Изучение ценовой эластичности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 10:00, курсовая работа

Краткое описание

Ценовая эластичность - эластичность спроса или предложения по отношению к цене; реакция изменения спроса (предложения) на изменение цены.
Изучение спроса потребителей, а также мотивов, которыми они руководствуются, совершая покупки, - важнейшая задача фирмы в условиях конкуренции. Обладание как можно более полной информацией о спросе позволяет фирме обеспечивать сбыт своей продукции, расширять производство и успешно конкурировать на рынке.
В данной курсовой работе я рассмотрю кривые спроса и предложения и направление их изменения. Но интересно не только направление кривых, но и масштабы изменения объема спроса и предложение при изменении цены данного товара. Также в своей курсовой работе я раскрою такие понятия, как ценовая эластичность спроса и ценовая эластичность предложения, т.к. они являются важными показателем чувствительности потребителя к уровню цены.

Содержание

1. Теоретическая часть
Введение…………………………………………………………………….3
1.1. Изучение ценовой эластичности ……………………………………..4
1.2. Ценовая эластичность спроса………………...……………………….6
1.3. Ценовая эластичность предложения………………………………..14
1.4. Кривые спроса и предложения………………………………………19
1.5. Варианты практического применения теории эластичности спроса и предложения…………………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………..27
2. Практическая часть
Задача 1…………………………………………………………………….29
Задача 2…………………………………………………………………….31
Задача 3…………………………………………………………………….33
Список используемой литературы……………………………………….35

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик по ценообразованию.docx

— 81.87 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

1. Теоретическая часть

Введение…………………………………………………………………….3

1.1. Изучение ценовой эластичности  ……………………………………..4

1.2. Ценовая эластичность спроса………………...……………………….6

1.3. Ценовая эластичность предложения………………………………..14

1.4. Кривые спроса и предложения………………………………………19

1.5. Варианты практического  применения теории эластичности  спроса и предложения…………………………………………………………….24

Заключение………………………………………………………………..27

2. Практическая часть

Задача 1…………………………………………………………………….29

Задача 2…………………………………………………………………….31

Задача 3…………………………………………………………………….33

Список используемой литературы……………………………………….35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Эластичность спроса и предложения - одна из самых важных категорий экономической теории. Оценка эластичности по цене, доходам и ряду других параметров позволяет выбрать правильную стратегию поведения на экономическом рынке. Поэтому понятие эластичности имеет огромное значение для производителей товаров, так как дает ответ на вопрос о том, на какую величину изменится объем спроса и предложения при изменении цены.

Ценовая эластичность - эластичность спроса или предложения по отношению  к цене; реакция изменения спроса (предложения) на изменение цены.

Изучение спроса потребителей, а также мотивов, которыми они  руководствуются, совершая покупки, - важнейшая задача фирмы в условиях конкуренции. Обладание как можно более полной информацией о спросе позволяет фирме обеспечивать сбыт своей продукции, расширять производство и успешно конкурировать на рынке.

В данной курсовой работе я рассмотрю кривые спроса и предложения и направление их изменения. Но интересно не только направление кривых, но и масштабы изменения объема спроса и предложение при изменении цены данного товара.  Также в своей курсовой работе я раскрою такие понятия, как ценовая эластичность спроса и ценовая эластичность предложения, т.к. они являются важными показателем чувствительности потребителя к уровню цены.

Большое внимание уделено  коэффициентам ценовой эластичности спроса и предложения. Это все позволяет оценить влияние различных показателей на спрос и предложение.

Данные об эластичности спроса необходимы для принятия разнообразных  управленческих решений, в частности  решений о пересмотре или корректировке  цен на отдельные товары.

 

1.1. Изучение ценовой  эластичности

Ценовая эластичность - эластичность спроса или предложения по отношению к цене; реакция изменения спроса (предложения) на изменение цены [5, стр. 165].

Можно выделить следующие  методы определения ценовой эластичности [2, стр. 429].

