприятию нужны какие ресурсы и какому потребителю нужны какие товары и в каком количестве. Здесь появляется государственный план, который представляет собой обязательные к выполнению распоряжения Центра, направленные конкретным субъектам хозяйства – предприятиям, организациям народного хозяйства. Процесс планирования можно описать следующим образом: на самом верху государственной пирамиды определяется, сколько данного продукта, следует произвести в масштабах всей страны за год. За тем специальный плановый орган (в СССР это был Госплан) рас считывает, сколько потребуется стали, пластмасс, резины и про чих материалов для выпуска запланированного объёма автомобилей. Следующий этап - расчет потребностей в электроэнергии, угле, нефти и другом сырье для производства исходных материалов. Такая процедура повторяется с каждым из видов продукции. Затем подсчитывается, сколько должно быть произведено, скажем, стали для выпуска всех продуктов, и эта цифра доводится до Министерства черной металлургии. То же самое происходит и со всеми остальными ресурсами. Дальше процесс планирования спускается из Госплана в отраслевые министерства. Предположим, Министерство черной металлургии получает задание выпустить за год определенное количество чугуна, стали, проката разных видов. Министерство, в свою очередь, расписывает производственные задания по всем подчиняющимся ему заводам, указывая, сколько какой продукции каждый завод должен поставить в каждый квартал будущего года. Директор завода распределяет свой план по цехам, цех - по участкам и так далее вплоть до работника-сталевара1.
  2. К принципам плановой экономики (если рассматривать идеальную модель социализма) можно также отнести то, что она предполагает уничтожение рыночного механизма как децентрализованной системы связи на основе ценовых сигналов и ликвидацию денежной системы - определение доли каждого участника процесса производства осуществляется на основе трудовых затрат, что удостоверяется квитанциями, «трудовыми чеками» или другими подобными документами.
  3. Если рассматривать политическую сферу, то здесь в качестве принципа плановой экономики можно выделить монополию государственной власти, её однопартийность, и жесткий политический контроль с её стороны, который «исключает любые несанкционированные формы массовой активности».

Итак, определив принципы плановой системы, можно рассмотреть преимущества, которыми она обладает.

 

 

1.4. Виды плановой  экономики

Различают два вида плановой экономики: демократическая плановая экономика и командная плановая экономика.

Демократическая плановая экономика предполагает обязательное господство государственной собственности на экономические ресурсы. Причем государственная собственность может существовать наряду с частной собственностью на ресурсы. Планирование, как правило, носит общий характер и не предусматривает детальной разработки экономических показателей. Их выполнение обязательно лишь для государственных предприятий и организаций. Для остальных участников экономики плановые показатели имеют лишь рекомендательный характер. [3]

Элементы демократической  плановой экономики успешно применяются  многими развитыми странами рыночной экономики (Франция, Германия), а также  некоторыми развивающимися странами. Например, в Индии с 1951 года по настоящее  время разрабатываются пятилетние планы социально-экономического развития страны, которые способствуют координации  экономической деятельности.

Командная плановая экономика представляет более жесткую модель экономики.

При командной плановой экономике  национальное хозяйство приходит в  движение на основе централизованного  планирования, которое предполагает разработку множества экономических  показателей, охватывающих все сферы  деятельности, и их обязательное выполнение предприятиями и организациями.

В условиях командной экономики  управление всеми предприятиями  и организациями осуществляется из единого центра. Поэтому непосредственные производители ограничены в принятии экономических решений. Сбалансированность экономики достигается исключительно  административными методами (приказами, распоряжениями). В результате непосредственные исполнители не имеют материальной заинтересованности в конечных результатах  своего труда. Все эти факторы  сдерживают рост качества продукции, производительности труда и введение инноваций.

При командной экономике  производители не имеют возможности  выбирать поставщиков сырья, оборудования, а также самостоятельно осуществлять сбыт продукции. В свою очередь потребители  ограничены в выборе предлагаемых продуктов. Итогом всего этого является отсутствие конкуренции, которая вынуждает  всех участников экономического процесса действовать эффективно и ответственно. Господство административных методов  на макро- и микроуровне во многих бывших социалистических странах приводило  к постоянному дефициту каких-либо товаров и услуг. Известный венгерский экономист, профессор экономики  Гарвардского университета Я. Корнаи назвал такую экономику «экономикой  дефицита». [3]

Информация о работе Достоинства и недостатки плановой экономики социализма