Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 16:54, курсовая работа
Целью курсовой работы является теоретическое исследование экономической модели получения прибыли и дохода предприятием.
Задачи решаемые в курсовой работе:
- рассмотреть доход получаемый предприятием;
- определить значение и функции прибыли;
- выявить факторы, влияющие на величину прибыли;
- проанализировать поведение предприятия (фирмы) в краткосрочном и долгосрочном периодах.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Доход предприятия
1.1. Доход предприятия как экономическая категория
Валовой, средний и предельный доход фирмы.
Глава 2. Основы теории прибыли
2.1. Значение и функции прибыли
2.2. Прибыль как категория производства, показатели прибыли и рентабельности производства
2.3. Краткосрочная и долгосрочная модели максимизации прибили предприятия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Вместе
с тем, очевидно, что в условиях
совершенной конкуренции, предусматривающих
свободные переливы факторов производства
из отрасли в отрасль в поисках
более высокого дохода, должно произойти
выравнивание альтернативной ценности
различных вариантов приложения
предпринимательских
Когда предприниматель организует процесс производства, соединяя в нем различные ресурсы, управляет фирмой и принимает необходимые экономические решения, он выступает как разносторонний специалист, являясь одновременно менеджером, инженером, торговым агентом, юристом, начальником отдела кадров и т.д. Осуществляя все эти функции, предприниматель выполняет саму предпринимательскую функцию. В этом случае доход предпринимателя будет складываться, по крайней мере из двух частей. Одна часть дохода будет представлять собой плату за труд предпринимателя, за организацию и ведение дела, т.е. то, что в современной экономической науке принято называть безусловной заработной платой. Вторая часть дохода предпринимателя обусловлена тем, что он, как правило, является собственником капитала и вкладывает этот капитал в дело. Доход на капитал, принадлежащий предпринимателю, может быть выражен в виде годовой процентной ставки, которая в свою очередь, является количественным выражением чистой производительности капитала.
Эти две
части дохода предпринимателя будут
представлять собой прибыль с
точки зрения бухгалтера, но с точки
зрения экономиста – все это элементы
издержек. А в полные издержки должна
входить и нормальная прибыль
как минимальный доход
Существование
экономической прибыли связано
с определенными воздействиями
предпринимателей на хозяйственную
сферу, что придает динамизм экономике.
Динамичная экономика порождает
экономическую прибыль, получаемую
отдельными предпринимателями как
дополнительный, избыточный доход, превышение
полной выручки над полными
Выделяют
несколько причин появления этого
дополнительного дохода. Во-первых,
экономическую прибыль можно
рассматривать как
Во-вторых,
экономическую прибыль можно
рассматривать как
В-третьих,
источником экономической прибыли
может стать обладание
В рыночном механизме используются и другие формы прибыли: валовая, балансовая, нормальная, предельная, максимальная. Валовая прибыль – общая прибыль фирмы от реализации и внереализационные доходы. Балансовая прибыль - общая сумма прибыли за вычетом понесенных фирмой убытков (прибыль от реализации плюс чистые внереализационные доходы – штрафы, полученные за минусом уплаченных, проценты за кредит, полученные за минусом уплаченных, и т.п.). Предельная прибыль определяется как разница между предельными доходами и предельными издержками. Это прибыль на дополнительно индивидуальную единицу продукции. Для фирмы она является ориентиром для увеличения объема производства. Максимальная прибыль – наибольшая прибыль при сравнении валового дохода и валовых издержек. Максимальную абсолютную величину прибыли фирма будет получать при таком объеме производства, когда валовой доход превышает валовые издержки на максимальную величину.
