Законы спроса и предложения и их роль в установлении равновесной рыночной цены

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 20:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение законов спроса и предложения и их роль в установлении равновесной рыночной цены.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- дать понятия спроса на рынке и показать его динамику и основные тенденции;
- изучить ценовые и неценовые факторы, влияющие на величину спроса и предложения;
- охарактеризовать взаимосвязь спроса и предложения и его роль в механизме достижения рыночного равновесия;

Вложенные файлы: 1 файл

Законы спроса и предложения и их роль в установлении равновесной рыночной цены.doc

— 854.50 Кб (Скачать файл)

2. Спрос неэластичен, когда , когда   данное процентное изменение цены вызывает большее процентное изменение величины спроса. 

Например, если снижение цены на 3% ведет к увеличению спроса лишь на 1%, то такой спрос неэластичен (отображается более стремительной линией 1.3.2).

         3. Спрос с единичной эластичностью имеет место, когда , т.е. 1%-ное изменение цены вызывает 1%-ное изменение продаж товаров;

         4.  Спрос бесконечно эластичен, когда имеется только одна цена, по которой потребители покупают товар. Кривая спроса является горизонтальной линией (рис.1.3.3).

5. Спрос совершенно неэластичен, когда потребители приобретают фиксированное количество товаров, независимо от его цены. Кривая спроса имеет вид вертикальной линии (рис.1.3.4)

Факторами ценовой эластичности спроса выступают:

1. Наличие товаров - заменителей: чем больше близких  и совершенных заменителей имеет  товар, тем более эластичен спрос  на него. Спрос неэластичен для  группы товаров как совокупности, но становится более эластичным для конкретного вида товара. Товары узкого назначения имеют много заменителей, поэтому спрос на них более эластичный. Например, спрос на хлеб вообще неэластичен, но спрос на черный хлеб «Дарницкий» - эластичный. Спрос на транспортные услуги вообще - неэластичен, а спрос на услуги  такси - эластичный. Примером товара, не имеющего совершенных заменителей, может быть бензин, спрос на него неэластичен.

2. Удельный вес  товара в расходах потребителя: чем больше доля товара в расходах потребителя, тем более эластичным является спрос на него, и наоборот. Так, если цена на иглы или булавки вырастет даже в несколько раз, спрос на них существенно не изменится, поскольку на эту покупку тратится незначительная часть дохода потребителя. Но если повышение цен на холодильники или телевизоры заставит многие потребители отказаться от покупки.

3. Фактор времени  в потреблении: в краткосрочном  периоде спрос менее эластичен, чем в долгосрочном, так как  для изменения вкусов, предпочтений  и структуры потребления требуется время;

4. Важность товара  для потребителя: спрос на товары  первой необходимости является  неэластичным, поскольку изменение  цены мало повлияет на объемы  закупок этих благ. Спрос на  предметы роскоши является эластичным  по цене.

По неценовыми факторами спроса различают перекрестную эластичность спроса и эластичность спроса по доходу. Оба показателя измеряют, насколько процентов сместится кривая спроса под влиянием данного неценового фактора.

- Перекрестная эластичность спроса - это процентное изменение объема спроса на один товар при изменении на 1 % цены другого товара.

Она показывает, на сколько процентов сместится кривая спроса. Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене рассчитывается подобно прежним: где х и у - два товара.

   или    

Для товаров - субститутов перекрестная эластичность спроса положительна, так как при росте цены одного товара объем его продаж уменьшается, а спрос на товар - заменитель растет. Для товаров - комплемента перекрестная эластичность спроса отрицательная , поскольку рост цены одного товара приводит к уменьшению объема спроса и на этот товар, и на товар - дополнитель. В случае, когда два товара являются независимыми в потреблении , перекрестная эластичность спроса равна нулю ( ).

- Эластичность спроса по доходу - это процентное изменение объема спроса, вызванная однопроцентного изменением дохода.

Мы знаем, что когда доход потребителей меняется, то кривая спроса смещается. Эластичность спроса по доходу показывает предельную величину смещения кривой спроса в процентах.

Вычисляется коэффициент эластичности спроса по доходу тем же методом, что и коэффициент других видов эластичности: где I - доход потребителя.

  или     

 

 Итак, эластичность  спроса по доходу для нормальных  благ является положительной ( ), для низших - отрицательной ( ) , для нейтральных - нулевой ( ). Предметы роскоши имеют эластичность спроса по доходу больше единицы , предметы первой необходимости - меньше единицы .

