Издержки производства и их виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 09:15, курсовая работа

Краткое описание

Главный мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях – максимизация прибыли. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую фирмой продукцию. В конкретных случаях (завоевание места на рынке, конкурентная борьба и т.п.) фирма может идти на временное снижение прибыли, и даже убытки. Но длительное время существовать без прибыли фирма не может, ибо она не выстоит в конкурентной борьбе.

Содержание

Введение………………………………………………………….………..3
Основная часть
Глава 1. Издержки производства
1.1. Производство…………………………………………………….………...4
1.2. Понятие издержек производства…………………………………………6
Глава 2. Виды издержек
2.1. Бухгалтерские и экономические издержки……………………………......8
2.2. Издержки упущенных возможностей……………………………………...8
2.3. Явные и не явные издержки………………………………………………..9
2.4. Постоянные издержки……………………………………………………..10
2.5. Переменные издержки…………………………………………………......12
2.6. Общие издержки…………………………………………………………....14
2.7. Средние издержки………………………………………………………….14
2.8. Средние постоянные издержки……………………………………………14
2.9. Средние переменные издержки……………………………………………15
2.10 Предельные издержки……………………………………………………..15
Глава 3. Влияние различных факторов на издержки производства
3.1. Закон убывающей отдачи………………………………………………......18
3.2. Издержки производства в долгосрочном периоде………………………..18
3.3. Экономия, обусловленная масштабами производства…………………...18
3.4. Стратегия повышения эффективности издержек фирмы………………...24
3.5. Роль издержек в стратегии лидерства на рынке…………………………..27
Глава 4. Издержки в современном производстве
4.1. Современные концепции снижения затрат………………………………..30
4.2. Направления снижения издержек в современном производстве………...31
Заключение……………………………………………………………….36
Список использованной литературы…………………………………...38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по эк.теории.doc

— 316.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Российской Федерации

 

Национальный  минерально-сырьевой институт «Горный»

 

Кафедра экономической теории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИЗДЕРЖКИ  ПРОИЗВОДСТВА И ИХ ВИДЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Курсовая работа по курсу                  

                                           «Экономическая теория» 

                             студентки 1 курса

                                     института управления 

                                  производственными

                                                          и инновационными программами

                                              специальность 100700.62.01

                               Коломенкова Д.А.,

                             шифр 1130021014

                                                 Работа сдана «25» мая 2012г.                

                                            Проверила Калинина О.В.

                                                                

 

                                                              

 

 

 

Санкт-Петербург, 2012


Оглавление.

 

Введение………………………………………………………….………..3

Основная часть

Глава 1. Издержки производства

    1. Производство…………………………………………………….………...4
    2. Понятие издержек производства…………………………………………6

Глава 2. Виды издержек

2.1. Бухгалтерские и экономические издержки……………………………......8

2.2. Издержки упущенных возможностей……………………………………...8

2.3. Явные и не явные издержки………………………………………………..9

2.4. Постоянные издержки……………………………………………………..10

2.5. Переменные издержки…………………………………………………......12

2.6. Общие издержки…………………………………………………………....14

2.7. Средние издержки………………………………………………………….14

2.8. Средние постоянные издержки……………………………………………14

2.9. Средние переменные издержки……………………………………………15

2.10 Предельные издержки……………………………………………………..15

Глава 3. Влияние различных  факторов на издержки производства

3.1. Закон убывающей  отдачи………………………………………………......18

3.2. Издержки производства  в долгосрочном периоде………………………..18

3.3. Экономия, обусловленная  масштабами производства…………………...18

3.4. Стратегия повышения эффективности издержек фирмы………………...24

3.5. Роль издержек в  стратегии лидерства на рынке…………………………..27

Глава 4. Издержки в современном  производстве

4.1. Современные концепции  снижения затрат………………………………..30

4.2. Направления снижения  издержек в современном производстве………...31

            Заключение……………………………………………………………….36

  Список использованной литературы…………………………………...38

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

    Главный мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях – максимизация прибыли. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую фирмой продукцию. В конкретных случаях (завоевание места на рынке, конкурентная борьба и т.п.) фирма может идти на временное снижение прибыли, и даже убытки. Но длительное время существовать без прибыли фирма не может, ибо она не выстоит в конкурентной борьбе. Сейчас, в условиях небывалого падения производства как никогда актуально оценка столь немаловажного фактора, влияющего как на политику производителя, так и на ориентацию покупателя. Именно издержки производства лежат в основе производственного процесса. И именно о них в первую очередь думает производитель. А разве проблема максимизации прибыли не затрагивает проблему издержек производства, а не вечный ли это вопрос: "Как увеличить число покупателей, спрос на свою продукцию?" Все это говорит о том, что издержки производства одна из основных слагаемых процесса производства.