Доход и
прибыль фирмы совершают
В рыночной
экономике прибыль – высшая цель
хозяйствования, функционирования фирм
– первичных звеньев
Экономисты
выделяют учетную, распределительную
и стимулирующую функции
Другая
функция прибыли –
Следующая
функция прибыли –
2.2 Прибыль как категория производства, показатели прибыли и рентабельности производства
Прибыль
как главный результат
Важными
факторами роста прибыли, зависящими
от деятельности предприятий, являются
рост объема производимой продукции
в соответствии с договорными
условиями, снижение ее себестоимости,
повышение качества, улучшение ассортимента,
повышение эффективности
К факторам,
не зависящим от деятельности организаций,
относятся изменение
Под влиянием как тех, так и других факторов складывается валовая прибыль предприятий.
В составе валовой прибыли учитывается прибыль от всех видов деятельности. Прежде всего валовая прибыль включает прибыль от реализации товарной продукции, исчисленную путем вычета из общей суммы выручки от реализации этой продукции (работ, услуг) налога на добавленную стоимость, акцизов и затрат на производство и реализацию, включаемых в себестоимость. Прибыль от реализации товарной продукции – основная часть валовой прибыли.
Во-вторых, в состав валовой прибыли включается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера.
В-третьих, в состав валовой прибыли входит прибыль от реализации основных фондов и другого имущества.
Наконец, в составе валовой прибыли отражаются внереализационные доходы и расходы, т.е. результаты внереализационных операций.
На рис. 2.2.1 представлена схема формирования валовой прибыли фирмы.
Подавляющую
часть валовой прибыли (95-97%) предприятия
получают от реализации товарной продукции.
На прибыль от реализации товарной
продукции влияет изменение остатков
нереализованной продукции. Чем
больше этих остатков, тем меньше прибыли
предприятие получит от реализации
продукции. Величина нереализованной
продукции зависит от ряда причин,
обусловленных коммерческой деятельностью
и условиями реализации продукции.
Предприятие может произвести продукции
больше, чем способно реализовать. Кроме
того, в нереализованных остатках
готовой продукции может
Важнейшим фактором, влияющим на величину прибыли от реализации продукции, является изменение объема производства и реализации продукции. Чем больше объем реализации в конечном счете, тем больше прибыли получит предприятие, и наоборот. Зависимость прибыли от этого фактора при прочих равных условиях прямо пропорциональная.
Вторым,
не менее важным фактором, влияющим
на величину прибыли от реализации
товарной продукции, является изменение
уровня себестоимости продукции. Если
изменение объема реализации влияет
на сумму прибыли прямо
Фактором,
напрямую определяющим величину прибыли
предприятий от реализации продукции,
являются применяемые цены. Свободные
цены устанавливаются самими предприятиями
в зависимости от конкурентоспособности
данной продукции, спроса и предложения
аналогичной продукции другими
производителями. Поэтому уровень
свободных цен на продукцию в
определенной степени является фактором,
зависящим от предприятия. Не зависящим
от предприятия фактором выступают
государственные регулируемые цены,
устанавливаемые на продукцию предприятий-
На величину прибыли от реализации безусловно влияют изменения в структуре производимой и реализуемой продукции. Чем выше доля более рентабельной продукции (исчисляемой как отношение прибыли к полной себестоимости этой продукции), тем больше прибыли получит предприятие. Увеличение доли малорентабельной продукции повлечет за собой сокращение прибыли.
Кроме прибыли от реализации продукции в состав валовой прибыли включается, как отмечено выше, прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера. На долю этой прибыли приходится несколько процентов валовой прибыли. Результаты от прочей реализации могут быть как положительными, так и отрицательными. Предприятия транспорта, подсобных сельских хозяйств, торговых организаций, находящихся на балансе фирмы, могут от реализации своей продукции, работ, услуг не только прибыль, но и убытки, что, соответственно, скажется на объеме валовой прибыли.
Отдельной составной частью валовой прибыли выделена прибыль от реализации основных фондов и другого имущества. У фирмы могут образоваться излишние материальные ценности в результате изменения объема производства, недостатков в системе снабжения, реализации и других причин. Длительное хранение этих ценностей в условиях инфляции приводит к тому, что выручка от их реализации окажется ниже цен приобретения. Поэтому от реализации излишних товарно-материальных ценностей образуются не только прибыль, но и убытки [5. c.87].