По этому показателю можно определить уровень жизни определенных слоев населения. Бедные тратят большую долю своего бюджета на предметы первой необходимости, чем богатые. Когда доходы растут на 1 %, то объем спроса на предметы первой необходимости растет менее чем на 1%, а на предметы роскоши - более чем на 1%. Это показывает коэффициенты эластичности. Например, эластичность спроса по доходу для еды - 0,77; одежды - 0,82; транспортных средств - 1,1.

 

1.3.2 Эластичность предложения

Понятие эластичности предложения товаров характеризует относительные изменения цен товаров и их количества, предлагаемого к продаже. Интенсивность этих изменений  также различна, и на практике могут иметь место следующие ситуации:

    • эластичного предложения;
    • предложения единичной эластичности;
    • неэластичного предложения.

Ценовая эластичности предложения выступает как прямая линейная зависимость между экономическими переменными, показывающими процентное изменение цены и вызываемое им то или иное процентное изменение объема предлагаемых к продаже товаров. Эти зависимости обуславливаются положением кривых эластичности предложения, изображенных на рис. 1.3.5

Р                            С      А



              

           В


 


 

 


O            Q


 

Рис. 1.3.5 Эластичность предложения

 

При единичной эластичности предложения 1% увеличения цены товаров вызывает 1% увеличения их предложения для продажи на рынке. В этом случае имеет место равновеликое изменение цен и количества предлагаемых товаров, коэффициент которого равен единице.

В случае эластичного предложения, 1% увеличения цены способен вызвать увеличение количества предлагаемых к продаже товаров, значительно превышающее 1%. Коэффициент эластичности здесь больше единицы.

При эластичном предложении увеличение цены не оказывает какого-либо влияния на увеличение количества предлагаемых к продаже товаров.

Теоретически можно предусмотреть и другой крайний случай: бесконечное эластичное предложение, которое на графике имеет вид абсолютно горизонтальной линии. Бесконечно эластичное предложение – это увеличение  поставок  товаров на рынок при крайне незначительном увеличении цен на эти товары.

Показатели эластичности предложения подтверждают весьма важную закономерность: в течение длительного периода времени, когда спрос уже приспособился к возросшей цене, эластичность предложения способствует установлению так называемой нормальной цены равновесия (в отличие от цен мгновенного и краткосрочного равновесия).

Теория эластичности имеет большое значение при планировании предпринимательской деятельности. Чтобы увеличить прибыль, необходимо повысить цены, но в этом случае может упасть спрос и объем продаж. Важно учесть коэффициент эластичности: если он < 1, то нет никакого риска и можно смело повышать цены, в противном случае следует воздержаться от коренных действий.

                             

                                 Глава 2.  Рыночное равновесие

2.1. Механизм установления  равновесной цены

         Рыночным процессом ценообразования  управляют законы спроса и предложения. Установление равновесной цены происходит на рынке под влиянием тенденций и специфических особенностей, как спроса, так и предложения.  Взаимодействие спроса и предложения определяет рыночное равновесие

Равновесная цена  - цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил. Образование равновесной цены – процесс, требующий определенного времени. В условиях совершенной конкуренции происходит быстрое взаимное приспособление цен спроса и цен предложения, объема спроса и объема предложения. В результате установления равновесия выигрывают и потребители и производители.

      Поместим рассмотренные нами ранее кривые спроса и предложения  в  одну систему координат.

 

 

Рис.2.1 Рыночное равновесие цен спроса и предложения

Кривые спроса и предложения в точке количественно-ценового равновесия (точка Е) пересекаются (рис. 2.1). Этот характерный график называется «Крестом Маршала» или «Ножницы Маршала».

Равновесная цена - это рыночная цена Р, при которой объем спроса равен объему предложения. Это цена, которая удовлетворяет и продавцов, и покупателей, по этой цене их интересы совпадают. В точке равновесия отсутствуют как дефицит, так и избыток товаров, следовательно, исчезают факторы, вызывающие изменение цены.

Равновесный объем - это определенное количество продукции Q, которая реализована (может быть продана) по цене P.

           Точка пересечения кривых спроса и предложения Е соответствует определенному уровню цены РЕ, отмеченной на оси ординат, и количеству, или объему товара QЕ, продаваемому по этой равновесной цене (отмечено на оси абсцисс).

Как показано на рис.2.1, любой избыток товара, т.е. товарный излишек, толкает цену товаров вниз, к точке равновесия Е. Любой товарный дефицит, нехватка товаров на рынке будет толкать цену товаров вверх, к точке равновесия спроса и предложения Е. В конечном итоге установится равновесная цена РЕ, по которой будет продаваться QE товаров на рынке.

