Изучение ценовой эластичности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 10:00, курсовая работа

Краткое описание

Ценовая эластичность - эластичность спроса или предложения по отношению к цене; реакция изменения спроса (предложения) на изменение цены.
Изучение спроса потребителей, а также мотивов, которыми они руководствуются, совершая покупки, - важнейшая задача фирмы в условиях конкуренции. Обладание как можно более полной информацией о спросе позволяет фирме обеспечивать сбыт своей продукции, расширять производство и успешно конкурировать на рынке.
В данной курсовой работе я рассмотрю кривые спроса и предложения и направление их изменения. Но интересно не только направление кривых, но и масштабы изменения объема спроса и предложение при изменении цены данного товара. Также в своей курсовой работе я раскрою такие понятия, как ценовая эластичность спроса и ценовая эластичность предложения, т.к. они являются важными показателем чувствительности потребителя к уровню цены.

Содержание

1. Теоретическая часть
Введение…………………………………………………………………….3
1.1. Изучение ценовой эластичности ……………………………………..4
1.2. Ценовая эластичность спроса………………...……………………….6
1.3. Ценовая эластичность предложения………………………………..14
1.4. Кривые спроса и предложения………………………………………19
1.5. Варианты практического применения теории эластичности спроса и предложения…………………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………..27
2. Практическая часть
Задача 1…………………………………………………………………….29
Задача 2…………………………………………………………………….31
Задача 3…………………………………………………………………….33
Список используемой литературы……………………………………….35

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик по ценообразованию.docx

— 81.87 Кб (Скачать файл)

Обратная зависимость между ценой и величиной спроса называется законом   спроса. Эта зависимость количества проданных благ от уровня цен может быть изображена графически и называется кривой спроса. Кривая спроса показывает, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени. [6, стр. 198]


  


 

 


 

 

 

 

Рис. 4. Кривая спроса

На рис. 4 показана кривая спроса, в которой по горизонтальной оси отложены величины спроса на продукт, а по вертикальной - цена на него. Из рис. 2 видно, что при цене Р1, которая является более низкой по сравнению с ценой Р2, спрос предъявлен на большее количество продукта Q1. Когда цена повышается до Р2, спрос снижается. Причина этого кроется в том, что при росте цены люди делают выбор, какие продукты им потреблять. Из закона спроса можно сделать вывод, что при равноценности других составных величин результатом повышения цены всегда будет уменьшение количества покупаемого товара.

Точка А - это позиция на линии спроса, которая обозначает количество потребляемого продукта по данной цене. Точка В обозначает то же самое, определяя количество продукта, которое будет потребляться по более  низкой цене. Когда мы имеем дело с изменением цены, линия спроса движется из точки А в точку  В. Вот это движение по линии спроса и будет результатом смены  цены.

Таким образом, под спросом  следует понимать всю кривую спроса, а обозначение отдельной точки  на кривой спроса означает «купленное количество товара» по определенной цене. Движение по данной кривой спроса представляет собой изменение объема покупок в результате сдвигов  в ценах, но вовсе не означает изменения  самой кривой спроса.

Линия справа, обозначенная как Qd2, отражает перемену спроса и свидетельствует о том, что на рынке появился новый фактор, который вызывает значительные перемены во взаимоотношениях между ценами и количеством продукта, пользующимся спросом. Перемена в спросе может быть вызвана увеличением дохода покупателей, внедрением экзогенного (внешнего) спроса в экономику или сменой цен на альтернативные продукты. Другими причинами изменения спроса могут быть перемены вкусов в пользу данного продукта, новый приток потребителей на рынке. Повышение или снижение цен на элементы производства продукта меняют себестоимость и цену всего продукта. Уменьшение количества продукта высокого спроса приводит к повышению цены на продукт-заменитель.

Различные товары отличаются друг от друга по степени изменения  спроса под воздействием того или  иного фактора. Степень реакции  спроса на эти факторы поддается количественному измерению с помощью коэффициента эластичности спроса.

Объем предложения регулирует экономические  интересы производителя, которые зависят  от рыночной цены товара. Чем выше цена товара, тем большая возможность, что производитель окупит затраты  и получит прибыль. Поэтому между  ценой и объемом предложения  есть прямая связь, которая называется законом предложения.

На рынке складывается определенное соотношение между  рыночными ценами и количеством  товара, которое производители желают предложить покупателям. Эту зависимость  можно отразить графически и она называется кривой предложения (рис. 5). [6, стр. 215]



 


 

 

 

 

 

Рис. 5. Кривая предложения

Кривая предложения иллюстрирует функциональную зависимость между  рыночными ценами и тем количеством  продукции, которое производители  изъявляют готовность произвести и  продать. Под предложением следует  понимать всю кривую предложения. Главный  фактор, воздействующий на предложение - издержки производства, производственные затраты. Также на кривую предложения  оказывает влияние степень монополизации  производства и рынка.

