Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 11:52, курсовая работа
Землевладение означает признание права данного (физического или юридического) лица на определенный участок земли на исторически сложившихся основаниях. Чаще всего под землевладением подразумевается Право собственности на землю. Землевладение осуществляют собственники земли.
Введение
1. Земельные отношения, общие понятия
1.1 Классификация рентных доходов
2. Земля и другие природные ресурсы как фактор производства
Естественное и экономическое плодородие
3. Два вида монополии на природные ресурсы и две формы земельной ренты
4. Дифференциальная рента и исследование ее сути и проблемы
5. Ограниченность предложения земельных ресурсов.
5.1 Теория предельной производительности и земельная рента
6. Земля и другие природные ресурсы как товар. Цена земли как капитального актива
7. Альтернативная ценность услуг земли и земельная рента. Равновесие на рынке услуг земли
8. Концепции преобразований земельных отношений
8.1 Особенности земельных отношений в Российской Федерации
9. Практическая часть
Заключение
Цена земли как капитального актива помогает лучше понять сущность одного из многочисленных рынков товаров и факторов производства, существующих в нормальной рыночной экономике. Нельзя перейти от командно-административной системы к рыночной, если запретить функционирование рынка земли, ее куплю и продажу, залог и т.п. Запрет в нашей стране свободного рыночного оборота земли вовсе не помешал ее купле-продаже, но в нелегальной, скрытой форме: при продаже домов в сельской местности, дач и т.п. Это означало, что государство лишалось значительной части доходов бюджета из-за реализации земельных участков «явочным подарком». Законодательное оформление рыночных отношений, связанных с куплей-продажей земли, — необходимое условие успеха глубоких экономических реформ в России.
7. Альтернативная ценность услуг земли и земельная рента. Равновесие на рынке услуг земли
Как известно, экономическая рента означает не просто доход от фактора производства. Экономическая рента – это доход от какого — либо фактора производства, предложение которого неэластично. Исходя из этого определения, экономической рентой называется доход не только от сельскохозяйственной земли (а ее предложение неэластично), а доход от любого ресурса, предложение которого неэластично. Например, рента в нефтедобывающей промышленности (ведь предложение нефтеносных участков неэластично), рента в результате любой естественной монополии, доходы, связанные с какими — либо уникальными дарованиями. Мы можем определить экономическую ренту как часть выплат, входящих в состав заработной платы. Здесь речь идет о доходах, повышающих альтернативную ценность такого ресурса, как труд. Именно эти выплаты составляют экономическую ренту. Также мы можем определить и экономическую ренту от использования услуг земли. Но следует особо подчеркнуть, что земля-это фактор, не имеющий альтернативной ценности для общества в целом.
Но от чего зависит тот уровень, на котором устанавливается земельная рента? В чем причины его снижения или повышения?
Очевидно, что при абсолютно неэластичном предложении услуг земли земельная рента определяется исключительно спросом на услуги земли. Чем выше расположена кривая D(N), тем выше и уровень земельной ренты (например, в случае D(N1) уровень ренты составит величину R1). Не будем забывать, что спрос на услуги земли является производным спросом (как и спрос на другие факторы производства). Например, если цена на пшеницу снизилась (потребители стали меньше употреблять в пищу белого хлеба (см. рис. 2), не желая набирать вес и портить фигуру), то и производный спрос на услуги земли для выращивания пшеницы уменьшится. А если спрос уменьшится до уровня D(N2), то и ставка земельной ренты будет стремиться вниз, составив величину R2. Все изложенное выше относится и к спросу на услуги земли для несельскохозяйственных целей.
В связи с упоминанием о земельных участках несельскохозяйственного назначения необходимо еще раз отметить, что нулевые альтернативные издержки использования услуг земли относятся только к обществу в целом. Но если предположить, что отдельный собственник земли может использовать ее различными способами — для выращивания сельскохозяйственных культур, для строительства гостиницы или парка развлечений, то он сталкивается с проблемой издержек упущенных возможностей, или альтернативной стоимостью. Допустим, владелец земельного участка может сдавать его в аренду для выращивания картофеля или для строительства гаражей. Если ставка арендной платы для земли под строительство гаражей окажется выше, чем в других вариантах использования земли, то данный участок будет сдан в аренду для несельскохозяйственных целей.
