Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 13:30, курсовая работа
В смешанной экономике, основанной на рыночной конкуренции и макроэкономическом регулировании, государству отводится вполне определённая роль, так как рынок, как и любая хозяйственная система, не является идеальным механизмом. Он имеет как положительные, так и отрицательные стороны, поэтому естественно, что государство стремится разработать такой механизм хозяйствования, который препятствовал бы разрушительным рыночным последствиям в экономике: монополизму, бедности, кризисам, спадам и т. д.
Введение 2
1 Роль государства в экономике 4
1.1 Принципы государственного вмешательства в экономику 4
1.2 Задачи государственного регулирования 6
2 Проблемы в системе государственного регулирования 7
2.1 Основные функции государственного регулирования 7
2.2 Проблемы занятости 12
2.3 Основные направления экономической деятельности государства 19
3 Пути решения проблем, стоящих перед государством 22
3.1 Пути решения проблем занятости 22
3.2 Требования к методам регулирования экономике 25
3.3 Воздействие на рыночный механизм 26
Заключение 28
Список литературы
Активизацию инвестиционного процесса государство предполагает достичь путем удешевления кредитных ресурсов в условиях новой экономической конъюнктуры.
Социальная и военная реформы позволят в перспективе сократить нагрузку на государственный бюджет и увеличить расходы на образование, здравоохранение, культуру и пенсии.
Предполагается, что бюджет как метод экономического воздействия будет стимулировать экономический рост. Это достигается тем, что средства налогоплательщиков предоставляются корпоративному сектору исключительно на конкурсной основе. Уменьшится количество налогов и налогооблагаемой базы, произойдет выравнивание налоговой нагрузки.
Анализируя опыт государственного регулирования в развитых рыночных государствах и странах транзитивной экономики, можно отметить функциональные регулирующие тенденции в экономике.
Основные функции государственного регулирования реализуются, во-первых, в направлении достижения и сохранения национальных конкурентных преимуществ экономики. Страна достигает конкурентного преимущества благодаря экономическим факторам и наличию уникальных институциональных механизмов, способных непрерывно повышать уровень использования факторов производства: ресурсов, рабочей силы, предпринимательства.
Общепризнанной
задачей правительства
Экономическое регулирование на уровне территории уменьшает неравномерности социально-экономического развития регионов, снимает социальную напряженность в депрессивных регионах, стимулирует эффективное использование экономического потенциала территории.
Одна из основных функций государства - экономическая. Она заключается в создании необходимых условий для устойчивого развития экономических отношений, в том числе общих правил деятельности основных участников этих отношений.
Роль государства на различных этапах развития общества неодинакова. Современное российское общество характеризуется переходным состоянием экономики, что не может не учитываться при изучении проблемы соотношения государства, права и экономики. Однако в любом случае речь идет об экономике рыночного типа, о рынке.
Объективная необходимость государственного регулирования рыночных отношений основывается на ограниченности возможностей рынка в производстве общественных товаров, что и является основным побудительным мотивом в деятельности государства в сфере экономики.
Таким образом, основными направлениями экономической деятельности государства являются:
1.Обеспечение нормальных
2. Выполнение функций, очерченных минимально необходимыми и максимально допустимыми границами вмешательства государства в экономику. В решении этих экономических проблем рыночный механизм обнаруживает свою несостоятельность или неэффективность.
3. Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства, то есть правовой основы предпринимательства, налогообложения, банковской системы.
3.1
Пути решения проблемы занятости
Учитывая сложность ситуации на рынке труда, большие масштабы скрытой безработицы, превышение спроса над предложением рабочих мест, необходимо сосредоточить внимание на решении следующих первоочередных задач. Разработать четкую политику и программу реструктуризации экономики, определить приоритетные инвестиционные направления ее развития и разработать на этой основе концепцию профессиональной занятости и профессиональной подготовки кадров на длительную перспективу.
Поскольку данная задача является основополагающей, она должна быть признана приоритетной. Надо попытаться исправить положение, при котором подготовка специалистов и рабочих кадров высокой квалификации мало увязана с ситуацией на рынке труда, и выпускники учебных заведений сразу оказываются в положении безработных. При этом необходимо учесть возрастной и половой состав работающих специалистов отдельных направлений, чтобы четче просматривались масштабы возможного замещения и потребности в нем в целом.