На кривую предложения  возрастающую роль оказывает технический  прогресс. Он позволяет снижать издержки производства и изменить предложение  товара. Форма кривой предложения  товара во многом обусловлена технологией  его производства, доступностью ресурсов, используемых при его изготовлении. Если мобильность производства и  используемых в нем ресурсов высока, то кривая предложения имеет более  пологий вид, то есть незначительное изменение цен означает существенное увеличение предложения товара. Когда  же увеличение производства требует  больших затрат ресурсов и труда, кривая предложения более крутая.

На графике кривая предложения  поднимается снизу вверх. Это  обусловлено законом изменения  предложения. Суть его состоит в  том, что, если цена какого-либо товара повышается при неизменности других условий рынка, то предложение этого  товара увеличивается, и, наоборот, падение  цены ведет к сокращению предложения.

Выше мы рассмотрели спрос и предложение по отдельности. Теперь предстоит объединить эти две стороны рынка. Взаимодействие спроса и предложения друг с другом порождает равновесную цену и равновесный объем или рыночное равновесие.

Рыночная цена отражает такую  ситуацию, когда планы покупателей  и продавцов на рынке полностью  совпадают, а объем благ, который  намерены купить покупатели, абсолютно  равен объему благ, который намерены предложить производители. В результате возникает равновесная цена, т. е. цена такого уровня, когда объем  предложения равен объему спроса. [10, стр. 316]

При рыночном равновесии спроса и предложения отсутствуют факторы  как для повышения, так и для  понижения цены до тех пор, пока все  прочие условия сохраняются равными.

 

 

 







 

 


 

Рис. 6. Графическое изображение взаимодействия спроса и предложения

На рис. 6 показано, что рыночная равновесная цена определяется в точке пересечения кривых спроса и предложения, которая является точкой равновесия (Е), отражающей равенство объема спроса и объема предложения. Цена, при которой объем спроса равен объему предложения, выступает как равновесная цена. Равенство объема спроса и объема предложения представляет собой равновесный объем и характеризует рыночное равновесие. [6, стр. 281]

Цена, по которой благо  продается или покупается, может  не совпадать с равновесной ценой. Аналогично и реальный объем продаж может не совпадать с равновесным  объемом. Дело в том, что равновесное  состояние нестабильно, поскольку  условия рынка, которые определяют рыночное равновесие, также нестабильны, вызывая тем самым изменения  спроса и предложения.

 

 

 

 

 

1.5. Варианты практического  применения теории эластичности  спроса и предложения

Теория эластичности спроса и предложения имеет важное практическое значение.

Для фирмы важно иметь  в виду, что эластичность спроса на ее продукцию и эластичность рыночного  спроса не совпадают. Первая всегда (за исключением абсолютной монополии  фирмы на рынке) выше второй. Рассчитать ценовую эластичность спроса на продукцию  фирмы достаточно сложно, так как  необходимо принимать во внимание и  реакцию конкурентов на повышение  или понижение фирмой цены. Помочь в этом может использование математических моделей или опыт руководителей  фирмы. [11, стр. 192]

Если фирма при принятии решения о цене будет руководствоваться  только данными об эластичности рыночного  спроса, то потери сбыта от повышения  цен могут стать более значительными, чем ожидались. Например, если примем эластичность рыночного спроса на табачные изделия 0,46, то это совершенно не означает, что эластичность спроса на сигареты фабрики "Ява" или "Дукат" будет  иметь то же значение. Конкуренция  повысит коэффициент эластичности спроса на сигареты каждой из этих фабрик.

Эластичность спроса является важным фактором, влияющим на ценовую  политику фирмы. Предположим, что какая-то фирма построила стоквартирный  дом и решает вопрос, по какой  цене следует предлагать квартиры съемщикам. Расходы на строительство и эксплуатацию фактически не зависят от того, сколько  квартир будет сдано (за исключением  расходов на текущий ремонт, которые  составляют небольшую долю от общих  расходов). [1, стр. 283]

Если фирма знает спрос  на квартиры и его эластичность, она может определить, по какой  цене следует сдавать эти квартиры, чтобы обеспечить максимальную выручку. При этом максимальная выручка может  достигаться даже в том случае, если часть квартир останется пустовать. Допустим, что фирма столкнулась с линейной кривой спроса. При арендной плате 1 тыс. руб. в месяц ценовая эластичность спроса равна единице и сумма поступлений от аренды наибольшая. Однако по этой цене может быть сдано только 80 квартир, а не 100. Если же фирма установит арендную плату ниже 1 тыс. руб., она может сдать оставшиеся 20 квартир, однако ее выручка при этом сократится