1. Обработка статистической информации  о продаже товаров на различных  рынках или на одном рынке,  но в разные моменты времени  по разным ценам. Для применения  данного метода необходима хорошая  база данных, приведенная к одинаковым  условиям относительно рыночных  сегментов, типов потребителей, мест  продажи товаров и т.п., влияющих  на ценовую эластичность. Кроме  того, на покупательную способность  потребителей, их отношение к  изменению цены влияют многие  факторы внешней среды (уровень  инфляции, валютный курс, регулярность  выплаты зарплаты, деятельность  конкурентов и др.). Частично преодолеть  указанные трудности дает возможность  корректное использование соответствующих  методов математической статистики. Наибольшую практическую ценность  имеет использование этих методов  при определении краткосрочной  эластичности спроса.

2. Постановка ценовых экспериментов.  Если не имеется надежной статистики  относительно влияния уровня  цен на объем реализации, то  для определения ценовой эластичности  возможно проведение специальных  экспериментов. Цены могут или  меняться в течение определенного  времени в нескольких магазинах,  или назначаться различные цены  на одинаковые товары в нескольких  магазинах в одно и то же  время. Например, на пробном рынке  на небольшой период времени  вводится пятипроцентное повышение  цены на исследуемый товар.  Если окажется, что это повышение  не отразилось на объеме продаж, то оно вводится на всех  рынках.

Существенно важным при проведении ценовых экспериментов является сохранение неизменными всех других факторов, влияющих на покупательское поведение потребителей. В условиях нестабильной экономики это сделать чрезвычайно сложно.

3. Проведение опроса потребителей  с целью выяснения, при каких  ценах они готовы покупать  определенные товары. Одной из  сложностей данного подхода является  то, что порой наблюдается существенное  различие между высказываниями  потребителей и их реальным  поведением на рынке. Кроме  того, респонденты обычно склонны  занижать объемы предполагаемых  покупок при высоком уровне  цен. Как и для предыдущих  методов, опросы потребителей  в основном используются для  определения краткосрочной эластичности  спроса.

4. Построение экономико-математических  моделей (кроме статистических). Моделирование поведения человека, перевод на язык формульных  зависимостей многих психологических  и социальных факторов с выработкой  конкретных количественных рекомендаций, интересующих практиков, представляет  трудноразрешимую задачу. Такие  модели, скорее, представляют теоретический  интерес и в практическом маркетинге  не используются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Ценовая эластичность спроса

Эластичность  спроса относительно цены показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на один процент [7, стр. 138]. Практическое значение при этом имеют не абсолютные величины, а относительные.

Традиционно для  целей ее измерения служат коэффициенты эластичности разных видов. Экономический  смысл коэффициента эластичности состоит  в том, что он показывает, на сколько  процентов изменится зависимая  переменная (в данном случае объем  спроса) при изменении независимой  переменной (цена данного или другого  товара) на 1 %.

Коэффициенты  эластичности спроса по цене бывают двух видов прямой и перекрестной эластичности.  
         Коэффициент прямой эластичности спроса по цене характеризует отношение относительного изменения объема спроса на данный товар к относительному изменению его цены. Следовательно, его можно исчислить по следующей формуле: [4, стр. 214]

Еp(D)  = ,                                                                                  

где d - изменения объема спроса на данный товар;

- изменение цены данного товара;

Qd - объем спроса на данный товар;

P - цена данного товара.  
         Величина коэффициента эластичности может заметно различаться в зависимости от функции спроса и находится в интервале от 0 до бесконечности.  
         Рассмотрим, каким образом повлияет эластичность спроса на поведение покупателей. Здесь можно выделить несколько вариантов: [6, стр. 305]

 - при единичной эластичности (Еp(D) = 1) объем спроса изменяется теми же темпами, что и цена, но в противоположном направлении;  
        - при эластичном спросе (Еp(D) > 1) при снижении цены объем спроса повышается более высокими темпами по сравнению с изменением цены, а при ее повышении - снижается в более значительных размерах, чем цена (рис. 1,б);  
        - если спрос неэластичный (Еp(D) < 1), то при повышении цены объем спроса снижается более низкими темпами, чем растет цена, а при ее снижении - увеличивается более медленно, чем падает цена (рис. 1, а);

                                 а                                                   б

Рис. 1. Варианты эластичности спроса:

а – неэластичный спрос;

б – эластичный спрос.

Существует два  крайних случая. Первый случай:        

 - при совершенно неэластичном спросе (Еp(D) = 0) при любом изменении цены объем спроса совершенно не меняется. Графически этот случай можно изобразить в виде прямой, параллельной горизонтальной оси (рис. 2, а).

