Ежегодная Всероссийская Олимпиада развития Народного хозяйства России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 13:30, курсовая работа

Краткое описание

В смешанной экономике, основанной на рыночной конкуренции и макроэкономическом регулировании, государству отводится вполне определённая роль, так как рынок, как и любая хозяйственная система, не является идеальным механизмом. Он имеет как положительные, так и отрицательные стороны, поэтому естественно, что государство стремится разработать такой механизм хозяйствования, который препятствовал бы разрушительным рыночным последствиям в экономике: монополизму, бедности, кризисам, спадам и т. д.

Содержание

Введение 2
1 Роль государства в экономике 4
1.1 Принципы государственного вмешательства в экономику 4
1.2 Задачи государственного регулирования 6
2 Проблемы в системе государственного регулирования 7
2.1 Основные функции государственного регулирования 7
2.2 Проблемы занятости 12
2.3 Основные направления экономической деятельности государства 19
3 Пути решения проблем, стоящих перед государством 22
3.1 Пути решения проблем занятости 22
3.2 Требования к методам регулирования экономике 25
3.3 Воздействие на рыночный механизм 26
Заключение 28
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Система госрегулирования.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)
 
 

    Государство выполняет свои функции, применяя различные  методы, к которым рыночная система  предъявляет следующие требования:

    Во-первых, исключаются любые действия государства, разрывающие рыночные связи. Недопустимы, например, тотальное директивное планирование, натуральное распределение производственных ресурсов и предметов потребления (фонды, талоны, купоны), всеобщий административный контроль над ценами. Отсюда не следует, что в условиях рыночной экономики государство снимает с себя всякую ответственность, допустим за уровни и динамику цен. Напротив, государство внимательно следит за ценами и, опираясь главным образом на экономические   методы управления, старается не допустить их бесконтрольного инфляционного роста, причем имеет для этого гораздо больше возможностей, чем при административном ценообразовании.

    Во-вторых, влиять на рынок в основном экономическими методами. Если государство полагается исключительно на административные методы, то оно способно разрушить рыночный механизм. Вместе с тем это не означает, что в рыночном хозяйстве административные методы не имеют право на существование, в ряде случаев их применение не только допустимо, но и необходимо.

    В-третьих, экономические регуляторы не должны ослаблять или заменять рыночные стимулы, их следует применять по правилу «не мешай рынку». Если государство игнорирует это требование, не обращает внимание на то, как действие регуляторов отражается на механизме рынка, последний начинает давать сбои.

    3.3 Воздействие на рыночный механизм

 

    Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через: 1) свои расходы, 2) налогообложение, 3) регулирование, 4) государственное  предпринимательство.

    Государственные расходы считаются одним из важных инструментов макроэкономической политики. Они влияют на распределение как дохода, так и ресурсов. Крупными статьями являются расходы на оборону, образование, социальное обеспечение.

    Существенный  элемент расходов – трансфертные платежи. Сюда относятся различные виды пособий (по безработице, по нетрудоспособности, на ребенка, на поддержание дохода), пенсии по старости, ветеранам войн. Но возможности использования трансфертных платежей как канала перераспределения доходов не беспредельны. Значительное увеличение размеров и продолжительности выплат пособий по безработице или пособий малоимущим слоям населения ослабляет стимулы к труду, что отрицательно влияет не только на экономику, но и на социальную атмосферу в обществе. Политика перераспределения доходов призвана сократить разрыв в уровнях жизни высоко- и низко доходных групп населения, но лишь в той мере, которая не угрожает подавлением деловой активности.

    Другим  важным инструментом государственной  политики является налогообложение. В США, например, налоги составляют около 1/3 всей стоимости производимых товаров и услуг в течение года. Налоги играют значительную роль в перераспределении доходов. Однако возможности увеличения налоговой прогрессии весьма ограничены. Значительное повышение прогрессивности налогообложения подрывает стимулы к получению высоких доходов, а тем самым к высокопроизводительному труду и инвестициям, поощряет утечку капитала за рубеж, что отрицательно сказывается на развитии национальной экономики.

    Государственное регулирование способствует формированию хозяйственных связей и пропорций, координированию экономических процессов и увязке частных и общественных интересов. Государственное регулирование осущестляется в различных формах – законодательной, налоговой кредитной, субвенционной. Законодательная форма означает, что принимаются специальные законодательные акты, обеспечивающие относительно равные возможности для соперничества, расширяющие границы конкуренции, препятствующие развитию монополизированного производства, установлению непомерно высоких цен.

    Примером  законодательной формы регулирования  является антимонопольное законодательство. В США, например, оно осуществляется с 1890 г., с момента принятия “Закона  Шермана”, дополненного впоследствии рядом других государственных актов. Антимонопольное (антитрестовское) законодательство направлено на противодействие монополизации экономики, на стимулирование конкуренции. За нарушение антитрестовского законодательства в США предусмотрена уголовная и гражданская ответсвенность.

    Она предполагает штраф до 1 млрд. $ с корпорации, до 100 тыс. $ с должностного лица и тюремное заключение до трех лет. Антитрестовское управление министерства юстиции США направляло приблизительно 80 уголовных дел в год (80-е годы). На международном уровне конкуренция регулируется специальными межгосударственными соглашениями, документами Комиссии ООН по промышленности и торговле, Европейского Экономического Сообщества и других организаций.

    Налоговая и кредитная формы регулирования  предусматривают использование налогов и кредитов в целях воздействия на национальный объем производства. Изменяя налоговые ставки, льготы, правительство воздействует на сужение или расширение производства, на инвестиционные решения. Варьируя условия кредитования, государство влияет на уменьшение или увеличение объема производства.