    В работе использован научный опыт ученых, превративших закономерности рыночной экономики в экономические законы, в соответствии с которыми работает на протяжении многих лет не одно поколение товаропроизводителей. Основываясь на опыте предыдущих поколений и руководствуясь экономическими законами, спроецированными на сегодняшнюю экономическую реальность, можно прийти к выводу о необходимости комплексного изучения фактора издержек производства как детерминанты положенной в основу прогрессивного развития экономики России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть.

 

Глава 1. Издержки производства

 

1.1. Производство.

   Под «производством» в современной экономической науке принято понимать любую деятельность членов общества по использованию естественных ресурсов. В естественные Ресурсы включаются и ресурсы человека. Целью производственной деятельности является создание необходимых отдельному члену общества и обществу в целом материальных и нематериальных благ. Нередко в обиходе под «производственной деятельностью» понимается лишь создание вещественных материальных благ. Представляется, что подобная трактовка этой категории унаследована от марксистско-ленинской политической экономии, где особо выделялась деятельность в так называемом «материальном производстве», а все остальные виды деятельности считались второсортными. Вместе с тем следует учитывать и значительные различия между деятельностью работников в различных сферах производства.

   Одно дело - работа  на машиностроительном заводе  по производству персональных  компьютеров, другое - их проектирование  и третье — их продажа. Большей частью под «теорией производства» понимается теория процессов превращения, или трансформации, ресурсов в многообразные виды продуктов и услуг.

   Поскольку производственный  процесс имеет затраты (издержки) и результаты, то естественна  постановка вопроса о производственной функции. Поскольку производственная функция описывает соотношение между издержками и результатами, она неизбежно как бы соприкасается с эффективностью самой функции и ее аргументов. Очевидно, правильнее говорить о производственной функции как категории промежуточной. Более эффективным признается тот технологический способ производства, который обеспечивает большее количество продукции при заданных ресурсах или, наоборот, требует меньшего объема ресурсов для получения заданного объема продукта. Нетрудно заметить, что эффективность различных технологических способов производства в огромной степени определяется уровнем цен на ресурсы и продукты. По-видимому, это еще один аргумент в пользу того, чтобы считать производственную функцию категорией, близкой к экономической.  Это имеет существенное значение для общества в целом  для каждого экономического агента. 
   Продукцию следует рассматривать как поток, т.е. в определенном измерении в единицу времени. Так как для создания каждого вида продукции есть множество хронологических способов производства, правомерно утверждение, что в системе координат факторов производства будет множество точек, отображающих соответствующее количество факторов, необходимых для данного технологического способа производства, т.е. обеспечивающих заданный выпуск. Обычно эти точки составляют линии, имеющие изогнутую форму, и называются «изоквантами». Разные сочетания факторов производства имеют различные объемы выпуска. Поэтому на графике производственной функции мы наблюдаем семейство изоквант. Разрыв между изоквантами в системе координат характеризует различия в объемах выпуска продукции. 
   Изменение соотношения между используемыми факторами производства отражается движением по каждой изокванте. Один фактор замещает другой при создании определенного объема продукта. Это принято называть «замещением», а наклон изокванты - «предельной нормой замещения». Понятно, что изокванты могут иметь самые разнообразные формы: прямая линия (совершенная замещаемость; постоянная норма замещаемости); два отрезка, соединенные вместе под прямым углом; несколько отрезков, соединенных под тупыми углами, и т.п. 
   На практике, в конкурентной борьбе за максимизацию прибыли одним из важнейших средств выступает увеличение объема выпуска продукции. Этого можно добиться двумя основными путями: 1) интенсифицировать использование наличных производственных мощностей; 2) осуществить инвестиции, т.е. расширить мощности и привлечь новых работников. В связи с этим время производства можно классифицировать как мгновенный, средний (короткий) и длительный периоды, о которых шла речь при рассмотрении теории спроса и предложения.