Второй  случай:

- если спрос совершенно эластичный (Еp(D) = ∞), то при снижении цены покупатели повышают объем спроса на неограниченную величину, а при повышении цены - практически полностью отказываются от товара. График абсолютно неэластичного спроса (рис. 2,б) выглядит как прямая, перпендикулярная горизонтальной оси.




 

 


 

               а                                       б 

Рис. 2. Крайние случаи эластичности:

а - спрос абсолютно эластичен;

                                    б - спрос абсолютно неэластичен; 
         Можно выделить несколько групп факторов, определяющих величину эластичности спроса по цене. Причем более высокая эластичность (более высокая ценовая чувствительность) достигается в следующих случаях: [9, стр. 162] 
         1. Существует большое количество товаров-заменителей, что означает их значительную схожесть и слабую дифференциацию с точки зрения качественных характеристик.  Вообще говоря, чем больше хороших заменителей данного продукта предлагается потребителю, тем эластичнее бывает спрос на него. На чисто конкурентном рынке, где, по определению, существует огромное количество идеальных заменителей продуктов, предлагаемых любым продавцом, кривая спроса на продукты каждого отдельного продавца окажется совершенно эластичной . Если один из конкурирующих продавцов пшеницы или кукурузы повысит цену, покупатели переориентируются на легкодоступные идеальные заменители, предлагаемые его многочисленными соперниками. Другим крайним случаем  является спрос диабетиков на инсулин, несомненно, крайне неэластичный.

Стоит заметить, что эластичность спроса на продукт зависит от того, насколько узко определены границы  этого продукта. Спрос на машинное масло фирмы "Тексако" является более эластичным, чем спрос на машинное масло вообще. Целый ряд  других сортов масла легко заменит  масло "Тексако", но хорошего заменителя масла, как такового, не существует.

       2. Высоки абсолютные цены или высока частота покупок, что приводит к тому, что доля расходов на данный товар в бюджете потребителя является значительной.  
         3. Разнообразны возможности использования данного товара. Влияние этого фактора заключается в том, что увеличение числа возможных направлений использования данного товара приводит к повышению эластичности спроса на него (спрос на универсальные станки более эластичен, чем на специализированные).  
        4. Происходят изменения в окружающей среде (спрос на прохладительные напитки летом менее эластичен, чем зимой).  
         5. Варьируется время, за которое происходит приспособление потребителя к изменению цены. Обычно оценивается эластичность спроса для краткосрочного и долгосрочного периодов. Как правило, спрос более эластичен в долгосрочном плане, поскольку за это время появляется возможность найти товары-заменители.

         6. Высока информированность покупателя о качественных характеристиках товара и способность судить о них объективно.  
        7. Проявляется консерватизм покупателей по отношению к данному товару: чем он выше, тем ниже эластичность спроса.  
        8. Соединяется в одном лице потребитель и плательщик.  
        В производственном потреблении важную роль также играет доля данного товара в затратах на конечную продукцию и то, что конечный потребитель и посредник могут конкурировать на рынке.  
         Говоря о коэффициенте эластичности спроса по цене, надо иметь в виду то, что он, как проявление функции спроса, отражает ситуацию в данных рыночных условиях. Поэтому при его использовании в целях формирования ценовой политики надо обязательно знать время и место его исчисления.  
В условиях рыночной экономики существует тесная связь между эластичностью спроса, изменениями цен и расходами покупателя, которые, в свою очередь, формируют выручку продавца.  
         На основе коэффициента эластичности спроса по цене можно определить динамику общей выручки производителя при изменении цены. Например, как изменится выручка производителя при увеличении цены, если спрос на данный товар эластичен. Ход рассуждений в этом случае может быть таким: высокая эластичность спроса означает, что при изменении цены величина объема спроса меняется более высокими темпами по сравнению с ценой, т. е. при возрастании цены объем спроса будет падать более быстрыми темпами, чем происходить ее рост. Следовательно, общая выручка производителя будет сокращаться.  
         Продавец заинтересован повышать цену, если спрос негибкий, и понижать, если спрос эластичный. Зная величину коэффициента эластичности, можно определить необходимый размер изменения цены (с целью повышения доходов продавца или достижения экономии затрат потребителя).

Информация о работе Изучение ценовой эластичности