Существует два основных подхода к анализу установления равновесной цены: Л.Вальраса и А. Маршалла.

Главным в подходе Л Вальсара является разница в объеме спроса (предложения). Если происходит избыток спроса при цене, то в результате конкуренции покупателей происходит повышение цены до тех пор пока не исчезает избыток. В случае избытка предложения конкуренция продавцов приводит к исчезновению избытка.

Главным в подходе А. Маршалла является разность цен. Маршалл исходит из того, что продавцы прежде всего реагируют на разность цены спроса и цены предложения. Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста предложения. Увеличение (уменьшения) объема предложения сокращает эту разность и тем самым способствует достижению равновесной цены. Короткий период лучше характеризуется моделью Л. Вальраса, длительный - моделью А. Маршалла.

На графике нахождение точки  равновесия  выглядит  просто.  В  реальной жизни  рыночные  условия  изменяются  очень  быстро.  Как  мы   уже   знаем, существует ряд факторов, которые помимо  цены  воздействуют  либо  на  объем спроса, либо на объем предложения, что  сопровождается  сдвигом  или  кривых спроса и предложения. В результате равновесие будет достигаться при  других  значениях цены.

Возможны следующие 4 варианта:

1)Уменьшение  спроса  под  влиянием  неценовых  факторов  ведет  к   падению равновесной цены и объема предложения.

2)Увеличение спроса под влиянием  неценовых  факторов  повышает  равновесную цену и объем предложения.

3)Уменьшение предложения под влиянием неценовых факторов ведет  к  повышению равновесной цены и сокращению объема спроса.

4)Увеличение предложения под влиянием неценовых  факторов  ведет  к  падению равновесной цены и расширению объема спроса.

Рынок стихийно, автоматически способствует формированию равновесных цен (это процесс А. Смит назвал механизмом «невидимой руки»). Превышение цены спроса над ценой предложения способствует перераспределение ресурсов в пользу отраслей с высоким платежеспособным спросом. Высокие цены свидетельствуют об относительной редкости благ, побуждая к расширению их производства и тем самым к лучшему удовлетворению общественных потребностей. Так как равновесная цена значительно превышает издержки у тех производителей, затраты которых ниже средних, то она способствует перераспределению ресурсов от худших производителей к лучшим, повышая эффективность функционирования национальной экономики в целом.

 

2.2. Мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесие

     Рассмотрим концепцию равновесной цены А. Маршала. [8]

      Исходная позиция Маршалла такова: на рынке представлены нормальный спрос и нормальное предложение. Силы спроса и предложения действуют свободно, не существует прочного объединения торговцев, широко развертывается свободная конкуренция. На рынке в одно и то же время есть лишь одна нормальная цена (нормальная цена определяется состоянием устойчивого равновесия нормального спроса и нормального предложения). Общая конъюнктура рынка остается неизменной на протяжении всего принятого периода. Нормальная цена определяется делением совокупных затрат производства на количество товара, это средние затраты.

Формирование рыночной цены Маршалл рассматривал в трех периодах, где параметры предложения имеют различную динамику. Соответственно различают мгновенное, кратковременное и длительное равновесие. В трех различных типах равновесия товаропроизводители могут либо не принимать никаких мер, либо приспособить переменные факторы производства к изменившимся условиям, либо приспособить к изменившейся цене все факторы производства.

 

Таблица 1

 

 

Мгновенное

Кратковременное

Длительное

Предложение

Фиксировано. Цена полностью зависит от спроса.

Растет без увеличения оборудования.

Различия межу предложением в долго- и краткосрочном периодах состоят в том, что в долгосрочном периоде фирма может расширить производство, новые фирмы могут войти в отрасль. Такие процессы происходят в условиях роста цен, если цены обеспечивают сверхнормальную прибыль. Сверхнормальная прибыль несовместима с равновесием в открытой индустрии. Как только общее предложение возрастет, цены упадут. Новые фирмы будут продолжать входить в эту отрасль до тех пор, пока цена не вернется в свое нормальное состояние и фирма не будет иметь нормальную прибыль

Спрос

Увеличение спроса приводит к увеличению цены, его снижение – к падению.

Увеличение спроса ведет к увеличению объема выпуска товаров и предложения, а снижение – к сокращению.

Цена

Колеблется (полностью зависит от спроса)

Колеблется

Постоянна

Условия равновесия

Информация о работе Законы спроса и предложения и их роль в установлении равновесной рыночной цены