8. Концепции преобразований земельных отношений
8.1 Особенности земельных
отношений в Российской
Если рассматривать точку зрения теории, то в отношении преобразования земельных отношений выделяются три основные проблемы:
1.О формах хозяйств на землю;
2.О формах собственности на землю;
3.О взаимоотношениях рынка и государства.
Рассмотрим первую проблему:
Она касается форм собственности на землю.
Существуют здесь две крайние позиции, он обе нереальные: одна — полная свобода частной собственности на землю; другая — единая государственная собственность на землю в основе ее национализации. Теория рассматривает два возможных варианта собственности на землю: один — многообразие форм собственности на землю при их равноправии; другой — единая государственная собственность на землю, но с многообразием форм землепользования.
Рассмотрим вторую проблемы — это формы хозяйств на земле.
Здесь также различают два крайних подхода:
1 — полная фермеризация
(среди совместных теоретиков
рыночной экономики этот
2 — создание крупных хозяйств на земле под эгидой государства.
Такие крайние подходы также не реальны, так как их применение ограничивают возможности максимально эффективного ведения сельскохозяйственного производства. В крупных хозяйствах эффективно крупное производство массовых культур, а также мясное и молочное животноводство, птицеводство, производство шерсти. Но в крупных хозяйствах не выгодно производить много ассортиментные, малообъемные продукты.
Мелкие фермерские хозяйства, как правило, мало товарны, плохо восприимчивы к научно-техническому прогрессу, но именно мелкие хозяйства эффективны для производства много ассортиментной продукции, включая экзотические сорта массовых культур, зелени, цветов и т.п.
Аграрная теория, созданная усилиями, прежде всего, российских ученых аграрников в конце ХIХ — начале ХХ вв., утверждает необходимость и неизбежность сложной структуры хозяйств на земле.
Наиболее значительным автором этой концепции является один из крупнейших ученых — экономистов прошедшего столетия Чаянов А. В. (1880-1937). Он выделял три основных вида хозяйств на земле:
Первый вид хозяйств на земле — трудовые крестьянские хозяйства, которые сегодня обычно называют фермерскими хозяйствами.
Главная задача этих хозяйств — удовлетворять личные потребности владеющих ими семей, а также производить на рынок экономические сорта товарной продукции и тем самым обогащать ассортимент рыночного предложения.
Крестьянские, фермерские хозяйства составляют в мире основную, преобладающую часть предпринимателей, работа которых связана с землей. Но доля товарной продукции, поступающей от них на рынок, очень маленькая.
Второй вид хозяйств на земле — разнообразные кооперативы.
Кооперативы — это форма эффективного объединения крестьянских хозяйств по разным видам деятельности, которые более эффективны в коллективном вещании, чем в индивидуальном. Примерами таких объединений являются снабженческо-сбытовые кооперативы, товарищества по совместной обработке земли, кооперативы по производству мяса и мясных изделий, сахара и т.д.
Кооператив — это также фора защиты мелких предпринимателей от монополистического поведения закупщиков сельскохозяйственного сырья и реализацию готовой продукции. Значит, деятельность кооперативов повышает и доход крестьянских хозяйств.
Третий вид хозяйств на земле — взаимоотношения рынка и государства.
Здесь также имеются две крайние концепции:
1 — полная свобода купли — продажи земли;
2 — полный государственный
контроль над изменениями форм
собственности и
Теория рекомендует смешанный вариант взаимоотношений рынка и государства.
Под контролем государства должны быть земли общенародного, государственного значения, а именно — использование по назначение сельскохозяйственных земель, месторождений полезных ископоемых, других природных ресурсов, путей сообщения, земель, необходимых для поддержания военной и экономической безопасности страны, для осуществления общегосударственных функций и т.п. Остальные земли могут, в той или иной форме, быть объектом свободных рыночных отношений.