    Возможны следующие варианты эффекта масштаба (рис.1). Во-первых, при увеличении факторов в несколько раз в таком же отношении возрастает объем выпуска. Это будет постоянная отдача от масштаба. Эффект масштаба может быть возрастающим, если объем продукции возрастает. Если 1 = 1, то функцию принято называть «однородной» и n будет показателем однородности. Если это условие не выполняется, то функция неоднородна. При n = 1 эффект масштаба постоянен и функция называется «линейно-однородной». Таким образом, при n < 1 имеет место убывающий эффект масштаба, при n > 1 отдача от масштаба возрастает. Постоянная отдача от масштаба обычно имеет место в технологически простых производствах. Отрицательный эффект масштаба - по преимуществу в сложных производствах, например с наукоемкой технологией.

 

Рис. 1. Эффект масштаба: а — убывающая  отдача от масштаба; б — постоянная отдача от масштаба; в — возрастающая отдача от масштаба.

 
   Обратимся еще к одному существенному моменту. До сих пор, когда речь шла об изоквантах, мы не ставили вопроса об их границах. Это означало, что теоретически у изоквант не существует границ. Безусловно, это так. Но предпринимателя интересует не вся длина изокванты, а лишь тот ее участок, на котором предельные продукты каждого из ресурсов остаются положительными, хотя и убывают. Все точки на изоквантах, отражающие нулевые предельные продукты, образуют границы эффективной области изоквант (рис.2). 
 

Рис. 2. Семейство изоквант с выделенной эффективной областью [2]

 

1.2. Понятие  издержек производства

   Большую роль в рыночной экономике играют фирмы - производственные единицы, которые используют факторы производства, чтобы создать товары и услуги, а затем продать их другим фирмам, домохозяйствам или государству.

   Главным мотивом любого частного предпринимательства является возможность получения прибыли, а основным принципом деятельности каждой фирмы служит достижение максимальной прибыли. Теория рыночной экономики строится на положении о том, что единственным побудительным мотивом деятельности фирмы является максимизация прибыли. Любое предприятие старается не только продать свой товар по выгодной высокой цене, но и сократить свои затраты на производство и реализацию продукции. Если первый источник увеличения доходов предприятия во многом зависит от внешних условий деятельности предприятия, то второй - практически исключительно от самого предприятия, точнее, от степени эффективности организации процесса производства и последующей реализации произведенных товаров.

    Многие экономисты внесли существенный вклад в изучение издержек. Например, теория издержек К. Маркса основывается на двух принципиальных категориях - издержки производства и издержки обращения. Под издержками производства понимаются затраты на зарплату, сырье и материалы, сюда же входят амортизация средств труда и т.д. Издержки производства представляют собой расходы на производство, которые должны понести организаторы предприятия с целью создания товаров и последующего получения прибыли. В стоимости единицы товара, издержки производства составляют одну из двух ее частей. Издержки производства меньше стоимости товара на величину прибыли.

    Категория издержки обращения связана с процессом реализации товаров. Дополнительными издержками обращения являются издержки на упаковку, сортировку, транспортировку и хранение товаров. Этот вид издержек обращения близок к издержкам производства и, входя в стоимость товара, увеличивает последнюю. Дополнительные издержки возмещаются после продажи товаров из полученной суммы выручки. Чистые издержки обращения - издержки на торговлю (зарплата продавцов и т.д.), маркетинг (изучение потребительского спроса), рекламу, затраты на оплату персонала штаб-квартиры и т.д. Чистые издержки не увеличивают стоимости товаров, а возмещаются после продажи из прибыли, созданной в процессе производства товаров.

   Говоря об издержках производства и обращения, К. Маркс рассматривал процесс формирования издержек непосредственно по их основным элементам в производственном процессе. Он абстрагировался от проблемы колебания цен вокруг стоимости. Кроме того, в двадцатом веке появилась необходимость определить изменения издержек в зависимости от количества производимой продукции.

   Издержки — это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием своей производственной и реализационной деятельности. [4]

   Мы говорим о том, что затраты производственных факторов исчисляются в деньгах, поскольку необходимо использовать общий критерий для описания различных факторов: рабочее время, кг сырья, кВт электроэнергии и т.д. Однако и денежная их оценка имеет иной раз определенные трудности.

   Трудности могут возникать и при определении объема затраченных в данный период производственных факторов. В некоторых случаях практически невозможно рассчитать затраты с абсолютной точностью. Как. например, определить, какая часть оборудования, купленного год назад и рассчитанного на несколько лет использования, будет затрачена (амортизирована) в данный определенный период времени?

Информация о работе Издержки производства и их виды