Необходимо определить проекты государственной значимости, для которой в первоочередном плане следует готовить специалистов и квалифицированных рабочих, принимая во внимание, что процесс их подготовки длителен во времени и требует значительных финансовых затрат. Такие проекты необходимо определить и на региональном (областном), и местном уровнях.
На
основании указанных проектов и
концепции профессиональной занятости
должны быть определены масштабы обучения
и профессиональная направленность
подготовки специалистов и квалифицированных
рабочих и выданы соответствующие задания
учебным заведениям, которые, получив
заказ на подготовку кадров приоритетных
профессий специалистов и рабочих под
проекты государственной значимости,
должны и финансироваться в первую очередь.
Целесообразно сократить масштабы подготовки
по тем профессиям, по которым трудоустройство
обучающихся в местных условиях становится
невозможным или проблематичным и если
требуемый резерв предстоящего замещения
незначителен. Несмотря на всю сложность
экономической ситуации, все предприятия,
начиная с областных, должны составить
программы высвобождения малоквалифицированных
и неквалифицированных рабочих, а также
лиц, занятых тяжелым физическим, непрестижным
и вредным по условиям трудом, которые
подлежат первоочередному высвобождению.
Необходимо закончить создание полной системы сбора, обработки и выдачи информации Государственной службы занятости, предусмотрев автоматическое поступление информации от предприятий и организаций о каждом освободившемся и свободном рабочем месте, условиях работы на нем, размере заработной платы.
Следует в корне изменить философию отношения к Государственной службе занятости, сложившуюся сейчас. Необходимо четко понять, что служба занятости - это в первую очередь орган по оказанию услуг на рынке труда, и ее работа чаще всего сводится к организации перераспределения рабочей силы на имеющиеся вакантные рабочие места. Требовать, чтобы служба занятости создавала новые рабочие места (или даже ставить задачу), неразумно.В части переобучения или первичного обучения безработных служба занятости со стороны работодателей должна иметь социальный ориентир - заказ, и под него из числа безработных подбирать контингент обучающихся.
Необходимо
создать максимально
Следует упростить процедуру выезда за рубеж на временное трудоустройство. Это позволило бы уменьшить численность безработных на рынке труда, улучшить материальное положение как самих безработных и членов их семей, так и увеличить возможные поступления в республику валютных средств.
Целесообразно
проработать, а возможно, и в законодательном
плане решить вопрос об экономическом
стимулировании (обязательном с одновременной
выплатой пособия) лиц, готовых оставить
производство за 2-3 года до наступления
пенсионного возраста (при наличии трудового
стажа для последующего начисления пенсии).
Это создало бы существенные предпосылки
для приведения численности работающих
в соответствие с фактической потребностью
и одновременно для трудоустройства молодежи
(в первую очередь выпускников ПТУ, техникумов,
вузов). Лица предпенсионного возраста,
ушедшие на льготную пенсию, могли бы более
широко использоваться на общественных
работах, куда молодежь в силу их непрестижности
идти не хочет.
В
сложившихся экономических
Необходимо ускорить создание отраслевых, территориальных и республиканских объединений нанимателей, которые должны взять на себя функции отраслевых министерств, Госплана и Минэкономики по вопросам определения реальной потребности в кадрах специалистов и рабочих по отдельным профессиям и организации их последующего трудоустройства.
Поскольку
структурная перестройка
На
уровне регионов необходимо как можно
скорее осуществить расчеты
Таким
образом, положение дел на рынке
труда необходимо рассматривать
как сложную систему, состояние
которой улучшается, или ухудшается от
степени ее изученности и управляющих
воздействий на разных уровнях, как по
горизонтали, так и по вертикали. Мнение,
что рынок труда есть нечто стихийное,
абсолютно неверно. Он в значительной
степени управляем при должной продуманности
и комплексном подходе.
Информация о работе Ежегодная Всероссийская Олимпиада развития Народного хозяйства России