Обобщая проблемы, связанные с концепциями преобразований земельных отношений, можно выделить такие, наиболее предпочтительные варианты их решения:
1.Многообразие форм
2.Контроль за использованием
сельскохозяйственных земель
3.Контроль над ценами
основных видов
4.Запрет перехода
5.Регулярный пересмотр
договора аренды в целях
6.Создание государственный
резервов через систему
Особенности земельных отношений в Российской Федерации
В ходе реформ аграрного сектора современной России, которые начались в 1900 г., изменения проводятся в следующих основных направлениях:
1. Резкое сокращение государственных капиталовложений и дотаций сельскому хозяйству, что противоречит практике наиболее развитых стран;
2. Освобождение цен на продукцию сельского хозяйства и на нужные ему средства производства;
3. Введение режима свободной торговли, включая экспорт и импорт сельскохозяйственной продукции, что привело к падению объемов сельскохозяйственного производства в нашей стране и к усилению зависимости нашей страны от импорта продовольствия;
4. Преобразование
5. Попытка широкомасштабного
развития фермерского
Результатами таких преобразований стали принципиальные изменения общественных отношений в сельском хозяйстве, включая изменение отношений собственности.
Одновременно произошло значительное сокращение посевов сельскохозяйственных структур и поголовья продуктивного скота, уменьшение производства практически всех продуктов сельского хозяйства, повышение розничных цен на сельскохозяйственную продукцию при резком понижении закупочных цен, уменьшение потребления основных продуктов питания, резкое снижение уровня жизни населения, занимающегося сельским хозяйством.
В октябре 20001 года был принят новый Земельный кодекс Российской Федерации, который регулирует отношения по использованию и охране земель за исключением отношений по использованию недр, вод, лесов, животного мира, охране окружающей среды, к которым применяются другие федеральные законы. Земельный кодекс РФ, в частности, ввел рыночный оборот городских земель.
В июле 2002 года был принят Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту таких земельных участков, определяет условия предоставления таких земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
2 Практический раздел
Задание 1
Рисунок, представленный ниже, иллюстрирует общественный выбор между производством общественных благ и товаров индивидуального потребления.
Q
| |
| |
|
|
Q
|
Точки А, В, С характеризуют различную степень участия государства в развитии экономики. Для каждой точки подберите ситуацию, соответствующую ее местоположению на линии производственных возможностей:
а) минимальное вмешательство государства в экономику;
б) правительство обеспечивает производство большей части общественных благ (социальных услуг) в рамках государственного сектора;
в) занимаясь производством общественных благ, правительство в тоже время допускает функционирование частного сектора.
Решение:
а) минимальное вмешательство государства в экономику на графике показывает точка С, т. к. производство предметов потребления больше, чем производство общественных благ;
б) правительство обеспечивает производство большей части общественных благ (социальных услуг) в рамках государственного сектора в точке А.
в) занимаясь производством общественных благ, правительство в то же время допускает функционирование частного сектора в точке В, т. к. производство общественных благ и товаров индивидуального потребления находятся на равном соотношении.
Задание 2
Спрос и предложение некоторого товара описываются уравнениями:
QD = 600-100*P,
Qs = 150 + 50*P,
где Q – количество товара; Р – цена товара;
ж) найдите параметры равновесия на рынке данного товара;
з) государство установило налог с продажи на единицу данного товара в размере 1,5 денежной единицы. Найдите, что потеряют при этом покупатели, а что – продавцы данного товара.
Решение:
ж) Равновесные рыночные параметры находим, приравнивая функции спроса и предложения, т.е. QD=Qs.
600-100Р = 150 + 50Р
- 150Р = - 450
Р = 3
Равновесная цена товара равна 3 ден. ед. =>
QD= Qs = 600 – 100*3 = 300
Равновесное количество товара – 300 ед.
з) Если государство ввело налог с продаж в размере 1,5 денежной единицы, то цена товара поднимется (т.к. продавец будет платить налоги за счёт покупателя): 3 + 1,5 = 4,5 ден. единиц.