Другим примером практического  использования теории эластичности является государственная налоговая  политика. При введении косвенных  налогов государство преследует цель увеличить объем налоговых  поступлений в бюджет для перераспределения  ресурсов в экономике, перераспределения  доходов населения и поддержки  малоимущих, развития социальной сферы, инфраструктуры, обороны и т.п. Однако в зависимости от эластичности спроса и предложения на отдельные виды товаров и услуг налоговое  бремя будет распределяться по-разному  между производителями и потребителями  продукции. [5, стр. 154]

Рассмотрим распределение  налогового бремени при эластичном и неэластичном спросе на продукцию (эластичность предложения принимается  постоянной).

В случае если спрос эластичен, потери производителя будут выше, бремя налога ляжет в основном на него

В случае если спрос неэластичен, налоговое бремя ляжет преимущественно  на потребителя. Кроме того, абсолютный размер налога также будет выше при  неэластичном спросе. Именно поэтому  государство облагает акцизными  и другими косвенными налогами товары, спрос на которые неэластичен (сигареты, алкогольные напитки и т.п.).

Теория эластичности спроса так же применяется и в сельском хозяйстве. Исследования показывают, что  спрос на большую часть сельскохозяйственной продукции крайне неэластичен, порядка 0,2 или 0,25. В силу чего увеличение производства сельскохозяйственной продукции благодаря хорошим погодным условиям или росту эффективности производства одновременно снижает как цены сельскохозяйственной продукции, так и суммарную выручку (доходы) фермеров. Для фермеров как социальной группы неэластичный характер спроса на их продукцию означает, что сбор очень большого урожая может быть нежелательным. Для политиков это означает, что повышение доходов фермеров зависит от ограничения фермерского производства. [7, стр. 143]

Характер воздействия автоматизации, т. е. быстрого технологического прогресса, на уровень занятости частично зависит от эластичности спроса на производимый продукт. Предположим, что фирма устанавливает новое трудосберегающее оборудование, и это приводит к технологической безработице, скажем, 500 рабочих. Предположим также, что часть экономии на издержках, полученной благодаря технологическому прогрессу, передается потребителям путем снижения цен. Теперь воздействие снижения цен на объем продаж фирмы, следовательно, и на количество необходимых ей рабочих будет зависеть, от эластичности спроса на продукт. Эластичный спрос мог бы обеспечить такое расширение продаж, что некоторые (все или даже более чем 500) из вытесненных рабочих были бы вновь наняты фирмой. Неэластичность спроса будет означать, что лишь немногие (либо вообще никто) из уволенных рабочих могут быть опять приняты на работу, так как прирост объема продаж и производства фирмы будет невелик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Любой рынок состоит из покупателей, желающих приобрести товары, и поставщиков, желающих товары продать. Каждая из этих сторон стремится максимально полно удовлетворить собственные потребности при любой установленной на товар цене, однако каждая из них находится во власти своего сдерживающего фактора: покупатели сдерживаются ограниченностью своего бюджета, а поставщики - ограниченностью своих технологических возможностей. Наличие этих сдерживающих факторов приводит к тому, что при неизменности всех прочих условий, но изменении цены на товар, спрос и предложение будут изменяться.

Характерная кривая спроса, отражающая зависимость количества товара, которое покупатели готовы купить, от цены на данный товар, является убывающей. Характерная кривая предложения, отражающая зависимость количества товара, которое поставщики готовы продать, от цены на данный товар, является возрастающей. Конкретное положение  кривой спроса и кривой предложения в осях (цена, количество) определяется рядом неценовых параметров спроса и неценовых параметров предложения.

Степень чувствительности изменений  спроса и предложения к изменениям цены на товар или любого неценового параметра принято описывать  коэффициентом эластичности.

Ценовая эластичность спроса измеряет степень чувствительности потребителей к изменениям цены. Если потребители относительно чувствительны  к изменениям цен, спрос является эластичным. Если потребители относительно нечувствительны к изменениям цен, спрос неэластичен.

Ценовую эластичность спроса можно определить, наблюдая за характером воздействия изменения цены на величину общей выручки от продажи продукции. Если цена и общая выручка изменяются в противоположных направлениях, значит, спрос эластичен. Если цена и общая выручка изменяются в  одном и том же направлении, спрос  неэластичен. В случае единичной эластичности спроса изменение цены оставит общую выручку неизменной.

Информация о работе Изучение ценовой эластичности