    Продавая  ценные бумаги, оно сокращает банковские резервы, при этом повышаются процентные ставки и соответственно сокращается  производство. Скупая же ценные бумаги, государство увеличивает банковские резервы, при этом процентные ставки падают и производство расширяется.

    Субвенционная форма регулирования предполагает предоставление государственных субсидий или налоговых льгот отдельным  отраслям, предприятиям (главным образом  таким отраслям, как сельское хозяйство, добывающая промышленность, судостроение, транспорт). Доля субвенции в ВНП развитых стран составляет 5-10%.

    Выделяя субсидии, снижая налоговые ставки, государство тем самым изменяет распределение ресурсов, и субсидируемые  отрасли получают возможность возмещать издержки, которые в противном случае они не могли бы покрывать по рыночным ценам.

    Некоторые западные экономисты считают, что субвенции  нарушают действие рыночного механизма, препятствуют адекватному распределению  экономических ресурсов, тормозят реагирование рынка на изменение издержек и количества произведенной продукции на стороне предложения.

    Государственное предпринимательство, как правило, осуществляется в областях, в которых  хозяйствование противоречит природе  частных фирм или же в которых требуются огромные инвестиции и риск. Государственные предприятия занимают существенные позиции в таких отраслях, как энергетика, черная металлургия, транспорт, связь. Доля государственного предпринимательства варьируется в различных странах, но в названных отраслях она довольна весома.

                                 

                                                        ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

    Наша  страна находится на сложном, переходном этапе, и именно поэтому особенно важна регулирующая роль государства. Но роль эта должна быть принципиально иной, не такой, как в условиях командной экономики, когда центр задаёт все параметры хозяйственной деятельности, включая цены. Ведь сверху нельзя оптимально определить объёмы производства миллионов видов продукции, распределить их в соответствии с потребностями и тем более определить цены, отражающие взаимосвязь спроса и предложения.

    Переход к новой экономической системе  требует решительной ломки командной  экономики. Однако переход от плановой экономики к рыночной надо рассматривать как сложнейший, длительный и противоречивый по своей сути социально – экономический процесс. Здесь необходимы принципиально новая инфраструктура, новые кадры, новые системы цен, финансов, кредита, распределительных отношений. Это смешанная по многим параметрам и критериям структура.

    Западная  экономика накопила большой опыт государственного регулирования экономики  в условиях рынка, поэтому её опыт представляет несомненный интерес  для России и его изучение будет  для нас полезным.

    Государственное регулирование дополняет, корректирует чисто рыночный механизм. Как образно пишет П. Самуэльсон, управлять экономикой в отсутствие того или другого – равно, что пытаться аплодировать одной рукой. Однако, говоря о государственном вмешательстве в экономику, мы должны поставить вопрос о допустимых пределах этого вмешательства. Это исключительно важно. Если государство, пусть даже руководствуясь исключительно благими намерениями, переступает этот предел, то происходит деформация самого рыночного механизма. В этом случае рано или поздно приходится говорить о разгосударствлении экономики. Правда, надо отметить, что в экономической теории существуют разные точки зрения по поводу допустимых границ вмешательства государства. Ответ на этот вопрос будет различным в зависимости от того, кто отвечает: кейнсианцы или сторонники неоклассических теорий. Но в любом случае надо иметь в виду, что экономическими регуляторами следует пользоваться осторожно, не ослабляя рыночные стимулы, среди них нет ни одного идеального, который, давая положительный результат в одной сфере, не давал бы негативного эффекта в другой.

    В заключение хотелось бы подчеркнуть, что  государственное регулирование  осуществляется по принципу: «Конкуренция – везде, где возможно, регулирование  – везде, где необходимо!» При этом регулирование осуществляется на трёх уровнях: микро- (предприятие, корпорация), мезо- (средний уровень, в основном отрасль) и макроуровне (общегосударственный). Причём прямое регулирование в минимальной степени распространяется на микроуровень, а в максимальной – на макроуровень. 

                                СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. А.С.Булатов. Экономика. М.: Юристъ, 1999.
  2. В.Г.Папава. Роль государства в современной экономической системе. Вопросы экономики, N 11, 1997.
  3. В.Ф.Максимова, А.Л.Шишов. Теория рыночной экономики. М.: СОМИНТЕК, 1999
  4. В.И.Комкина.  Управление государственной собственностью. М.: Инфра-м, 1997.
  5. Г.Я.Киперман, А.З.Белялов. Налогообложение  предприятий  и  граждан в Российской Федерации. М.: МВЦ АЙТОЛАН, 2001 г.
  6. К.Макконел,  С.Брю. Экономикс (принципы, проблемы, и политика; часть 1). М.: Республика, 1995 г.
  7. Л.Г.Ходов. Основы государственной экономической политики. М.: БЕК, 1997.
  8. С.В.Фишер, Л.И.Дорнбуш, Р.К.Шмалензи. Экономика / Перевод с английского. М., 1993. 
  9. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учеб. – 2 –е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005, - 544 с.
  10. Гэлбрейт Дж.К. Экономические теории и цели общества / пер. с англ., М.,.2003.
  11. Курс экономической теории: учебник – 5-е исправленное, дополненное и переработанное издание – Киров: «АСА», 2005, 832 с.
  12. Альбеков А.У., Согомонян С.А.. Экономика коммерческого предприятия. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
  13. Белоусова Е.А., Валевич Р.П., Давыдова Г.А., и др. Экономика предприятий торговли -Мн.: БГЭУ, 2006.
  14. Байнев В.Ф. Экономика предприятия и организация производства: Учеб. пособие. -Мн.: БГУ, 2006.
  15. Гиляровская Л. Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. Изд. «Проспект», 2006

Информация о работе Ежегодная Всероссийская Олимпиада развития Народного хозяйства России